Составление рассказа о Мурманске с использованием мнемотаблиц Цели:
1. Расширение словаря существительных по теме "Мой город".
2. Употребление существительных в косвенных падежах.
3. Развитие фразовой речи.
4. Обучение составлению связного длительного речевого высказывания с опорой на мнемотаблицу.
5. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, логического мышления, памяти, мелкой моторики рук.
Оборудование:
Карта Кольского полуострова, открытки с видами Мурманска; разрезные картинки: автобус, троллейбус, грузовик, трамвай, такси; мнемотаблица "Мурманск"; листы бумаги по количеству детей.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Развитие слухового внимания, логического мышления.
- Назовите одним словом: Саратов, Мурманск, Москва, Брянск. (Города).
Кошевого, Баумана, Щербакова, Морская (Улицы). Девятиэтажный, двухэтажный, пятиэтажный. (Дома).
2. Введение в тему. Развитие фразовой речи, зрительного восприятия.
Логопед показывает карту Кольского полуострова.
- Как называется город, в котором мы живем? (Мурманск).
- Где расположен город Мурманск? (На Кольском полуострове). Дети рассматривают карту, находят на ней город Мурманск.
- О каком городе мы будем говорить? (О Мурманске).
3. Повторение пройденного. Расширение словаря существи тельных, употребление их в косвенных падежах, развитие фразо вой речи, логического мышления, мелкой моторики рук. Логопед предлагает отправиться на экскурсию по городу Мурманску.
- Соберите разрезные картинки. На каком транспорте вы по едете на экскурсию? Почему?
Дети собирают разрезные картинки: автобус, трамвай, грузовик. Логопед выставляет на наборном полотне открытки с видами Мурманска.
- Что ты увидишь из окна автобуса?
• Из окна автобуса я увижу вокзал (магазины, школы, деревья и т. д.).
- Где можно увидеть в городе много кораблей? (В порту).
- Где в городе можно увидеть много воды? (В Кольском заливе).
- Куда можно пойти в выходной день? (В кукольный театр, в кинотеатр, в океанариум, в парк, в музей и т. д.).
4. Физкультминутка. "В океанариуме". Имитация движений:
плавают, как моржи;
вертят головами, как тюлени;
переваливаются с ноги на ногу, как пингвины.
5. Изучение нового. Обучение составлению рассказа с исполь зованием мнемотаблицы. Логопед предлагает поработать экскур соводами.
- Что делает экскурсовод? (Экскурсовод проводит экскурсии, рассказывает о городе и т. д.).
- Поможет подробно рассказать о городе Мурманске мнемо-таблица.
(Логопед ставит таблицу на мольберт, разбирает ее содержание).
Составление рассказа по цепочке, потом по одному.
Мурманск расположен на Кольском полуострове.
Город окружают сопки.
Мурманск стоит на берегу Кольского залива.
В городе Мурманске многоэтажные дома.
По городу ездят автобусы, троллейбусы, машины.
Мурманск - морской город. В порту стоит много кораблей.
В Мурманске живет много хороших людей. 6. Итог. Оценка работы детей. Логопед предлагает нарисовать свой город.
46. Составление творческого рассказа "По дороге в детский сад"
Цели:
1. Расширение словаря существительных по теме "Мой город. Улица".
2. Практическое использование в речи предложений, распространенных однородными членами, сложных прилагательных, существительных родительного падежа, множественного числа.
3. Развитие фразовой речи.
4. Формирование планирующей функции речи. Составление мнемотаблицы.
5. Составление рассказа по мнемотаблице "По дороге в детский сад".
6. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, памяти, логического мышления, мелкой моторики рук, ориентировка на листе бумаги.
Оборудование:
Дидактическая игра "Что ты видишь. Кого ты видишь"; заготовки для мнемотаблицы по количеству детей, карандаши.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Развитие слухового внимания, памяти, логического мышления.
- Назовите свой домашний адрес.
- Сколько этажей в твоем доме? (Девять, пять, два и т. д.).
- Какой это дом? (Девятиэтажный, пятиэтажный, двухэтажный и т. д.).
- Какой этаж под тобой?
- Какой этаж над тобой?
2. Введение в тему. Развитие памяти, логического мышления.
- Название каких улиц нашего города ты знаешь?
• Я знаю улицы Щербакова, Баумана, Беринга и т. д.
- Сегодня вы будете составлять мнемотаблицу о своем городе.
3. Изучение нового материала. Развитие фразовой речи, зри тельного восприятия. Логопед раздает детям заготовки для состав ления мнемотаблицы.
- Если мы будем составлять мнемотаблицу об улице, какую букву вы нарисуете в центральном квадрате? (Букву "У").
Дети рисуют букву "У".
Дидактическая игра "Что ты видишь, когда идешь в детский сад?"
На фланелеграфе логопед прикрепляет картинку с изображением глаз. На ковре лежат картинки: дома, деревья, собаки, люди, дети, сугробы, машины под снегом, машины на дороге, птички, лопата и метла.
- Когда я иду в детский сад, я вижу много домов (деревьев, сугробов, машин).
Дети закрепляют картинки вокруг "глаз". Логопед предлагает сесть за столы.
- Какую картинку вы нарисуете в верхнем левом углу? (Дома).
- На нашей улице много чего? (Домов). Дети рисуют дома.
- Справа от домов что вы нарисуете? (Деревья).
- В верхнем правом углу что вы нарисуете? (Машины).
- В квадрате под домами что вы нарисуете? (Сугробы). Дидактическая игра "Кого ты видишь?"
- Кого ты видишь на своей улице, когда идешь в детский сад?
• Когда я иду в детский сад, я вижу много людей (собак, птиц, дворников).
Дети закрепляют картинки на фланелеграфе. Потом заполняют рисунками квадраты мнемотаблиц.
Физкультминутка.
Игра "Что мы видели - не скажем, а что делали - покажем".
Имитация движений: расчищают снег лопатой, подметают улицу, кормят птичек и т. д.).
4. Закрепление. Составление рассказа по мнемотаблице "По дороге в детский сад".
- Составьте рассказ о том, что вы видите и кого видите, когда идете в детский сад.
Дети составляют рассказ с опорой на свою мнемотаблицу. 5. Итог. Оценка работы детей.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СЕНТЯБРЬ:
Осень (1 неделя).
Овощи (1 неделя).
ОКТЯБРЬ:
Фрукты, ягоды (1 неделя).
Продукты питания( (1 неделя).
Посуда. Столовые приборы (2 недели).
НОЯБРЬ:
Дом. Туалетные принадлежности (1 неделя).
Части тела (1 неделя).
Семья (2 недели).
ДЕКАБРЬ:
Домашние животные (1 неделя).
Дикие животные (2 недели).
Зима. Зимние забавы (1 неделя).
ЯНВАРЬ:
Новый год (1 неделя).
Игрушки (1 неделя).
Зимующие птицы (2 недели).
ФЕВРАЛЬ:
Профессии (2 недели).
Транспорт (2 недели).
МАРТ:
Мебель (2 недели).
Мой город (2 недели).
АПРЕЛЬ:
Весна (2 недели).
Одежда. Обувь. Головные уборы (2 недели).
МАЙ:
Моя страна (2 недели).
Повторение (2 недели).
|