Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Социально-психологический климат в педагогическом коллективе

Настроение и общественное мнение, эмоциональный тонус и уровень взаимоотношений в коллективе определяются сложив­шимся в нем социально-психологическим климатом. Понятия "психологический климат", "социально-психологический кли­мат" или "микроклимат" — эти понятия скорее метафорические, чем строго научные. По аналогии с климатом географическим благоприятный социально-психологический климат означает, что человеку в коллективе с таким климатом более уютно, тепло, комфортно, здесь он может проявить себя, "расцвести" в лично­стном и профессиональном отношении.

Содержательная характеристика психологического климата в коллективе связана с отношениями между людьми, с их настрое­нием, самочувствием, удовлетворенностью в процессе совместной деятельности и общения, следовательно, для характеристики пси­хологического климата важны эмоциональные оценки. Педагоги­ческий коллектив с положительным социально-психологическим климатом отличается благоприятной морально-психологической атмосферой, дружелюбием, чувством долга и ответственности, вза­имной требовательностью, бодростью, защищенностью его членов. Неслучайно поэтому А.С.Макаренко придавал большое значение мажорному тону (стилю) взаимоотношений в коллективе.

Социально-психологический климат представляет собой сис­тему эмоционально-психологических состояний коллектива, от­ражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения. Исходя из такого понимания социально-психологического климата, можно назвать его основные функции. Консолидирующая функция социально-психологического климата в педагогическом коллективе заклю­чается в сплочении его членов, в объединении коллективных уси­лий на решение учебно-воспитательных задач. Стимулирующая функция состоит в создании "эмоциональных потенциалов" кол­лектива (А.Н.Лутошкин), его жизненной энергии, которая затем реализуется в педагогической деятельности. Стабилизирующая функция обеспечивает устойчивость внутриколлективных отноше­ний, создает необходимые предпосылки для успешного вхожде­ния в коллектив новых педагогов. Регулирующая функция про­является в утверждении норм взаимоотношений, прогрессивно-этической оценке поведения членов коллектива.



В психологии предприняты попытки выделения основных показателей положительного социально-психологического клима­та (Е.С.Кузьмин, А.Г.Ковалев и др.). В одном случае в качестве таких показателей рассматриваются особенности межличностных, нравственных, эмоциональных, правовых взаимоотношений, в другом — выделяются наиболее общие характеристики эффектив­ности коллективной деятельности. К таким характеристикам от­носятся:

удовлетворенность членов коллектива своим пребыванием в коллективе, процессом и результатами труда;

признание авторитета руководителей, совмещающих призна­ки формальных и неформальных лидеров;

мажорное, жизнеутверждающее настроение в коллективе;

высокая степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении коллективом;

сплоченность и организованность членов коллектива;

сознательная дисциплина;

продуктивность работы;

практическое отсутствие текучести кадров.

Данные признаки положительного социально-психологического климата вполне применимы к оценке педагогического коллектива.

Социально-психологический климат оказывает положительное или негативное влияние на личность в силу сложившихся в нем норм отношений между людьми. В педагогическом коллективе, где сотрудничество, взаимопомощь, поддержка и уважение явля­ются нормой взаимоотношений, опытный или начинающий учи­тель испытывают радость от совместного труда, желание нахо­диться в таком окружении. Там же, где царят равнодушие, фор­мализм или давление, член коллектива ощущает эмоциональную подавленность, отчужденность, а может быть, испытывает и стрессовые состояния, что ведет к снижению результатов профес­сиональной деятельности, к возникновению конфликтных ситуа­ций, к переходу в другой коллектив.

Выполняя широкий круг профессионально-педагогических обя­занностей, каждый учитель испытывает потребность в обществен­ном признании своей личности и своего труда. Педагоги особен­но восприимчивы к оценке со стороны авторитетных людей, в числе которых могут быть руководители, родители. Положитель­ные оценки стимулируют педагогов, отрицательные — дают осно­вания для пересмотра своих профессиональных позиций и пере­оценки отношения к окружающим, к своей деятельности. Таким образом, одним из путей влияния социально-психологического климата коллектива на личность является объективная оценка лич­ностных, профессиональных качеств педагога, его личного вклада в коллективное дело. Это означает, что отношения в педагогиче­ском коллективе должны быть взаимоуважительными и принци­пиальными, требовательными и доброжелательными.

Механизм влияния социально-психологического климата на личность состоит в подражании — непосредственном заимство­вании личностью мыслей, эмоций других людей. В условиях пе­дагогической деятельности одни учителя способны отражать и переживать эмоциональное состояние своих коллег, другие — склонны к анализу психических состояний и сопоставлению со своими убеждениями, желаниями, и в зависимости от степени соответствия они принимают или не принимают их. Длительная совместная деятельность, симпатии, общность интересов сущест­венно ускоряют процесс позитивного подражания.

Наряду с мотивированным подражанием влияние социально-психологического климата коллектива на личность может осуще­ствляться и на интуитивном уровне восприятия психических со­стояний других людей. Это относится к области эмпатической способности личности, которая определяется жизненным опытом человека, его настроенностью на эмоционально-психологическую волну своих коллег. При этом педагог не только понимает и чув­ствует состояние другого, но и сам способен испытать подобное состояние, найти оптимальное решение в создавшейся ситуации.

Другая сторона взаимного воздействия состоит во влиянии личности на климат коллектива. Оно определяется социально-психологическими свойствами личности, особенностями ее пси­хологических процессов, эмоционально-волевыми качествами. Педагоги, обладающие чувством долга, принципиальностью, от­ветственным отношением к делу, дисциплинированностью, об­щительностью, добротой, тактичностью и др., оказывают сильное влияние на формирование позитивного климата в коллективе. И наоборот, эгоистичные, бестактные, непоследовательные в пове­дении члены коллектива отрицательно влияют на утверждение положительного климата.

Общий климат в коллективе зависит от личностных интеллек­туальных, эмоциональных, волевых черт характера его членов. По­знавательная активность, чувство нового, изобретательность отдель­ных педагогов стимулируют педагогический коллектив к инноваци­онной деятельности, к поиску новых технологий и утверждению истинных ценностей. Педагог — руководитель учительского коллек­тива с сильной волей способен повести за собой остальных. И если интеллект, эмоциональность, воля членов коллектива воплощены в педагогическую деятельность, успех ее обеспечен.

Основными способами воздействия отдельного человека на коллектив и его социально-психологический климат являются убеждение, внушение, личный пример. Убеждение направлено на изменение мнений, оценок людей, утверждение норм и правил поведения в соответствии с теми представлениями, которые имеет отдельный конкретный человек — убеждающая личность. При этом убеждающий, используя силу фактов, логику и аргумента­цию, воздействует не только на разум, но и на чувства своих со­беседников. Убеждение достигает своей цели в том случае, если собеседник становится соучастником принятия задуманного ре­шения и формулировки выводов, если он при этом испытывает удовлетворение от найденного пути решения, создавая, таким образом, общий благоприятный климат взаимодействия. В про­цессе внушения происходит произвольное или непроизвольное воздействие одного человека на другого или коллектив в целом. При помощи внушения в педагогическом коллективе создается настроение, утверждаются идеи, ценности педагогической куль­туры. Оно может быть прямым и косвенным, произвольным и непроизвольным. При прямом и произвольном внушении цели, содержание, способы педагогической деятельности должны быть безоговорочно приняты. При косвенном и непроизвольном вну­шении те же цели и содержание принимаются опосредованно, через дополнительную информацию, анализ аналогичных ситуа­ций и др.* Эффективным способом влияния личности на формирование положительного социально-психологического клима­та в коллективе является пример. Это может быть пример отно­шения к своему труду, к коллегам, к коллективному мнению, к самому себе. Пример всегда конкретен, дает образец деятельности и поведения, позволяет соотнести реальное и идеальное.

* См.: Бойко В.В., Ковалев А.Т., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. — М., 1983. — С. 116 — 124.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.