Единственное и множественное число имен существительных В. В. СЕНИЧКИНА
КОНСПЕКТЫ ТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ
КАТЕГОРИЙ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ С ОНР
(в ДОУ)
Методическое пособие
Мурманск
НИЦ «Пазори»
2002г.
Содержание
Тема "Осень"
1 Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
2Единственное и множественное число имен существительных
3 Предложения, распространенные однородными определениями
Тема "Овощи"
4Падежные конструкции. Родительный падеж
существительных в единственном числе
5 Подбор определений
6. Составление описательного рассказа с использованием сенсорно-графического плана
Тема "Фрукты"
7. Относительные прилагательные
8 Составление описательного рассказа о двух предметах в сравнении с использованием сенсорно-графического плана
9. Составление рассказа по картинке с использованием опорных картинок
Тема "Посуда"
10. Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе без предлога.........................
11. Образование относительных прилагательных.
12. Приставочные глаголы
Тема "Продукты питания"
13. Относительные прилагательные
14. Антонимы
Тема "Дикие животные"
15 Падежные конструкции. Изменение существительных в единственном числе по падежам
16. Притяжательные прилагательные
17. Образование сложных прилагательных
18. Составление рассказа о диком животном с использованием мнемотаблицы
Тема "Зимующие птицы"
19.Предложно-падежные конструкции
20 Образование сложных прилагательных
21. Приставочные глаголы
22. Составление описательного рассказа о двух птицах в сравнении
Тема"Игрушки"
23. Согласование местоимений мой, моя с существительными
24. Предлоги в, из
25. Составление рассказа об игрушке с использованием мнемотаблицы
Тема "Зима"
26. Предложения, распространенные однородными членами
27. Составление творческого рассказа с использованием опорных картинок
28. Составление рассказа по серии картинок с придумыванием конца.
Тема "Мебель"
29. Предметно-падежные конструкции. Изменение существительных по падежам
30. Дифференциация предлогов за, под
31. Сложные предлоги
32. Составление рассказа по опорным картинкам
Тема "Семья"
33. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже
34. Сложноподчиненное предложение с союзом чтобы
35. Составление рассказа "Как я помогаю маме"
(из личного опыта ребенка)
Тема "Одежда"
36. Расширение и активизация словаря
37. Пересказ рассказа с придумыванием конца
Тема "Транспорт"
38. Приставочные глаголы
39. Составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы
Тема "Профессии"
40. Обогащение и активизация словаря
41. Составление описательного рассказа по схеме
42. Составление рассказа "Кем я хочу стать" с использованием мнемодорожки
Тема "Весна"
43. Предложения, распространенные однородными членами
44. Составление описательного рассказа о двух временах года в сравнении с опорой на мнемотаблицы
Тема "Мой город"
45. Составление рассказа о Мурманске с использованием мнемотаблицы
46. Составление творческого рассказа "По дороге в детский сад"
Перспективное тематическое планирование
Приложение. Мнемотаблицы
Введение
Дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии речи детей. К пяти годам ребенок должен овладеть основными компонентами речевой системы родного языка: правильно произносить все звуки, иметь достаточный словарный запас, владеть навыками словообразования, словоизменения, строить развернутые предложения разных типов, пересказывать рассказы и сказки, полно и последовательно излагать свои мысли.
Иная картина наблюдается у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Несформированность внимания, недостаточное развитие словесно-логического мышления и лексико-грамматических категорий затрудняет овладение связной речью.
У таких детей в словаре мало обобщающих понятий, антонимов, синонимов, определений. Они не знают названий частей предметов, объектов, часто заменяют их словами, употребляющимися в сходных ситуациях, близкими по значению, внешним признакам, наименованием всего предмета в целом. Малыши затрудняются в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употреблении форм единственного и множественного числа, образовании приставочных глаголов, притяжательных, относительных прилагательных, делают ошибки при употреблении предложно-падежных конструкций и т. д.
Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозят процесс развития связной речи, своевременный переход от диалогической формы к контекстной.
Неполноценная речевая деятельность влияет на состояние наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления, а также таких важных психических процессов, как внимание, восприятие, память.
Система специально разработанных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи включает задания, упражнения, игры на развитие психологической базы речи. В пособии представлены конспекты различных типов, объединенные лексическими темами. Подобная преднамеренная разноплановость показывает возможность различной трансформации материала и методических приемов, помогает избежать рецеп-турности, подчеркивает вариантную возможность работы.
Все занятия строятся с учетом требований и рекомендаций программы "Коррекция обучения и воспитания детей с общим не доразвитием речи" Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.
Данные конспекты могут быть использованы воспитателями, логопедами как основа для творческих, нестандартных собственных занятий.
Занятия по развитию речи - это целостная система педагогических приемов, состоящих из ряда взаимодействующих* частей. Необходимым условием для воспитания у детей интереса к слову, потребности в речи является одновременное воздействие информации на сенсорную, интеллектуальную и эффективно-волевую сферу ребенка. В связи с этим от воспитателя требуется умение четко формулировать цели занятия. При составлении конспекта учитываются три задачи: обучающая, коррекционная, развивающая. Коррекционная задача направлена на развитие высших психических функций: внимания, восприятия, логического мышления, разных видов памяти (зрительной, слуховой, вербальной и т. д.).
Развивающая направлена на формирование нравственных начал: доброты, честности, любви к животным, людям, милосердия, трудолюбия и т. д.
Все три задачи одинаково важны, и только при комплексной их реализации возможно развитие речи и личности ребенка.
Процесс планирования занятия начинается с определения цели, которая должна быть четко сформулирована с акцентом на обучающую деятельность, на развитие познавательной активности детей. Критерием отбора методов и приемов является смена деятельности, т. е. воспитатель должен так построить занятие, чтобы дети попеременно упражняли различные анализаторы: слуховой -зрительный - речедвигательный - тактильный и т. д. При таком подходе к обучению и развитию ребенка соблюдается охранительный режим работы, создаются условия для активной деятельности дошкольников.
Еще И. П. Павлов неоднократно подчеркивал, что переключение в работе является активным отдыхом. На занятии не должна доминировать беседа, т. к. дети быстро устают, отвлекаются, начинают скучать, зевать и т. д. Правильно спланированное занятие включает в себя разнообразные методы и приемы работы: проблемные вопросы, познавательные задачи, головоломки, загадки и т. д.
Занятие любого типа начинается с организационного момента. Для его реализации предпочтительно использование заданий на развитие зрительного восприятия, слухового внимания, логического мышления. Продолжительность этого этапа 1-2 минуты. Цель - настроить детей на активную познавательную деятельность.
В зависимости от конкретного содержания, от насыщенности занятия в определенный момент, чаще между 3 и 4 этапами предусматривается проведение физкультминутки. В физкультминутках сочетаются двигательные упражнения с речью, можно использовать сочетание двигательной активности с неречевой деятельностью.
Важным моментом при подготовке занятия является отбор наглядных пособий. Они должны быть достаточной величины, яркости, эстетически оформлены. Малогабаритные и невыразительные, тусклые картинки даже при достаточном количестве не способствуют эффективности работы. Наглядность и игровой момент активизируют интеллектуальный компонент процесса обучения, а не выступают в качестве развлечения.
Четкая формулировка триединой цели занятия, определения его типа и структуры, отбор лексического материала и наглядности, определение видов деятельности детей на каждом этапе - все это слагаемые успеха для развития связной речи и познавательной деятельности у дошкольников.
ТИПЫ И СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
Выделяются следующие типы занятий:
- вводные;
- комбинированные;
- по изучению нового материала;
- обобщающие.
Каждый из этих типов занятий имеет свою дидактическую цель.
Вводные занятия
Цель: выявить уровень знаний по теме. Структура вводного занятия:
1. Организационный момент (1-2 мин.).
2. Введение в тему.
Предпочтительным вариантом является определение темы занятия детьми. Это достигается использованием различных загадок, описаний, игр-угадаек.
3. Активизация имеющихся знаний у детей.
Цель: определить, что знают дети по данной теме. Логопеду или воспитателю важно установить объем имеющихся представлений, точность сенсорных эталонов, лексический запас и его грамматический уровень. В занятиях данного типа этот этап является основным. Его продолжительность 15-20 минут. Необходимо использовать методы, предполагающие узнавание предмета по вкусу, запаху, форме. Упражнения по подбору синонимов, антонимов, описаний и т. д.
4. Итог занятия (содержательный и деятельностный).
Занятия по изучению нового материала
1. Организационный момент (1-2 мин.).
2. Повторение пройденного (5-6 мин.).
3. Изучение нового материала (10 мин.).
4. Обобщение изученного (5 мин.).
5. Закрепление (5 мин.).
6. Итог занятия.
Занятия этого типа являются основными в практике логопеда и воспитателя. В ходе их проведения имеется возможность закрепить ранее полученные знания и дать новые.
Занятия обобщающего типа
Цель: систематизация лексической и грамматической информации (познавательной).
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
3. Обобщение (с использованием различных методических приемов).
4. Итог.
Анализ занятия
При анализе занятия следует учитывать следующие критерии:
1. Четкость темы и целей, конкретность их реализации на каждом этапе занятия.
2. Четкость выраженной этапности, т. е. наличие логико-методической структуры плана. Начинающий логопед или воспитатель может составлять подробные конспекты занятия, а более опытный -схематичные.
3. Оценивается подбор материала для занятия и его дидактическая обусловленность (разнообразие, оформление, размер и т. д.).
4. Организация, поведение детей на занятии: заинтересованность, активность, сосредоточенность и т. д.
5. Учитывается речь детей, оцениваются виды помощи воспитателя, логопеда.
6. Оценивается речь педагога: количество, качество темп эмоциональная окрашенность. Важно не только то, что говорит логопед или воспитатель, но и как он говорит.
7. Степень энергоемкости, насыщенность новой информацией степень содержательности отработанного материала, работа по расширению кругозора детей и т. д.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА "ОСЕНЬ"
1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Цели:
1. Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме "Осень".
2. Развитие словообразовательной функции речи на основе упражнения детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
3. Формирование фразовой речи.
4. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, памяти, логического мышления.
Оборудование:
Четыре картинки: весна, лето, зима, осень; предметные картинки к заданию "Что принесла осень?": грибы, разноцветные листья, сухая трава, тучи, дождь, ягоды, улетающие птицы, корзина с разными овощами, корзина с разными фруктами, изображение буквы О.
Ходзанятия.
1. Организационный момент. Развитие слуховой памяти.
- Сядет тот, кого назову ласково.
2. Введение в тему. Развитие логического мышления, зри тельного восприятия.
Логопед на наборном полотне располагает четыре картинки с изображением времен года.
- Рассмотрите внимательно картинки. Какие времена года изобразил художник?
- Отгадайте загадку. О каком времени года в ней говорится?
Несу я урожай,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю. (Осень).
- Почему вы так думаете?
- Найди среди картинок отгадку.
3. Активизация имеющихся у детей знаний.
Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме "Осень". Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
На ковре лежат предметные картинки: грибы, ягоды, разноцветные листья, дождь, тучи, сухая трава, корзина с разными овощами, корзина с разными фруктами.
- Рассмотрите картинки. Назовите ласково то, что на них нари совано:
грибы - грибочки, ягоды - ягодки, тучи - тучки и т. д. Логопед закрепляет в центре фланелеграфа большую букву "О".
- Какой первый звук вы слышите в слове "осень"?
- Что принесла с собою осень?
Дети по очереди поднимают картинки и располагают их вокруг буквы.
Примерные ответы детей.
• Осень принесла с собой разноцветные листья.
• Осень принесла с собой сухую траву. Осень принесла с собой фрукты.
- Какие фрукты принесла осень?
• - Осень принесла яблоки, груши.
- Какие яблоки?
• - Яблоки спелые, вкусные, сочные, душистые и т. д.
4.Закрепление.
- Хлопните в ладоши, если услышите слово, которое я назову ласково.
Яблоко, слива, вишенка, лист, цветочек и т. д.
5.Итог. Оценки работы детей на занятии.
Единственное и множественное число имен существительных
Цели:
1. Активизация словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме "Осень".
2. Формирование навыков практического употребления существительных единственного и множественного числа.
3. Развитие фразовой речи.
4. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, памяти, логического мышления, мимики, эмоций, мелкой моторики рук.
Оборудование:
Предметные картинки разного размера, цвета, по количеству детей, мнемотаблица "Осень", карточки к заданию "Обведи по точкам", разноцветные листья по количеству детей, набор контурных цветных картинок для фланелеграфа: зеленые деревья, желтые деревья, темные тучи, светлые тучи, дождь, снег, улетающие птицы, прилетающие птицы, большое солнце, солнце завучей, зеленая трава, желтая трава.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия.
- Сядет тот, у кого на стуле лежат маленькие красные листоч ки, большие желтые цветы и т. д.
Ребенок называет свою картинку и показывает детям.
• У меня маленькие красные листочки (зеленый большой огурец, маленькая синяя тучка и т. д.).
2. Введение в тему. Активизация словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме "Осень", развитие фразовой ре чи, логического мышления.
Логопед ставит на мольберт мнемотаблицу "Осень" (см. приложение).
- Рассмотрите внимательно таблицу. Что на ней нарисовано? (Разбирается каждый рисунок).
• Здесь нарисованы разноцветные листья (синие тучи, дождь, улетающие птицы, солнце за тучей и т. д.).
- Какое время года зашифровано на этой таблице? (Осень).
- О каком времени года мы будем говорить на занятии?
- Какая бывает осенью погода?
• Осенью бывает дождливая, холодная, пасмурная погода.
- Что происходит с листьями? (Травой, цветами).
- Куда улетают осенью птицы?
- Почему они улетают? И так далее.
3. Изучение нового материала. Практическое употребление существительных единственного и множественного числа. Разви тие мелкой моторики рук. Задание "Обведи по точкам".
(Дети сидят за столами).
- Рассмотрите внимательно карточки.
(Карточки разделены на две части: справа несколько предметов в точечном изображении, слева - один: гриб - грибы, туча - тучи, яблоко - яблоки, лист - листья, корзина - корзины, огурец - огурцы).
- Что ты обводишь?
• Я обвожу гриб.
- Что ты сейчас будешь обводить?
• Я буду обводить грибы.
- Что ты обвел сначала, что ты обвел потом?
• Сначала я обвел гриб, а потом я обвел грибы и т. д
Физкультминутка.
Логопед раздает детям разноцветные листья.
Листопад, листопад (дети машут листьями),
Листья желтые летят (дети кружатся),
Землю устилают (дети приседают),
Дальше улетают (дети встают и машут листьями).
4. Закрепление материала. На столе лежат контурные цвет ные картинки.
- Рассмотрите внимательно картинки, отберите только те, которые относятся к осени. Составьте из них картину.
(Дети отбирают картинки и располагают их на фланелеграфе). Примерные ответы детей:
• Осенью листья на деревьях желтеют.
• Солнце прячется за тучи.
• Часто идет дождь.
• Птицы улетают на юг.
• Трава желтеет и сохнет.
Логопед просит детей показать, как они грустят, когда идет дождь, удивляются, увидев первые снежинки, радуются, когда находят в лесу большой гриб.
5.Итог. Оценка работы детей.
|