Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Предметно-падежные конструкции. Изменение существительных по падежам

Цели:

1. Расширение словаря существительных по теме "Мебель".

2. Изменение существительных по падежам в зависимости от вопроса и соседних слов в предложении.

3. Упражнение в образовании существительных множествен­ного числа от существительных единственного числа.

4. Развитие фразовой речи.

5. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, ло­гического мышления, памяти, мелкой моторики рук.

Оборудование:

Предметные картинки с изображением предметов мебели: часть картинок с изображением нескольких предметов мебели (по количеству детей); часть картинок с изображением одного предме­та мебели (стул, стол, диван, кровать, шкаф, кресло; стулья, дива­ны, кровати, шкафы, кресла); сюжетные картинки: мальчик спит на кровати, кот залез под стол, платье висит в шкафу, девочка сидит за столом, мама стоит у шкафа, папа идет к дивану и т. д. Мячик, карточки с изображением предметов мебели без какой-то части.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Развитие слухового внимания,
зрительного восприятия. Упражнение в образовании существи­
тельных множественного числа от существительных единственного
числа. .

Игра "Скажи правильно".

(Каждому ребенку логопед дает картинку с изображением не­скольких предметов мебели, а себе оставляет картинку с изобра­жением одного предмета). - У меня стул (показывает свою картинку ребенку).

• У меня стулья (отвечает ребенок).

- У меня шкаф.

• У меня шкафы. -У меня стол.

• У меня столы. И так далее.

- Диван, кровать, стол, стул - как все это назовем одним сло­
вом?

• Мебель.

2. Введение в тему. Развитие зрительного восприятия, фразо­вой речи.



Логопед выставляет на мольберте картинку: мама стоит у распахнутого шкафа, в котором висит платье.

- Мама к чему подошла?

• Мама подошла к шкафу.

- Где висит мамино платье?

• Мамино платье висит в шкафу.

- Откуда мама достанет платье?

• Мама достанет платье из шкафа.

- Куда мама потом повесит платье?

• Мама потом повесит платье в шкаф.

- Какое слово изменялось в каждом предложении?

• Шкаф.

- Сегодня мы будем изменять слова.

3. Изучение нового материала. Изменение существительных по падежам. Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики

рук.

Задание "Дорисуй".

Логопед приглашает детей сесть за столы, на которых лежат карточки с изображением мебели без какой-то части.

- Внимательно рассмотрите рисунки.

- Чего не хватает твоей табуретке?

• Моей табуретке не хватает сиденья.

- Чего не хватает твоему шкафу?

• Моему шкафу не хватает дверцы.

- Что надо дорисовать у твоего стола?

• У моего стола надо дорисовать крышку. И так далее.
Физкультминутка. Действия по заданию логопеда.

- Прошагайте столько шагов, сколько слогов в словах. Стол,
диван, шифоньер, тумбочка, стенка, стул, кровать, табуретка.

4. Закрепление. Практическое использование существитель­
ных в косвенных падежах. Логопед каждому ребенку дает по сю­
жетной картинке.

- Внимательно рассмотрите свою картинку, составьте по ней
предложение.

Мальчик спит на кровати. Девочка сидит за столом. Платье висит в шкафу. Мама пошла к шкафу. Мама достает платье из шкафа. Кот залез под стол. Ваза с цветами стоит на столе. Мальчик стоит за стулом.

5. Итог. Оценка работы детей.

30. Дифференциация предлогов за, под

Цели:

1. Активизация словаря существительных по теме "Мебель".

2. Дифференциация предлогов за, под. Уточнение расположе­ния предметов, с помощью предлогов за, под.

3. Развитие фразовой речи.

4. Практическое употребление существительных в косвенных падежах.

5. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, па­мяти, логического мышления, ориентировки в пространстве.

Оборудование:

Сюжетные картинки: кот под столом; собака за шкафом, мячик под стулом, мама за креслом, а туфли под креслом; мальчик за столом, а собака под столом; игрушечная мебель: стол, три стула, диван, шкаф, тумбочка; игрушки: собачка, котенок, кукла, шарик.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Развитие слухового внимания, логического мышления.

- Послушайте внимательно. О каких предметах мебели я зага­
даю загадки?

Под крышей - четыре ножки,

А на крыше - суп да ложки. (Стол).

С ногами, а без рук,

С боками, а без ребер.

С сиденьем, а без живота,

Со спиной, но без головы. (Кресло).

Вам не трудно угадать, На мне любят всей семьей, Посидеть и полежать. (Диван).

- О чем были эти загадки?

• Эти загадки были о мебели.

2. Введение в тему. Ориентировка в пространстве. Выполне­ние задания по инструкции.

- Кукла Катя просит помочь расставить мебель в своей комнате.

- Поставь стол в центре комнаты.

- Поставь шкаф справа от стола.

- А ты поставь диван слева от стола.

- Поставь тумбочку справа от дивана.

Потом логопед вопросами уточняет, что где стоит (по отноше­
нию к столу).

- Сегодня мы будем учиться определять, что где находится.

3. Изучение нового. Учить детей определять пространственное расположение предметов, выраженное предлогами за, под.

- У куклы Кати живут веселый котенок и маленькая собачка.
Котенок любит залезать под шкаф, а собачка прячется за шкаф.

(Логопед располагает игрушки).

- Куда залез котенок?

• Котенок залез под шкаф.

- Куда спряталась собачка?

• Собачка спряталась за шкаф.

- Котенок закатил мячик под диван.

• Собачка прыгнула за диван. (Действия логопеда).

- Где лежит шарик?

- Где сидит собачка? И так далее.

Маленькое слово за появляется тогда, когда находится за чем-то: за стеной, за диваном, за шкафом, за забором, за деревом и т. д.

Маленькое слово под появляется тогда, когда предмет нахо­дится внизу, под чем-то: под столом, под диваном, под деревом, под листом и т. д.

 

4. Физкультминутка.

Действия детей по инструкции логопеда.

- Катя, положи мячик под стул, а сама встань за стул.

- Ребята, где лежит мячик, где стоит Катя? И так далее.

5 Закрепление. Практическое употребление глаголов за, под. Развитие слухового внимания.

Задание: Хлопните в ладоши, если услышите маленькое слово за, топните ногой, если услышите маленькое слово под.

За столом, под диваном, под шкафом, за дверью, за стулом и т. д.

Потом логопед дает каждому ребенку сюжетную картинку и просит составить по ней предложение.

Мячик лежит под стулом, а мальчик стоит за стулом.

Котенок сидит за диваном, а тапки стоят под диваном. И так далее.

6. Итог. Оценка работы детей.

31. Сложные предлоги

Цели:

1. Активизация словаря прилагательных, существительных по теме "Мебель".

2. Образование относительных прилагательных.

3. Практическое употребление существительных в косвенных падежах.

4. Употребление сложных предлогов из-за, из-под, между. Оп­ределение пространственного расположения предметов, выражен­ное этими предлогами.

5. Развитие зрительного восприятия, слухового внимания, па­мяти, логического мышления, ориентировки в пространстве.

Оборудование:

Изограф (ДОМ); картинки с изображением мебельных гарниту­ров: спального, столового, гостиной, прихожей; предметные картин­ки: стол, стул, диван, кровать, кресло; игрушки: кукла, заяц, мяч, коробка, фишки; сюжетные картинки; предметные картинки с изо­бражением ручки и тетрадки, журнала и газеты, кастрюли и разде­лочной доски, тарелки и чашки; предметные картинки: журнальный столик, письменный, обеденный, кухонный столы.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Развитие зрительного воспри­ятия, слухового внимания. Логопед на мольберте ставит картинку с изографом.

- Какое слово здесь спряталось? (Дом).

- Чем заполнен дом человека?

- Для чего нужна мебель (стол, стул, кровать, шкаф, кресло и т. д.)?

2. Повторение пройденного. Образование относительных при­
лагательных, подбор прилагательных к предмету. Логопед выстав­
ляет картинки с изображением мебельных гарнитуров.

- Рассмотрите внимательно картинки.

- Если мебель стоит на кухне, какая это мебель?

• Это кухонная мебель.

- Если мебель стоит в спальной комнате, какая это мебель?

• Спальная.

- Если мебель стоит в гостиной?

• Гостиная.

Логопед закрепляет на фланелеграфе четыре предметные картинки: с изображением ручки и тетради, журнала и газеты, каст­рюли и разделочной доски, тарелки и чашки. На столе лежат пред­метные картинки с изображением четырех столов: письменного, журнального, кухонного, обеденного.

- Рассмотрите внимательно картинки. Подумайте, для чего
предназначен каждый стол и положите его к нужным предметам.

- Стол для письма, какой стол?

• Письменный.

- Стол для журналов, газет - какой стол?

• Журнальный. И так далее.
Игра "Подбери признак".

- Отгадай загадку.

Под одной крышей четыре брата живут. (Стол). (Логопед предлагает рассказать о столе, который стоит в груп­пе или в кабинете).

- Стол какой? (Большой, полированный, деревянный, блестя­щий, прочный, крепкий, твердый, удобный, письменный и т. д.). За каждое слово дается фишка.

- Послушайте, какое слово лишнее? Почему?

- Шкаф, сервант, диван, буфет. (Диван).

-Диван какой? (Мягкий, удобный, широкий, красивый, прочный и т. д.).

3. Изучение нового. Определение пространственного распо­
ложения предметов, объектов, выраженное с помощью сложных
предлогов из-за, из-под, между.

- Таня положила мячик под стол.

- Где лежит мячик? (Под столом).

(Логопед выкатывает мячик из-под стола). Откуда выкатился мячик? (Из-под стола).

- Наташа, спрячься за столом.

- Куда спряталась Наташа? (За стол).

- Откуда она выглядывает? (Из-за стола).

- Таня, залезь под стол.

- Куда залезла Таня? (Под стол).

- Откуда выглядывает Таня? (Из-под стола). (Действия детей с игрушками).

- Спрячь зайца в шкаф. Мячик положи под шкаф, куклу поставь
за стул.

(Уточняется пространственное положение игрушек).

- Откуда надо достать зайца, откуда мячик, откуда выглядыва­
ет кукла?

ПРАВИЛО: слово из-за появляется, если предмет достают или он появляется из-за чего-то: из-за шкафа, двери, дерева, коробки и т. д.; слово из-под употребляется тогда, когда предмет появляет­ся из-под чего-то: из-под стола, стула, шкафа, забора, корзины и т. д.

Физкультминутка.

Действия по указанию логопеда.

- Таня, встань между Колей и Петей.

- Где стоит Таня?

- Саша, встань между стулом и столом.

- Где стоит Саша? И так далее.

ПРАВИЛО: Слово между появляется, если предмет находится посередине.

4. Закрепление. Составление предложений по сюжетным кар­
тинкам с использованием предлогов из-за, из-под.

Логопед выставляет на наборном полотне картинки: Собака выглядывает из-под шкафа. Мячик лежит под журнальным столиком. Кукла стоит за стулом. Девочка выглядывает из-за двери. Змея выползает из-под корзины. Заяц выглядывает из-за дерева.

- Рассмотрите картинки, составьте предложения.

5. Итог. Оценка работы детей.

32. Составление рассказа по опорным картинкам

Цели:

1. Расширение словаря существительных, глаголов по теме

"Мебель".

2. Развитие связной речи. Обучение составлению рассказа по опорным картинкам. Формирование планирующей функции речи.

3. Образование относительных прилагательных.

4. Употребление в речи предложений всех типов.

5. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, па­мяти, логического мышления, мелкой моторики рук, тактильных ощущений.

Оборудование:

Дощечки из разного материала: пластмассовая, деревянная, пластиковая, металлическая; игра "Чего боится и что любит ме­бель"; опорные картинки для составления рассказа "Как папа отре­монтировал стул"; разрезные картинки: молоток, гвозди, рубанок, пила, дощечка, мяч.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Развитие слухового внимания,
логического мышления. Задание "Какое слово лишнее, почему?"

Стул, стол, спинка, диван. Спинка, ножка, табуретка, крышка. Кровать, диван, стул, тахта. Стул, кресло, табуретка, кровать. Шкаф, сервант, тарелка, буфет.

2. Повторение пройденного. Образование относительных при­
лагательных, развитие тактильных ощущений.

- Из чего делают мебель? (Из какого материала?)

• Мебель делают из дерева, пластмассы, пластика, металла.
Игра "Угадай на ощупь".

На столе лежат дощечки из дерева, пластмассы, пластика, ме­талла.

- Рассмотрите внимательно дощечки, потрогайте, пощупайте, погладьте, взвесьте, постучите по дощечкам карандашом.

- Если дощечка из дерева, какая она?

• Она деревянная (пластмассовая, пластиковая, металличе­
ская).

(Логопед предлагает детям по очереди с закрытыми глазами определить на ощупь, из какого материала сделаны дощечки и на­звать, какие они).

3. Введение в тему. Активизация словаря глаголов. Развитие
фразовой речи.

Игра с мячом "Скажи свое слово"

- Что делают с мебелью?

• Мебель моют ... мебель чистят (покупают, ломают, пере­
ставляют, ремонтируют, дарят, пылесосят и т. д.).

Логопед предлагает детям сесть на стулья. На фланелеграфе закреплены две картинки: "веселый" стул и "испуганный" стул. На ковре лежат предметные картинки: огонь, вода, большой ботинок, пинающий стул, стул со сломанной ножкой, лежащий табурет, тазик с водой и тряпочкой, рука, пылесос, щетка.

Игра "Что любит и чего боится мебель".

- Рассмотрите внимательно картинки, подумайте и скажите,
что любит мебель?

• Мебель любит, чтобы ее мыли (протирали тряпочкой, пы­
лесосили, ухаживали).

(Дети закрепляют нужные картинки вокруг "веселого" стула).

- Чего боится мебель?

• Мебель боится огня (воды).

- Что не любит мебель?

• Мебель не любит, чтобы ее бросали, ломали, пинали.

- Если мебель сломается, что можно сделать?

• Мебель можно починить.

Сегодня мы будем составлять рассказ о том, как папа починил стул.

4. Изучение нового. Обучение составлению рассказа по опор­
ным картинкам. Развитие логического мышления, мелкой моторики
рук.

- Соберите разрезные картинки и вы узнаете, что понадоби­
лось папе для ремонта стула.

(Дети собирают разрезные картинки: молоток, гвозди, пилу, дощечку, рубанок).

- Для чего папе понадобится дощечка (пила, молоток и т. д.)?

- Молоток, пила, рубанок - что это? (Орудия труда).

- Давайте составим рассказ о том, как папа починил стул.
Эти картинки помогут нам рассказать по порядку.

(На столе лежат предметные картинки: сломанный стул, папа, дощечка, пила, молоток, гвозди, целый стул).

- Рассмотрите внимательно картинки и поставьте их по поряд­
ку на наборное полотно.

Составление рассказа по цепочке, а потом пересказ каждым

Ребенком отдельно.

Примерный рассказ:

• У стула сломалась ножка.

Папа решил починить стул.

Он взял дощечку и выпилил новую ножку.

Ножку он зачистил рубанком, чтобы она была гладкая.

Потом папа взял молоток и гвозди и прибил ножку к стулу.

Стул снова может служить людям. 5. Итог. Оценка работы детей.

ТЕМА "СЕМЬЯ"






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.