Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема № 4: Конституционные основы организации и деятельности общественных объединений в Республике Казахстан

Цель лекции- раскрыть сущность политического плюрализма и показать конституционно-правовые основы организации и деятельности политических партий в РК.

Задачи лекции:

1.Дать определение политического плюрализма и показать, как этот принцип закреплен конституционно.

2.Дать определение политических партий, показать их отличие от других общественных объединений.

3.Дать анализ законодательства о политических партиях (Закона РК «Об общественных объединениях» от 31 мая 1996 г., Закона «О политических партиях» от 15 июля 2002 г.)

4.Раскрыть механизм регистрации и организации деятельности политических партий в РК.

Ключевые слова:

· политический плюрализм;

· политическое многообразие;

· идеологическое многообразие;

· общественное объединение;

· политическая партия;

· регистрация.

Основное содержание:

Конституция РК 1995 г. признает политическое и идеологическое многообразие.

Идеологическое многообразие означает допущение существования и функционирования самых различных идеологических воззрений и течений, порою противостоящих друг другу, с тем лишь условием, чтобы они не провозглашали идеи насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, религиозной и родовой розни.

Политическое многообразие означает возможность существования самых различных политических партий и организаций, а также системы власти, основанной на взаимодействиях и «противовесах» основных политических партий и организаций.

Политической партией признается добровольное объединение граждан РК, выражающее политическую волю граждан, различных социальных групп, в целях представления их интересов в представительных и исполнительных органах государственной власти, местного самоуправления и участия в их формировании. Политическая партия не вправе выступать от имени народа. Граждане РК имеют право на свободу объединения в политические партии. Гражданин РК может состоять членом только одной политической партии. Членство в политической партии не может быть основанием ограничения прав и свобод гражданина РК. Каждый вправе указывать или не указывать свою партийную принадлежность. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов политических партий. Не допускается незаконное вмешательство государства в дела политических партий и политических партий в дела государства. Не допускается также возложение на политические партии функций государственных органов. Запрещается требовать от граждан в любой форме, в том числе и в официальных документах, указания партийной принадлежности. Депутаты Парламента, государственные служащие не вправе занимать оплачиваемые должности в политических партиях. Государственные служащие при исполнении должностных обязанностей руководствуются требованиями законодательства РК и несвязанны решениями политических партий и их органов. На лиц, работающих в постоянно действующих органах политических партий, распространяется законодательство РК о труде, социальной защите и социальном страховании. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов действий, за исключением ограничений, установленных настоящим Законом. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РК. Политические партии должны создавать гражданам РК, являющимся членами политических партий, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Организационная структура политических партий строится по территориальному принципу. Руководящие органы политических партий и их структурных подразделений (филиалов и представительств) должны находиться на территории РК.



Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной, этнической и религиозной принадлежности граждан, а также создание в государственных органах и органах местного самоуправления первичных партийных организаций политических партий. Запрещаются создание и деятельность военизированных политических партий, а также военизированных формирований при политических партиях. Не допускается пропаганда программных, уставных требований политических партий в учебном процессе организаций образования.

Политическая партия создается по инициативе группы граждан РК численностью не менее одной тысячи человек, созывающих учредительный съезд (конференцию) политической партии и представляющих две трети областей, города республиканского значения и столицы. Списки инициативной группы граждан по созданию политической партии представляются в регистрирующий орган по установленной им форме. Для подготовки и проведения учредительного съезда (конференции) может быть образован организационный комитет в составе не менее десяти человек. На учредительном съезде (конференции) принимаются решения о создании политической партии, ее названии, уставе, программе и формируются ее руководящие органы.

Политическая партия осуществляет уставную деятельность после прохождения государственной регистрации.

Членом политической партии может быть гражданин РК, достигший 18-летнего возраста. Членство иностранцев, лиц без гражданства, а также коллективное членство в политической партии не допускаются. Военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи не должны состоять в политической партии, выступать в поддержку какой-либо политической партии. Членство в политической партии является добровольным, индивидуальным и фиксированным. Государственная регистрация политической партии осуществляется Министерством юстиции РК.

Документы, необходимые для регистрации политической партии, представляются в регистрирующий орган не позднее, чем через два месяца со дня проведения учредительного съезда (конференции) политической партии. В течение шести месяцев со дня государственной регистрации политическая партия обязана провести учетную регистрацию своих структурных подразделений (филиалов и представительств) в территориальных органах юстиции. Для государственной регистрации политической партии в ее составе должно быть не менее пятидесяти тысяч членов партии, представляющих структурные подразделения (филиалы и представительства) партии во всех областях, городе республиканского значения и столице, численностью не менее семисот членов партии в каждой из них.

Государственная регистрация политической партии осуществляется при представлении в регистрирующий орган следующих документов:

1) заявление по форме, установленной регистрирующим органом;

2) устав и программа политической партии в двух экземплярах, подписанные руководителем политической партии;

3) протокол учредительного съезда (конференции) политической партии;

4) списки членов политической партии по форме, установленной регистрирующим органом;

5) документ об уплате сбора за государственную регистрацию юридического лица.

 

Контрольные вопросы:

1.Общественные объединения в системе гражданского общества: понятие, основы конституционно-правового статуса.

2.Политические партии в системе гражданского общества и правового государства: понятие, основы конституционно-правового статуса

3.Конституционные принципы взаимоотношений политических партий, государства и общественных объединений.

 

Основная литература:1-10, дополнительная литература:1-6.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.