Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Единственное и множественное число имен существительных

В. В. СЕНИЧКИНА

КОНСПЕКТЫ ТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ

КАТЕГОРИЙ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ С ОНР

(в ДОУ)

Методическое пособие

 

 

Мурманск

НИЦ «Пазори»

2002г.

Содержание

Тема "Осень"

1 Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

2Единственное и множественное число имен существительных

3 Предложения, распространенные однородными определениями

Тема "Овощи"

4Падежные конструкции. Родительный падеж

существительных в единственном числе

5 Подбор определений

6. Составление описательного рассказа с использованием сенсорно-графического плана

Тема "Фрукты"

7. Относительные прилагательные

8 Составление описательного рассказа о двух предметах в сравнении с использованием сенсорно-графического плана

9. Составление рассказа по картинке с использованием опорных картинок

Тема "Посуда"

10. Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе без предлога.........................

11. Образование относительных прилагательных.

12. Приставочные глаголы

Тема "Продукты питания"

13. Относительные прилагательные

14. Антонимы

Тема "Дикие животные"

15 Падежные конструкции. Изменение существительных в единственном числе по падежам

16. Притяжательные прилагательные

17. Образование сложных прилагательных

18. Составление рассказа о диком животном с использованием мнемотаблицы

Тема "Зимующие птицы"

19.Предложно-падежные конструкции

20 Образование сложных прилагательных

21. Приставочные глаголы



22. Составление описательного рассказа о двух птицах в сравнении

Тема"Игрушки"

23. Согласование местоимений мой, моя с существительными

24. Предлоги в, из

25. Составление рассказа об игрушке с использованием мнемотаблицы

Тема "Зима"

26. Предложения, распространенные однородными членами

27. Составление творческого рассказа с использованием опорных картинок

28. Составление рассказа по серии картинок с придумыванием конца.

Тема "Мебель"

29. Предметно-падежные конструкции. Изменение существительных по падежам

30. Дифференциация предлогов за, под

31. Сложные предлоги

32. Составление рассказа по опорным картинкам

Тема "Семья"

33. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже

34. Сложноподчиненное предложение с союзом чтобы

35. Составление рассказа "Как я помогаю маме"

(из личного опыта ребенка)

Тема "Одежда"

36. Расширение и активизация словаря

37. Пересказ рассказа с придумыванием конца

Тема "Транспорт"

38. Приставочные глаголы

39. Составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы

Тема "Профессии"

40. Обогащение и активизация словаря

41. Составление описательного рассказа по схеме

42. Составление рассказа "Кем я хочу стать" с использованием мнемодорожки

Тема "Весна"

43. Предложения, распространенные однородными членами

44. Составление описательного рассказа о двух временах года в сравнении с опорой на мнемотаблицы

Тема "Мой город"

45. Составление рассказа о Мурманске с использованием мнемотаблицы

46. Составление творческого рассказа "По дороге в детский сад"

Перспективное тематическое планирование

Приложение. Мнемотаблицы

 

Введение

 

Дошкольный возраст является важнейшим периодом в разви­тии речи детей. К пяти годам ребенок должен овладеть основными компонентами речевой системы родного языка: правильно произ­носить все звуки, иметь достаточный словарный запас, владеть навыками словообразования, словоизменения, строить разверну­тые предложения разных типов, пересказывать рассказы и сказки, полно и последовательно излагать свои мысли.

Иная картина наблюдается у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Несформированность внимания, недостаточное разви­тие словесно-логического мышления и лексико-грамматических ка­тегорий затрудняет овладение связной речью.

У таких детей в словаре мало обобщающих понятий, антони­мов, синонимов, определений. Они не знают названий частей предметов, объектов, часто заменяют их словами, употребляющи­мися в сходных ситуациях, близкими по значению, внешним при­знакам, наименованием всего предмета в целом. Малыши затруд­няются в образовании существительных с уменьшительно-ласка­тельными суффиксами, употреблении форм единственного и мно­жественного числа, образовании приставочных глаголов, притяжа­тельных, относительных прилагательных, делают ошибки при упот­реблении предложно-падежных конструкций и т. д.

Трудности в овладении детьми словарным запасом и граммати­ческим строем родного языка тормозят процесс развития связной ре­чи, своевременный переход от диалогической формы к контекстной.

Неполноценная речевая деятельность влияет на состояние наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления, а также таких важных психических процессов, как вни­мание, восприятие, память.

Система специально разработанных занятий по формирова­нию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи включает задания, упражнения, игры на развитие психологической базы речи. В пособии представлены конспекты различных типов, объединенные лексическими темами. Подобная преднамеренная разноплановость показывает возможность различной трансформа­ции материала и методических приемов, помогает избежать рецеп-турности, подчеркивает вариантную возможность работы.

Все занятия строятся с учетом требований и рекомендаций программы "Коррекция обучения и воспитания детей с общим не доразвитием речи" Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.

Данные конспекты могут быть использованы воспитателями, логопедами как основа для творческих, нестандартных собствен­ных занятий.

Занятия по развитию речи - это целостная система педагоги­ческих приемов, состоящих из ряда взаимодействующих* частей. Необходимым условием для воспитания у детей интереса к слову, потребности в речи является одновременное воздействие инфор­мации на сенсорную, интеллектуальную и эффективно-волевую сферу ребенка. В связи с этим от воспитателя требуется умение четко формулировать цели занятия. При составлении конспекта учитываются три задачи: обучающая, коррекционная, развиваю­щая. Коррекционная задача направлена на развитие высших пси­хических функций: внимания, восприятия, логического мышления, разных видов памяти (зрительной, слуховой, вербальной и т. д.).

Развивающая направлена на формирование нравственных начал: доброты, честности, любви к животным, людям, милосер­дия, трудолюбия и т. д.

Все три задачи одинаково важны, и только при комплексной их реализации возможно развитие речи и личности ребенка.

Процесс планирования занятия начинается с определения це­ли, которая должна быть четко сформулирована с акцентом на обучающую деятельность, на развитие познавательной активности детей. Критерием отбора методов и приемов является смена дея­тельности, т. е. воспитатель должен так построить занятие, чтобы дети попеременно упражняли различные анализаторы: слуховой -зрительный - речедвигательный - тактильный и т. д. При таком под­ходе к обучению и развитию ребенка соблюдается охранительный режим работы, создаются условия для активной деятельности до­школьников.

Еще И. П. Павлов неоднократно подчеркивал, что переключе­ние в работе является активным отдыхом. На занятии не должна доминировать беседа, т. к. дети быстро устают, отвлекаются, начи­нают скучать, зевать и т. д. Правильно спланированное занятие включает в себя разнообразные методы и приемы работы: про­блемные вопросы, познавательные задачи, головоломки, загадки и т. д.

Занятие любого типа начинается с организационного момента. Для его реализации предпочтительно использование заданий на развитие зрительного восприятия, слухового внимания, логического мышления. Продолжительность этого этапа 1-2 минуты. Цель - на­строить детей на активную познавательную деятельность.

В зависимости от конкретного содержания, от насыщенности занятия в определенный момент, чаще между 3 и 4 этапами преду­сматривается проведение физкультминутки. В физкультминутках сочетаются двигательные упражнения с речью, можно использо­вать сочетание двигательной активности с неречевой деятельно­стью.

Важным моментом при подготовке занятия является отбор на­глядных пособий. Они должны быть достаточной величины, ярко­сти, эстетически оформлены. Малогабаритные и невыразительные, тусклые картинки даже при достаточном количестве не способст­вуют эффективности работы. Наглядность и игровой момент акти­визируют интеллектуальный компонент процесса обучения, а не выступают в качестве развлечения.

Четкая формулировка триединой цели занятия, определения его типа и структуры, отбор лексического материала и наглядности, определение видов деятельности детей на каждом этапе - все это слагаемые успеха для развития связной речи и познавательной деятельности у дошкольников.

 

 

ТИПЫ И СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

Выделяются следующие типы занятий:

- вводные;

- комбинированные;

- по изучению нового материала;

- обобщающие.

Каждый из этих типов занятий имеет свою дидактическую цель.

Вводные занятия

Цель: выявить уровень знаний по теме. Структура вводного занятия:

1. Организационный момент (1-2 мин.).

2. Введение в тему.

Предпочтительным вариантом является определение темы занятия детьми. Это достигается использованием различных зага­док, описаний, игр-угадаек.

3. Активизация имеющихся знаний у детей.

Цель: определить, что знают дети по данной теме. Логопеду или воспитателю важно установить объем имеющихся представлений, точность сенсорных эталонов, лексический запас и его грам­матический уровень. В занятиях данного типа этот этап является основным. Его продолжительность 15-20 минут. Необходимо ис­пользовать методы, предполагающие узнавание предмета по вкусу, запаху, форме. Упражнения по подбору синонимов, антонимов, описаний и т. д.

4. Итог занятия (содержательный и деятельностный).

Занятия по изучению нового материала

1. Организационный момент (1-2 мин.).

2. Повторение пройденного (5-6 мин.).

3. Изучение нового материала (10 мин.).

4. Обобщение изученного (5 мин.).

5. Закрепление (5 мин.).

6. Итог занятия.

Занятия этого типа являются основными в практике логопеда и воспитателя. В ходе их проведения имеется возможность закре­пить ранее полученные знания и дать новые.

Занятия обобщающего типа

Цель: систематизация лексической и грамматической инфор­мации (познавательной).

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

3. Обобщение (с использованием различных методических приемов).

4. Итог.

Анализ занятия

При анализе занятия следует учитывать следующие критерии:

1. Четкость темы и целей, конкретность их реализации на каж­дом этапе занятия.

2. Четкость выраженной этапности, т. е. наличие логико-мето­дической структуры плана. Начинающий логопед или воспитатель может составлять подробные конспекты занятия, а более опытный -схематичные.

3. Оценивается подбор материала для занятия и его дидакти­ческая обусловленность (разнообразие, оформление, размер и т. д.).

4. Организация, поведение детей на занятии: заинтересован­ность, активность, сосредоточенность и т. д.

5. Учитывается речь детей, оцениваются виды помощи воспи­тателя, логопеда.

6. Оценивается речь педагога: количество, качество темп эмоциональная окрашенность. Важно не только то, что говорит ло­гопед или воспитатель, но и как он говорит.

7. Степень энергоемкости, насыщенность новой информацией степень содержательности отработанного материала, работа по расширению кругозора детей и т. д.

 

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА "ОСЕНЬ"

1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Цели:

1. Уточнение, расширение словаря существительных, прила­гательных по теме "Осень".

2. Развитие словообразовательной функции речи на основе упражнения детей в образовании существительных с уменьши­тельно-ласкательными суффиксами.

3. Формирование фразовой речи.

4. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, па­мяти, логического мышления.

Оборудование:

Четыре картинки: весна, лето, зима, осень; предметные кар­тинки к заданию "Что принесла осень?": грибы, разноцветные ли­стья, сухая трава, тучи, дождь, ягоды, улетающие птицы, корзина с разными овощами, корзина с разными фруктами, изображение буквы О.

Ходзанятия.

1. Организационный момент. Развитие слуховой памяти.

- Сядет тот, кого назову ласково.

2. Введение в тему. Развитие логического мышления, зри­
тельного восприятия.

Логопед на наборном полотне располагает четыре картинки с изображением времен года.

- Рассмотрите внимательно картинки. Какие времена года изо­бразил художник?

- Отгадайте загадку. О каком времени года в ней говорится?

Несу я урожай,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю. (Осень).

- Почему вы так думаете?

- Найди среди картинок отгадку.

3. Активизация имеющихся у детей знаний.

Уточнение, расширение словаря существительных, прилага­тельных по теме "Осень". Образование существительных с умень­шительно-ласкательными суффиксами.

На ковре лежат предметные картинки: грибы, ягоды, разно­цветные листья, дождь, тучи, сухая трава, корзина с разными ово­щами, корзина с разными фруктами.

- Рассмотрите картинки. Назовите ласково то, что на них нари­
совано:

грибы - грибочки, ягоды - ягодки, тучи - тучки и т. д. Логопед закрепляет в центре фланелеграфа большую букву "О".

- Какой первый звук вы слышите в слове "осень"?

- Что принесла с собою осень?

Дети по очереди поднимают картинки и располагают их вокруг буквы.

Примерные ответы детей.

• Осень принесла с собой разноцветные листья.

• Осень принесла с собой сухую траву. Осень принесла с со­бой фрукты.

- Какие фрукты принесла осень?

• - Осень принесла яблоки, груши.

- Какие яблоки?

• - Яблоки спелые, вкусные, сочные, душистые и т. д.

4.Закрепление.

- Хлопните в ладоши, если услышите слово, которое я назову
ласково.

Яблоко, слива, вишенка, лист, цветочек и т. д.

5.Итог. Оценки работы детей на занятии.

Единственное и множественное число имен существительных

Цели:

1. Активизация словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме "Осень".

2. Формирование навыков практического употребления суще­ствительных единственного и множественного числа.

3. Развитие фразовой речи.

4. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, памя­ти, логического мышления, мимики, эмоций, мелкой моторики рук.

Оборудование:

Предметные картинки разного размера, цвета, по количеству детей, мнемотаблица "Осень", карточки к заданию "Обведи по точ­кам", разноцветные листья по количеству детей, набор контурных цветных картинок для фланелеграфа: зеленые деревья, желтые деревья, темные тучи, светлые тучи, дождь, снег, улетающие пти­цы, прилетающие птицы, большое солнце, солнце завучей, зеле­ная трава, желтая трава.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Развитие слухового внимания,
зрительного восприятия.

- Сядет тот, у кого на стуле лежат маленькие красные листоч­
ки, большие желтые цветы и т. д.

Ребенок называет свою картинку и показывает детям.

• У меня маленькие красные листочки (зеленый большой
огурец, маленькая синяя тучка и т. д.).

2. Введение в тему. Активизация словаря существительных,
прилагательных, глаголов по теме "Осень", развитие фразовой ре­
чи, логического мышления.

Логопед ставит на мольберт мнемотаблицу "Осень" (см. при­ложение).

- Рассмотрите внимательно таблицу. Что на ней нарисовано?
(Разбирается каждый рисунок).

• Здесь нарисованы разноцветные листья (синие тучи,
дождь, улетающие птицы, солнце за тучей и т. д.).

- Какое время года зашифровано на этой таблице? (Осень).

- О каком времени года мы будем говорить на занятии?

- Какая бывает осенью погода?

• Осенью бывает дождливая, холодная, пасмурная погода.

- Что происходит с листьями? (Травой, цветами).

- Куда улетают осенью птицы?

- Почему они улетают? И так далее.

3. Изучение нового материала. Практическое употребление
существительных единственного и множественного числа. Разви­
тие мелкой моторики рук. Задание "Обведи по точкам".

(Дети сидят за столами).

- Рассмотрите внимательно карточки.

(Карточки разделены на две части: справа несколько предме­тов в точечном изображении, слева - один: гриб - грибы, туча - тучи, яблоко - яблоки, лист - листья, корзина - корзины, огурец - огурцы).

- Что ты обводишь?

• Я обвожу гриб.

- Что ты сейчас будешь обводить?

• Я буду обводить грибы.

- Что ты обвел сначала, что ты обвел потом?

• Сначала я обвел гриб, а потом я обвел грибы и т. д

Физкультминутка.

Логопед раздает детям разноцветные листья.

Листопад, листопад (дети машут листьями),

Листья желтые летят (дети кружатся),

Землю устилают (дети приседают),

Дальше улетают (дети встают и машут листьями).

4. Закрепление материала. На столе лежат контурные цвет­
ные картинки.

- Рассмотрите внимательно картинки, отберите только те, ко­торые относятся к осени. Составьте из них картину.

(Дети отбирают картинки и располагают их на фланелеграфе). Примерные ответы детей:

• Осенью листья на деревьях желтеют.

• Солнце прячется за тучи.

• Часто идет дождь.

• Птицы улетают на юг.

• Трава желтеет и сохнет.

Логопед просит детей показать, как они грустят, когда идет дождь, удивляются, увидев первые снежинки, радуются, когда на­ходят в лесу большой гриб.

5.Итог. Оценка работы детей.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.