Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Расширение и активизация словаря

Цели:

1. Расширение и активизация словаря прилагательных, суще­ствительных, глаголов по теме "Одежда".

2. Упражнение в образовании относительных прилагательных.

 

3. Упражнение в согласовании прилагательных с существи­тельными в роде, числе и падеже.

4. Практическое употребление существительных в косвенных падежах.

5. Упражнение в составлении предложений, распространенных однородными членами.

6. Развитие фразовой речи.

7. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, па­мяти, логического мышления, мелкой моторики рук, сенсорных ощущений.

 

Оборудование:

Кусочки ткани из разного материала, карточки по количеству детей с изображением одежды с недорисованными деталями, си­луэты мужчины, женщины, девочки, мальчика; предметные картин­ки с изображением женского зеленого платья, синего мужского кос­тюма, белой блузки, красного сарафана, желтой рубашки, коричне­вых шорт; мяч.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Развитие слухового внимания.

- Сядет тот, у кого синие шорты, белая блузка, желтая футбол­
ка и т. д.

- Шорты, блузка, футболка, брюки - как называются одним
словом? (Одежда).

2. Введение в тему. Развитие фразовой речи.

- Какую одежду ты знаешь, назови ее?

• Я знаю брюки, платье, юбку и т. д.

- О чем мы сегодня будем говорить?

• Мы будем говорить об одежде.

3. Активизация имеющихся у детей знаний. Упражнение в об­
разовании относительных прилагательных, употребление сущест­
вительных в косвенных падежах, согласование прилагательных
с существительными, развитие фразовой речи, мелкой моторики
рук, сенсорных ощущений.

- Из чего шьют одежду? (Из ткани).



• На столе лежат кусочки ткани из разного материала.

- Внимательно рассмотрите кусочки ткани, потрогайте, пощу­
пайте, погладьте, растяните, сомните.

Игра "Спрошу - ответь".

Цель: упражнение в образовании относительных прилагательных.

- Ткань из шелка, какая ткань? (Шелковая).

- Ткань из бархата, какая ткань? (Бархатная).

(Из фланели, драпа, кожи, меха, трикотажа и т. д.).

- Что можно сшить из шелка?

• Из шелка можно сшить платье.

- Платье из шелка какое?

• Платье из шелка - шелковое.

(Что можно сшить из фланели, драпа, меха, кожи, трикотажа и т. д.?)

Игра с мячом "Что можно делать с одеждой?"

Цель: активизация глагольного словаря.

Одежду можно стирать (гладить, шить, покупать, терять, мять, рвать, чинить, дарить, вешать, складывать, прятать и т. д.).

Задание "Дорисуй".

Цель: употребление существительных в косвенных падежах.

Дети сидят за столами, логопед раздает карточки с изображе­нием предметов одежды с недорисованными деталями: платье без рукава, рубашка с недорисованными пуговицами, брюки без шта­нины, сарафан с -недорисованным карманом, блузка с недорисо­ванным воротником.

- Что у тебя? (Платье).

- Чего не хватает у платья?

• У платья не хватает рукава.

- Без чего твое платье?

• Мое платье без рукава. И так далее.

Дидактическая игра "Какой, какая, какое?"

Цель: согласование прилагательных с существительными.

На фланелеграфе логопед закрепляет мужской, женский, дет­ский (девочки и мальчика) силуэты.

На ковре лежат предметные картинки с изображением одеж­ды: зеленое платье, синий мужской костюм, красный сарафан, бе­лая блузка, желтая рубашка, коричневые шорты.

- Какую одежду выбирает женщина?

• Женщина выбирает женскую одежду.

- Что наденет женщина?

• Женщина наденет платье.

- Какое платье наденет женщина?

• Женщина наденет зеленое платье. И так далее.

- Расскажите, в чем вы пришли в садик?

Цель: практическое употребление предложений, распростра­ненных однородными членами. 4. Итог. Оценка работы детей.

Пересказ рассказа с придумыванием конца

Цели:

1. Употребление в речи существительных в косвенных паде­жах.

2. Упражнение в образовании приставочных глаголов.

 

3. Практическое употребление в речи сложносочиненных предложений с союзом "а", сложноподчиненных предложений с союзом чтобы.

4. Обучение последовательному пересказу текста, умению продолжить рассказ, ориентируясь на прочитанную часть.

5. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, ло­гического мышления, мелкой моторики рук, эмоций, пантомимики.

Оборудование:

Мнемотаблица "Одежда"; картинки к дидактической игре "Что любит и чего не любит одежда"; мячик; карточки к заданию "Соеди­ни точки"; опорные картинки к рассказу "Как Петя починил свои штаны".

Ход занятия.

1. Организационный момент. Развитие зрительного воспри­
ятия, слухового внимания, логического мышления. Логопед показы­
вает детям мнемотаблицу "Одежда" (см. приложение).

- Здесь зашифровано то, о чем мы будем говорить на занятии.

- Подумайте, какое слово здесь спрятано?

- Какой первый звук в слове "одежда"?

- О чем мы будем говорить на занятии? (Об одежде). (Подробно разбирается содержание мнемотаблицы).

• Одежду можно стирать. Ее можно шить и ремонтировать
и т. д.

2. Повторение пройденного. Упражнение в образовании при­
ставочных глаголов, употребление в речи сложносочиненных,
сложноподчиненных предложений, развитие мелкой моторики рук.
Логопед закрепляет на фланелеграфе силуэты "веселого" и"груст­
ного" платьев. На ковре лежат предметные картинки: утюг, тазик,
щетка, грязные пятна, рубашка с оторванной пуговицей, порванные
брюки, джинсы, свисающие с сиденья стула на пол.

Дидактическая игра "Что любит и чего не любит одежда".Примерные ответы детей:

• Одежда любит, чтобы ее гладили утюгом.

• Одежда не любит, чтобы ее пачкали, и т. д.

(Дети закрепляют предметные картинки возле соответствую­щих силуэтов).

Динамическая пауза.

Игра с мячом "Закончи слово".

Логопед предлагает поиграть со словами.

- За ... шить, пере ... шить, под ... шить, при ...шить и т. д.
Дидактическая игра "Соедини точки".

На столах лежат карточки по количеству детей с точечным изображением инструментов и орудия труда.

- Внимательно рассмотрите, соедините точки и вы узнаете, что
понадобилось, чтобы починить одежду; зачеркните ненужные инст­
рументы.

(Карточки: молоток - наперсток, топор - катушка, ножницы - пи­ла, иголка - гвоздик, швейная машина - лопата).

- Что ты обводишь?

- Что ты обвел?

- Что ты будешь обводить?

- Что делают молотком, а для чего наперсток?

• Молотком забивают гвозди, а наперстком защищают паль­цы от укола иголки. И так далее.

Физкультминутка.

Игра "Что мы видели - не скажем, а что делали - покажем".

(Дети имитируют движения: вдевают нитку в иголку, пришива­ют пуговицу, отрезают нитку ножницами, втыкают иголку в поду­шечку).

3. Изучение нового материала. Обучение пересказу, умению придумывать конец рассказа. Формирование планирующей функ­ции речи с использованием опорных картинок.

Дети сидят на стульях.

- Внимательно послушайте одну историю, которая приключи­
лась с мальчиком Петей. Запомните ее.

Логопед читает рассказ:

У Пети были замечательные синие штаны.

Петины брюки нравились всем ребятам.

Мальчики завидовали Пете.

Однажды Петя полез на забор.

Мальчик зацепился за острый гвоздь и порвал

свои замечательные штаны.

Порванные штаны очень расстроили маму.

Сердитая мама отказалась ставить заплатку на них. Беседа:

- О ком этот рассказ?

- Какие штаны были у Пети?

- Куда полез однажды Петя?

- Что произошло?

- Обрадовалась ли мама?

На ковре лежат опорные картинки к рассказу: мальчик, синие штаны, мальчики, забор с гвоздями, порванные штаны, сердитая мама.

- Внимательно рассмотрите картинки, разложите их по порядку.

- Они вам помогут пересказать рассказ.

(Дети пересказывают рассказ по цепочке, а потом по одному).

- Есть ли в этом рассказе конец? Петя так и остался с порван­
ными штанами?

- Придумайте конец этой истории? Как бы ты закончил этот рассказ? Примерные ответы детей.

» Петя взял иголку с ниткой, ножницы.

• Он отрезал синюю заплатку от кусочка ткани.

• Потом пришил ее на место дырки.

• Мама увидела заплатку и улыбнулась. Она похвалила Петю.

• Петя подошел к старшей сестре и попросил вежливо о по­мощи. Сестра взяла иголку, синюю нитку, отрезала кусочек ткани и пришила заплатку к штанам.

• Петя поблагодарил сестру за помощь. И так далее.
Логопед предлагает показать:

веселого Петю, любопытного Петю, плачущего Петю, сердитую маму, вежливого Петю, счастливого Петю. 4. Итог. Оценка работы детей.

ТЕМА "ТРАНСПОРТ"

38. Приставочные глаголы Цели:

1. Расширение словаря существительных, прилагательных по теме "Транспорт".

2. Упражнение в образовании приставочных глаголов.

 

3. Образование относительных прилагательных, обозначаю­щих виды транспорта.

4. Упражнение в согласовании порядковых числительных с существительными.

5. Упражнение в употреблении существительных в косвенных падежах.

6. Развитие фразовой речи.

Т. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, па­мяти, логического мышления, мелкой моторики рук.

Оборудование:

Кукла Незнайка (картинка), картинки с изображением транс­порта: машина, грузовик, самосвал, такси, корабль, лодка, поезд, электричка, самолет, вертолет, дирижабль, ракета; три сигнальных

кружка: зеленого, желтого, красного цвета, панорама дороги, кон­турное изображение маленького грузовика, картинки с изображени ем транспорта с недорисованными деталями к заданию "Дорисуй"; картинка с изображением машин с квадратными колесами; кубики, дорога, мост, дом, изображенные на листе бумаги.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Развитие слухового внимания.
Логопед показывает игрушку Незнайку.

- Незнайка купил грузовик. Кто знает, какой документ надо по­
лучить, чтобы можно было водить машину?

• Чтобы можно было водить машину, надо получить права.

- Поможем Незнайке получить права?

2. Повторение пройденного. Образование относительных при­
лагательных, обозначающих виды транспорта.

Экзамен первый.

Игра "Перепутанница"(на ковре лежат предметные картинки с изображением видов транспорта).

- Рассмотрите внимательно картинки. На чем можно передви­
гаться по воздуху? (На самолете, вертолете, дирижабле, ракете).

Дети ставят картинки на наборное полотно.

- На чем можно ехать по дороге? (На машине, грузовике и т. д.).

- На чем можно передвигаться по воде? (На лодке, корабле и т. д.).

- На чем можно ехать по железной дороге? (На поезде, элек­тричке).

- Как называется транспорт, на котором передвигаются по
воздуху?

• Транспорт, на котором передвигаются по воздуху, называ­
ется воздушный.

- Как называется транспорт, на котором передвигаются по во­де (морю, реке, дороге, железной дороге)?

- Молодцы, хорошо сдали первый экзамен.

Экзамен второй.

- Отгадайте загадку:

Встало с краю улицы В длинном сапоге Чучело трехглазое На одной ноге. Чтоб тебе помочь, дружок, Путь пройти опасный, День и ночь горят огни -зеленый, желтый, красный.

Физкультминутка. Задание на внимание.

- А сейчас, я проверю, хорошо ли вы знаете правила дорожного
движения.

(Логопед показывает детям три сигнальных кружка).

- Что можно делать на зеленый свет светофора? (Переходить улицу).

- Что надо делать, когда горит красный свет? (Стоять).

Что надо делать, когда горит желтый свет? (Приготовиться к переходу через дорогу).

Действия детей по сигналу логопеда:

зеленый кружок - шагают,

красный кружок - едут на машине,

желтый кружок - стоят.

- Молодцы, отлично сдали второй экзамен.

3- Изучение нового. Образование приставочных глаголов. Экзамен третий. Вождение.

На мольберте стоит панорама дороги. Логопед производит действия с грузовиком в контурном исполнении. Дети заканчивают предложения.

Из гаража Незнайка ... (выехал). По дороге осторожно ...(поехал). Незнайка на асфальт ... (выехал). Он через мост ... (переехал). Большую лужу.;; (объехал). Мимо поста ГАИ ... (проехал). По круговой дороге ... (проехал). И опять к гаражу ... (подъехал).

- Молодец, Незнайка, хорошо сдал третий экзамен.

4. Закрепление. Употребление существительных в косвенных падежах. Упражнение в образовании приставочных глаголов. Со­гласование порядковых числительных с существительными.

Экзамен четвертый.

Логопед показывает картинку с изображением машины с квад­ратными колесами.

- Далеко ли можно уехать на такой машине? Почему нельзя?

- Хорошо ли Незнайка знает части своей машины и их называет? Логопед выставляет на наборном полотне пять грузовиков без

каких-то частей и уточняет у детей, какие детали отсутствуют.

- Какой части не хватает у первого грузовика?
* У первого грузовика не хватает кабины.

- Какой части не хватает у второго грузовика?

• У второго грузовика не хватает кузова (у третьего - перед­них колес, у четвертого - задних колес, у пятого - лобового стекла). Логопед раздает картинки детям. Они дорисовывают недос­тающие части.

- Молодцы, помогли Незнайке сдать все экзамены.

- А что это он там делает? Игра "Закончи предложение".

Логопед по очереди обращается к каждому ребенку, предлага­ет действовать с Незнайкой. На столе стоит грузовик, гараж из ку­биков, лежит лист бумаги с нарисованной дорогой, мостовой, до­мом.

- Незнайка к грузовику ... (подошел).

- Незнайка машину со всех сторон ... (обошел).

- Он от кузова ...(отошел).

- Незнайка к кабине ... (подошел).

- Он из гаража ... (вышел).

- Незнайка по дороге ... (пошел).

- Он через мост ... (перешел).

- Незнайка домой ...(пришел). 5. Итог. Оценка работы детей.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.