Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Перечень семинарских занятий

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАЗАХСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. С. СЕЙФУЛЛИНА

 

 

Утверждаю:

Декан экономического факультета

 

________________ А.С.Исмаилова

« » ______________2015 г.

 

ПРОГРАММА

дисциплины для студентов

(СИЛЛАБУС)

 

 

по дисциплине: Экология и устойчивое развитие

 

образовательная программа: для студентов 1 - курса

 

для специальностей: 5В042000 «Архитектура», 5В042100 «Дизайн»

 

для групп специальностей: экономические науки

 

 

Астана – 2015

Программа дисциплины для студентов (Силлабус) составлена на основании типовой программы по дисциплине «Экология и устойчивое развитие» утвержденной МОН РК № 514 от 3.11.2010 для специальностей сельскохозяйственные науки и в соответствии с рабочим учебным планом специальности.

 

Рассмотрено на заседании кафедры «Экология» _____________ г., протокол №

 

Заведующий кафедрой Сатыбалдиева Г.К.

 

 

Рекомендована методической комиссией экономического факультета

 

________ _______________20_____ г. Протокол № __________

 

Председатель методической комиссии: Асилов Б.У.

 

 

1.Данные о преподавателе: Исмаилова Айгуль Аманжоловна, доктор медицинских наук, профессор кафедры «Экология»

Период обучения – 2 семестра

Продолжительность семестра – 15 недель

2.Данные о дисциплине:

Дисциплина «Экология и устойчивое развитие» EUR 1110, является составным компонентом общеобразовательных дисциплин включает 2 кредита Лекций – 15 часов, практических – 15 часов, СРСП – 15 часов, СРС - 45 часов. Тип модуля: – «Обязательный модуль по специальности».

Форма контроля - экзамен



 

Распределение учебного времени

 

Недели семестра   Р   Р   Все го
Лекции  
Практические  
СРСП  
СРС  
Итого  

 

3. Пререквизиты курса – теоретическая база курса основывается на знаний следующих дисциплин: биология, химия, физика, география

4. Постреквизиты курса- основные положения данного курса используются при изучении таких дисциплин как: философия, агроэкология, мелиорация и рекультивации сельскохозяйственных земель, охрана труда, особо охраняемые природные территории.

Описание курса

- цель дисциплинысформировать целостное представление об основных закономерностях устойчивого развития природы и общества.

- краткое содержание дисциплины

Взаимодействие человеческого общества и природы стало одной из важнейших проблем современности. Со времени появления человека на Земле влияние его на биосферу постоянно росло. Но именно в условиях индустриального общества и демографического взрыва отрицательные последствия человеческой деятельности приобрели глобальный характер. В невиданных ранее масштабах загрязняется окружающая среда. Наметились тенденции к истощению горючих и минеральных ресурсов. Разные виды антропогенной деятельности привели к прямому или косвенному уничтожению разнообразных видов животных и растений. Химическое загрязнение природной среды, радиационная обстановка, качество продуктов питания и питьевой воды и т.д. привели к ухудшению состояния здоровья населения. Возник ряд глобальных экологических проблем: явление парникового эффекта, разрушение озонового слоя, загрязнение Мирового океана, опустынивание и другие. Экологическая ситуация в Казахстане, в связи с экстенсивным развитием экономики, также резко ухудшилась: кризис Аральской экосистемы, неблагоприятная экологическая обстановка в Прикаспийском регионе и Восточном Казахстане; территорий, прилегающих к Семипалатинскому полигону, деградация почв и т .д .

До определенного времени воздействие человека на окружающую среду сглаживалось природными процессами, происходящими в биосфере, согласно принципу Ле-Шателье. Однако на современном этапе антропогенные изменения затронули практически все экосистемы планеты, газовый состав атмосферы, энергетический баланс Земли. Это означает, что деятельность человека вступила в противоречие с природой, система «биосфера - человечество» всё более приходит в разбалансированное состояние, в результате чего во многих районах мира нарушилось ее динамическое равновесие. Всё это способствует ухудшению состояния современной биосферы, разрушению здоровья и духовности человека. Решение проблемы возможно в результате восстановления баланса, что представляет собой чрезвычайно сложную, беспрецедентную в глобальном отношении задачу, поставленную в 1992 году в Рио - де -Жанейро, где была подписана и утверждена концепция по Устойчивому развитию. Устойчивое развитие в глобальной системе «общество - природа» означает соблюдение динамического равновесия в социоэкосистемах разного уровня. Чем раньше человечество осознает это и пойдёт по пути устойчивого развития, тем вероятнее будет его выживание на Земле. При этом решающая роль принадлежит экологическому образованию, содержанием и сущностью которого является процесс формирования у личности экологического мировоззрения, основой которого является дисциплина «Экология и устойчивое развитие». Её цель - формирование ответственного бережного отношения студентов к окружающей среде и своему здоровью. Такой подход позволит будущим специалистам с высшим образованием принимать экологически грамотные решения и, тем самым, способствовать устойчивому развитию биосферы.

Результаты обучения

после окончания изучения дисциплины студенты должны:

Иметь представление об: Экология как теоретическая база охраны природы и рационального природопользования; взаимоотношение организмов с экологическими факторами и условиями обитания; взаимоотношение популяций между собой и окружающей средой, взаимоотношения организмов между собой и формирование межвидовых связей в экосистемах; биосферно-ноосферная концепция В.И.Вернадского; история возникновения понятия «устойчивое развитие»: Римский клуб, Декларация Первой конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972); Всемирные саммиты в Рио-де-Жанейро (1992) и Йоханнесбурге (2002); природные ресурсы и их рациональное природопользование как один из аспектов устойчивого развития; глобальные экологические проблемы современности (изменения климата, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, опустынивание, сокращение биоразнообразия, загрязнение Мирового океана и др.), причины их возникновения и последствия; социально-экологические проблемы современности и устойчивое развитие; Заповедные территории.

Дескриптор А.Знать и понимать основные закономерности, определяющие взаимодействия живых организмов со средой обитания ;

• распространение и динамику численности организмов, структуру сообществ и их динамику;

• закономерности потока энергии через живые системы и круговорота веществ , функционирования экологических систем и биосферы в целом;

• основные принципы охраны природы и рационального природопользования;

• социально - экологические последствия антропогенной деятельности ;

• концепцию, стратегии, проблемы устойчивого развития и практические подходы к их решению на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Дескриптор В. Уметь: Выявлять и анализировать естественные и антропогенные экологические процессы и возможные пути их регулирования;

• разбираться в современных концепциях и стратегиях устойчивого развития человечества, направленных на планомерное изменение традиционных форм хозяйствования и образа жизни людей с целью сохранения стабильности биосферы и развития социума без катастрофических кризисов;

• использовать полученные знания о закономерностях взаимодействия живых организмов и окружающей среды в практической деятельности для сохранения устойчивого развития .

Дескриптор С. Владеть:делать выводы, которые будут результатом не простого механического заучивания, а плодом творческого мышления; оперировать усвоенными знаниями и применять их в процессе профессиональной деятельности; умение работать в группе, искать и находить компромиссы, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии; усвоение основных методов оптимизации взаимоотношений между обществом и природой с учетом интересов будущих поколений

Дескриптор Д. Уметь:Работать в группе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими студентами. Обладать навыками организаторской работы по формированию команды для решения поставленных задач. Иметь лидерские качества и способностью управлять людми для достижения цели.

Дескриптор С. Приобрести практические навыкианализа экологических процессов, постановки конкретных задач и приоритетов устойчивого развития природы и общества и использования полученных знаний для решения экологических задач; знания по закономерностям развития биосферы и условий сохранения её устойчивости, а также реализации идей устойчивого развития в разных странах, в том числе и в Республике Казахстан

Содержание курса.

Перечень лекционных занятий

Наименование темы Объем, час Литература
Тема1. Введение. Экология и краткий обзор ее развития.Определение экологии как науки. Цели, задачи и методы экологии. Краткая история формирования и развития экологических знаний. Разделы экологии: аутэкология, демэкология, синэкология, глобальная экология. Взаимосвязь экологии с другими науками. Роль экологии в решении практических задач. ОЛ: 1,2,5,10,13, 19,24,27,32 ДЛ: 1,13,15,30
Тема 2. Экология особи — аутэкология Уровни организации живых систем. Организм и условия его обитания. Экологические группы (по среде обитания). ОЛ: 1,2,5,10,13, 19,24,27,32 ДЛ: 1,13,15
Тема 3. Экологические факторы и их классификация. Специфические особенности действия антропогенного фактора. Закон минимума Либиха. Закон толерантности Шелфорда. Диапазон толерантности. Стенобионтные и эврибионтные организмы. Экологическое значение основных абиотических факторов в жизнедеятельности организмов. Экологическая емкость среды. ОЛ: 2,6,9,10, 12,14,17,24,28,31 ДЛ: 5,6,13,15,18
Тема 4. Экология популяций — демэкология.Понятие о популяции. Статические характеристики популяция: численность (плотность) и биомасса популяции, возрастной и половой состав. Пространственное размещение и его характер: случайное, равномерное и групповое. Принцип Олли. Динамические характеристики популяции: рождаемость, смертность, кривые выживания, скорость роста. Экспоненциальный и логистический рост численности популяции. Регуляция численности популяции. Факторы, зависимые и независимые от плотности популяции. ОЛ: 2,10, 11-14,17,24,30 ДЛ: 1,6,12,15,20
Тема 5. Экология сообществ — синэкология.Понятие о биоценозе, биогеоценозе. Основные формы межвидовых связей в экосистемах (нейтрализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, хищничество, паразитизм). Межвидовая конкуренция как один из основных механизмов поддержания видовой структуры сообщества. Принцип конкурентного исключения Г.Ф.Гаузе. Экологическая ниша: потенциальная и реализованная. ОЛ: 2,10, 11-14,17,24,30 ДЛ: 1,6,12,15,20
Тема 6. Закономерности организации экосистем.Понятие об экосистеме. Поток энергии и круговорот химических элементов в экосистеме. Первое и второе начало термодинамики. Правила 1% и 10% энергии Линдемана. Трофическая структура биоценоза (продуценты, консументы, редуценты). Пищевые цепи и трофические уровни, пищевые сети. Экологические пирамиды (численности, биомассы, энергии). Продуктивность экосистем (первичная и вторичная). Естественное развитие экосистем: первичная и вторичная сукцессия. Целостность и устойчивость экосистем, механизмы устойчивости экосистем. Критерии и основные показатели устойчивости природных экосистем. ОЛ: № 3,4,5,10,12-14,17-19,27,29,32 ДЛ: № 2,6,13,15,17,
Тема 7. Биосфера и ее устойчивость.Формирование концепции биосферы. Эволюция биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Концепция живого вещества. Выявление глобальной роли живого вещества. Концепция антропогенного воздействия как мощного геологического и геохимического фактора. Место человека в экологической системе. Круговорот веществ в биосфере. Глобальные биогеохимические циклы. Основные биогеохимические законы В.И.Вернадского. Современная биосфера. Рост производства и нагрузки на окружающую среду. ОЛ: 3,4,8,10,11,21,29 ДЛ: 1-3,6,15,17
Тема 8. Концепция Устойчивого развития. История возникновения понятия «устойчивое развитие»; Римский клуб, работы Медоуза и Форестера (Пределы роста, 1972). Декларация Первой конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972). Всемирные саммиты в Рио-де-Жанейро (1992) и Йоханнесбурге (2002). Хартия устойчивого развития Европейских городов (г. Ольборг, Дания, 1994). Факторы Устойчивого развития: экологический (граница коридора, в котором должна развиваться цивилизация), экономический фактор (преобразование рыночной системы), социальный (с.-х. производство, права человека, демография).   ОЛ: 3,4,8,10,11,21,29 ДЛ: 1,3,8-10,16, 17
Тема 9. Стратегии и принципы устойчивого развития. Уровни устойчивого развития - локальный, региональный, национальный, межгосударственный, глобальный. Факторы, определяющие возможности устойчивого развития на каждом уровне. Международное сотрудничество по обеспечению устойчивого развития. Деятельность международных организаций по научной разработке теории устойчивого развития. ОЛ: 3,4,8,10,11,21,29 ДЛ: 1-3,6, 8-10,15,17
Тема 10. Природные ресурсы и их рациональное природопользование как один из аспектов устойчивого развития. Оптимизация окружающей среды как теоретическая основа рационального природопользования. Характеристика природных ресурсов Земли: литосферы, гидросферы и атмосферы. Классификация природных ресурсов: исчерпаемые, неисчерпаемые, возобновимые, невозобновимые. Биологические ресурсы и продовольственная безопасность. Охрана природы. Рациональное природопользование, малоотходные и безотходные технологии. Использование альтернативных экологи-чески чистых источников энергии как компоненты устойчивого развития экосистем и общества. ОЛ:3, 5,10,13,14,16,28 ДЛ: 2,5,20
Тема 11. Антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере. История взаимодействия природы и общества: основные этапы (биогенный, аграрный, промышленный, информацион-ный). Роль природы в становлении и развитии человеческого общества. Дифференциация антропогенной нагрузки на окружающую среду в зависимости от типа цивилизации на различных ступенях ее развития. Виды антропогенного воздействие на ОС. Загрязнение атмосферы, воды, почвы и их экологические последствия. Виды загрязнения окружающей среды (физическое, химическое и биологическое) и их эколого-генетические последствия. ОЛ: 3, 6,9,12-17,23,24,28 ДЛ: 5,7,17,18-20
Тема 12. Глобальные экологические проблемы современности.Причины возникновения изменения климата, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, опустынивание, сокращение биоразнообразия, загрязнения Мирового океана и др., и их последствия. Экологические проблемы, связанные с интенсификацией сельского хозяйства и промышленности. Пути решения экологических проблем. ОЛ: 4, 9,10,12, 21,22,25,31 ДЛ: 2,5,13,15,17-19
Тема 13. Социально-экологические проблемы современности и устойчивое развитие.Социально-экологический кризис и устойчивое развитие. Рост населения и изменение его качества. Факторы, влияющие на рождаемость, методы и способы планирования семьи. Проблемы урбанизации. Бедность и неэквивалентность распределения доходов. Проблемы энергетического кризиса и пути их решения. Мировая продовольственная проблема, пути решения. Ресурсный кризис, причины и последствия, пути решения. Изменение генофонда, возрастание общей агрессивности среды, новые виды воздействий на живые организмы. Войны и терроризм, экологические последствия. Военно-промышленный комплекс и среда обитания. ОЛ: 4, 5, 10,18, 20,24,27,29,30 ДЛ: 3,5,17
Тема14. Охрана природы и устойчивое развитие.Принципы и методы охраны окружающей среды. Заповедные территории как одна из форм охраны окружающей среды. Охрана генетического разнообразия. Биосферные резерваты. Красная книга и ее роль в сохранении биоразнообразия. Разработка основ рационального природопользования и охраны окружающей среды как необходимого условия перехода к устойчивому развитию. Роль экологического образования и просвещения в обеспечении устойчивого развития человечества. ОЛ: 2, 4,8,9,12,14, 19,24,26,28,31 ДЛ: 2,5,7,9, 12,13,16-20
Тема 15. Актуальные экологические проблемы устойчивого развития Республики Казахстан Процессы дестабилизации природной среды в РК, причины и следствия. Социально-экологические проблемы Приаралья. Последствия ядерных испытаний для человечества. Семипалатинский ядерный и другие полигоны на территории РК. Антиядерное движение Невада-Семей. Методы и критерии оценки состояния окружающей среды. Экологический мониторинг, принципы его организации. Химический, физический и биологический мониторинг. Законодательство Республики Казахстан в области охраны окружающей среды. Экологическое образование и воспитание населения в РК. Обеспечение устойчивого развития Республики Казахстан: концепция Устойчивого развития. Стратегии устойчивого развития и механизмы обеспечения устойчивого развития Казахстана. ОЛ: 8, 26,27,29,32 ДЛ: 5,14,16-19

 

Перечень семинарских занятий

Наименование темы Объем в часах Литература   Текущий контроль балл    
Введение. Определение экологии как науки. Цели, задачи и методы экологии. Задания: 1.История формирования и развития экологических знаний.Работы А.Гумбольдта, Ч.Дарвина, К.Ф. Рулье, Н.А. Северцова. 2.Экологический кодекс Республики Казахстан   О.Л. № 2,5,13 Д.л. № 6 Текущий контроль. Проверка конспектов по теме 1*2=2
Экология особи – аутэкология Задания: 1.Организм и условия его обитания. 2. Стенобионтные и эврибионтные организмы. Экологическое значение основных абиотических факторов в жизнедеятельности организмов. Экологическая емкость среды. 3.Антропогенные факторы – особая группа экологических факторов.   О.Л. № 2,4,8,17 Д.л. № 1 Текущий контроль. Проверка конспектов по теме
Влияние экологических факторов на организм Задания: 1.Экологические факторы и их виды. 2.Механизмы влияния абиотических факторов на организм 3. Закон минимума Либиха, Закон толерантности Шелфорда, Закон оптимума, принцип Олли 4.Эврибионтные и стенобионтные виды 5.Гетеротермные организмы. Термофилы, криофилы.     О.Л. № 2,4,8,17 Д.л. № 1 Текущий контроль. Проверка конспектов по теме
Экология популяций – демэкология. Экология сообществ – синэкология Задания: 1.Статистическая характеристика популяции: численность (плотность), возрастной и половой состав. 2.Динамичсеские характеристики популяции: рождаемость, скорость роста, смертность, кривые выживания, скорость роста. Экспоненциальный и логистический рост численности популяции. 3.Классификация экосистемы и биогеоценоза. 4. Основные формы межвидовых связей в экосистемах (нейтрализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, хищничество, паразитизм). 5. Доминантные и рецессивные виды в биоценозе. 6.Биоразнообразие в пространст-венной структуре биоценоза   О.Л. № 1,7,15,18 Д.л. № 1,2 Текущий контроль. Проверка конспектов по теме 1*2=2
Закономерности организации экосистем Задания: 1. Понятие об экосистеме. 2. Поток энергии и круговорот химических элементов в экосистеме. Первое и второе начало термодинамики. 3. Правила 1% и 10% энергии Линдемана. Трофическая структура биоценоза (продуценты, консументы, редуценты). 4. Пищевые цепи и трофические уровни, пищевые сети. Экологические пирамиды (численности, биомассы, энергии). Продуктивность экосистем (первичная и вторичная). 5. Естественное развитие экосистем: первичная и вторичная сукцессия. 6. Целостность и устойчивость экосистем, механизмы устойчивости экосистем. Критерии и основные показатели устойчивости природных экосистем. О.Л. № 1,7,15,18 Д.л. № 1,2 Текущий контроль. Проверка конспектов по теме
Биосфера и ее устойчивость 1.Формирование концепции биосферы. 2Концепция антропогенного воздействия как мощного геологического и геохимического фактора. 3.Место человека в экологической системе. О.Л. № 3,5,15 Д.л. № 2,6 Текущий контроль. Проверка конспектов по теме
Природные ресурсы и их рациональное природопользование как один из аспектов устойчивого развития 1.Оптимизация окружающей среды как теоретическая основа рационального природопользования. 2.Картирование природных ресурсов РК.   О.Л. № 3,5,15 Д.л. № 2,6 Текущий контроль. Проверка конспектов по теме
Антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере. 1. Дифференциация антропогенной нагрузки на окружающую среду в зависимости от типа цивилизации на различных ступенях ее развития. 2. Роль природы в становлении и развитии человеческого общества. 3. История взаимодействия природы и общества: основные этапы (биогенный, аграрный, промышленный, информационный), особенности и уроки. О.Л. № 1,3,5,15 Д.л. № 2,3,5 Текущий контроль. Проверка конспектов по теме 1*2=2
Глобальные экологические проблемы современности 1. Изменения климата, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, опустынивание, сокращение биоразнообразия, загрязнение Мирового океана и др., причины их возникновения и последствия. 2. Экологические проблемы, связанные с интенсификацией сельского хозяйства и промышленности. Физическое, химическое и биологическое загрязнение окружающей среды и их эколого-генетические последствия О.Л. № 2,3,5,11 Д.л. № 2,3,5 Текущий контроль. Проверка конспектов по теме 1*2=2
Социально-экологические проблемы современности и устойчивое развитие. 1. Социально-экологический кризис и устойчивое развитие. Рост населения и изменение его качества. Факторы, влияющие на рождаемость, методы и способы планирования семьи. 2. Проблемы урбанизации. Бедность и неэквивалентность распределения доходов. 3. Проблемы энергетического кризиса и пути их решения. Мировая продовольственная проблема, пути решения. Ресурсный кризис, причины и последствия, пути решения. 4. Изменение генофонда, возрастание общей агрессивности среды, новые виды воздействий на живые организмы. Войны и терроризм; экологические последствия. Военно-промышленный комплекс и среда обитания. О.Л. № 2,6,7,11 Д.л. № 2,3,5 Текущий контроль. Проверка конспектов по теме
Актуальные экологические проблемы устойчивого развития Республики Казахстан 1.Социально-экологические проблемы Приаралья. 2.Последствия ядерных испытаний для человечества. 3Семипалатинский ядерный и другие полигоны на территории РК. Антиядерное движение Невада-Семей. признаки и принципы функционирования.   О.Л. № 2,3,5,11 Д.л. № 2,3,5
Примечание: 1)текущий контроль знаний оценивается по 100 бальной шкале; 2) min/max – 50 / 100.

 

6.3 Темы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП) – 15 часов






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.