Обратная связь
|
Перечень семинарских занятий МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. С. СЕЙФУЛЛИНА
Утверждаю:
Декан экономического факультета
________________ А.С.Исмаилова
« » ______________2015 г.
ПРОГРАММА
дисциплины для студентов
(СИЛЛАБУС)
по дисциплине: Экология и устойчивое развитие
образовательная программа: для студентов 1 - курса
для специальностей: 5В042000 «Архитектура», 5В042100 «Дизайн»
для групп специальностей: экономические науки
Астана – 2015
Программа дисциплины для студентов (Силлабус) составлена на основании типовой программы по дисциплине «Экология и устойчивое развитие» утвержденной МОН РК № 514 от 3.11.2010 для специальностей сельскохозяйственные науки и в соответствии с рабочим учебным планом специальности.
Рассмотрено на заседании кафедры «Экология» _____________ г., протокол №
Заведующий кафедрой Сатыбалдиева Г.К.
Рекомендована методической комиссией экономического факультета
________ _______________20_____ г. Протокол № __________
Председатель методической комиссии: Асилов Б.У.
1.Данные о преподавателе: Исмаилова Айгуль Аманжоловна, доктор медицинских наук, профессор кафедры «Экология»
Период обучения – 2 семестра
Продолжительность семестра – 15 недель
2.Данные о дисциплине:
Дисциплина «Экология и устойчивое развитие» EUR 1110, является составным компонентом общеобразовательных дисциплин включает 2 кредита Лекций – 15 часов, практических – 15 часов, СРСП – 15 часов, СРС - 45 часов. Тип модуля: – «Обязательный модуль по специальности».
Форма контроля - экзамен
Распределение учебного времени
Недели семестра
|
|
|
|
|
|
|
|
Р
|
|
|
|
|
|
|
Р
| Все
го
| Лекции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Практические
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| СРСП
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| СРС
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Пререквизиты курса – теоретическая база курса основывается на знаний следующих дисциплин: биология, химия, физика, география
4. Постреквизиты курса- основные положения данного курса используются при изучении таких дисциплин как: философия, агроэкология, мелиорация и рекультивации сельскохозяйственных земель, охрана труда, особо охраняемые природные территории.
Описание курса
- цель дисциплинысформировать целостное представление об основных закономерностях устойчивого развития природы и общества.
- краткое содержание дисциплины
Взаимодействие человеческого общества и природы стало одной из важнейших проблем современности. Со времени появления человека на Земле влияние его на биосферу постоянно росло. Но именно в условиях индустриального общества и демографического взрыва отрицательные последствия человеческой деятельности приобрели глобальный характер. В невиданных ранее масштабах загрязняется окружающая среда. Наметились тенденции к истощению горючих и минеральных ресурсов. Разные виды антропогенной деятельности привели к прямому или косвенному уничтожению разнообразных видов животных и растений. Химическое загрязнение природной среды, радиационная обстановка, качество продуктов питания и питьевой воды и т.д. привели к ухудшению состояния здоровья населения. Возник ряд глобальных экологических проблем: явление парникового эффекта, разрушение озонового слоя, загрязнение Мирового океана, опустынивание и другие. Экологическая ситуация в Казахстане, в связи с экстенсивным развитием экономики, также резко ухудшилась: кризис Аральской экосистемы, неблагоприятная экологическая обстановка в Прикаспийском регионе и Восточном Казахстане; территорий, прилегающих к Семипалатинскому полигону, деградация почв и т .д .
До определенного времени воздействие человека на окружающую среду сглаживалось природными процессами, происходящими в биосфере, согласно принципу Ле-Шателье. Однако на современном этапе антропогенные изменения затронули практически все экосистемы планеты, газовый состав атмосферы, энергетический баланс Земли. Это означает, что деятельность человека вступила в противоречие с природой, система «биосфера - человечество» всё более приходит в разбалансированное состояние, в результате чего во многих районах мира нарушилось ее динамическое равновесие. Всё это способствует ухудшению состояния современной биосферы, разрушению здоровья и духовности человека. Решение проблемы возможно в результате восстановления баланса, что представляет собой чрезвычайно сложную, беспрецедентную в глобальном отношении задачу, поставленную в 1992 году в Рио - де -Жанейро, где была подписана и утверждена концепция по Устойчивому развитию. Устойчивое развитие в глобальной системе «общество - природа» означает соблюдение динамического равновесия в социоэкосистемах разного уровня. Чем раньше человечество осознает это и пойдёт по пути устойчивого развития, тем вероятнее будет его выживание на Земле. При этом решающая роль принадлежит экологическому образованию, содержанием и сущностью которого является процесс формирования у личности экологического мировоззрения, основой которого является дисциплина «Экология и устойчивое развитие». Её цель - формирование ответственного бережного отношения студентов к окружающей среде и своему здоровью. Такой подход позволит будущим специалистам с высшим образованием принимать экологически грамотные решения и, тем самым, способствовать устойчивому развитию биосферы.
Результаты обучения
после окончания изучения дисциплины студенты должны:
Иметь представление об: Экология как теоретическая база охраны природы и рационального природопользования; взаимоотношение организмов с экологическими факторами и условиями обитания; взаимоотношение популяций между собой и окружающей средой, взаимоотношения организмов между собой и формирование межвидовых связей в экосистемах; биосферно-ноосферная концепция В.И.Вернадского; история возникновения понятия «устойчивое развитие»: Римский клуб, Декларация Первой конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972); Всемирные саммиты в Рио-де-Жанейро (1992) и Йоханнесбурге (2002); природные ресурсы и их рациональное природопользование как один из аспектов устойчивого развития; глобальные экологические проблемы современности (изменения климата, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, опустынивание, сокращение биоразнообразия, загрязнение Мирового океана и др.), причины их возникновения и последствия; социально-экологические проблемы современности и устойчивое развитие; Заповедные территории.
Дескриптор А.Знать и понимать основные закономерности, определяющие взаимодействия живых организмов со средой обитания ;
• распространение и динамику численности организмов, структуру сообществ и их динамику;
• закономерности потока энергии через живые системы и круговорота веществ , функционирования экологических систем и биосферы в целом;
• основные принципы охраны природы и рационального природопользования;
• социально - экологические последствия антропогенной деятельности ;
• концепцию, стратегии, проблемы устойчивого развития и практические подходы к их решению на глобальном, региональном и локальном уровнях.
Дескриптор В. Уметь: Выявлять и анализировать естественные и антропогенные экологические процессы и возможные пути их регулирования;
• разбираться в современных концепциях и стратегиях устойчивого развития человечества, направленных на планомерное изменение традиционных форм хозяйствования и образа жизни людей с целью сохранения стабильности биосферы и развития социума без катастрофических кризисов;
• использовать полученные знания о закономерностях взаимодействия живых организмов и окружающей среды в практической деятельности для сохранения устойчивого развития .
Дескриптор С. Владеть:делать выводы, которые будут результатом не простого механического заучивания, а плодом творческого мышления; оперировать усвоенными знаниями и применять их в процессе профессиональной деятельности; умение работать в группе, искать и находить компромиссы, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии; усвоение основных методов оптимизации взаимоотношений между обществом и природой с учетом интересов будущих поколений
Дескриптор Д. Уметь:Работать в группе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими студентами. Обладать навыками организаторской работы по формированию команды для решения поставленных задач. Иметь лидерские качества и способностью управлять людми для достижения цели.
Дескриптор С. Приобрести практические навыкианализа экологических процессов, постановки конкретных задач и приоритетов устойчивого развития природы и общества и использования полученных знаний для решения экологических задач; знания по закономерностям развития биосферы и условий сохранения её устойчивости, а также реализации идей устойчивого развития в разных странах, в том числе и в Республике Казахстан
Содержание курса.
Перечень лекционных занятий
Наименование темы
| Объем, час
| Литература
| Тема1. Введение. Экология и краткий обзор ее развития.Определение экологии как науки. Цели, задачи и методы экологии. Краткая история формирования и развития экологических знаний. Разделы экологии: аутэкология, демэкология, синэкология, глобальная экология. Взаимосвязь экологии с другими науками. Роль экологии в решении практических задач.
|
| ОЛ: 1,2,5,10,13, 19,24,27,32
ДЛ: 1,13,15,30
| Тема 2. Экология особи — аутэкология
Уровни организации живых систем. Организм и условия его обитания. Экологические группы (по среде обитания).
|
| ОЛ: 1,2,5,10,13, 19,24,27,32
ДЛ: 1,13,15
| Тема 3. Экологические факторы и их классификация. Специфические особенности действия антропогенного фактора. Закон минимума Либиха. Закон толерантности Шелфорда. Диапазон толерантности. Стенобионтные и эврибионтные организмы. Экологическое значение основных абиотических факторов в жизнедеятельности организмов. Экологическая емкость среды.
|
| ОЛ: 2,6,9,10, 12,14,17,24,28,31
ДЛ: 5,6,13,15,18
| Тема 4. Экология популяций — демэкология.Понятие о популяции. Статические характеристики популяция: численность (плотность) и биомасса популяции, возрастной и половой состав. Пространственное размещение и его характер: случайное, равномерное и групповое. Принцип Олли. Динамические характеристики популяции: рождаемость, смертность, кривые выживания, скорость роста. Экспоненциальный и логистический рост численности популяции. Регуляция численности популяции. Факторы, зависимые и независимые от плотности популяции.
|
| ОЛ: 2,10, 11-14,17,24,30
ДЛ: 1,6,12,15,20
| Тема 5. Экология сообществ — синэкология.Понятие о биоценозе, биогеоценозе. Основные формы межвидовых связей в экосистемах (нейтрализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, хищничество, паразитизм). Межвидовая конкуренция как один из основных механизмов поддержания видовой структуры сообщества. Принцип конкурентного исключения Г.Ф.Гаузе. Экологическая ниша: потенциальная и реализованная.
|
| ОЛ: 2,10, 11-14,17,24,30
ДЛ: 1,6,12,15,20
| Тема 6. Закономерности организации экосистем.Понятие об экосистеме. Поток энергии и круговорот химических элементов в экосистеме. Первое и второе начало термодинамики. Правила 1% и 10% энергии Линдемана. Трофическая структура биоценоза (продуценты, консументы, редуценты). Пищевые цепи и трофические уровни, пищевые сети. Экологические пирамиды (численности, биомассы, энергии). Продуктивность экосистем (первичная и вторичная). Естественное развитие экосистем: первичная и вторичная сукцессия. Целостность и устойчивость экосистем, механизмы устойчивости экосистем. Критерии и основные показатели устойчивости природных экосистем.
|
| ОЛ:
№ 3,4,5,10,12-14,17-19,27,29,32
ДЛ:
№ 2,6,13,15,17,
| Тема 7. Биосфера и ее устойчивость.Формирование концепции биосферы. Эволюция биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Концепция живого вещества. Выявление глобальной роли живого вещества. Концепция антропогенного воздействия как мощного геологического и геохимического фактора. Место человека в экологической системе. Круговорот веществ в биосфере. Глобальные биогеохимические циклы. Основные биогеохимические законы В.И.Вернадского. Современная биосфера. Рост производства и нагрузки на окружающую среду.
|
| ОЛ: 3,4,8,10,11,21,29
ДЛ: 1-3,6,15,17
| Тема 8. Концепция Устойчивого развития.
История возникновения понятия «устойчивое развитие»; Римский клуб, работы Медоуза и Форестера (Пределы роста, 1972). Декларация Первой конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972). Всемирные саммиты в Рио-де-Жанейро (1992) и Йоханнесбурге (2002). Хартия устойчивого развития Европейских городов (г. Ольборг, Дания, 1994). Факторы Устойчивого развития: экологический (граница коридора, в котором должна развиваться цивилизация), экономический фактор (преобразование рыночной системы), социальный (с.-х. производство, права человека, демография).
|
| ОЛ: 3,4,8,10,11,21,29
ДЛ: 1,3,8-10,16, 17
| Тема 9. Стратегии и принципы устойчивого развития. Уровни устойчивого развития - локальный, региональный, национальный, межгосударственный, глобальный. Факторы, определяющие возможности устойчивого развития на каждом уровне. Международное сотрудничество по обеспечению устойчивого развития. Деятельность международных организаций по научной разработке теории устойчивого развития.
|
| ОЛ: 3,4,8,10,11,21,29
ДЛ: 1-3,6, 8-10,15,17
| Тема 10. Природные ресурсы и их рациональное природопользование как один из аспектов устойчивого развития.
Оптимизация окружающей среды как теоретическая основа рационального природопользования. Характеристика природных ресурсов Земли: литосферы, гидросферы и атмосферы. Классификация природных ресурсов: исчерпаемые, неисчерпаемые, возобновимые, невозобновимые. Биологические ресурсы и продовольственная безопасность. Охрана природы. Рациональное природопользование, малоотходные и безотходные технологии. Использование альтернативных экологи-чески чистых источников энергии как компоненты устойчивого развития экосистем и общества.
|
| ОЛ:3, 5,10,13,14,16,28
ДЛ: 2,5,20
| Тема 11. Антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере. История взаимодействия природы и общества: основные этапы (биогенный, аграрный, промышленный, информацион-ный). Роль природы в становлении и развитии человеческого общества. Дифференциация антропогенной нагрузки на окружающую среду в зависимости от типа цивилизации на различных ступенях ее развития. Виды антропогенного воздействие на ОС. Загрязнение атмосферы, воды, почвы и их экологические последствия. Виды загрязнения окружающей среды (физическое, химическое и биологическое) и их эколого-генетические последствия.
|
| ОЛ: 3, 6,9,12-17,23,24,28
ДЛ: 5,7,17,18-20
| Тема 12. Глобальные экологические проблемы современности.Причины возникновения изменения климата, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, опустынивание, сокращение биоразнообразия, загрязнения Мирового океана и др., и их последствия.
Экологические проблемы, связанные с интенсификацией сельского хозяйства и промышленности. Пути решения экологических проблем.
|
| ОЛ: 4, 9,10,12, 21,22,25,31
ДЛ: 2,5,13,15,17-19
| Тема 13. Социально-экологические проблемы современности и устойчивое развитие.Социально-экологический кризис и устойчивое развитие. Рост населения и изменение его качества. Факторы, влияющие на рождаемость, методы и способы планирования семьи. Проблемы урбанизации. Бедность и неэквивалентность распределения доходов. Проблемы энергетического кризиса и пути их решения. Мировая продовольственная проблема, пути решения. Ресурсный кризис, причины и последствия, пути решения. Изменение генофонда, возрастание общей агрессивности среды, новые виды воздействий на живые организмы. Войны и терроризм, экологические последствия. Военно-промышленный комплекс и среда обитания.
|
| ОЛ: 4, 5, 10,18, 20,24,27,29,30
ДЛ: 3,5,17
| Тема14. Охрана природы и устойчивое развитие.Принципы и методы охраны окружающей среды. Заповедные территории как одна из форм охраны окружающей среды. Охрана генетического разнообразия. Биосферные резерваты. Красная книга и ее роль в сохранении биоразнообразия. Разработка основ рационального природопользования и охраны окружающей среды как необходимого условия перехода к устойчивому развитию. Роль экологического образования и просвещения в обеспечении устойчивого развития человечества.
|
| ОЛ: 2, 4,8,9,12,14,
19,24,26,28,31
ДЛ: 2,5,7,9, 12,13,16-20
| Тема 15. Актуальные экологические проблемы устойчивого развития Республики Казахстан
Процессы дестабилизации природной среды в РК, причины и следствия. Социально-экологические проблемы Приаралья. Последствия ядерных испытаний для человечества. Семипалатинский ядерный и другие полигоны на территории РК. Антиядерное движение Невада-Семей. Методы и критерии оценки состояния окружающей среды. Экологический мониторинг, принципы его организации. Химический, физический и биологический мониторинг. Законодательство Республики Казахстан в области охраны окружающей среды. Экологическое образование и воспитание населения в РК. Обеспечение устойчивого развития Республики Казахстан: концепция Устойчивого развития. Стратегии устойчивого развития и механизмы обеспечения устойчивого развития Казахстана.
|
| ОЛ: 8, 26,27,29,32
ДЛ: 5,14,16-19
|
Перечень семинарских занятий
Наименование темы
| Объем
в часах
| Литература
| Текущий контроль
балл
| Введение. Определение экологии как науки. Цели, задачи и методы экологии.
Задания:
1.История формирования и развития экологических знаний.Работы А.Гумбольдта, Ч.Дарвина, К.Ф. Рулье, Н.А. Северцова.
2.Экологический кодекс Республики Казахстан
|
| О.Л.
№ 2,5,13
Д.л.
№ 6
| Текущий
контроль.
Проверка
конспектов
по теме
1*2=2
| Экология особи – аутэкология
Задания:
1.Организм и условия его обитания.
2. Стенобионтные и эврибионтные организмы. Экологическое значение основных абиотических факторов в жизнедеятельности организмов. Экологическая емкость среды.
3.Антропогенные факторы – особая группа экологических факторов.
|
| О.Л.
№ 2,4,8,17
Д.л.
№ 1
| Текущий
контроль.
Проверка
конспектов
по теме
| Влияние экологических факторов на организм
Задания:
1.Экологические факторы и их виды.
2.Механизмы влияния абиотических факторов на организм
3. Закон минимума Либиха, Закон толерантности Шелфорда, Закон оптимума, принцип Олли
4.Эврибионтные и стенобионтные виды
5.Гетеротермные организмы.
Термофилы, криофилы.
|
| О.Л.
№ 2,4,8,17
Д.л.
№ 1
| Текущий
контроль.
Проверка
конспектов
по теме
| Экология популяций – демэкология. Экология сообществ – синэкология Задания:
1.Статистическая характеристика популяции: численность (плотность), возрастной и половой состав.
2.Динамичсеские характеристики популяции: рождаемость, скорость роста, смертность, кривые выживания, скорость роста. Экспоненциальный и логистический рост численности популяции.
3.Классификация экосистемы и биогеоценоза.
4. Основные формы межвидовых связей в экосистемах (нейтрализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, хищничество, паразитизм).
5. Доминантные и рецессивные виды в биоценозе.
6.Биоразнообразие в пространст-венной структуре биоценоза
|
| О.Л.
№ 1,7,15,18
Д.л.
№ 1,2
| Текущий
контроль.
Проверка
конспектов
по теме
1*2=2
| Закономерности организации экосистем
Задания:
1. Понятие об экосистеме.
2. Поток энергии и круговорот химических элементов в экосистеме. Первое и второе начало термодинамики.
3. Правила 1% и 10% энергии Линдемана. Трофическая структура биоценоза (продуценты, консументы, редуценты).
4. Пищевые цепи и трофические уровни, пищевые сети. Экологические пирамиды (численности, биомассы, энергии). Продуктивность экосистем (первичная и вторичная).
5. Естественное развитие экосистем: первичная и вторичная сукцессия.
6. Целостность и устойчивость экосистем, механизмы устойчивости экосистем. Критерии и основные показатели устойчивости природных экосистем.
|
| О.Л.
№ 1,7,15,18
Д.л.
№ 1,2
| Текущий
контроль.
Проверка
конспектов
по теме
| Биосфера и ее устойчивость
1.Формирование концепции биосферы.
2Концепция антропогенного воздействия как мощного геологического и геохимического фактора.
3.Место человека в экологической системе.
|
| О.Л.
№ 3,5,15
Д.л.
№ 2,6
| Текущий
контроль.
Проверка
конспектов
по теме
| Природные ресурсы и их рациональное природопользование как один из аспектов устойчивого развития
1.Оптимизация окружающей среды как теоретическая основа рационального природопользования.
2.Картирование природных ресурсов РК.
|
| О.Л.
№ 3,5,15
Д.л.
№ 2,6
| Текущий
контроль.
Проверка
конспектов
по теме
| Антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере.
1. Дифференциация антропогенной нагрузки на окружающую среду в зависимости от типа цивилизации на различных ступенях ее развития.
2. Роль природы в становлении и развитии человеческого общества.
3. История взаимодействия природы и общества: основные этапы (биогенный, аграрный, промышленный, информационный), особенности и уроки.
|
| О.Л.
№ 1,3,5,15
Д.л.
№ 2,3,5
| Текущий
контроль.
Проверка
конспектов
по теме
1*2=2
| Глобальные экологические проблемы современности
1. Изменения климата, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, опустынивание, сокращение биоразнообразия, загрязнение Мирового океана и др., причины их возникновения и последствия.
2. Экологические проблемы, связанные с интенсификацией сельского хозяйства и промышленности. Физическое, химическое и биологическое загрязнение окружающей среды и их эколого-генетические последствия
|
| О.Л.
№ 2,3,5,11
Д.л.
№ 2,3,5
| Текущий
контроль.
Проверка
конспектов
по теме
1*2=2
| Социально-экологические проблемы современности и устойчивое развитие.
1. Социально-экологический кризис и устойчивое развитие. Рост населения и изменение его качества. Факторы, влияющие на рождаемость, методы и способы планирования семьи.
2. Проблемы урбанизации. Бедность и неэквивалентность распределения доходов.
3. Проблемы энергетического кризиса и пути их решения. Мировая продовольственная проблема, пути решения. Ресурсный кризис, причины и последствия, пути решения.
4. Изменение генофонда, возрастание общей агрессивности среды, новые виды воздействий на живые организмы. Войны и терроризм; экологические последствия. Военно-промышленный комплекс и среда обитания.
|
| О.Л.
№ 2,6,7,11
Д.л.
№ 2,3,5
| Текущий
контроль.
Проверка
конспектов
по теме
| Актуальные экологические проблемы устойчивого развития Республики Казахстан
1.Социально-экологические проблемы Приаралья.
2.Последствия ядерных испытаний для человечества.
3Семипалатинский ядерный и другие полигоны на территории РК. Антиядерное движение Невада-Семей. признаки и принципы функционирования.
|
| О.Л.
№ 2,3,5,11
Д.л.
№ 2,3,5
|
| Примечание:
1)текущий контроль знаний оценивается по 100 бальной шкале;
2) min/max – 50 / 100.
|
6.3 Темы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП) – 15 часов
|
|