Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся

Вся работа школы с семьей делится на две основные формы: коллективные и индивидуальные.

К коллективным формам работы относятся следующие.

Педагогический лекторий преследует цель привлечения вни­мания родителей к активным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.

Поклассный педагогический всеобуч лучше начинать в I — II классах, так как здесь закладывается отношение к школе, пе­дагогическому просвещению. Хорошо, если первые занятия про­водят руководители школы: завуч, директор, организатор вне­классной и внешкольной работы. Педагогический всеобуч может объединять классы-параллели.

Во многих школах работают университеты педагогических знаний для родителей, которые в сравнении с лекторием и поклассным всеобучем предполагают более сложные формы рабо­ты родителей по овладению теорией воспитания. Занятия преду­сматривают лекционный курс, а также семинарские занятия. Ко­нечно, не каждая родительская аудитория готова к работе по этой форме. Часто в школах имеет место упрощение этой "универси­тетской" системы работы, остается лишь сохранение названия при несоответствующем содержании.

Традиционными становятся в школах итоговые годовые науч­но-практические конференции родителей по проблемам воспита­ния. Определяется наиболее назревшая проблема семейного вос­питания — "Трудовое воспитание детей", "Самый короткий путь к добру — через прекрасное" и др. В течение года проводится ее теоретическое и практическое изучение в школе и в семье. То­гда конференция может быть действительно итоговой.



День открытых дверей или родительский день требует очень большой подготовки. Обычно его приурочивают к школьным каникулам перед началом четверти. Специально оформляется школа, назначаются дежурные, продумывается программа празд­ника и т.д. Примерная схема праздника:

концерт в актовом зале минут на 30 для родителей учащихся I — XI классов с предварительным выступлением школьного ак­тива. Отмечаются лучшие классы и отдельные ученики;

встреча в классах. Учащиеся рассказывают родителям о том, как живут, учатся, чему научились, демонстрируют свои умения и навыки. В I — IV классах дети готовят сувениры и вручают их родителям;

посещение выставок: "Лучшие рисунки", "Лучшие рукодель­ницы", "Фотоснайперы", "Изобретатели и конструкторы" и др.;

спортивные соревнования на приз родительского комитета;

проводятся в спортзале;

просмотр в актовом зале художественного фильма;

фильмы для родителей: "Первый ребенок", "Милочкина бо­лезнь", "Чья эта «двойка»?", "Папа и мама", "Однажды солгал", "Верните мне сына", "Семья Никитиных" и др.; демонстрируют­ся в трех классах, приспособленных для киноуроков.

Конечно, вариантов праздника может быть много, главное — показать работу всей школы, привлечь внимание родителей к вопросам воспитания.

Классные родительские собрания — традиционная форма ра­боты. Между тем методика проведения собраний нуждается в со­вершенствовании. Один из подходов к организации классных собраний — проблемная формулировка тем собраний: "Избавле­ние от трудностей или столкновение с ними помогает воспита­нию детей?", "Можно ли опоздать с воспитанием доброты, от­зывчивости?". Заинтересованному проведению такого собрания может помочь заранее составленный вопросник. Например, на собрании "Избавление от трудностей или столкновение с ними помогает воспитанию детей?" могут быть поставлены вопросы:

1. Припомните, какие жизненные трудности закаляли Ваш характер, вырабатывали волю.

2. Припомните и охарактеризуйте состояние Вашего ребенка (речь, поступки, чувства и настроение, результаты действия), когда он столкнулся с настоящей трудностью.

3. Часто ли Вы видите своего ребенка в преодолении трудно­стей?

4. Какие трудности чаще побеждает Ваш ребенок, с какими не справляется?

5. Как Ваш ребенок относится к избавлению от трудностей в семье?

6. Какими чувствами и мыслями руководствуетесь Вы, когда видите, что ребенок борется с трудностями, но преодолеть их не может?

Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. Некоторые формы индивидуальной рабо­ты уже были названы (посещение семьи, педагогическое поруче­ние).

Педагогические консультации — распространенная форма ин­дивидуальной работы. К сожалению, активность родителей замет­но уменьшается по мере того, как учащиеся переходят из класса в класс. В основе консультации лежат ответы на вопросы роди­телей. Психолого-педагогическими основами консультации явля­ются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; выражение готовности в оказании помощи семье; конкретные ре­комендации и советы по возникающим у родителей вопросам.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Почему школа выступает организующим центром совместной де­ятельности школы, семьи, общественности?

2. Чем отличается педагогический коллектив школы от других кол­лективов?

3. Каковы признаки положительного психологического климата в педагогическом коллективе?

4. В чем проявляется специфика семьи как воспитательного коллек­тива и педагогической системы?

5. Назовите основные функции семьи по отношению к обществу и по отношению к конкретному человеку.

6. Каковы особенности развития современной семьи?

7. Приведите примеры, подтверждающие справедливость и правомер­ность рассмотренных в § 3 правил установления контактов с семьей школьника.

8. Раскройте методику проведения коллективных форм работы учи­теля-воспитателя с семьей учащихся.

9. Обоснуйте воспитательный эффект индивидуальных форм работы учителя-воспитателя с родителями.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Бойко В.В. Малодетная семья: социально-психологический аспект. — 2-е изд. — М., 1988.

Воликова Т.В. Учитель и школа: Пособие для учителей. — М., 1980.

Воспитательная работа с учащимися вне школы / Под ред. Л.М.Николаевой. — М., 1981.

Дежникова Н.С. Педагогический коллектив школы. — М., 1984.

Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. — М., 1983.

Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями учащихся. — М., 1980.

Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М., 1988.

Макаренко А.С. Книга для родителей. // Соч.: В 7 т. Т. IV. — М., 1957. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б.М.Бим-Бад и др. — М., 1987.

Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. — М., 1992.

Фролова Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростка­ми: Учеб. пособие. — М., 1986.

Глава 25. Инновационные процессы в образовании. Повышение квалификации учителей

• Инновационная направленность педагогической деятельности

• Повышение квалификации учителей и их аттестация

Инновационная направленность педагогической деятельности

Инновации в образовании

Нововведения, или инновации, характерны для любой профес­сиональной деятельности человека и поэтому естественно стано­вятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поис­ков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

В контексте инновационной стратегии целостного педагогиче­ского процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей нова­торских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за учите­лем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современ­ных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функ­ции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспи­тания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оцен­ке и реализации педагогических инноваций.

Понятие "инновация" означает новшество, новизну, измене­ние; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, мето­ды и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

В понимании сущности инновационных процессов в образо­вании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогиче­ского опыта и проблема внедрения достижений психолого-педа­гогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов долж­но быть использование новшеств, как теоретических, так и прак­тических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой дея­тельности по созданию, освоению и использованию педагогиче­ских новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель мо­жет выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятель­ности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, мето­дик. Необходимость в инновационной направленности педагоги­ческой деятельности в современных условиях развития общест­ва, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, происходящие социально-экономические преобра­зования обусловили необходимость коренного обновления систе­мы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспи­тателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления обра­зовательной политики.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образова­ния, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогическо­го знания в учительской среде.

В-третьих, изменение характера отношения учителей к само­му факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитатель­ного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский харак­тер. Именно поэтому важным направлением в работе руководи­телей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, созда­ние условий для их успешной разработки и применения.

В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведе­ний в рыночные отношения, создание новых типов учебных за­ведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.