Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Включить, вручить, повторить, облегчить, углубить, прикрепить, позвонить, дозвониться, созвониться.

С.С. Мигунова

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

 

Методические указания

для самостоятельной работы студентов

 

 

для специальностей

 

 

Москва

 

 

ПЕЧАТАЕТСЯ ПО РЕШЕНИЮ РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКОГО

 

СОВЕТА

АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации»

 

ОТ 2012 г.

 

Рекомендовано к изданию заседанием кафедры

от 2012 г., протокол № .

 

Рецензент:Борисова О.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и коми языков КГПИ

 

Мигунова С.С. Русский язык и культура речи: Методические указания для самостоятельной работы студентов. – Москва: Российский университет кооперации, 2012. с.

Пособие составлено в соответствии с учебной программой курса «Русский язык и культура речи», планы лекций и практических занятий, теоретические комментарии к темам, задания и тесты к практическим занятиям, вопросы к зачету, список литературы.

В работе рассматриваются трудные случаи ударения, произношения звуков, образования форм слов разных частей речи, словосочетаний и синтаксических конструкций, представлены задания, направленные на предупреждение лексических и стилистических ошибок, рассматриваются некоторые вопросы риторики и речевой коммуникации.

Адресовано студентам Сыктывкарского филиала Московского университета кооперации.

 

Мигунова С.С., 2012

Российский университет кооперации, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

1. Учебная программа……………………………………………………….с. 3.

2. Акцентологические нормы…………………………………………………с. 7.

3. Орфоэпические нормы…………………………………………………….с. 10.

4. Лексические нормы………………………………………………………..с. 11.



5. Морфологические нормы………………………………………………….с. 13.

6. Синтаксические нормы……………………………………………………с. 25.

7. Функциональные стили речи……………………………………………с. 30.

8. Изобразительно-выразительные средства……………………………......с. 34.

9. Стилистические нормы…………………………………………………..с. 39.

10. Составление деловой документации……………………………………с. 42.

11. Правила оформления научной литературы……………………………..с. 50.

12. Функционально-смысловые типы речи…………………………………с. 52.

13. Текст. Структура текста……………………………………………..........с.56.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель дисциплины – расширение и углубление знаний студентов о русском языке, развитие их речевой компетентности.

Задачидисциплины:

изучение теоретических основ русского языка и культуры речи;

формирование навыков владения нормами современного русского литературного языка;

формирование умений эффективного речевого поведения в актуальных ситуациях общения.

 

Изучение теоретического материала должно сочетаться с самостоятельной работой студентов.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В итоге изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты должны овладеть знаниями:

о системе понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса русского литературного языка;

о нормах современного русского литературного языка;

о функциональных стилях речи;

о требованиях к речевому поведению, в том числе речевому поведению учителя в различных коммуникативных ситуациях.

На основе полученных знаний у студентов должны быть сформированы языковые и коммуникативно-речевые умения:

грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

ориентироваться в ситуации общения;

создавать и реализовывать в речевой практике высказывания разных стилей, в том числе публичные выступления.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 1995.

2. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. и др. Русский язык для студентов-нефилологов. – М., 1999.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М.: Лотос, 2003.

2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1978.

 

 

3. Иполлитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. – М., 2005.

3. Казарцева О.А. Культура речевого общения: Теория и практика обучения. – М., 1998.

4. Культура русской речи / отв. ред. Л.К. Граудина и Е.Н. Ширяев. – М., 2003. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2003.

5. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохловой. – СПб., 2005.

6. Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова. – М, 2000.

7. Русский язык и культура речи / под ред. В.Д. Черняк. – М.: СПб., 2002

8. Смирнова Л.Г. Культура русской речи. – М., 2004.

 

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1.Три аспекта культуры речи.

2.Коммуникативные качества речи.

3.Литературная норма. Виды литературных норм.

4.Особенности устной и письменной речи.

5.Невербальные средства общения.

6.Разговорный стиль

7.Научный стиль.

8.Официально-деловой стиль.

9.Публицистический стиль.

10.Художественный стиль.

11.Правила оформления деловой документации.

12.Подготовка речи.

13.Структура публичного выступления.

14.Основные виды аргументов.

15.Особенности русского ударения.

16.Нормы произношения отдельных звуков и сочетаний звуков.

17.Лексические нормы. Типы лексических ошибок.

18.Стилистические нормы. Типы стилистических ошибок.

19.Употребление существительных.

20.Употребление прилагательных.

21.Употребление числительных.

22.Употребление местоимений.

23.Употребление глаголов.

24.Употребление предлогов.

25.Нормы управления.

26.Построение предложений с однородными членами.

27.Построение предложений с деепричастными оборотами.

28.Трудные случаи построения сложных предложений.

29.Слитное и раздельное написание частицы НЕ с разными частями

речи.

30.Правописание Н и НН в разных частях речи.

31.Правописание служебных частей речи.

32.Тире между подлежащим и сказуемым.

33.Знаки препинания в предложения с однородными членами.

34.Знаки препинания в предложения с обособленными определениями.

35.Знаки препинания в предложения с обособленными обстоятельствам.

36.Знаки препинания в сложном предложении.

37.Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

 

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

Русский язык и культура речи как научные дисциплины

План

1. Язык и речь.

2. Разделы русского языка.

3. Три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический.

4. Литературный язык. Литературная норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

5. Коммуникативные качества речи: правильность, богатство, уместность, точность, логичность, чистота, выразительность.

 

 

Речевое взаимодействие.

План

1. Основные единицы общения.

2. Устная и письменная разновидности литературного языка.

3. Установление контакта с собеседниками. Языковые средства контакта.

4. Невербальные средства общения.

 

Стили современного русского литературного языка

План

1. Система функциональных стилей.

2. Разговорный стиль

3. Научный стиль.

4. Официально-деловой стиль.

5. Публицистический стиль.

6. Художественный стиль.

 

Основы мастерства публичного выступления

План

1. Особенности устной публичной речи.

2. Оратор и его аудитория.

3. Подготовка речи.

4. Структура речи.

5. Словесное оформление публичного выступления.

 

 

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Теоретические комментарии к практическим занятиям.

Задания к практическим занятиям.

Акцентологические нормы

План

1. Особенности русского ударения.

2. Ударение в существительных.

3. Ударение в прилагательных.

4. Ударение в глаголах.

 

Акцентологические нормы – нормы ударения.

 

Особенности русского ударения

 

1. Русское ударение – разноместное, т.е. ударение может падать на любой слог в слове.

Солнце, страна, путешественник, премировать, мусоропровод.

2. Русское ударение – подвижное. Подвижным ударение является в том случае, если при изменении формы слова ударение перемещается с одного слога на другой.

село (сущ. ед. ч. им. пад.) – сёла (сущ. мн. ч. им. пад.)

начал (глагол прош. вр. муж. рода) – начала (глагол прош. вр. жен. рода).

В русском языке много слов и с неподвижным ударением. Например: книга – книги – книгами, сказал – сказала.

 

Ударение в существительных

Во многих отглагольных существительных с суффиксом -ени- ударение падает на этот суффикс, например: управление, сочинение, возражение. Но некоторые отглагольные существительные сохраняют глагольное ударение

обеспечить → обеспечение

упрочить → упрочение

сосредоточить сосредоточение

Большинство заимствованных слов с конечным -ал имеют ударение на последнем слоге: вандал, инициал, капитал, оригинал, квартал, (в любом значении слова); искл.: маршал, фельдмаршал.

 

Задание 1. Поставьте ударение в существительных.

Договор, приговор, заговор, созыв, призыв, отзыв (депутатов), отзыв (лицензии у предприятия), отзыв (о книге).

Газопровод, воздухопровод, нефтепровод, путепровод, мусоропровод.

Каталог, некролог.

Бармен, диспансер, жалюзи, иконопись, маркетинг, свекла, средства, танцовщик, танцовщица, ходатайство.

Ударение в прилагательных

 

Если прилагательное имеет подвижное ударение, то в краткой форме женского рода ударение переходит на окончание: весел – весела, темен – темна, долог – долга.

Многие краткие прилагательные множественного числа имеют варианты ударения: бледны и бледны, близки и близки, длинны и длинны. Но: прав, право, правы, права.

 

Задание 2. Образуйте все формы кратких прилагательных, поставьте ударение.

Красивый, быстрый, умный, гибкий, тонкий, грешный, годный, великий, дерзкий.

 

В прилагательных с неподвижным ударением в простых формах сравнительной и превосходной степеней ударение сохраняется на основе: красивый – красив – красива – красивее – красивейший.

В прилагательных с подвижным ударением в простых формах сравнительной и превосходной степеней ударение переходит на суффикс: сильный – силен – сильна – сильнее – сильнейший.

 

Задание 3. От данных прилагательных образуйте краткую форму женского рода и простые формы сравнительной и превосходной степеней.

Ужасный, ленивый, лиловый, прекрасный, нежный, покорный, светлый, суровый.

Задание 4. Поставьте ударение в следующих прилагательных.

Грушевый, сливовый, оптовый, августовский, новорожденный, украинский, валовой, стограммовый, стокилограммовый, одновременный.

 

Ударение в глаголах

.

В некоторых глаголах на -ить в формах настоящего-будущего времени ударение падает на окончание: звонить – я звоню, ты звонишь, он(она) звонит, мы звоним, вы звоните, они звонят.

Задание 5. Проспрягайте глаголы, поставьте ударение.

Включить, вручить, повторить, облегчить, углубить, прикрепить, позвонить, дозвониться, созвониться.

В глаголах с подвижным ударением в форме прошедшего времени женского рода ударение переходит на окончание: взять – взял, взяла, взяло, взяли.

В глаголах с неподвижным ударением ударение во всех формах сохраняется на основе: класть – клал ← клала, клало, клали.

Задание 6. От данных глаголов образуйте все формы прошедшего времени. Поставьте ударение.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2018 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.