Составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы Цели:
1. Активизация словаря прилагательных, существительных по теме "Транспорт".
2. Согласование количественных числительных с существительными.
3. Употребление в речи предложений разных типов.
4. Обучение составлению творческого рассказа с использованием мнемотаблицы. Формирование планирующей функции речи.
5. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, памяти, логического мышления, пантомимики, мелкой моторики рук, эмоций.
Оборудование:
Мнемотаблица к рассказу "Путешествие доктора Айболита"; предметные картинки с изображением такси, самолета, поезда, корабля; предметные картинки к заданию "Что нужно доктору Айбо- питу": лопата, шприцы, бинты, пила, кастрюля, швейная машина, медицинский саквояж, градусники, топор, пузырьки с лекарствами, таблетки; разрезные картинки: самолет, воздушный шар, ракета, дирижабль, вертолет; лист ватмана с графическим изображением прямой и кривой дорог; карточки к заданию "Соедини точки" по количеству детей с точечным изображением лодки, кареты, корабля, парусника, подводной лодки; мяч.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Развитие слухового внимания, логического мышления, зрительного восприятия.
- Доктору Айболиту из далекой Африки больные звери при слали телеграмму. Они просят о помощи. Давайте поможем докто ру Айболиту поскорее добраться до Африки. Для этого надо вы полнить много заданий.
2. Повторение пройденного. Употребление в речи предложений всех типов, развитие логического мышления, мелкой моторики рук.
Задание первое.
"Что нужно доктору Айболиту" (на ковре лежат предметные картинки, см. оборудование).
- Рассмотрите внимательно картинки. Что понадобится докто ру Айболиту взять с собой в далекую Африку для лечения зверей?
(Дети отбирают нужные картинки, называют их и закрепляют на фланелеграфе рядом с саквояжем).
-Для чего понадобятся шприцы (бинты, вата, таблетки и т. д.)?
- Куда все это сложит доктор Айболит? (В медицинский саквояж).
Задание второе.
- Как вы думаете, на чем доктор Айболит доберется быстрее до аэропорта: на автобусе, троллейбусе, грузовике или такси?
• Я думаю, что доктор Айболит доберется быстрее до аэропорта на такси.
- Необходимо угадать нужное слово, чтобы вызвать такси. Назовите лишние слова:
Пароход, лодка, самолет, парусник. Фара, руль, автобус, колесо. Такси, грузовик, кузов, машина. Поезд, электричка, мотоцикл, трамвай.
- Молодцы, справились с заданием.
Задание третье.
-*А теперь внимательно посмотрите на эти дороги. (Логопед показывает детям лист ватмана с изображением двух дорог: прямой и кривой.
- По какой дороге доктор быстрее доедет до аэропорта? По чему?
Логопед на наборном полотне выставляет первую предметную картинку - такси.
- Кто управляет такси? (Шофер).
Задание четвертое.
- Доктор на такси примчался в аэропорт.
- Соберите разрезные картинки и назовите тот транспорт, на котором безопаснее перелететь через высокие горы.
(Разрезные картинки: самолет, вертолет, воздушный шар, дирижабль, ракета).
• Безопаснее перелететь через высокие горы на самолете.
- Почему? (Дети объясняют).
- Кто управляет самолетом? (Летчик).
(Логопед выставляет вторую предметную картинку - самолет).
Задание пятое.
- На каком транспорте доктор Айболит будет добираться до моря?
- Отгадайте загадку и найдете ответ:
Маленькие домики в дорогу снарядились. Друг за друга уцепились И помчались в путь далек, Лишь оставили дымок. (Поезд). (На наборном полотне выставляется третья предметная картинка - поезд).
Задание шестое.
- Вот уже доктор Айболит и у моря.
- На чем доктор Айболит выплывет в море? Соедините точки, назовите ваши картинки и выберите самый удобный и безопасный транспорт.
(Дети садятся за столы и обводят точечное изображение корабля, лодки, парусника, катера, подводной лодки).
• Доктор Айболит переплывет через море на корабле. (Дети доказывают свой выбор).
- Кто управляет кораблем? (Капитан).
(На наборном полотне логопед выставляет четвертую предметную картинку - корабль).
Физкультминутка.
Игра "Что мы делали - не скажем, а что видели - покажем".
(Дети имитируют движения: смотрят в бинокль, крутят штурвал, плывут на шлюпке, машут крыльями, как чайки).
Игра с мячом "Скажи правильно".
Один пароход - пять ... (пароходов).
Один катер - пять ... (катеров).
Одна шлюпка - пять ... (шлюпок).
Одна подводная лодка - пять ... (подводных лодок).
Один катер - пять ... (катеров). И так далее.
- Молодцы, ребята, помогли доктору Айболиту добраться до далекой Африки.
3. Изучение нового материала. Составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы.
- Давайте составим красивый рассказ о путешествии доктора Айболита. О всех событиях надо рассказать по порядку. Поможет нам эта замечательная таблица.
(Логопед выставляет на мольберте мнемотаблицу "Путешествие доктора Айболита").
Дети составляют рассказ по цепочке. Потом пересказывают по одному.
Примерный рассказ.
• Доктор Айболит получил телеграмму.
В далекой Африке заболели звери.
Они просили о помощи.
Доктор Айболит взял свой медицинский саквояж, положил
туда шприцы, бинты, вату, градусники, таблетки, пузырьки
с лекарством.
Он вызвал такси и помчался на самолет.
На самолете доктор Айболит перелетел через высокие
горы.
Потом он сел на поезд и отправился к морю.
Там он пересел на корабль и поплыл к берегам Африки.
В Африке его с нетерпением ждали больные звери. Они
плакали и просили поскорее их вылечить.
Все очень обрадовались приезду доктора Айболита.
Логопед просит показать, как звери плакали, грустили, сердились, обижались, радовались.
4. Итог. Оценка работы детей.
ТЕМА "ПРОФЕССИИ"
|