Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Демократизация и гуманизация управления педагогическими системами

Ориентация внутришкольного управления предполагает преж­де всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это возможно при условии от­крытости обсуждения и принятия управленческих решений. Вы­борность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров — прояв­ления демократических начал в школьной жизни. Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации. Когда каждый учитель знает о делах и проблемах всей школы, он не остается к ним безразличным. Регулярные от­четы администрации, совета школы перед общешкольным коллек­тивом и общественностью, предоставление возможности для учи­телей и учащихся принимать участие в их обсуждении и высказы­вать свою точку зрения по вопросам школьной жизни направле­ны на утверждение демократизации в школе.

Управление педагогическими системами имеет ту непрелож­ную особенность, что ограничиться здесь только воздействием невозможно, необходимо сотрудничество, соуправление, само­управление. Утверждение гуманистических ценностей в современ­ном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность са­мой личности, богатство ее духовного мира. Утверждение субъ­ект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности — конкретные формы проявления гуманизации процесса обучения и воспитания.

Системность и целостность в управлении

Понимание системной природы педагогического процесса соз­дает реальные предпосылки для эффективного управления им. Системный подход в управлении школой побуждает руководите­ля иметь ясное представление о школе как системе, ее основных признаках, составляющих эту систему в целостности, что и яв­ляется ее (системы) первым признаком. Однако в управлении школой важно видеть не только ее основные части, но и те свя­зи и отношения, которые возникают, складываются или разру­шаются между этими частями. Иначе говоря, какова структура этой системы, какие компоненты выступают в качестве системообразующих, такова и перспектива развития этих связей и отно­шений. Следовательно, наличие структуры и составляет второй признак системы. Третий компонент системы обладает своими свойствами и характеристиками, но в своем взаимодействии они образуют новое, интегративное свойство системы, несводимое к свойствам отдельных компонентов. Устойчивость интегративного свойства определяется целостностью системы. В управлении школой важно помнить и о проявлении четвертого свойства сис­темы — о ее тесной и специфической связи с внешней средой. Взаимодействие школы и среды может протекать в двух формах. В первом случае школа приспосабливается к внешней среде, пе­рестраивая свои процессы, а во втором — школа подчиняет сре­ду для достижения своих целей.



Системность и целостность в управлении школой предпола­гают также взаимодействие и взаимосвязь управленческих функ­ций в деятельности ее руководителя и педагогического коллек­тива. Реализация этого принципа исключает односторонность в управлении, когда главной и решающей функцией признается какая-либо одна из них. Данный принцип подчеркивает, что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимо­выгодна, все ее функции в равной степени важны.

Рациональное сочетание централизации и децентрализации

История школы и педагогики лишний раз доказала, что чрез­мерная централизация неизбежно ведет к усилению администри­рования в управлении. Централизация в управлении сковывает инициативу руководителей нижних уровней, учителей и учащих­ся, они становятся просто исполнителями принимаемых без их участия и желания решений. В условиях односторонней центра­лизации происходит дублирование управленческих функций, по­теря времени, перегрузка как руководителей, так и исполнителей.

В равной степени и интегрированная децентрализация управления может привести к снижению эффективности деятельности педагогической системы. Отрицание централизации в угоду де­централизации может привести к снижению роли руководителя и администрации в целом, утрате аналитических и контролирую­щих функций управления. Опыт школ показывает, что игра в демократию и мода на децентрализацию приводят к серьезным сбоям в жизни и деятельности коллектива, к возникновению кон­фликтов и недоразумений в педагогическом коллективе, неоправ­данному противостоянию административных и общественных органов управления.

Именно сочетание централизации и децентрализации во внутришкольном управлении обеспечивает деятельность руководите­лей административных и общественных органов в интересах всего коллектива школы, создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исклю­чает дублирование и повышает координацию действий всех струк­турных подразделений системы.

Единство единоначалия и коллегиальности в управлении

Реализация данного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педаго­гическим процессом. В управленческой деятельности важно опе­реться на опыт и знания коллег, организовать их на разработку и обсуждение решений, сопоставить разные точки зрения, про­вести их обсуждение и принять оптимальное решение. Коллеги­альность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело.

Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и поря­док, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Если коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, то единоначалие необхо­димо прежде всего на этапе реализации принятых решений.

Единоначалие руководителя педагогической системы не озна­чает авторитарность и администрирование, оно основывается на глубоком знании педагогики и психологии личности, социальной психологии, учете индивидуально-психологических особенностей учителей, учащихся, родителей. Единоначалие и коллегиальность в управлении — это проявление единства противоположностей. Единоначалие предполагает оперативность в выполнении реше­ний, коллегиальность отличается некоторой "медлительностью". При определении тактических действий целесообразно единона­чалие, при разработке стратегических — коллегиальность.

Реализация принципа единства единоначалия и коллегиально­сти в управлении учебно-воспитательным процессом находит свое воплощение в деятельности различного рода комиссий и советов, действующих на общественных началах; в работе съездов, слетов, конференций, где необходим коллективный поиск и персональ­ная ответственность за принятые решения. Государственно-обще­ственный характер управления образованием создает реальные возможности в центре и на местах для утверждения в практике принципа единства единоначалия и коллегиальности.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.