Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема №9:Конституционно-правовой статус Президента Республики Казахстан

Цель лекции– показать роль и место Президента РК как главы государства в системе государственных органов, раскрыть его основные полномочия, показать принципы взаимоотношений с другими органами, а также роль Президента как основного гаранта прав и свобод граждан, как государственного органа, определяющего основные направления внутренней и внешней политики государства.

Задачи лекции:

1. Раскрыть роль и место Президента РК в системе разделения властей, как главы государства и его высшего должностного лица

2. Раскрыть порядок избрания и смещения Президента

3. Раскрыть полномочия Президента:

а) в сфере государственного строительства;

б) в сфере социально-культурного строительства;

в) в сфере экономического развития;

г) в сфере обеспечения обороноспособности и укрепления национальной безопасности РК.

4. Раскрыть специфику актов Президента

5.Показать взаимоотношения Президента с Парламентом, Правительством, Конституционным Советом

6. Показать систему, роль, значение и специфику консультативно-совещательных органов при Президенте.

Ключевые слова:

· Президент;

· глава государства;

· высшее должностное лицо;

· досрочное освобождение Президента от должности;

· импичмент;

· полномочия;

· Указ;

· Распоряжение;

· Высший Судебный Совет;

· Совет Безопасности;

· Администрация Президента.

Основное содержание:

В соответствии с Конституцией 1995 г. Президент Республики является главой государства, его высшим должностным лицом . Отправными правовыми установлениями, характеризующими правовой статус Президент РК, являются положения ст. 40 Конституции и место главы, посвященной Президенту, в тексте Конституции.



В Конституции 1995 г. впервые было закреплено, что Президент не только является главой государства, но и высшим должностным лицом. В Конституции 1993 г. закреплялось, что Президент является главой государства и возглавляет единую систему исполнительной власти Республики. Как мы видим, в Конституции 1995 г. несколько иной подход к определению правового статуса Президента. Чем обусловлена необходимость закрепления того, что Президент является и главой государства, и высшим должностным лицом? Это обусловлено тем, что необходимо было подчеркнуть значение Президента, его представительства как внутри страны, так и на международной арене. Признание Президента главой государства является традиционным в Конституциях многих стран мира. Такой подход был характерен и для определения статуса Президента Союза ССР, этим объясняются и некоторые другие черты преемственности в определении правового статуса Президента нашей Республики. Создатели нынешней Конституции ставили перед собой задачу создания наиболее оптимальной модели взаимоотношений между различными ветвями государственной власти, между всеми государственными органами.

Поэтому в Конституции 1995 г. заложены определенные гарантии, препятствующие превращению Президента в авторитарного правителя. Какие это гарантии?

1) ограниченность периода полномочий Президента РК коротким 7-летним сроком;

2) всенародность прямых выборов Президента, их альтернативность;

3) невозможность занятия поста Президента более 2 сроков подряд;

4) возможность отрешения его от должности в случаях, предусмотренных Конституцией.

Ст. 40 Конституции закрепляет статус Президента как главы государства и высшего должностного лица и определяет в обобщающей форме связанные с этим функции Президента. Какие это функции?

1) Президент является символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Это означает, что Президент отвечает за бесперебойную работу механизмов защиты Конституции, в частности ст.3 Конституции. Президент олицетворяет собой народную волю, выраженную на выборах. Президент должен всесторонне проявлять заботу об укреплении гарантий конституционных прав и свобод граждан.

2) Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. В реализации этой функции Президент может пользоваться только закрепляемыми за ним полномочиями, действовать в соответствии с Конституцией и законами.

3) Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Требование действовать в рамках своих полномочий соответствует и этой функции Президента. Основы выполнения этой функции Президент закладывает еще в период предвыборной кампании, когда он выдвигает свою программу, предвыборную платформу.

Эта функция осуществляется и в ежегодном послании Президента РК народу Казахстана. Президент Республики обращается с ежегодным устным или письменным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Республики. Такое послание носит программный характер и воплощается в деятельности Парламента, Правительства и других органов государственной власти.

4) Президент представляет Казахстан внутри страны и в международных отношениях.

Ст. 1 Конституционного Закона «О Президенте» дополняет характеристику правового статуса Президента следующими положениями, имеющими весьма существенное значение:

1. Президенту Республики принадлежит право выступать от имени народа и государства.

2. Президент, его честь и достоинство неприкосновенны. Посягательство на честь и достоинство Президента преследуется по закону.

Президентом Республики может быть избран гражданин РК по рождению, не моложе 40 лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане не менее 15 лет.

Досрочное освобождение от должности Президента – Президент РК может быть досрочно освобождении от должности при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни. В этом случае Парламент образует комиссию, состоящую из равного от каждой Палаты числа депутатов и специалистов соответствующих областях медицины. Решение о досрочном освобождении принимается на совместном заседании Палат Парламента большинством не менее ¾ от общего числа депутатов каждой из Палат на основании заключения комиссии и заключения Конституционного Совета о соблюдении установленных конституционных процедур.

Отрешение Президента от должности

Президент несет ответственность за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены. Что это за деяние? Это умышленное деяние, совершенное с целью подрыва или ослабления внешней безопасности и суверенитета РК, выразившееся в переходе на сторону врага во время войны или вооруженного конфликта, оказание иностранному государству помощи в осуществлении враждебной деятельности против Республики. За это деяние Президент может быть отрешен от должности Парламентом. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании может быть принято большинством от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе не менее 1/3 его депутатов. Расследование обвинения организуется Сенатом и его результаты большинством голосов от общего числа депутатов Сената передаются на рассмотрение совместного заседания Палат Парламента. Окончательное решение по данному вопросу принимается на совместном заседании Палат Парламента большинством не менее ¾ от общего числа депутатов каждой из Палат при наличии заключения Верховного Суда об обоснованности обвинения и заключения Конституционного Совета о соблюдении установленных конституционных процедур.

Непринятие окончательного решения в течение 2 месяцев с момента предъявления обвинения влечет за собой признание обвинения против Президента РК отклоненным. Отклонение обвинения Президента Республики в совершении государственной измены на любой его стадии влечет за собой досрочное прекращение полномочий депутатов Мажилиса, инициировавших рассмотрение данного вопроса.

В случае досрочного освобождения или отрешения от должности Президента РК, а также его кончины, исполнение обязанностей Президента переходит к Председателю Сената Парламента. Если Председатель Сената Парламента не может принять на себя обязанности Президента, они переходят к Председателю Мажилиса, если тот не может, то к Премьер-министру Республики.

Исполняющий обязанности Президента РК не вправе вносить предложения об изменениях и дополнениях Конституции Республики.

Контрольные вопросы:

1.Конституционный статус Президента РК: основные элементы.

2.Полномочия Президента.

 

Основная литература:1-10, дополнительная литература:1-6.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.