Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ

 

Со школьной скамьи всем известны корни с чередующимися гласными и соответствующие правила, но именно эта орфограмма вызывает сложности не только у школьников, но и у взрослых, часто хорошо образованных людей. Это происходит потому, что знать все правила написания корней с чередующимися гласными е/и, о/аили ин, им/а, я,а также все исключения практически невозможно. Однако наиболее часто встречающиеся слова можно и нужно запомнить. Эти слова создадут основу для самостоятельного воспроизведения правила при выборе буквы в корнях с чередованием. Напомним, что правильно выделить корень слова можно подбором пяти-шести родственных (близких по смыслу и звучанию) слов и/или форм слова.

 

ЗАДАНИЯ

 

1. Выделив корни во всех словах, сформулируйте правила, объясняющие написание чередующихся гласных е/ии о/а в каждой группе.

Выберу, собираю, блестит, блистательный, стелется, застилает, придираются, придерётся, замереть, замирающий, выжег, выжигание, запереть, препираться, вычет, вычитание.

 

2. По аналогии сформулируйте правило написания букв а/о в корне -кас-/-кос-: касаться, прикосновение. Запомните ещё два корня, в которых зависимость написания о/аот ударения обратная предшествующему правилу: -зор-/-зар-; -скок-/-скак-.

 

Зорька, зарево, заря, подскок, подскакивать, скакать.

 

3. Обоснуйте написание чередующихся гласных в приведенных группах слов.

 

Ловить, ловит, вылавливать, поклон, поклониться, кланяться, ломать, сломанный, выламывать, примочки, замочить, вымачивать, поздно, опоздать, опаздывать.

Предложить, предлагать, вырос, растение, проращивать, скакать, вскочить.



Занять – занимать; начать – начинать; сжать – сжимать.

Сидение, сидеть, сиделка, седок, седло; плавучий, поплавок, пловец, пловчиха.

Равнина, равенство, сравнение, равномерный, подровнять, ровный, поровну, ровесник; непромокаемый, мокрёхонек, обмакнуть, промакивать.

 

Подсказка

В корнях с чередующимися гласными е и и (-бер-/-бир-; -блест-/-блист-; -стел-/-стил-; -дер-/-дир-; -мер-/-мир-; -жег-/-жиг-; -пер-/пир-; -чет-/-чит) без ударения пишется и, если после корня следует суффикс .

В корне с чередующимися гласными о и а(-кос-/-кас-)пишется а, если после корня следует суффикс -а-.

В корнях с чередующимися гласными о и а(-гор-/-гар-; -клон-/-клан, -лов-/-лав-; -лом-/-лам-; -мот-/-мат-; -моч-/-мач-; -позд-/-пазд-и др.) без ударения пишется о.

В корнях с чередующимися гласными о и а(-лож-/-лаг-; -рос-/-раст-/-ращ-; -скак-/-скоч-)написание в безударной позиции зависит от следующих за гласным согласных. Исключениями являются слова росток, ростовщик, скачок, скачу; иначе могут писаться слова, исторически родственные (отрасль, Ростов, Ростислав).

Чередование -ин-/-я-; -им-/-а-в безударном положении зависит от следующего за корнем суффикса -а-.

Правописание слов с чередующимися гласными е и и в корнях (-сед-/ -сид-), о и а в корнях (-плов-/ -плав-)следует запомнить: сидение, сиделка, седок, седло, плавучий, поплавок, пловец, пловчиха.

Корни (-равн-/-ровн-; -мак-/-мок-)могут рассматриваться как омонимы, так как они разошлись по значению. Корень -равн-имеет значение одинаковый, сходный; -ровн- гладкий, плоский, прямой: равняться 1. Сравнивая себя с кем-л., признавать равным. Где тебе равняться со мной! 2. Представлять собой какую-н. величину. Дважды два равняется катастрофе; ровняться 1. Становиться ровным, гладким; 2. Выстраиваться ровной прямой линией (воен.). Ровняться по правофланговому. Корень -мак- обозначает опускать, погружать во что-н., а -мок- -впитывать жидкость: промакать осушать жидкость с поверхности; промокать подвергнуться действию чего-л. мокрого, стать насквозь мокрым. Однако мотивация многих слов, содержащих эти корни, затруднительна (поровну, уровень, равнина, равномерный, равнение; промокательная, промокашка), в некоторых изменился состав слова (ровесник).

 

4. Запомните слова, часто вызывающие затруднения при написании, запишите их под диктовку или по памяти.

 

Скачок, сочетание, побирушка, касаться, равнина, уровень, поровну, скачу, отрасль, росток, промокашка.

 

5. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, вставьте пропущенные буквы, графически поясните написание.

 

Р...стеньице, самовозг...раемость, г...рнир, выл...вить, пр...стейший, поб...рушка, г...рнист, вым...ченный, прил...гательное, выж...гание, расп...рающий, обм...кнуть, выск..ливший, ур...внение, м...ротворец, подст...лка, разл...мить, г...рантия, ур...вновешенный, ум...рающий, выск...чка, неприк...сновенный, предл...жение, нач...нать, непром...каемый, изм...рение, нат...раниё, выр...сший, пог...релец, оп...здать.

 

ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ЩИПЯЩИХ И Ц

 

К буквам, обозначающим согласные шипящие звуки, относятся ж, ч, ш, щ. В зависимости от тенденций написания гласных после шипящих в русской орфографии гласные можно разделить на три группы. В первую входят гласные, которые нельзя писать после шипящих: ы, э, ю, я.Во вторую входят те, которые часто встречаются после шипящих: а, е, и, у.И третью группу составляют буквы, конкурирующие между собой за право писаться после шипящих, особенно под ударением – это буквы ои ё.

Написание буквы юпосле шипящих в нарицательных существительных знает исключения: жюри, жюльен, парашют, буквы юи ямогут писаться в заимствованных именах собственных и производных от них: Цюрих, Жюль, Мкртчян, Шяуляй. Буквы ыи эникогда не встречаются после шипящих.

 

БУКВЫ О И Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

 

Написания слов, где после шипящих ж, ш, чпод ударением слышится о, часто вызывают затруднения. Выбор буквы зависит от части слова и от того, какую часть речи характеризует эта морфема (часть слова).

В корне исконно русских слов после шипящих под ударением пишется о, если ударение неподвижное, постоянно падает на корень; если ударение подвижное, то под ударением пишется ё, без ударения – е: жор (обжора, прожорливый), шёпот (шёпотом, пошептать, шепчет). В корнях иноязычных слов после шипящих под ударением и в безударном положении пишется о (шорты, харчо, шок, шокировать, шоссе).

В суффиксах, использующихся для образования имён, после шипящих под ударением пишется о (мужичок); в суффиксах, служащих для образования глаголов и глагольных форм, – ё(исключение составляет именной суффикс – ёр, встречающийся в словах дирижёр, режиссёр, коммивояжёр). Например, тушёнка от тушёный, тушёный (прилагательное) от тушенный (причастия); ёпоявляется в глагольном суффиксе причастия.

Написание букв э, япосле шипящих практически не знает исключений. Буква ювстречается в именах нарицательных и нескольких собственных.

 

ЗАДАНИЯ

 

1. Распределите слова на группы в зависимости от того, где находится орфограмма: 1) иили ыв корнях; 2) в словах на -ция 3) в суффиксе -цын-; 4) в окончаниях. Если необходимо, воспользуйтесь правилом.

 

Ц...ган, лисиц...н, сенсац...я, ц...новка, координац...я, спиц.., бац...лла, ц...плёночек, панц...рь, ц...анид, ц...ркуль, львиц...н, ц...корий, наездниц.., круглолиц...й, традиц...я.

 

Подсказка

Буква ипишется в корнях и в словах на -ция: циркуль, цикл, революция, агитация. Исключения: цыц, цыган, цыкнуть, цыплёнок, на цыпочках и производные от этих слов.

В суфсриксах притяжательных прилагательных -цын- и окончаниях имён пишется ы: лисицын, синицы, бледнолицый.

2.Поставив в словах ударение, определите, какая буква пишется в корне.

 

Сц...пление, пац...фист, ц...коль, ц...ллулоид, ц...ментный, ц...тата, ц...пенеть, зацентрованный, ц...лина.

 

При проверке воспользуйтесь подсказкой:

После цвкорне под ударением пишется о, без ударения – е или и (цокот, цепочка, циновка, цена, цикорий). Слова, имеющие в корне е, как правило, имеют проверочное слово: целевой цель.

3. Прочитайте слова три-четыре раза. Закройте книгу и запишите их по памяти, затем проверьте.

 

Джоуль, Печорин, изжога, шёпот, цитрусовые, шокировать, многоженство, принцип, бечёвка, тушёнка, цикорий, трущобы, учёный, циферблат, полиция, харчо, жонглёр, чёрствый, шорты, шоколад, чопорный, щёлкать, обжорство, жёваный, пшёнка.

 

Если вы записали правильно менее 50% всех слов, выполните это упражнение ещё раз. Если правильно записали 75–90%, вы хорошо справились, но лучше выполнить это задание еще раз через 4–7 дней.

4. Определите, какая часть речи образуется при помощи выделенного суффикса, объясните написание буквы о или ё после шипящих.

 

Горячо, танцовщик, облучённый, алычовый, гребешок, верблюжонок, девчонка, распашонка, свежо, закопчённый, ситцевый, поножовщина, борщок, кочёвка, облицованный, добрячок, крючочек, парчовый, выкорчёвывать, изображён.

 

Подсказка

В корне после шипящих под ударением пишется ё, если можно подобрать однокоренное слово или форму этого же слова, где гласный находится в безударной позиции и слышится звук, промежуточный между и и е. Некоторые слова с буквой ё после шипящих можно проверить однокоренным с ударным е в корне. Есть слова, к которым трудно подобрать родственные с безударным в корне: чёлка, чопорный, чокнутый и др.

Выбор о или ё после шипящих в суффиксе зависит от его частеречной принадлежности. В именных и наречных суффиксах пишется буква о, в глагольных – ё. Кроме того, ё пишется в заимствованном суффиксе существительных -ёр-(массажёр, дирижёр, стажёр, ретушёр). Определить характер суффикса не всегда бывает просто. Так, в существительном ночёвка выделяется глагольный суффикс -ев-(вариант -ева-),при помощи этого суффикса от существительного ночь образуется глагол ночевать.

В окончаниях существительных и прилагательных после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е (большого большего). В окончаниях глаголов после шипящих под ударением пишется ё.

 

5. Выберите нужную букву в приведенных словах.

 

Прич(у/ю)дилось, ж(у/ю)ри, ч(а/я)щ(а/я), площ(а/я)дь, ж(у/ю)рналист, щ(у/ю)пальце, пощ(а/я)да, ж(е/э)ле, пож(у/ю)рить, прищ(у/ю)риться, ч(а/я)стушка, Ш(а/я)уляй, ч(а/я)ш(е/э)чка, ш(е/э)ф, ч(у/ю)рбан, ч(у/ю)кч(а/я), ч(а/я)йка, ж(е/э)манство, ч(е/э)мпион, осч(а/я)стливить.

СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ

 

Всего две буквы – н, е, асколько трудностей они создают для пишущего! Казалось бы, всё просто: если не– частица, то пишется раздельно; а если приставка или часть корня, то, конечно, слитно. Именно такое объяснение дают школьные учебники. Таким образом, вся сложность заключается в определении того, чем является не– частью корня, приставкой или частицей. Для неспециалиста (слово, кстати, пишется слитно) это всегда непросто (слитное написание, так как синонимично слову сложно). В формулировке правила следует рассматривать некак звуковой и буквенный комплекс.

При столкновении с проблемой слитного или раздельного написания неследует обратить внимание на несколько моментов.

Во-первых, не– это часть корня, если значение слова не воспринимается без не: ненавидеть, невежда, нежиться, ненастье, нелепо, нельзя.

Во-вторых, стоит обратить внимание на слова, в которых не является приставкой, но представить эти слова без не трудно: нелюдимый, немножко, неминуемо, неожиданно, нездоровиться.

В-третьих, в русском языке есть слова, которые с не всегда пишутся раздельно:

- прежде всего это глагольные спрягаемые (формы наклонений) и неспрягаемые (инфинитив, причастия, деепричастия) формы (исключите из этой группы слова, в которых не– это часть корня, и глаголы, в которых после буквенного комплекса неследуют буквы до– о них речь пойдёт чуть ниже);

- отрицательные местоимения-существительные, если после ненаходится предлог: не с кем, не у кого, не во что;

- слова, всегда выступающие в роли главного члена предложения: рад, надо, можно, должен и др.;

- конкретные существительные, не образующие вместе с неособого отдельного понятия: не стол, не дверь, не птица, не компьютер и т. п.

В-четвёртых, глагольные формы, у которых после неследует до, могут представлять собой слова с приставкой недо- или слова с частицей неи приставкой или частью корня до.

Общее значение глаголов с приставкой недо- - «действие выполняется в недостаточной степени и количестве». Приставка до- имеет значение «доведение действия до завершения». Ср. предложения: Наёмным рабочим постоянно недоплачивали (платили недостаточно) – Володе заплатили только один раз и больше не доплачивали.

Вот некоторые глаголы, способные употребляться с приставкой недо-: недоедать, недосыпать, недолюбливать, недоставать, недоглядеть, недодавать, недосмотреть, недополучать.

В-пятых, необходимо различать условия выбора графического оформления тех слов, которые могут писаться как слитно, так и раздельно. Основным критерием выбора одного из вариантов написания является наличие/отсутствие смыслового противопоставления, которое может проявиться только в контексте.

 

ЗАДАНИЯ

 

1. Составьте с данными словами и фразеологизмами текст на тему «Посещение библиотеки».

 

(не) с руки; (не) годовать; (не) дочитывать; (не) внятный; (не) навидеть; души (не) чаять; (не) интересный; (не) книга; (не) сложно; (не) с кем.

 

2. Перепишите текст, раскрывая скобки.

 

Две недели (не)уверенные в завтрашнем дне люди (не)видели солнца. Сидя в холодном, (не)топленом помещении, все (не)щадно страдали от голода и жажды. (Не)легко было переносить страдания тела, но преодолеть (не)щадящий взрослых и детей страх было ещё сложнее. (Не)бояться в условиях (не)воли (не)возможно.

Как всякая (не)познаваемая категория, страх обрастает огромной раковиной (не)линейного постижения. Трусам – (не)преодолеть (не)избежности испуга, храбрецам – (не)испугаться даже перед самой (не)постижимой опасностью (не)известности.

Люди выходили на свет, щуря (не)привыкшие к яркому солнцу глаза, ещё (не)веря в (не)вероятное (не)сколько часов назад освобождение. Но это была (не)свобода в полном смысле этого слова, а только (не)смело забрезживший свет в (не)скончаемом тоннеле борьбы и (не)прими-римости с рабством.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.