Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема № 10:Конституционно-правовой статус Парламента Республики Казахстан

Цель лекции – сформировать у студента четкое представление, какое место занимает Парламент в системе разделения властей, какова история становления института парламентаризма за рубежом и в РК, какие существуют проблемы в процессе разработки и принятия законодательных актов в Парламенте.

Задачи лекции:

1. Дать четкое определение Парламента, раскрыть историю становления института Парламента в РК, обосновать необходимость замены однопалатного Верховного Совета двухпалатным Парламентом

2. Раскрыть структуру Парламента, срок полномочий Палат, количество депутатов

3. Раскрыть полномочия Парламента

4. Раскрыть организационно-правовые формы осуществления полномочий Парламента

5. Раскрыть статус депутата Парламента

6. Дать понятие и раскрыть стадии законодательного процесса в Парламенте.

Ключевые слова:

· Парламент;

· Сенат;

· Мажилис;

· депутат;

· сессия;

· парламентские слушания;

· рабочие органы Парламента;

· координационные органы Парламента;

· законодательный процесс;

· законодательная инициатива;

· гарантии депутатской деятельности;

· императивный мандат.

Основное содержание:

В соответствии со ст. 49 Конституции Парламент РК является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции.

Правовое регулирование института Парламента.

Ядром норма, регулирующих институт Парламента, являются конституционные нормы. В Конституции разделе IV посвящен Парламенту, кроме этого 16 октября 1995 г. принят Конституционный Закон «О Парламенте и статусе его депутатов». Более детальную регламентацию организации и порядка деятельности Парламента содержат Регламенты Парламента: Общий регламент, регламенты Палат (и Сената, и Мажилиса), а также Закон РК «О комитетах и комиссиях Парламента РК» от 7 мая 1997 г.



Парламент состоит из двух Палат : Сената и Мажилиса. Обе палаты действуют на постоянной основе. Срок полномочий Сената 6 лет, Мажилиса – 5 лет.

Каков же численный состав Палат?

Сенат состоит из 39 депутатов: по 2человека от каждой области, города республиканского значения и столицы РК. Семь депутатов Сената назначаются Президентом на срок полномочий Парламента.

Мажилис состоит из 77 депутатов, избираемых по одномандатным избирательным округам, образуемых с учетом административно-территориального деления Республики и с примерно равной численностью населения. 10 мажилисменов избираются по пропорциональной избирательной системе.

В Конституции особо оговорено, что депутат Парламента не сможет быть одновременно членом обеих Палат.

Депутатом Сената может быть гражданин РК, состоящий в гражданстве не менее 5 лет, достигший 30 лет, имеющий высшее образование и стаж работы не менее 5 лет, постоянно проживающий на территории соответствующей области, города республиканского значения или столицы не менее 3 лет.

Депутатом Мажилиса может быть гражданин Республики, достигший 25 лет.

Полномочия Парламента

Понятие полномочия Парламента включает в себя несколько подразделов:

1) исключительные полномочия, осуществляемые на совместном заседании Палат;

2)полномочия Парламента, осуществляемые в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов сначала в Мажилисе, а затем в Сенате;

3) вопросы исключительного ведения Сената;

4) вопросы исключительного ведения Мажилиса;

5) те вопросы, которая каждая из Палат решает самостоятельно, без участия другой Палаты.

Организационно-правовые формы осуществления полномочий Парламента:

1)Сессии Парламента – основная организационно-правовая форма осуществления его полномочий.

Сессия Парламента – это совместные и раздельные заседания его Палат с определенной повесткой дня.

Первая сессия Парламента созывается Президентом не позднее 30 дней со дня опубликования итогов выборов.

На первой сессии Парламента до избрания Председателей Сената и Мажилиса на заседаниях Сената и Мажилиса председательствуют соответственно Президент и Председатель Центризбиркома.

Очередные сессии Парламента проводятся раз в год, начиная с первого рабочего дня сентября и заканчивая последним рабочим днем июня.

Сессия Парламента открывается и закрывается на совместных заседаниях Сената и Мажилиса. Сессия открывается Президентом, а в случае его отсутствия – Председателем Мажилиса.

В период между сессиями Парламента Президент по собственной инициативы, по предложению Председателей Палат или не менее 1/3 от общего числа депутатов Парламента может созвать внеочередное совместное заседание Палат. На нем могут рассматриваться лишь вопросы, послужившие основанием для его созыва.

Кворум сессии – это то количество депутатов, при котором она может начать работу и принимать решения.

Совместные и раздельные заседания Палат правомочны при наличии не менее 2/3 от общего числа депутатов каждой из Палат.

Сессии Парламента публичны. Что это значит? Это значит, что совместные и раздельные заседания Палат являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентами, могут проводиться закрытые заседания. Президент, Премьер-Министр, члены Правительства, Председатель Национального Банка, Генеральный Прокурор, Председатель КНБ, Государственный секретарь, Руководитель Администрации Президента вправе присутствовать на любых, как открытых, так и закрытых заседаниях и имеют право быть выслушанными.

Парламентские слушания. Палаты Парламента по вопросам своей компетенции проводят парламентские слушания. Они проводятся по решению Бюро Палат постоянными комитетами Палат. Они могут быть открытыми и закрытыми. Парламентские слушания не проводятся в дни совместных или раздельных пленарных заседаний Палат.

Рабочие органы Парламента . Ими являются постоянные комитеты Сената и Мажилиса, а также совместные комиссии Палат.

Постоянные комитеты Палат образуются для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Палат. При образовании постоянных комитетов Палаты определяют их перечень и количественный состав, а затем избирают членов постоянных комитетов, образуемых Сенатом и Мажилисом, не должно превышать семи в каждой Палате (по международным отношениям, по законодательству, по экономическим реформе).

Для решения вопросов, касающихся совместной деятельности Палат, Сенат и Мажилис вправе на паритетных началах образовывать совместные комиссии, численный состав которых определяется по согласованию между Палатами. Избрание членов Комиссии осуществляется каждой из Палат.

Заседания постоянных комитетов и комиссий правомочны при наличии не менее 2/3 от общего числа их членов.

Комитеты и комиссии по вопросам по вопросам своей компетенции издают постановления.

Координационные органы Парламента . Ими являются Бюро Сената и Бюро Мажилиса, образуемые при Председателях Палат. Бюро включает в себя заместителей Председателей Палат, председателей постоянных комитетов Палат.

Бюро Палат:

1) осуществляют координацию работы комитетов и комиссий Палат;

2) подготавливают для Палат предложения по очередности рассмотрения проектов законов и иных решений Парламента и его Палат;

3) оказывает содействие в организации совместной работы комитетов по вопросам, относящимся к компетенции нескольких комитетов;

4) решает иные вопросы организации работы Палат, не отнесенные к компетенции других органов и должностных лиц Парламента.

Заседания Бюро Палат созываются Председателями Палат по мере необходимости и правомочны при наличии не менее 2/3 от общего числа их членов.

Председатели Палат Парламента РК

Председатели возглавляют Палаты Парламента. Они избираются соответственно Сенатом и Мажилисом из числа их депутатов, свободно владеющих государственным языком, тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Палат.

Кандидатура на должность Председателя Сената выдвигается Президентом Республики. Внесение новой кандидатуры, если Сенат отклонил предложенную, осуществляется также Президентом.

Кандидатуры на должность Председателя Мажилиса выдвигаются депутатами Палаты.

Председатели палат могут быть отозваны от должности, а также вправе подать в отставку, если за это проголосовало большинство от общего числа депутатов Палат.

Полномочия Председателей Палат Парламента :

1) созывают заседания Палат и председательствуют на них;

2) осуществляют общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на рассмотрение Палат;

3) обеспечивают соблюдение Регламента в деятельности Палат;

4) руководят деятельностью координационных органов;

5) подписывают акты, издаваемые Палатами;

6) назначают по 2 члена Конституционного Совета РК;

7) выполняют другие обязанности.

Если при голосовании в соответствующей Палате голоса депутатов разделятся поровну, то Председатели Палат пользуются правом решающего голоса.

Председатель Мажилиса открывает сессии Парламента и созывает очередные совместные заседания Палат, председательствует на очередных и внеочередных заседаниях Палат.

И Председатель Сената, и председатель Мажилиса имеют по одному заместителю, которые избираются Палатой по представлению председателя большинством голосов от общего числа депутатов Палаты. Заместители Председателей Палат выполняют по уполномочию Председателей отдельные их функции, а также замещают Председателей в случае их отсутствия или невозможности осуществления ими своих обязанностей. Заместители могут быть по предложению Председателей отозваны от должности, если за это проголосовало большинство от общего числа депутатов соответствующей Палаты.

По вопросам своей компетенции Председатели Палат издают распоряжения.

Контрольные вопросы:

1.Парламент РК как представительный и законодательный орган власти.

2.Парламентский контроль за исполнительной властью. Вотум недоверия Правительству.

3.Взаимоотношения Парламента и Президента Республики.

4.Законодательный процесс; виды актов, принимаемых Парламентом РК.

 

Основная литература:1-10, дополнительная литература:1-6.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.