Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Предложения, распространенные однородными определениями

Цели.

1. Расширение словаря признаков по теме "Осень".

2. Составление предложений, распространенных однородны­ми членами.

3. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

4. Развитие фразовой речи.

5. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия,
памяти, логического мышления, мимики, эмоций.

Оборудование:

Разноцветные листья (по количеству детей), картинка "Осень", составленная из контурных изображений грибов, туч, деревьев, кустов, цветов, маленькие желтые треугольники.

Раздаточный материал для составления схем предложений и предметные картинки: небо, осень, листья, ветер.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Развитие зрительного внимания,
зрительного восприятия.

- Сядет тот, у кого на стуле лежит желтый лист (зеленый,
оранжевый, красный).

2. Повторение пройденного. Образование существительных
множественного числа, развитие зрительного восприятия, согласо­
вание прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

На столе лежат контурные картинки: 3 желтых дерева, 3 гриба, 3 цветка, 3 тучи, 5 листьев, 3 оранжевых куста.

Логопед просит составить на фланелеграфе картинку "Осень".

- Что вы видите на картине?

• Мы видим желтые деревья, коричневые грибы, красные
цветы, синие тучи и т. д.

Логопед раздает детям по одной предметной картинке: гриб, дерево, тучу, куст, цветок.

- Что у тебя?

• У меня гриб.

- У тебя гриб, а на картине? (Показывает указкой).

• У меня гриб, а на картине грибы. И так далее.

3. Введение в тему. Расширение словаря признаков по теме
"Осень".

Логопед расставляет на фланелеграфе картинку с изображе­нием осени.



- Рассмотрите внимательно картинку и расскажите, осень какая?

• Осень щедрая, золотая, дождливая, хмурая, ранняя и т. д.
Дети на фланелеграфе выкладывают каждое слово в виде

желтого маленького треугольника в линейный ряд.

Логопед закрепляет картинку "Листья" (небо, ветер).

- Листья какие?

• Листья желтые, красные, оранжевые, разноцветные, сухие,
легкие и т. д.

- Небо какое?

• Небо низкое, темное, серое, унылое, солнечное, чистое и т. д.

4. Физкультминутка.

Ветер щеки толстые надул, надул, надул (надувают щеки),

На деревья пестрые подул, подул, подул (дуют).

Красный, желтый, золотой...

Облетает лист цветной (кружатся),

Как обидно, как обидно (обида),

Листьев нет, лишь ветки видно (поднимают вверх руки,

раскачивают ими из стороны в сторону).

- Сегодня мы будем учиться составлять длинные предложения
с разными словами.

5. Изучение нового материала. Составление предложений,
распространенных определениями, развитие слуховой памяти:
(Работа с раздаточным материалом для составления схем предло­
жения).

Логопед просит отодвинуть вправо последнюю полоску и до­ложить столько полосок, сколько слов сказали про осень: золотая, теплая, щедрая.

Логопед предлагает выложить предложения из 2 слов:

Наступила осень.

- Сколько слов в этом предложении? (Два).

- Наступила какая осень?

Наступила золотая, щедрая, теплая осень (дождливая, холод­ная, хмурая).

Логопед просит отодвинуть вправо последнюю полоску и до­ложить столько полосок, сколько слов сказала про осень? золотая, теплая, щедрая.

- Сколько слов стало в предложении? (Пять).
-Длинное это предложение или короткое (длинное) и т. д.

6. Динамическая пауза.

7. Эмоциональные этюды "Сердитый ветер", "Холодно", "Гру­стно", "Тепло", 'Жарко", "Весело".

8. Итог. Оценка работы детей.

ТЕМА "ОВОЩИ"

1. Падежные конструкции. Родительный падежсуществительных в единственном числе

Цели:

1. Расширение словаря по теме "Овощи".

2. Образование существительных родительного падежа един­ственного числа от существительных именительного падежа един­ственного числа.

 

3. Упражнение в образовании существительных с увеличи­тельным и уменьшительно-ласкательным суффиксом.

4. Развитие фразовой речи.

Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, па­мяти, логического мышления.

Оборудование:

Мнемотаблица "Овощи", натуральные овощи: помидор, мор­ковь, свекла, перец, лук, чеснок, капуста, картошка, огурец; две корзинки, блюдо; игра "Что любят овощи": предметная картинка с изображением "веселого" помидора, предметная картинка с изо­бражением "грустного" помидора, солнышко, туча с дождем, руки, ведро с водой, кран с каплями воды.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Развитие слухового внимания,
вербальной памяти.

Игра "Что лишнее, почему?"

Яблоко, груша, свекла, лимон. Морковь, лук, апельсин, капуста. Банан, апельсин, земляника, лимон. Клубника, малина, картошка, черника.

2. Введение в тему. Расширение словаря существительных,
глаголов, прилагательных по теме "Овощи", развитие фразовой
речи, логического мышления.

- Рассмотрите внимательно мнемотаблицу, она подскажет,
о чем мы будем говорить на занятии.

- Почему в центральном квадрате нарисована буква "О"?

- Какой первый звук вы слышите в слове "Овощи"?

- Докажите, что здесь зашифрована информация об овощах. (Разбирается содержание мнемотаблицы).

 

- Почему здесь нарисована грядка? Овощи растут на грядке.

- Что обозначает кран с водой?

Овощи перед употреблением надо мыть водой из-под крана и т. д.

(Смотрите приложение).

- О чем мы будем говорить сегодня на занятии? (Об овощах).

3. Физкультминутка.
Игра "Великаны - лилипуты".

- Я великан, я вижу все маленьким, а вы лилипуты, вы видите
все большим:

морковочка - морковища, свеколочка - свеколища, помидорчик - помидорище, огурчик - огуречище. И так далее.

4. Изучение нового материала. Образование существительных
родительного падежа единственного числа от существительных

именительного падежа единственного числа, развитие зрительного восприятия.

На столе лежат овощи: лук, чеснок, помидор, огурец, капуста, картошка, морковь, свекла, стоят две корзинки.

- Рассмотрите внимательно овощи. Что лежит на столе?

• На столе лежат: лук, чеснок, морковь. И так далее.
Логопед предлагает заполнить одну корзину (дети по очереди

подходят к столу и кладут один из овощей в корзину).

- Что ты кладешь в корзину?

• Я кладу в корзину помидор (морковь, огурец, чеснок и т. д.).

- Коля, что лежит в корзинке?

• В корзинке лежат морковь (помидор, огурец и т. д.).

- Нет чего в этой корзине? (Логопед показывает на пустую кор­
зинку).

• В этой корзине нет помидора (огурца, чеснока и т. д.).
Игра "Что спряталось".

(Логопед раскладывает овощи на блюде).

- Внимательно посмотрите на овощи, запомните их, закройте
глаза.

(Прячет любой овощ).

- Чего не стало на блюде?

• На блюде не стало помидора и т. д.

5. Закрепление.

Логопед закрепляет на фланелеграфе "веселый" помидор. На ковре лежат предметные картинки.

- Рассмотрите внимательно картинки. Что любят овощи?

• Овощи любят теплое солнце (дождик, воду, заботливый уход).

- Без чего овощи плохо растут?

(Логопед вместо "веселого" помидора закрепляет "грустный").

• Овощи плохо растут без солнца, дождя, полива, заботли­
вого ухода.

Динамическая пауза. Развитие мимики, эмоций. Этюды:

"Вкусный помидор"

"Горький лук"

"Сладкий перец"

'Жгучий перец".

6. Итог. Оценка работы детей.

Подбор определений

Цели:

1. Расширение словаря признаков по теме "Овощи".

2. Упражнение детей в подборе определений к существитель­ным.

3. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

4. Упражнение в составлении простых предложений с одно­родными определениями.

5. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, ло­гического мышления, памяти, тактильных ощущений, вкусового восприятия.

Оборудование:

Предметные картинки: помидор, огурец, перец, капуста, лук, чеснок, свекла, морковь; натуральные овощи, "чудесный мешочек", маленькие желтые треугольники (10 штук), раздаточный материал для составления схем предложений, фланелеграф, сюжетные кар­тинки: девочка ест морковку, бабушка чистит лук, дети собирают картошку.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Развитие слухового внимания,
логического мышления.

- Сядет тот, кто назовет только красные овощи, только зеле­
ные, только желтые и т. д.

2. Уточнение усвоенного на прошлом занятии материала. Ак­
тивизация прилагательных по теме "Овощи", развитие тактильных
ощущений, вкусового восприятия, логического мышления.

- Отгадайте загадки, найдите среди картинок отгадки (картинки
с изображением овощей лежат на полу).

Я важный и сочный

С красными щечками. (Помидор).

В земле расту я,

На ощупь гладкая,

Как сахар сладкая. (Морковь).

Сидит дед, в сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук).

Сто одежек - все без застежек,

Как одела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста).

(Дети ставят отобранные картинки на наборное полотно).

- Как все это назвать одним словом? (Овощи).

Логопед достает из-под стола "чудесный мешочек".

- Угадайте на ощупь, есть ли в этом мешочке овощи, о которых мы разгадывали загадки. (Логопед вызывает детей по одному).

- Что ты нашла в мешке?

• Я нашла помидор.

- Какой помидор?

• Помидор круглый, гладкий, крупный, упругий и т. д.

Дети определяют на ощупь овощи, которые находят в мешоч­ке, рассказывают о них и отмечают, есть ли такие, о которых были загадки.

Физкультминутка.

Игра "Что мы видели - не скажем, а что делали - покажем".

(Трут морковь, рубят капусту, моют огурцы и т. д.).

Игра "Отгадай на вкус".

- Закрой глаза, попробуй овощ, отгадай, что это?

- Почему ты так думаешь?

- Расскажи, какой он на вкус?

3. Изучение нового материала. Учить детей подбирать к пред­
мету возможно большее количество определений.

Игра "Кто больше придумает слов".

На фланелеграфе логопед закрепляет картинку с изображени­ем любого овоща (огурец, помидор, свекла, морковь и т. д.).

- Что это?

• Это помидор.

- Какой бывает помидор?

(Дети называют слова и выкладывают их рядом с картинкой в линейный ряд в виде маленьких желтых треугольников).

• Помидор бывает крупный.

• Помидор бывает сочный.

• Помидор бывает спелый и т. д.

4. Закрепление. Упражнение в составлении простых предло­
жений, распространенных определениями (работа с раздаточным
материалом).

Логопед выставляет перед детьми сюжетную картинку, на ко­торой девочка ест морковку, и просит составить предложение из трех слов.

- Что делает девочка?

• Девочка ест морковку.

(Дети выкладывают схему предложения).

- Сколько слов в предложении?

• Три.

- Девочка ест какую морковку?

• Девочка ест вкусную, сочную, спелую, хрустящую морковку.
Логопед просит отодвинуть вправо последнюю полоску схемы

и перед ней положить столько полосок, сколько слов сказано о морковке.

- Сколько слов в предложении?

• Семь.

- Длинное это предложение или короткое?

• Длинное. И так далее.

5. Итог. Оценка работы детей.

6. Составление описательного рассказа с использованием сенсорно-графического плана

Цели:

1. Расширение словаря прилагательных, существительных, антонимов по лексической теме "Овощи".

2. Развитие связной речи. Обучение составлению описатель­ного рассказа с использованием сенсорно-графического плана.

3. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

 

4. Упражнение в практическом употреблении предложений, распространенных определениями.

5. Развитие слухового, зрительного внимания, памяти, логиче­ского мышления, мелкой моторики рук.

Оборудование:

Картинки с изображением овощей: помидора, огурца, морков­ки, капусты, свеклы; сенсорно-графический план для составления описательного рассказа, мяч, карточки с заданием "Обведи по точ­кам", натуральные овощи: чеснок, лук, картошка, перец, помидор, огурец, морковка, свекла, капуста, разрезные картинки с изображе­нием овощей на каждого ребенка, геометрические фигуры: тре­угольник, овал, круг.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Развитие слухового внимания, логического мышления, зрительного восприятия.

- Сядет тот, кто угадает и найдет отгадку среди картинок.
Картинки с изображением овощей лежат на столе.

- Отгадайте, о каком овоще я говорю. Объясните, почему так
думаете?

Твердый, хрустящий, овальный, зеленый; Упругий, круглый, красный, сочный; Длинная, твердая, хрустящая, треугольная и т. д. Дети отгадывают загадки, находят нужные картинки и ставят их на наборное полотно.

2. Введение в тему.

- Как можно назвать эти картинки? Что это?

- О чем мы будем говорить сегодня на занятии?

- Где растут овощи?

3. Повторение пройденного. Развитие зрительного внимания,
расширение словаря прилагательных.

На столе стоит поднос с натуральными овощами, рядом блю­до с кусочками овощей.

- Закройте глаза, попробуйте овощ, отгадайте, что это?

- Почему так думаешь?

Логопед показывает детям геометрические фигуры.

- Какие овощи похожи на эту геометрическую фигуру?
Найдите их, покажите.

4. Изучение нового материала. Обучение составлению описа­
тельного рассказа с использованием сенсорно-графического плана.

Динамическая пауза. Дети стоят.

Посмотрите вверх - вниз, влево - вправо.

Потрогайте руками уши.

Пошлепайте губами, постучите зубами.

Понюхайте носом воздух.

Логопед уточняет, для чего нужны глаза, рот, уши, нос.

- Сегодня эти части тела помогут нам составить рассказ.

- Отгадайте загадку. Она подскажет, о каком овоще мы будем
рассказывать.

Он красный, сочный, маленький, упругий.

На фланелеграфе выкладывается картинка с изображением помидора, на тарелке - помидор.

Логопед показывает детям первый маркер - анализатор: кар­тинку с изображением глаза и закрепляет ее на фланелеграфе.

- Какого цвета помидор? Какой формы? Какого размера?
Рядом с маркером выкладываются графические модели: по­
лоска красного цвета, маленький прямоугольник, круг.

Закрепляется второй маркер - анализатор: картинка с изобра­жением руки.

- Какой помидор на ощупь?

* Гладкий, упругий, легкий.

Графические модели: гладкая полоска, шарик, в который упи­рается палец, картинка с изображением весов.

Третий маркер - анализатор: картинка с изображением губ. - Какой помидор на вкус? • Вкусный, сочный.

Графические модели: стакан с соком, улыбающаяся рожица. Четвертый маркер - анализатор: картинка с изображением носа.

Графическая модель: пузырек с открытой пробкой. Когда составлен сенсорно-графический план, логопед предла­гает по цепочке рассказать о помидоре. А помогут модели-под­сказки.

Примерный рассказ:

- Это помидор. Он красный, маленький, круглый.

Гладкий, упругий, легкий.

Сочный, вкусный.

Душистый. Физкультминутка. Игра с мячом "Скажи наоборот".

Лук горький, а свекла сладкая.

Репа твердая, а помидор мягкий.

Чеснок чистый, а картошка грязная и т. д.

5. Закрепление. Логопед предлагает обвести по точкам овощ и составить о нем рассказ по плану.

6. Итог. Что мы учились делать на занятии. Кто как работал?

ТЕМА "ФРУКТЫ"

7. Относительные прилагательные

Цели:

1. Уточнение, расширение словаря существительных, прила­гательных, глаголов по теме "Фрукты".

2. Образование относительных прилагательных.

3. Практическое употребление предложений, распространен­ных определениями.

4. Развитие фразовой речи.

Развитие слухового, зрительного внимания, памяти, логиче­ского мышления, тактильного, вкусового восприятия

Оборудование:

Мнемотаблица "Фрукты", сенсорно-графический план, мячик, дидактическая игра "Какой, какое?": две крупные картинки - банка с вареньем и пакет с соком, предметные картинки: яблоко, груша, лимон, апельсин, абрикос, банан, слива, вишня; натуральные фрукты, стаканчик с соком, розетка с вареньем.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Тренировка вербальной памяти.
"Запомни, повтори".

- Яблоко, банан, лимон, апельсин.

- Груша, абрикос, гранат, персик.

- Банан, ананас, лимон, яблоко и т. д.

2. Введение в тему. Уточнение и расширение словаря по теме
"Фрукты". Развитие фразовой речи. Игра "Угадай".

- Что лежит в мешочке? (Логопед достает из-под стола мешо­чек).

- Таблица-подсказка поможет узнать это. (Логопед ставит таб­лицу на мольберт).

- Почему в центральном квадрате нарисована буква "Ф"?

- Какой первый звук вы слышите в слове "фрукты"?

- Докажите, что мы будем говорить о фруктах. (Разбирается содержание мнемотаблицы).

Примерные ответы детей: Фрукты растут на деревьях. Фрукты бывают разного цвета. Перед употреблением фрукты надо мыть. Из фруктов можно приготовить варенье, джем, сок. Фрукты бывают крупные и мелкие. Они бывают сладкие и кислые.

- Так что же лежит в мешке?

- О чем мы будем говорить на занятии?

3. Проверка усвоенного на предыдущем занятии материала.
Практическое употребление предложений, распространенных оп­
ределениями. Развитие тактильных ощущений, зрительного внима­
ния.

Игра "Чудесный мешочек".На фланелеграфе подсказка -сенсорно-графический план. Дети на ощупь определяют, какой фрукт, рассказывают о нем.

Физкультминутка. Игра с мячом "Назови ласково".яблоко - яблочко груша - грушка слива - сливка и т. д.

4. Изучение нового. Образование относительных прилагательных.
Логопед закрепляет на фланелеграфе изображение банки

с вареньем и стакана с соком. На полу лежат картинки: яблоко, груша, апельсин, банан, слива, вишня, абрикос.

- Какое варенье можно приготовить из этих фруктов?
Какой сок?

Дети по очереди поднимают картинки и закрепляют их вокруг банки с вареньем и стакана с соком. Примерные ответы детей:

• Из яблок можно приготовить яблочный сок и яблочное ва­ренье.

• Из слив можно сварить сливовое варенье или сделать сливовый сок.

5. Закрепление.

На столе стоят стаканчик с яблочным, апельсиновым соком; розетки с грушевым, яблочным, абрикосовым вареньем (ассорти­мент может быть любым).

- Какое варенье из яблок?

• Варенье из яблок - яблочное.

- Ты пробуешь какое варенье?

• Я пробую яблочное варенье.

- Яблочное варенье какое?

• Яблочное варенье вкусное, сладкое, душистое, густое.

6. Итог. Оценка работы детей.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.