Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Проектирование содержания образования

Первая проблема, с которой сталкивается педагог на этапе кон­струирования педагогического процесса, — это конструирование его содержания. Учебная программа и ученик являются проектом со­держания образования, на основе которого учитель самостоятельно принимает решение, что отобрать для предъявления учащимся в со­ответствии с целями и условиями педагогической деятельности. Отсюда технология конструирования учебной информации — про­цесс принятия педагогических решений в условиях системы ограни­чений и предписаний, которые диктуются установленными норма­ми (что и в каком объеме из задаваемой информации должны ус­воить учащиеся); исходным уровнем подготовленности учащихся к восприятию учебной информации; возможностями самого учителя, а также той школы, в которой он работает. Различают задаваемую, предъявляемую и усвоенную учебную информацию (Н.В.Кузьмина).

В технологическом отношении принципиальное значение име­ет сама проблема учебного материала и его задачного структури­рования. При ее решении предлагается разводить понятия "ди­дактический материал" и "учебный материал". Дидактический материал, с точки зрения Г.А.Балла, — это система объектов, каждый из которых предназначен для использования в процессе обучения в качестве материальной или материализованной моде­ли той или иной системы, выделенной в рамках общественного знания и опыта, и служит средством решения некоторой дидак­тической задачи. Учебный материал — это система идеальных моделей, представленных материальными или материализованны­ми моделями дидактического материала и предназначенных для использования в учебной деятельности.



Поскольку учебная деятельность может рассматриваться как процесс решения системы учебных задач, то естественно, что единицей членения учебного материала является учебная задача. В связи с этим учебный материал допустимо рассматривать как педагогически целесообразную систему познавательных задач.* Отсюда построение системы учебных задач становится стержнем действий учителя по проектированию учебного материала и разработке дидактического материала, в котором он находит свое воплощение.

* См.: Сохор А.М. Логическая структура учебного материала. — М., 1974. С. 9.

 

Для понимания специфики конструирования процесса обуче­ния важно обратиться к проблеме логики учебного процесса, впер­вые обоснованной М.А.Даниловым. Он предлагает рассматривать ее в трех аспектах: как основную линию развертывания процесса обучения по курсу в целом; как логику процесса обучения, огра­ниченную определенной темой; как логику учебного процесса в масштабе единицы усвоения. Между взаимосвязанными логиками М.А.Данилова и типами педагогических задач, выделенных по вре­менному признаку, можно провести параллель точно так же, как между педагогической задачей и "звеном" учебного процесса.*

* См.: Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина, И.Я.Лернера. М„ 1975. - С. 98 - 99.

 

Основы творческого конструирования педагогического процесса

Изучение массового опыта показывает, что сложность конст­руирования учебно-воспитательного процесса состоит в том, что при его разработке должны быть учтены, по меньшей мере, две группы ограничений и предписаний. Содержание образования прежде всего должно удовлетворять требованиям научности и практической значимости, укладываться в рамки отведенного на процесс обучения времени. Кроме того, оно должно соответст­вовать уровню подготовленности учащихся к восприятию этого содержания, т.е. учитывать, что им трудно и почему, как облег­чить трудности овладения предметом.

Существует общая закономерность, состоящая в том, что пе­дагог, достигший положительных конечных результатов, никогда не следует в точности за поставленной извне программой. На ее основе он создает свою собственную программу деятельности, ориентируясь на психологию усвоения учебной информации уча­щимися, выделяя основные, фундаментальные понятия в учебном курсе, без знания которых невозможно глубокое и прочное усвое­ние его учащимися. Следовательно, педагог достигает успеха, если при разработке технологии конструирования главными "точками отсчета" для себя он делает учащихся, их потребности, их готовность к работе над предметом на данной стадии обучения, их способность к саморазвитию и вооружает их соответствующими методами.

Локальный — местный, свойствен­ный данному месту.

В деятельности педагогов разных уровней продуктивности по-разному соотносятся перспективное и оперативное конструиро­вание. Отсюда так важно, приступая к конструированию педаго­гического процесса, видеть место каждой педагогической задачи, будь то урок или воспитательное мероприятие, в структуре цело­стного педагогического процесса. У педагогов высшего, систем­но-моделирующего уровня деятельности доминирующими явля­ются проектировочные, т.е. долгосрочные, технологии. Принципиальное отличие дея­тельности педагогов репродук­тивного, адаптивного и локально-моделирующего уровней дея­тельности состоит в том, что у них доминирующими являются технологии урока, а не предмета в целом; воспитательного меро­приятия, а не педагогического процесса в целом.

Если педагог достаточно ориентирован на требования к учащим­ся, т.е. на конечные цели, то он не испытывает особых затрудне­ний как в проектировании целостного педагогического процесса, так и отдельных уроков и воспитательных мероприятий.

Планирование как результат конструктивной деятельности педагога

Логическим итогом конструирования образовательного процес­са является материализация проекта педагогической деятельности в виде плана, плана-конспекта или конспекта в зависимости от опытности педагога. При этом важно отметить, что при состав­лении планов организации учебно-познавательной деятельности школьников (уроков и других форм организации учебного про­цесса) учитель имеет возможность обращаться к имеющимся ре­комендациям, тогда как при планировании воспитательной рабо­ты, учитывая ее специфику и принципиальное отличие от пре­подавания, многие, в том числе опытные, педагоги испытывают большие затруднения.

Сами подходы к планированию учебной и внеучебной деятель­ности школьников обусловлены существенными отличиями пре­подавания и воспитательной работы как основных видов педаго­гической деятельности. Вместе с тем в планировании учителя-предметника и классного руководителя много общего. Прежде всего и в одном, и в другом случае оно должно строиться на ос­нове научно обоснованного прогноза и проекта предстоящей со­гласованной деятельности педагогов и воспитанников, их взаи­модействия и строго отвечать тем образовательным задачам, ко­торые стоят перед коллективом. Задачи обучения и воспитания — основные исходные данные для составления конкретных планов жизнедеятельности учебно-воспитательного коллектива.

Материализация проектов руководства как учебно-познава­тельной, так и другими видами деятельности школьников во внеучебное время требует также учета данных педагогической диаг­ностики относительно уровня развития коллектива и готовности воспитанников к коллективной творческой деятельности, уров­ня обученности и подготовленности к восприятию новой инфор­мации, общего развития и воспитанности учащихся. В планах должны найти свое отражение интересы и потребности учащих­ся и должна быть предусмотрена их соотнесенность с обществен­ными интересами. Это важно, так как интересы и потребности человека формируются именно в школьном возрасте.

Научно обоснованное планирование предполагает продуман­ную соотнесенность планов отдельных учебно-воспитательных коллективов с общешкольным планом. Здесь имеется в виду пре­жде всего их ориентированность на подготовку и активное уча­стие в общешкольных традиционных мероприятиях (смотрах, конкурсах, олимпиадах, праздниках, субботниках и т.п.). В пла­нах классных руководителей, кроме того, должны быть отраже­ны и те общественно полезные дела, которые организуются для параллелей или определенной группы классов. В них обязатель­но должна предусматриваться связь с другими классными коллек­тивами, детскими общественными организациями и ближайшим школьным окружением. Содержание планов учебно-воспитатель­ной работы естественно зависит от состояния учебно-материаль­ной базы школы, возможностей сотрудничества с другими обра­зовательными, культурно-просветительными, спортивно-оздоро­вительными учреждениями.

К планам учебно-воспитательной работы как документам, направляющим деятельность педагогов, предъявляется ряд существенных требований:

целеустремленность и конкретность образовательных задач;

краткость плана, его компактность;

разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное со­четание просвещения и организации деятельности детей;

преемственность, систематичность и последовательность;

сочетание перспективности и актуальности намеченных видов работы;

единство педагогического руководства и активности воспитан­ников;

реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;

связь внутриклассной работы с работой вне школы;

согласованность плана с деятельностью школы и детских об­щественных организаций;

гибкость и вариативность планирования.

Планирование работы классного руководителя

Общие вопросы подготовки к составлению плана

План работы классного руководителя — конкретное отображе­ние предстоящего хода воспитательной работы в ее общих стра­тегических направлениях и мельчайших деталях. Отсюда целесооб­разность органичного сочетания перспективного плана воспитатель­ной работы и планов конкретных воспитательных мероприятий.

Опыт показывает, что лучше, когда классный руководитель имеет перспективный план работы на весь учебный год, а затем последовательно разрабатывает детальные планы на учебную чет­верть. Однако это определяется опытностью педагога, а также сложившимися традициями школы и возможными указаниями со стороны органов управления образованием.

В старших классах, если классный руководитель уже не первый год знает ребят, имеет представление об уровне их воспитанности, возможностях и интересах, можно составлять план на более дли­тельный срок, т.е. на весь учебный год. В младших классах или в том случае, если учитель плохо знает класс, целесообразнее пла­нировать воспитательную работу на четверть или полугодие.*

* См.: Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. — М., 1984. — С. 77.

 

Классный руководитель должен начинать работу над планом в конце предыдущего учебного года, когда становится известным распределение учебной нагрузки и классного руководства на но­вый учебный год. Если классный руководитель принимает новый класс, ему необходимо познакомиться с личными делами воспи­танников, их семьями, изучить сложившуюся систему воспита­тельной работы в классе, традиции, официальную и неофициаль­ную структуру коллектива. Все это поможет осуществлению пре­емственности в воспитательной работе.

В конце учебного года рекомендуется провести с помощью школьного психолога диагностические "срезы" в классе с целью выявления психологической атмосферы, сплоченности и других параметров коллективной жизнедеятельности. Полезно выявить преобладающие отношения воспитанников между собой, а так­же к учебе, труду, природе, искусству и другим явлениям и про­цессам окружающей действительности.

Таким образом, подготовка к составлению плана воспитатель­ной работы классного руководителя сводится к сбору информа­ции о классном коллективе и отдельных воспитанниках. В ходе ее определяются доминирующие воспитательные задачи.

Технология составления плана

Подготовка к составлению плана работы классного руководи­теля завершается составлением характеристики классного кол­лектива и отдельных учащихся. Это начальный этап развертыва­ния технологической цепочки разработки программы жизнедея­тельности класса и учащихся на предстоящий период.

Следующий этап предполагает знакомство классного руково­дителя с общешкольным планом воспитательной работы, кото­рый, как правило, готов к началу нового учебного года. Из него необходимо отобрать все те общешкольные мероприятия, а так­же общественно полезные дела по параллелям и группам клас­сов, в которых класс должен принять участие. Будучи соотнесен­ными с конкретными датами, эти мероприятия заложат основной каркас плана жизнедеятельности коллектива. Здесь необходимо подчеркнуть недопустимость отождествления планов работы классного руководителя и жизнедеятельности коллектива класса.

Опытные педагоги после этих двух этапов приступают к фор­мулированию конкретных задач воспитательной работы с клас­сом на учебный год, продумыванию системы мероприятий и отбору реально выполнимых общественно полезных дел. Начинаю­щим классным руководителям рекомендуется предварительно со­отнести информацию, полученную на предыдущих этапах, с об­щими данными об особенностях возраста учащихся класса и имею­щимися рекомендациями в помощь классным руководителям.

При определении доминирующих воспитательных задач надо исходить из принятого нами целостного подхода к организации педагогического процесса. Не разрозненные мероприятия по на­правлениям воспитательной работы, а реальные дела и разнооб­разные виды деятельности должны составлять основу планов. Задачи воспитания, а следовательно, и конкретное содержание на строго очерченный период времени должны определять социаль­ная, возрастная и индивидуальная ситуации развития. Социаль­ная ситуация как бы диктует идеи коллективных дел (что делать коллективу), возрастная обусловливает выбор форм деятельности, а ситуация индивидуального развития придает содержательный стороне работы с детьми неповторимость. Соответственно выде­ляются и три основных объекта внимания классного руководи­теля: коллектив, деятельность и индивидуальность.*

* См.: Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. — М., 1986. — С. 95 - 97.

 

В целях обеспечения гармоничного развития личности каждого школьника, отбирая содержание, классный руководитель должен включить в план, а затем и в реальный педагогический процесс познавательную, трудовую, художественно-эстетическую, физкультурно-оздоровительную, ценностно-ориентационную и дру­гие виды деятельности. При этом важно, чтобы и внутри назван­ных видов деятельности достигалось достаточное разнообразие их конкретных видов.

Когда план в целом сформирован, наступает период его "до­водки". Классный руководитель обсуждает его отдельные разде­лы с коллегами, учителями, работающими с классом, родителя­ми и учащимися, а также осуществляет корректировку с плана­ми работ класса, детских общественных организаций. План класс­ного руководителя богаче плана жизнедеятельности коллектива, поскольку содержит воспитательные мероприятия, касающиеся как коллектива в целом, так и отдельных воспитанников, их изу­чения, направления работы с родителями. Он, образно выража­ясь, составляет своеобразный фон, на который налагается план работы класса, его актива, органов ученического самоуправления и отдельных учащихся. В своей совокупности, дополняя друг дру­га, эти планы предусматривают необходимое содержание тех учебных и общественно полезных дел, организация и выполне­ние которых направлены на формирование ценных деловых и нравственных качеств у школьников.

Заключительный этап в технологической цепочке создания плана воспитательной работы — это его обсуждение на классном собрании, закрепление ответственных за организацию тех или иных мероприятий, распределение поручений активу и отдель­ным воспитанникам.

Структура плана работы классного руководителя

В реальной школьной практике планы работ классных руко­водителей имеют различную структуру. Это обусловлено различ­ными условиями функционирования школ и отдельных классных коллективов как педагогических систем. Структура, а следова­тельно, и сами формы планов работ зависят от уровня педаго­гической квалификации классного руководителя. Если опытный педагог может ограничиться кратким планом работ, то начинаю­щим учителям рекомендуется составление подробных, разверну­тых планов.

Традиционная структура плана работ классного руководителя имеет следующий вид:

1. Краткая характеристика и анализ состояния воспитательной работы.

2. Воспитательные задачи.

3. Основные направления и формы деятельности классного руководителя.

4. Координация воспитательной деятельности учителей, рабо­тающих в классе.

5. Работа с родителями и общественностью.

Все планы классного руководителя должны открываться крат­ким анализом состояния воспитательной работы за предыдущий год и характеристикой класса. Характеристика отражает уровень общей воспитанности коллектива, его успеваемость и дисципли­ну, а также сформированность таких качеств, как трудолюбие, ответственность, организованность, общественная активность и др. Анализируется структура межличностных взаимоотношений (лидеры, аутсайдеры, микрогруппы), преобладающее настроение в классе, содержание ценностных ориентации, определяющих общественное мнение. Дается характеристика отдельных воспи­танников, в частности допускающих отклонение от принятых норм поведения, отстающих в учебе и др.

Во втором разделе формулируются основные, доминирующие воспитательные задачи, которые будут решаться в новом учебном году. Их должно быть немного, чтобы исключить их формальное выполнение. Важно, чтобы задачи учитывали состояние классно­го коллектива, уровень его развития, а также общие задачи, стоя­щие перед школой. Поскольку нет одинаковых коллективов, то и задачи не могут быть одинаковыми даже в параллельных классах.

Третий раздел несет на себе основную содержательную нагруз­ку, определяя как главные направления деятельности, так и спо­собы решения воспитательных задач. Именно этот раздел опреде­ляет структурное своеобразие плана, поскольку в нем отражаются те или иные подходы к развитию и формированию личности.

Так, в соответствии с функциональным подходом в его крайних формах этот раздел включает содержание, формы и методы, не­зависимо друг от друга ориентированные на формирование основ мировоззрения; воспитание политической сознательности и об­щественной активности; нравственное воспитание и воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения; воспитание сознательного отношения к учению и развитие познавательной активности; формирование положительного отношения к труду и расширение политехнического кругозора; эстетическое и физичес­кое воспитание.* Если к этим многоплановым направлениям до­бавить не менее значимые с позиции функционального подхода экологическое, экономическое, гигиеническое, правовое воспита­ние, работу по профориентации и мероприятия по подготовке к семейной жизни, то становится очевидной нереальность такого плана работы для его воплощения в жизнь. Примерная форма такого плана имеет следующий вид:

Основные направления и задачи Содержание работы (по разделам) Формы и методы Сроки проведения Испол­нители Отметка о выполнении

 

* См.: Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя: Учебное пособие. - М., 1984. - С. 29.

 

Если исходить из того, что личность школьника как целостная психическая система формируется не "по частям", что любой вид деятельности так или иначе отражается на ее формировании, то этот раздел плана принимает совершенно другой вид:

Виды деятельности/ Недели Общест­венная Познаватель­ная Трудо­вая Худо­жествен­ная Спор­тивная Цен ностно-ориентационная Коммуникативная
                           
                           
и т.д.                            

 

В четвертом разделе традиционного плана намечаются конкрет­ные мероприятия по координации воспитательных воздействий всех учителей, работающих в классе. Это могут быть педагогиче­ские совещания, специальные консилиумы, индивидуальные бе­седы с отдельными учителями и другие формы работы.

Заключительный раздел "Работа с родителями" содержит круг вопросов, предлагаемых для обсуждения на родительских собра­ниях, хотя темы лекций и бесед могут корректироваться в зави­симости от складывающихся обстоятельств; намечаются сроки посещения семей с целью изучения условий жизни и воспитания детей; планируются формы индивидуальной работы с родителя­ми, связь с родительским комитетом и возможности привлечения родителей к участию в жизни класса и школы.

В настоящее время считается общепризнанным, что планиро­вание по разделам в соответствии с основными направлениями воспитания (трудовое, нравственное, эстетическое и др.) "разры­вает" целостный педагогический процесс на части. Не охватыва­ет всего многообразия педагогических задач и деятельностный подход, хотя во многом он и снимает издержки гипертрофиро­ванного функционализма. Признание педагогической обществен­ности в последние годы получил вариант плана, предложенный Н.Е.Щурковой, в котором в органическом единстве нашли свое отражение комплексный, деятельностный и личностный в их индивидуально-творческой интерпретации подходы.* Выделяя в качестве основных объектов воспитания коллектив, деятельность

воспитанников и развитие индивидуальности, Н.Е.Щуркова пред­лагает на большом листе (в целях оперативности и возможности работы с планом в течение года) после обозначения доминирую­щих задач выделить три соответствующих раздела: организация коллектива, организация воспитывающей деятельности и органи­зация работы по развитию индивидуальности. Форма такого пла­на работы классного руководителя имеет следующий вид:

Организация воспитывающей деятельности Организация коллектива Организация работы по развитию индивидуальности
Виды деятель­ности Содержание работы Средства Содержание работы Средства Содержание работы
Обществен­но полезная     Коллектив­ная твор­ческая дея­тельность     Изучение учащихся    
Познава­тельная     Самоуправ­ление     Связь с семьей    
Ценност-но-ориен-тацион-ная     Проектиро­вание целей     Работа с малым пед. кол­лективом    
Художе­ственно-творческая     Влияние на межлич­ностные отношения     Индивиду­альные воздей­ствия    
Свободное общение

 

* См.: Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем.

 

Два вспомогательных раздела, которые располагаются на об­ратной стороне листа, должны содержать характеристику класс­ного коллектива и характеристику индивидуальных особенностей учащихся, в которых отражаются условия жизни воспитанников в семье (особенно если имеются сложности); их интересы и склонности (и в связи с этим какие кружки, секции, учреждения дополнительного образования они посещают, а если не посеща­ет, то почему); состояние здоровья и наиболее ярко выраженные личностные особенности.

В практике воспитания сложились многообразные формы пла­нирования работы классных руководителей, и, учитывая специ­фические условия различных районов страны, города и села, школ-новостроек и школ, имеющих давние традиции, нет нуж­ды в жесткой унификации формы этого плана. Классный руко­водитель сам выбирает форму плана, ориентируясь на требова­ния, которые к нему предъявляются, и на свою педагогическую "Я-концепцию".

Планирование и подготовка воспитательного мероприятия

На основе перспективного плана воспитательной работы классный руководитель составляет план работы на неделю, ко­торый конкретизирует воспитательные мероприятия. Этот план целесообразно совмещать с дневником классного руководителя. Приведем различные варианты недельных планов классного ру­ководителя.

Вариант 1

1-я неделя День недели Содержание работы Исполнители, ответственные Оценка деятельности
    Понедельник Вторник и т.д.            

 

Вариант 2

Дни недели Основные формы работы
    с классом с акти­ индивиду­ с учите­ с родите­ кружки,
        вом альная лями лями учрежде­
            работа         ния до­
                        полни­
                        тельного
                        образова­
                        ния
                           

 

Вариант 3

Понедельник Вторник Среда Классный час Работа с активом Изучение учащихся Четверг Пятница Суббота Индивидуальная работа Работа с учителями. Кружки Работа с родителями

 

Объект особого внимания — это подготовка воспитательного мероприятия. Во многих случаях процесс подготовки намного значимее по силе воспитательного воздействия, нежели само ме­роприятие. Воспитательный эффект остается даже в том случае, если мероприятие по каким-либо причинам не состоялось (на­пример, не смог прийти приглашенный гость и т.п.). Общим правилом планирования воспитательной работы с классом явля­ется план лишь тех дел и мероприятий, которые могут быть тща­тельно, без спешки и штурмовщины подготовлены и качествен­но проведены, которые будут, безусловно, выполнены и прине­сут коллективу класса моральное удовлетворение, переживание радости успеха. При этом устойчивый воспитательный эффект может быть получен только тогда, когда организаторами и испол­нителями дела являются сами учащиеся.

Целесообразно использовать опыт организации коллективных творческих дел по методике И.П.Иванова.

Предварительная работа воспитателей. Определяется роль дан­ного коллективного творческого дела (КТД) в жизни коллекти­ва, выдвигаются конкретные воспитательные задачи; намечают­ся варианты дела, которые будут предложены как возможные воспитанникам; строится перспектива возможного дела. На этой стадии идет поиск, разведка дел. Если коллектив на первом эта­пе развития, то педагоги сами выводят детей на общественно зна­чимую работу; если на втором — то в поиске участвует актив; если на третьем — все члены коллектива проводят поиск по на­меченным маршрутам (например, "класс", "микрорайон", "при­рода", "пресса", "малыши" и др.).

Коллективное планирование КТД. Оно происходит на общем собрании коллектива. Составляется общий план жизни коллек­тива на очередной период. Сначала работа идет в микрогруппах, а затем сообща решаются вопросы-задачи, например: для кого организуется КТД? Кому на радость и пользу? Кто будет участ­вовать? С кем вместе? Каким должен быть совет дела, кто в него войдет? Где лучше провести КТД? Как лучше его провести?

В конце сбора сводятся воедино наиболее интересные, полез­ные предложения из микрогрупп, происходят выборы совета дела.

Коллективная подготовка дела. Совет дела уточняет план под­готовки и проведения КТД, организует микрогруппы для подго­товки добрых дел "по секрету". На этой стадии могут быть встре­чи с людьми, способными помочь в проведении дела, готовятся материалы, изучается литература, периодическая печать, органи­зуется пресс-центр и т.д.

Опыт показывает, что в целом оправдавшей себя методикой организации коллективных творческих дел нельзя злоупотреблять. Имеется в виду то обстоятельство, что нельзя отказываться и от традиционных бесед, диспутов, конференций и других положи­тельно зарекомендовавших себя форм организации педагогиче­ского процесса. В этом случае классный руководитель готовит план или план-конспект, в котором отмечает: тему и форму ор­ганизации работы; цель и задачи ее проведения, время проведе­ния (дата, час); место проведения мероприятия; кому поручает­ся его подготовка и проведение (распределение поручений); обо­рудование и оформление; форму учета результатов проведенной работы. Тщательно продуманный план конкретного мероприятия — необходимое условие его качественного проведения, условие до­стижения предметного и воспитательного результатов.

Планирование в деятельности учителя-предметника

Тематическое планирование учебного материала

В традиционной дидактике принято различать два этапа в под­готовке учителя к уроку: предварительный и непосредственный. Результатом первого является тематический план, представляющий собой научно обоснованное распределение во времени (объем и последовательность) содержания учебного материала по предмету. Когда в тематическом плане проставляются конкретные даты про­ведения уроков, он становится календарно-тематическим.

В настоящее время практически по всем учебным предметам, преподаваемым в школе, имеются методические указания и ре­комендации по тематическому планированию. Тем не менее и опытные учителя, а тем более начинающие подготовку к новому учебному году должны начинать с изучения учебной программы. Главное, на что должен обратить внимание учитель, — это соот­несение целей и задач учебного предмета в целом с целями и за­дачами каждой учебной темы, определение места каждого урока в системе уроков по теме, разделу.

Следующий этап подготовки к тематическому планированию — изучение методической литературы, базового учебника и учебных пособий. Особенно тщательно должен быть проработан учебник, даже если учитель чувствует себя в учебном материале как "рыба в воде". Это необходимо в связи с тем, что учебником пользуются ученики, он для них является важным источником информации и может быть использован при организации самостоятельной работы.

Проектировочную деятельность педагога-мастера, работающего на системно-моделирующем уровне (по Г.А.Засобиной), на эта­пе предварительной подготовки к уроку, завершающейся состав­лением тематического плана, можно представить как конкретную технологию.

Для того чтобы дать развернутый перспективный план изуче­ния курса в целом и связанных с ним вопросов из смежных дис­циплин, педагог совершает следующие действия: составляет ка­лендарный план изучения материала на длительный срок (полгода, год); устанавливает межпредметные связи по всему кур­су; распределяет материал повторения, способствующий система­тизации знаний учащихся; соотносит изучение материала курса с внеучебной образовательной работой по предмету.

Психолого-педагогический и методический анализ темы кур­са до ее изучения учащимися и соотнесение материала этой темы с курсом в целом предполагают осуществление учителем таких действий, как выделение узловых понятий и закономерностей в новом материале и предусмотрение возможных затруднений уча­щихся в их освоении; определение наиболее рациональных видов деятельности учащихся по овладению новым материалом и вы­деление характерных для них трудностей; выбор методов прове­дения занятия и наиболее эффективных приемов организации учебной работы на разных его этапах.

Подготовка развернутого перспективного плана изучения ма­териала каждой темы и связанньк с ним вопросов включает сле­дующие действия педагога: планирование системы вопросов по теме; подбор системы задач и упражнений по новому материалу и связанным с ним разделам; планирование системы самостоя­тельных работ и домашних заданий по теме; выбор необходимо­го фронтального и демонстрационного эксперимента по теме.

Непосредственная подготовка учителя к уроку и его планирование

Непосредственная подготовка учителя к уроку заключается в конкретизации тематического плана применительно к каждому уроку, продумывании и составлении планов отдельных уроков. Она должна начинаться с изучения материала конкретного уро­ка в базовом учебнике. Изучая его, учитель мысленно соотносит характер и логику изложения в нем учебного материала с уров­нем подготовленности учащихся к его восприятию и со своими дидактическими возможностями.

Технология конструирования содержания урока на этапе не­посредственной подготовки информации для ее восприятия уча­щимися проявляется во взаимосвязанных действиях учителя: от­боре содержания учебного материала (в особенности конкретных фактов, раскрывающих сущность понятий) в соответствии с це­лями и задачами урока и уровнем подготовленности учащихся; выделении возможных затруднений при изучении отобранного материала; выборе наиболее доступных форм объяснения незна­комых и трудноусваиваемых понятий, словосочетаний, высказы­ваний и т.п.; выборе в каждом конкретном случае методов и приемов обучения; планировании своей деятельности и деятель­ности учащихся, способствующей пониманию передаваемой ин­формации.

На следующем этапе непосредственной подготовки к уроку учи­тель изучает и отбирает необходимые средства обучения по теме урока из имеющихся в школе. Он должен не только познакомиться с учебно-наглядными пособиями, но и просмотреть учебные диа- и кинофильмы, отработать при необходимости процедуру демон­страции наглядности, технику и методику постановки эксперимента.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.