Пиши Дома Нужные Работы


Употребление некоторых форм прилагательных

 

Употребление форм степеней сравнения

 

Имя прилагательное имеет две степени сравнения: сравнительную и превосходную.

Форма сравнительной степени обозначает, что в одном из сравниваемых предметов признак представлен в большей (или меньшей) степени.

Сравнительная степень имеет две формы: простую и составную. Простая форма сравнительной степени образуется от исходной формы качественных прилагательных с помощью суффиксов -ее (-ей), -ше, -е: сильный → сильнее ,теплый → теплей, долгий → дольше, яркий → ярче. Простая форма сравнительной степени образуется не от всех прилагательных.

Составная форма сравнительной степени образуется сочетанием вспомогательных слов более или менее и исходной формы прилагательного: более интересный, менее важный.

Обратите внимание! Со словами более и менее не могут сочетаться формы простой сравнительной и простой превосходной степеней. Сочетания: более красивее, менее громче, более длиннейший, менее важнейший являются грамматическими ошибками.

Форма превосходной степени обозначает высокую степень проявления признака.

Превосходная степень имеет две формы: простую и составную.

Простая форма превосходной степени образуется от исходной формы качественных прилагательных с помощью суффиксов -ейш-, -айш-: умный → умнейший; высокий → высочайший.

Простая форма превосходной степени образуется не от всех прилагательных.

Составная форма превосходной степени образуется сочетанием вспомогательных слов самый и наиболее и исходной формой прилагательного: самый чистый, наиболее громкий.

Обратите внимание! Со словами самый и наиболее не могут сочетаться формы простой сравнительной и простой превосходной степеней. Сочетания: наиболее ярче, самый важнейший, наиболее интереснейший являются грамматическими ошибками.

 

Задание 17. От данных прилагательных образуйте все возможные формы степеней сравнения.

Глубокий, дальний, далекий, хороший, гордый, глазастый, плохой, молодой, спорный, мокрый, чистый, сладкий, красивый, маленький.

 

Задание 18. Прочитайте предложения. Исправьте ошибки в употреблении степеней сравнения прилагательных.

1. Это еще более худший вариант решения проблемы. 2. Ты сегодня самая красивейшая 3. Это наиболее добрейший человек из всех, кого я знаю. 4. Разработка новой темы становиться все более интенсивнее. 5. Это был самый торжественный час моей жизни. 6. Из-за ливней экспедиция в этом голу работала в более труднейших условиях, чем прежде. 7. Речь бабушки более ярче и выразительнее, чем речь других персонажей. 8. Жизнь Катерины в доме матери была более лучшей, чем в доме Кабанихи. 9. Он рассказал все до самых мельчайших подробностей. 10. Третий рассказ показался ему наиболее смешней. 11. Этот рисунок гораздо красивше.

Задание 19. Перепишите, вставляя вместо точек полную или краткую форму прилагательных, данных в скобках.

1) Цель похода была … для всех участников. Погода стояла …, но ветреная (ясная, ясна). 2) Учебник по физике мне очень … .Журнал «Знание – сила» … и интересный (нужный, нужен). 3) В течение недели брат был … ангиной (больной, болен).4) Тёплый сентябрь … для Подмосковья (обычный, обычен). 5) Наш класс … за организацию школьной выставки (ответственный, ответственен). 6) Стилю рассказов А. П. Чехова … лаконизм (свойственный, свойственен).

 

Употребление числительных

 

Имя числительное обозначает количество или порядок предметов при счете. По значению числительные делятся на количественные и порядковые. В составе количественных числительных выделяют целые, дробные, собирательные.

Склонение целых количественных числительных

 

Выделите окончания. В случаях, когда склонение не представлено, просклоняйте числительные по образцу.

 

Склонение числительного один:

 

  Единственное число Множественное число
  муж. род сред. род жен. род  
И. один одно    
Р. одного    
Д. одному    
В. один и одного одно    
Т. одним    
П. (об) одном    

 

Склонение числительных два, три, четыре:

 

И. два, две три четыре
Р. двух   четырех
Д. двум   четырем
В. два и двух   четыре и четырех
Т. двумя   четырьмя
П. (о) двух   (о) четырех

 

 

Склонение числительных от пяти до двадцати и тридцать:

 

И. пять восемнадцать тридцать
Р. пяти    
Д. пяти    
В. пять    
Т. пятью    
П. (о) пяти    

 

Склонение числительных сорок, девяносто, сто:

 

И. сорок девяносто сто
Р. сорока    
Д. сорока    
В. сорок    
Т. сорока    
П. (о) сорока    

 

Склонение числительных от пятидесяти до восьмидесяти:

 

И. пятьдесят восемьдесят
Р. пятидесяти  
Д. пятидесяти  
В. пятьдесят  
Т. пятьюдесятью  
П. (о) пятидесяти  

 

Склонение числительных двести, триста, четыреста:

 

И. двести триста четыреста
Р.     четырехсот
Д.     четыремстам
В.     четыреста
Т.     четырьмястами
П.     (о) четырехстах

 

Склонение числительных от пятисот до девятисот:

 

И. шестьсот девятьсот
Р.   девятисот
Д.   девятистам
В.   девятьсот
Т.   девятьюстами
П.   (о) девятистах

 

Числительные тысяча, миллион, миллиард склоняются как существительные туча, лимон, сад.

При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово.

 

Задание 20. Просклоняйте числительное семьсот девяносто одна тысяча четыреста шестьдесят восемь.

 

Задание 21. Прочитайте предложения, числительные запишите

Словами.

1. Из 596 вычесть 387. 2. К 2784 прибавить952. 3. От 36 485 отнять 11 697. 4. Теплоход с 728 пассажирами. 5. Длина окружности равна 472 сантиметрам. 6. Отчитаться в 254рублях. 7. За истекший период собрано более 589 643 тонн зерна. 8. Более 25 980 человек обратилось с предложениями в органы самоуправления. 9. Высота Останкинской башни равна 540 метрам 74 сантиметрам. 10. Сметная стоимость второй очереди канала составляет более 453 миллионов 372 тысяч рублей. 11. К 25 683 прибавить 384. 12. Из 836 571 вычесть 396. 13. Найти частное от деления 624 982 на 32. 14. 754 689 болельщикам удалось побывать на Олимпийских играх 1988 года. 15. В искусственном водоеме плавало около 854 290 рыб. 16. 35 528 залпами вспыхнуло ночное небо. 17. За междугородний телефонный разговор нужно было расплатиться 276 539 рублями. 18. Ежедневно на заводе изготовляется около 51 218 деталей. 19. Из 964 132 человек на избирательный участок пришло около 60 процентов. 20. 784 279 ветеранам были вручены памятные подарки. 21. 273 465 тоннами угля государство обязано Воркуте.

 

Склонение дробных числительных

 

И. две третьих Сочетающиеся с дробными числительными существительными не склоняются: три восьмых гектара, трем восьмым гектара, тремя восьмыми гектара.
Р. двух третьих
Д. двум третьим
В. две третьих
Т. двумя третьими
П. (о) двух третьих

 

 

И. полтора полтары И. полтораста
Р. полутора Р. полутораста
Д. полутора Д. полутораста
В. полтора полторы В. полутораста
Т. полутора Т. полутораста
П. (о) полутора П. (о) полутораста

 

Форма полтора имеет ударение на окончании -а.Однако в сочетании полтора суток ударение перемещается на первый слог.

 

Употребление собирательных числительных

К собирательным относят числительные:

а) двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро;

б) оба, обе.

 

И. двое семеро И. оба обе
Р. двоих   Р. обоих обеих
Д. двоим   Д. обоим обеим
В. двое и двоих   В. оба и обоих обе и обеих
Т. двоими   Т. обоими обеими
П. (о) двоих   П. (об) обоих (об) обеих

 

Собирательные числительные от двое до десятеро

сочетаются с существительными мужского рода: двое учеников. не сочетаются с существи­тельными женского рода. Нельзя сказать двое учениц, нужно говорить две ученицы.

Собирательные существительные носят разговорный оттенок, поэтому их не принято употреблять в сочетаниях двое министров, трое директоров, четверо доцентов и под.

Собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими детенышей животных: двое зайчат, трое медвежат. Собирательные числительные не сочетаются с существительными , обозначающими взрослых животных : нельзя сказатьдвое зайцев, трое медведей, нужно говорить: два зайца, три медведя.

Собирательные числительные сочетаются с существительными:

- дети, люди, ребята: двое детей, трое людей, четверо ребят;

- имеющими только форму множественного числа: двое суток, трое очков;

- обозначающими парные предметы: двое перчаток, трое носков;

- перешедшими из разряда прилагательных: двое рабочих, трое военных.

Собирательные числительные сочетаются с личными местоимениями: позвали нас двоих, их осталось трое.

 

Задание 22. Вставьте пропущенные буквы.

Об… им ученикам, об…их претендентов, об…их претенденток, об…ими сыновьями, об…им виновниками, по об…им берегам реки, на об…их сторонах улицы, в об… вариантах, на об…их столах, в об…их тетрадях, для об…их студенток, в об…их сказках, в об…их заданиях, на об…их партах, в об…их столицах, об…им ветеранам.

Задание 23. Образуйте возможные сочетания.

Двое(студентов, студенток, академиков, детей, дневальных, медвежат, медведей, щипцов, телег, саней, валенок, туфель, ботинок, ножниц, ученых, сыновей, дочерей, людей, доцентов, пленных, котят, котов, служащих).

Склонение порядковых числительных.

 

И. третий третье третья третьи
Р. третьего      
Д. третьему      
В. третий и третьего      
Т. третьим      
П. (о) третьем      

 

При склонении составных порядковых числительных изменяются только последнее слово.

 

И. тысяча девятьсот сорок пятый (год) две тысячи восьмой (год)
Р. тысяча девятьсот сорок пятого (года)  
Д. тысяча девятьсот сорок пятому (году)  
В. тысяча девятьсот сорок пятый (год)  
Т. тысяча девятьсот сорок пятым (годом)  
П. (в) тысяча девятьсот сорок пятом (году)  

 

При обозначении даты существительное при порядковых числительных стоит в форме родительного падежа: с 8-ым Марта, с 23-им Февраля, с 1-ым Мая.

Первое сентября, первого сентября, первому сентября, первым сентября. Ошибочно: первого сентября, первому сентябрю, первым сентябрем.

Употребление местоимений

К личным местоимениям III лица в косвенных падежах после предлогов обычно прибавляется буква Н: пришел к нему, отошел от нее, разговаривал с ним, стоял возле него, смотрел на них; но: видел его, рассказал ей, встретил их.

Буква Н к местоимениям не присоединяется

- после наречных предлогов, требующих дательного падежа: наперекор им, навстречу ей и др.;

- после предлога благодаря: благодаря им;

- после сравнительной степени прилагательного и наречия: старше его, лучше ее, дальше их.

Задание 24. Поставьте местоимения в нужную форму.

1. У (он) был праздничный вид. 2. Незнакомец неуверенно подошел к (она). 3. Впервые я увидел (они) в Ялте. 4. Рядом с (они) стоял старичок очень маленького роста. 5. Благодаря (он) работа была закончена за день. 6. Я все сделал наперекор (она). 7. С (она) мне никогда не было скучно. 8. Ольга была моложе (он) на три года. 9. Я увидел (она) и похолодел. 10. Я долго смотрел вслед (он). 11. Благодаря (она) все дела быстро устроились. 12. Выше (они) были только облака. 13. Вдали виднелись роща, а напротив (она) река.

Местоимения III лица обычно указывают на ближайшее из названных ранее существительных. Например: Девушка запела песню, и она (т.е. песня) всем понравилась. При несоблюдении этого правила может возникнуть неясность или искажение смысла. Например: Катерина не могла ужиться с Кабанихой, она не принимала ее жизненной позиции. (Кто: Катерина или Кабаниха? Чьей позиции?). Монтера вызвали к начальнику цеха, но он (монтер или начальник?) не явился.

 

Задание 25. Перестройте предложения, устранив ошибку а употреблении местоимения.

1. Возле стола стоял мальчик, он был завален посудой. 2. Я вынула книгу из сумки и положила ее на стол. 3. Когда Ниловна взяла прокламации с речью Павла, ее схватила полиция. 4. В лаборатории института стояли шкафы с различными приборами и химикатами. Их было около десяти. 5. Надо улучшить работу с остающейся летом в городе детворой, найти ее новые, более интересные формы.

В русском языке личные местоимения его, ее, их могут употребляться в значении притяжательных местоимений: его работа, ее книга, их дело. Местоимения евонный, еённый, ихний являются просторечными. Употребление таких местоимений нарушает нормы литературного языка.

 

Задание 26. Исправьте ошибки в употреблении местоимений.

1.Сын еённый вечно без присмотра ходит. 2. Ихнее добро не бери, а евонное отнеси в машину. 3. Не любят еённые родители, когда не по-ихнему выходит. 4. К евоному дому не подходи.

Употребление глаголов

 

При спряжении некоторых глаголов возникают ошибки.

Следует правильно употреблять формы глаголов класть,положить. Класть – кладу, кладешь, кладет, кладем, кладете, кладут, клал, клала, клало, клали, клади, кладите. Положить – положу, положишь, положит, положим, положите, положат, положил, положила, положило, положили, положи, положите.

 

Задание 27. Найдите ошибки в образовании глагольных форм. Замените просторечные формы литературными.

1. Они всегда хочут показать, кто главнее. 2. Крапива больно жгется. 3. Сейчас поброюсь, позавтракаем и пойдем. 4. Положь деньги на место. 5. Ляжь и спи – уже поздно. 6. Не трожьте парня. 7. Что ты трепаешь нарядное платье. 8. Его мать лучше всех пекет блины. 9. зажгешь спичку и сразу все увидишь. 10. Зачем он залазит в машину?. 11. Ложи все покупки на стол. 12. Поклади вещи на место.

 

Среди глаголов имеется группа так называемых недостаточных глаголов, от которых нельзя образовать форму I лица единственного числа: победить, убедить, дудеть, очутиться, ощутить, чудить, дерзить и др. Вместо подобных форм в случае необходимости используются описательные обороты: вспомогательный глагол I лица единственного числа + неопределенная форма недостаточного глагола. Например: сумею (постараюсь) победить, хочу (стремлюсь) убедить, могу (надеюсь) очутиться, хочу (попытаюсь) ощутить.

Задание 28. Замените глаголы, данные в скобках, описательными оборотами.

1.Я (победить) своего противника на предстоящих соревнованиях. 2. Я (дерзить) своим учителя, а потом сожалею. 3. Я (Убедить) своего оппонента. 4. Уже завтра я (ощутить) всю прелесть отдыха на море. 5. Если я не сдам экзамен, то (очутиться) в неприятном положении.

Употребление предлогов

 

При глаголах «чувства» (тужить, плакать, тосковать, горевать, скучать, соскучиться и др.) предлог по употребляется с дательным падежом существительного: горевать по прошлому, тосковать по сыну, скучать по дому. Личные местоимения 1,2 лица множественного числа при глаголах «чувства» стоят в предложном падеже: плачет по нас, горюет по вас.

 

Задание 29. Поставьте данные в скобках существительные и местоимения в нужную форму.

Скучать по (школа, дом, брат, сестра, мы); тосковать по (друзьям, мать, вы); соскучиться по (работа, море, мы); плакать по (родные, вы).

 

В значении «после чего-нибудь» предлог по употребляется с предложным падежом существительного: по истечении срока действия, по приезде в город, по окончании института, по получении диплома.

 

Задание 30. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужной форме.

Приехать по (окончание) школы, возвратиться по (завершение) строительства, приступить к обязанностям по (завершение) стажировки, расписаться по (ознакомление) с решением, принять решение по (рассмотрение) вопроса, навести справки по (прибытие) на место, написать отчет по (окончание) работ.

Предлоги благодаря, согласно, вопреки, навстречу, подобно, наперекор употребляются с дательным падежом существительного: благодаря заботе, согласно решению собрания, вопреки указанию директора.

 

Задание 31. Слова, заключенные в скобки, поставьте в нужную форму.

1.Согласно (наша договоренность) товары должны быть отгружены в срок. 2. Прошу оплатить услуги согласно (договор). 3. В соответствии с (принятая ранее договоренность) прошу выслать образцы товара. 4. Согласно (приложение) к лицензии разрешены следующие виды работ. 5. Соответственно (принятые обстоятельства) отправляем образцы продукции. 6. Согласно (прилагаемый список) наградить работников денежной премией. 7. Согласно (настоящий контракт) получатель оплачивает все работы.

 

Предлог благодаря употребляется с существительными, имеющими «положительное» значение, например: благодаря вашему совету, благодаря хорошей погоде. Поэтому предложение «Поезд потерпел крушение благодаря небрежности машиниста» построено неправильно.

Предлог вследствие имеет значение «по причине», «из-за», обычно употребляется с существительными, имеющими «отрицательное» значение. Например: Пишу к вам из деревни, куда заехал вследствии печальных обстоятельств.

Предлог ввидуиспользуется при указании на предстоящие события.

 

Задание 32. Вместо точек вставьте предлоги ввиду, благодаря, вследствие, учитывая их лексическое значение.

1. … ожидаемых заморозков следует принять меры предосто­рожности. 2. … ремонта железнодорожного полотна пассажирский поезд пришел с опозданием. 3. … самообладанию водителя авария была предотвращена. 4. … затопления части набережной ремонтные работы пришлось приостановить. 5. … большого наплыва посетителей время работы выставки увеличено. 6. … повышения цен на энергоносители изменение различных цен будет согласовываться дополнительно. 7. … активной деятельности экологических служб экологическая обстановка в городе начала улучшаться.

 

При обозначении места могут использоваться предлоги на, с, в, из. Предлоги на, вобозначают движение к указываемому месту, предлоги с, изиспользуются при обозначении движения от указываемого места. При этом предлог на соответствует предлогу с (на – с), предлог в соответствует предлогу из (в – из). Например: пошел в школу, пришел из школы; отправился на концерт, пришел с концерта.

 

Задание 33. Вместо точек поставьте нужный предлог. Существительные, данные в скобках, поставьте в нужном падеже.

Пойти … (школа, университет, институт), вернуться … (школа, университет, институт); поехать … (Воркута, Москва, Россия, Украина, Франция), приехать …(Воркута, Москва, Россия, Украина, Франция); отправиться … (театр, концерт), прийти … (театр, концерт).

 

Синтаксические нормы.

План.

1. Нормы управления.

2. Правила построения простых предложений.

3. Правила построения сложных предложений.

 

Синтаксические нормы – правила образования словосочетаний и предложений.

 

Нормы управления

 

Управление – такой вид подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого определенной надежной (или предложно-падежной) формы.

Русский синтаксис отличается богатством вариантов управляемых конструкций. Например: проехали лес, проехали через лес, проехали лесом, проехали по лесу; отдыхали неделю, отдыхали в течение недели и т.д.

Не следует смешивать конструкции с синонимичными или однокоренными словами, требующими разного управления: обидеться на что – обижен чем; обрадоваться чему – обрадован чем; обращать внимание на что – уделять внимание чему; основываться на чем – обосновывать чем; полный, исполненный, преисполненный чего – наполненный чем; превосходство над чем – преимущество перед чем; уверенность в чем – верить, вера во что; удивляться чему – удивлен чем; опираться на что – базироваться на чем; основываться на чем – обоснов(ыв)ать чем; отозваться, отзываться, дать отзыв о чем – дать рецензию на что ;превосходство над кем (чем) – преимущество перед кем (чем); различать что и что, отличать что от чего, различия между чем и чем; платить, уплатить за что – плата за что – оплата чего.

 

Употребление однородных членов

 

1. В качестве однородных членов должны использоваться сопоставимые в смысловом отношении понятия. Соединение несопоставимых понятий может привести к ошибке. Например: Я люблю бананы, субботу и гимнастику.

2. В состав однородных членов не должны входить родовые и видовые наименования. Например:Этот сквер – любимое место отдыха жителей города, молодежи и детей.

3. Однородные члены могут быть выражены различными частями речи. (Хотя чаще выражаются одной частью речи). Например: 1. Швед русский колет, рубит, режет. 2. Прелесть чеховских пьес состоит в том, что не передается словами, а скрыто под ними или в паузах, или во взглядах актеров. Однако допускаются сочетания на правах однородных членов существительного и неопределенной формы глагола. Например: Моя подруга любит читать, красивую одежду и музыку.

4. Следует правильно связывать однородные члены повторяющимися и двойными союзами. В качестве повторяющегося должен выступать один союз. Например: И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. Сравните: Он всегда дает детям либо по кусочку дани, или по яблоку.

Не следует смешивать части двойных союзов: как …, так и …; не только…, но и …; не столько…, сколько; если не …, то ….Например: В городе построены не только новые школа, больница, а также драмтеатр и библиотека.

Части двойного союза должны находиться перед однородными членами.Например: Старик Обломов как принял имение от отца, так и передал его сыну. Сравните: В новом здании цирка можно будет проводить не только цирковые представления, но иустраивать большие концерты.

5. Если однородные члены имеют различное управление, при них не может употребляться одно управляемое слово. Например: Мы радуемся и гордимся высокими спортивными достижениями школы.

6. Нельзя соединять на правах однородных членов члены предложения и простые предложения в составе сложного. Например: Наташа Ростова – жизнерадостная девушка, тонко чувствующая музыку, искусство и которая способна ощущать чужое страдание как свое.

 

Задание 34. Найдите ошибки в употреблении однородных членов. Отредактируйте предложения.

1.Листья в лесу пахнут ягодами, зеленью, природой и грибами. 2. Этот вариант наиболее сложный и, как полагают в Кремле, наиболее трудно реализуемый. 3. Жан-Шарль Кастельбажак и Андрей Шаров – авангардисты и хулиганы современного подиума и рассказывают в «Двойном портрете» о тайнах своего мастерства. 4. Магазину требуется продавец овощей и картофеля. 5. Лица, которые прошли медкомиссию и имеющие допуск к работе, должны пройти инструктаж. 6. Это не только означает вежливость с покупателями, но и заботу о них. 7. Перед сдачей объекта под охрану нужно проверить, чтобы в охраняемом помещении не оставались посторонние лица, включенные электроприборы и другие источники огня. 8. Стороны освобождаются от ответственности, если невыполнение обязательств явилось следствием непреодолимой силы, возникшей после заключения договора и которую нельзя ни предвидеть, ни предотвратить разумными методами. 9. Обычно письмо может или не дойти до адресата, либо дойти слишком поздно. 10. Чтобы успешно работать с Интернетом, нужно как знать правила поведения в сети, но и уметь ориентироваться во множестве информационных сервисов. 11. Земля должна рассматриваться как система, ресурс жизнеобеспечение которой большой, но ограничен. 12. Главным занятием этого племени было выращивания батата (сладкого картофеля) и изготавливать из плодов саговой пальмы муку. 13. Мы долго ждали темноты и когда все уснут. 14. Рецензия на сочинение развернутая, содержательная и интересна. 15. Сегодня мы занимается не только в учебных мастерских, а также во второй половине дня на заводе. 16. Огромное количество учащихся 60-ых – 70-ых годов прошлого века изучало и увлекалось астрономией и космическими полетами.

Правила построения предложений с деепричастными оборотам.

 

1. Деепричастие и глагол-сказуемое должны обозначать действия одного и того же лица.Например: Офицеры улеглись в корчме, укрывшись мокрыми шинелями. Сравните: Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.

2. Деепричастный оборот не употребляется в безличных предложениях, например: Устав после занятий, мне не читалось.

Однако в безличных предложениях возможно употребление деепричастных оборотов при неопределенной форме глагола, например: Возвращаясь домой, надо было переезжать реку вброд.

3. Деепричастные обороты не употребляются в страдательных конструкциях,например: Пролетая над городом, вертолет был сбит.

4. Деепричастный оборот употребляется в определенно-личных предложениях, например: Закрыв книгу, попробуйте восстановить в памяти текст стихотворения.

 

Задание 35. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Возражая собеседнику,

1. я привел свои доводы.

2. часто не учитываются законы психологии.

3. у нас возникло взаимопонимание.

4. ему позвонили.

Исполняя эту пьесу,

1. было чувство радости.

2. я старался передать свое настроение.

3. должен учитываться авторский замысел.

4. зал хорошо слушал пианиста.

Возвращаясь из поездки,

1. произошел интересный случай.

2. мы поделились яркими впечатлениями с друзьями.

3. мне не спалось.

4. надолго запомнились интересные случаи в пути.

Прочитав новую книгу,

1. захотелось поделиться впечатлениями о ней.

2. началась подготовка к читательской конференции.

3. я увлекся историей.

4. это помогает лучше понять окружающий мир.

Не рассчитывая на помощь,

1. меня начали покидать силы.

2. ученики самостоятельно справились с заданиями.

3. самостоятельная работа имеет большое значение.

4. учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

Находясь в пути,

1. нам приносили свежие газеты.

2. всегда вспоминаем дом.

3. мне понравилась поездка.

4. обычно думаешь о доме.

Задание 36. Найдите ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Перестройте предложения, устранив ошибки.

1. Прочитав повесть В. Быкова, меня в первую очередь поразил сюжет. 2. Провожая сына на войну, по щеке матери катится слеза. 3. Будучи совсем молодой девчушкой, к Татьяне пришла пора любви. 4. Читая пьесу, Лариса мне очень понравилась. 5. Анализируя характер Чичикова, его взгляды на жизнь, прослеживая путь одинокого человека, с раннего возраста привыкшего самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, нельзя невольно не задуматься о современном человеке. 6. Раскрывая и конкретизируя образы героев, возникает желание разграничить всех персонажей на расточителей и накопителей. 7. Употребляя слова-паразиты, часто затемняется смысл высказывания. 8. Записывая математическое выражение, мною было допущена ошибка. 9. Переводя текст, мне понадобился словарь. 10. Работая над сочинением, сначала составляются тезисы.

 

Построение сложноподчиненных предложений

1.Определительное придаточное со словом который нельзя отрывать от определяемого существительного, например: Ряд отрицательных явлений общественной жизни можно встретить еще и в наше дни, против которых были направлены сатирические произведения поэта.

2. Не следует совмещать конструкции простого и сложного предложений,например: Пьеса разоблачает «темное царство» и как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям.

3. Не должны объединяться на правах однородных конструкций причастный оборот и придаточное определительное предложение, например: На столе у него лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал.

4. В главной части сложноподчиненного предложения часто ошибочно используют указательное слово, например: Я предполагал то, что проживу здесь не меньше месяца.

В тех случаях, когда в главной части сложноподчиненного предложения указательное слово необходимо, его следует ставить в нужную форму,например, ошибочно построенное предложение: Я так и не сказал родителям то, что на самом деле не готовился к экзаменам.

5. В предложениях с последовательным подчинением не должны повторяться одинаковые союзы, например: Некоторые критики полагают, что автор так молод, что едва ли сможет убедительно решить поставленную проблему.

6. В придаточном предложении не следует повторять близкие по значению подчинительные союзы, например: Он считал, что будто мы его неправильно поняли.

7. Не следует смешивать конструкции прямой и косвенной речи, например: Корчагин твердо заявляет, что к буденовцам я обязательно перейду.

 

Задание 37. Найдите ошибки в построении сложноподчиненных предложениях. Перестройте предложения, исправьте ошибки.

1.Герой романа показан в обычной обстановке русской действительности, в образе которого воплощены черты передовой дворянской интеллигенции. 2. Из разговора Лизы и Софьи мы узнаем о Чацком, выросшем в этом доме, который сейчас где-то путешествует. 3. Автор показывает героев, людей чистых и честных, и как самодержавие тянет их на дно. 4. На другой день Петя пошел к своему товарищу Оболенскому, которому было пятнадцать лет, который тоже поступал в полк. 5. Он рассказал мне то, что рано начал самостоятельную жизнь. 6. Собакевич так расхваливал своих умерших крестьян, что как будто они был живы. 7. Это был человек, который получил хорошее образование, прекрасно разбирающийся в людях. 8. В центре внимания – герой, противостоящий обществу, который вступает в конфликт с ним. 9. Когда Тоня встретила Павку на строительстве узкоколейки, то сказала, что я не ожидала увидеть тебя таким.10. Базаров с гордостью заявляет, что мой дед землю пахал. 11. Он объяснил то, что проблему эту решить почти невозможно. 12. Когда мать спросила у сына, что зачем он читает запрещенные книги, Павел ответил, что хочу все знать.

Функциональные стили речи

План

1.Система функциональных стилей речи:

- внелингвистические факторы,

- стилевые черты,

- языковые средства.

2. Виды стилистических ошибок.

3. Официально-деловой стиль.

4. Правила оформления деловой документации:

- заявление,

- доверенность,

- расписка,

- объяснительная записки,

- автобиография,

- резюме,

- характеристика.

5. Правила оформления научной литературы.

 

Литературный язык не является единым. Обслуживая различные сферы человеческой деятельности, он делится на разновидности, или стили. Функциональные стили представляют собой разновидности литературного языка, используемые в различных сферах общения. Каждый стиль характеризуется определенным отбором языковых средств.

Стили речи складываются под влиянием различных внелингвистических факторов:

- сфера общения (бытовая, научная, официально-деловая, общественно-политическая, художественная);

- содержание речи;

- цель общения (общение, сообщение, воздействие);

- условия общения (официальная или неофициальная обстановка);

- адресат речи (его социальный статус, степень знакомства с темой);

- количество общающихся (строится по модели 1 – 1 или 1 – много: межличностное, групповое, массовое общение);

- форма речи (устная – письменная, монолог – диалог).

Каждому стилю речи присущи свои стилевые черты.

Стилевые черты разговорной речи:

- конкретность и разговорная образность;

- эмоциональность;

- простота и непринужденность;

- расплывчатость выражения мысли;

- выражение волеизъявления (просьбы, требования, приказа).

Стилевые черты научной речи:

- отвлеченность,

- точность,

- логичность,

- объективность, обезличенность, отсутствие эмоциональности в изложении.

Стилевые черты публицистического стиля:

- фактографичность,

- логичность,

- образность,

- эмоциональность.

Стилевые черты официально-делового стиля:

- предписывающий характер изложения,

- точность,

- стандартность изложения,

- отсутствие эмоциональности и образности.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.