Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Насколько Вы лично удовлетворены следующими сторонами своей жизни? 6 глава

Пренебрежение таким анализом во многих случаях грозит не­верным истолкованием содержания документа. Определенная поли­тическая ситуация может способствовать тенденциозному освещению событий в прессе; требования цензуры могут заставить автора скрыть свои взгляды или выразить их в завуалированной форме; внутренние трения между членами руководства какой-либо органи­зации могут отразиться на содержании документов, описывающих деятельность этой организации, и т. д.

Внутренний анализ — это исследование содержания документа. По существу, вся работа социолога направлена на проведение внутреннего анализа документа, включающего выявление различия между фактическим и литературным содержанием, установление уровня компетенции автора документа в делах, о которых он высказывается, выяснение его личного отношения к описываемым в документе фактам.

Предубеждения или симпатии автора часто являются источни­ком намеренных или ненамеренных искажений. Но искажения мо­гут возникать не только в результате личной симпатии или анти­патии автора; источником искажения выступает и методологическая позиция автора. Так, авторы, придерживающиеся разных мировоз­зренческих теорий, могут признать существенными в объяснении конкретного явления два разных факта. Немало таких примеров можно найти в работах буржуазных социологов, которые, исходя и субъективно-идеалистических концепций, объясняют многие со­циальные явления и процессы.

Отдельные виды документов в силу своей специфики требуют специальных методов анализа и привлечения для их выполнения специалистов данных областей знаний.



Юридический анализ применяется для всех видов юридических документов. Его специфика заключается прежде всего в том, что в правовой науке разработан особый словарь терминов, в которомзначение каждого слова строго однозначно определено. Незнание юридического словаря при анализе юридических документов может привести исследователя к грубым ошибкам.

Психологический анализ. Этот вид анализа применяется, как правило, при рассмотрении личных документов. Его основнаяцель – получить выводы об авторе документа на основе заключенной в документе информации.

Этот вопрос может быть несколько расширен; вниманиеможет быть сосредоточено, например, не на личности автора, а на его отношении к какому-либо политическому или социальному явлению. В результате может быть получено представлениео формирование общественного мнения, общественных установок и т. п.

Формализованный анализ. Желание избавиться от субъективности традиционного анализа породило разработку принципиально иных, формализованных, или, как часто их называют, количествен­ных методов анализа документов (контент-анализ).

Суть этих методов сводится к тому, чтобы найти такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа (например, частота употребления определенных терминов), которые с необходимостью отражали бы определенные существенные стороны содер­жания. Тогда содержание делается измеримым, доступным точным: вычислительным операциям. Результаты анализа становятся в достаточной мере объективными. Ограниченность формализованного анализа заключается в том, что далеко не все богатство содержания документа может быть измерено с помощью формальных показателей.

Формализованный, количественный анализ охватывает, как правило, широкий материал и характеризуется, как экстенсивный. Его основным недостатком следует считать неполное, неисчерпывающее раскрытие содержания документа.

Работа, связанная с анализом содержания документов, в марксистской социологии имеет свои традиции. Они восходят к трудам К. Маркса, содержащим анализ современной ему прессы. 9 част­ности, рукописи подготовительных материалов к работе Граждан­ская война во Франции[158] содержат систематический анализ пуб­ликаций различных органов печати: К. Маркс подверг изучению почти 30 английских и -французских источников, главным образом газет. Анализ, содержания документов имеет место также в работе Ф. Энгельса Положение рабочего класса в Англии[159] и в рабо­тах В. И. Ленина[160].

Контент-анализ — это техника выведения заключения, произво­димого благодаря объективному и систематическому выявлению со­ответствующих задачам исследования характеристик текста. При атом подразумевается, что применение такой техники включает некоторые стандартные процедуры, чисто предполагающие измере­ние. Полученные данные должны обладать заданным в исследова­нии уровнем обобщенности.

В практике определились некоторые общие принципы целесооб­разности применения контент-анализа:

когда требуется высокая степень точности или объективности анализа;

при наличии обширного по объему и несистематизированного материала, когда непосредственное использование последнего за­труднено;

когда категории, важные для целей исследования, характеризу­ются определенной частотой появления в изучаемых документах, например при работе с ответами па открытые вопросы анкет или глубинных интервью;

когда большое значение для исследуемой проблемы имеет язык изучаемого источника информации, его специфические характе­ристики.

Основными направлениями использования контент-анализа яв­ляются: а) выявление и оценка характеристик текста как показа­теле и определенных сторон изучаемого объекта; б) выяснение причин, породивших сообщение; в) оценка эффекта воздействия сообщение.

Исследование характеристик текста проводится с целью провер­ки гипотезы о фокусе внимания, основных тенденциях или же особенностях различных источников коммуникации. Иначе говоря, речь идет о поиске ответа на вопрос: Что? (Что хочет подчеркнуть коммуникатор в своем сообщении.) Такой поиск целесообразно про­водить при сравнении различных средств массовой коммуникации (например, содержания радиопередач и материалов прессы), или сообщений определенных средств массовой коммуникации во вре­мени (например, содержания радиопередач Маяка за год).

Многое может дать также изучение характеристик содержания различного рода официальных документов. Так, на основании данных о том, какого рода информация передается от одного подразде­ления организации к другому или от одной организации к другой, можно судить о характере функциональных связей, существующих между ними.

Анализ личных документов с этой точки зрения может помочь выявить наиболее важные, ключевые события, которые оказывали влияние на автора в момент составления документа (широко извест­ны дневники времен второй мировой войны).

Изучение характеристик текста позволяет выяснить, как содер­жание сообщения будет меняться в зависимости от аудитории, (т. е. ответить на вопрос, кому передается сообщение).

Например, при исследовании эффективности пропагандистской работы можно проанализировать различие текстовых характеристик лекций одного и того же лектора в зависимости от различного со­става слушателей (профессионального, возрастного и т. п.).

Важным аспектом изучения характеристик текста является ис­следование стилистических особенностей тех или иных документов. Это связано с ответом па вопрос, как построено сообщение. Такого рода анализ может дать представление об определенных структур­ных характеристиках объекта исследования, ибо стилистические особенности текста, адресованного конкретному объекту (группе людей), можно рассматривать как один из показателей состояния данного объекта.

При работе с материалами средств массовой коммуникации мож­но решать задачу сравнения стилистических особенностей сообще­ний на одну и ту же тему, одно из которых оказалось эффектив­ным, а другое — нет. При изучении социальной организации (ми­нистерства, промышленного предприятия, научного учреждения п т. д.) отклонения от обычного стиля официальных документов в некоторых случаях могут рассматриваться как признаки измене­ния состояния тех или иных подразделений этой организации. На­конец, изучение стиля личных документов позволяет более полно описать особенности личности автора.

Постановка задачи исследования причин появления сообщения связана прежде всего с попыткой установить соотношение между фактами содержания и процессами, протекающими в объектах, порождающих сообщение. Речь идет об ответах на вопросы, кто и почему передает сообщение.

Между содержанием сообщения, его отдельными характеристи­ками и намерениями коммуникатора существует определенная связь. Следовательно, можно найти такие характеристики текста, которые будут выступать показателями состояний или процессов, намерении или установок коммуникатора. Вопрос, однако, заключается в том, чтобы такое соотнесение было обоснованным.

В любом процессе коммуникации весьма важным является во­прос, насколько эффективным было воздействие коммуникаторов на адресат, т. е. насколько то, что хотел сообщить первый, было понято вторым, насколько это было принято или не принято. Такого рода вопрос можно решить путем анализа содержания каких-либо сообщений адресата, переданных после того, как воздействие было оказано.

Весьма важным является вопрос о том, как изменяются установки воспринимающего сообщение в зависимости от характера сообщения. Обычно такого рода исследования – это исследования экспериментальные и часто проводятся в лабораторных условиях. С помощью специально разработанных шкал оцениваются установки испытуемых до и после предъявления им того или иного сообщения. Сравнивая различные сообщения со степенью изменения установки, можно судить о том, насколько эффективно было их воздействие. Далее можно обратится к поиску ответа на вопрос, почему одно сообщение оказалось более эффективным, чем другое.

Требование объективности анализа делает необходимым перевод исследуемого материала на язык гипотез в единицах, которые позволяют точно описать характеристики текста. В связи с этим исследователю приходится решать ряд проблем, связанных: а) с выработкой категорий анализа; б) с выделение единиц анализа; в) с выделение единиц счета.

Категории анализа – это понятия, в соответствии с которыми будут сортироваться единицы анализа (единицы содержания).

При разработке категорий важно учитывать, что от их выбора в значительной степени будет зависеть характер полученных результатов. Как правило, исследователь стоит перед необходимостью по нескольку раз переходить от теоретической схемы к документальным данным, а от них снова к схеме, чтобы выработать категории, соответствующие задачам исследования.

Категории должны быть исчерпывающими, т.е. охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования, отвечать требованию взаимоисключаемости (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям).

Категории должны отвечать требованию надежности, т.е. их следует сформулировать таким образом, чтобы у различных исследователей была достаточно высокая степень согласия по поводу того, какие части содержания следует отнести к той или иной категории. Чем четче определены категории, тем менее проблематичным становится отнесение частей содержания к определенным категориям.

Наиболее радикальным способом увеличения степени надежности категории является ее исчерпывающее определение (перечисление всех входящих в нее элементов – частей содержания). Тогда функции обработчика текста сводятся к чисто техническим, ему не приходится принимать решения по собственной инициативе. Однако такие случаи встречаются весьма редко, и исчерпывающее определение категории возможно для решения узкого класса сравнительно простых задач.

При оценке надежности категорий следует помнить, что тонкая градация категорий, когда последний становятся мелкими и дробными, ведет к тому, что кодировщики расходятся в оценке принадлежности того или иного элемента содержания к данной категории. Этот недостаток можно преодолеть укрупнением категорий. Однако укрупнение должно ограничиться совершенно определенными пределами, заданными целями исследователя. Чрезвычайное укрупнение может привести к уменьшению степени дифференциации исследуемого явления, т.е. исследователь не заметит тех различий, которые могут оказаться существенными для целей исследования.

Вопрос о приемлемом уровне надежности решается только в рамках программы каждого исследования. Высокая надежность категория обычно свойственна простым формам контент-анализа. Усложнение, более тонкая дифференциация категорий связаны с понижением их надежности, однако это дает большую информацию об исследуемом объекте. Решение о соотношении надежности и значимости категорий принимается исходя из поставленных перед исследованием задач.

При проведении формализованного анализа содержания нужно четко указать признаки, по которым определенные единицы относятся к определенным категориям. Единицей анализа – смысловой или качественной – является та часть содержания, которая выделяется как элемент, подводимый под ту или иную категорию.

Выделение единиц анализа представляет собой важную методологическую задачу, решение которой зависит от исходных теоретических посылок исследователя, от его мировоззренческих принципов.

В.И. Ленин, анализирую течения в российском рабочем движении 1912 – 1924 гг. по материалам большевистской и меньшевистской печати, в качестве единицы анализа, свидетельствующей о сознательной и организованной поддержке рабочими того или иного политического течения, выделили групповой денежный взнос в пользу газеты. Результаты позволили выяснить, что большевики по силе связи с рабочим классом в 4 раза превосходят меньшевиков[161].

Смысловой единицей контент-анализа должна быть социальная идея, социально значимая тема[162]. В тексте она может быть выражена по-разному: одним словом, некоторым устойчивым сочетание слов, может вообще не иметь явного терминологического выражения, а преподносится описательно или скрываться в заголовке абзаца, раздела и т.п. В связи с этим перед исследователем возникает задача выделения признаков (показателей), по которым определяется наличие в тексте темы или идеи, значимой с точки зрения целей исследователя.

Показатели по своему характеру могут быть неоднородными: относящиеся к теме слова и словосочетания, термины, имена людей, названия организация, географические названия, упоминание исторических событий и т.п.

Примером отбора показателей может служить исследование по определению условий, необходимых для успешного овладения передовым опытом, проведенное В.С. Ананьевым и М.П. Ларионовым[163].

В качестве показателей ими рассматривались данные, которые характеризовали: производство нового инструмента и приспособлений для осуществления передовых методов работы; создание службы технической информации по заимствованию высших достижений отечественной и зарубежной науки и техники; разработку системы учета итогов соревнования, предусматривающую точную фиксацию действительного положения дел, с обязательным соотношением числа соревнующихся с количеством рабочих, среди которых нужно распространить данной начинание, и определением воздействия соревнования на экономические показатели работы предприятия; создание хорошо поставленной системы обучения рабочих новым методам труда.

При изучении политических проблем смысловые единицы могут включать внутренние и внешние международные события; лиц и авторов, описывающих эти события или являющихся их инициаторами и пропагандистами; отношение к событиям (оценкам) в терминах: «за – против», «выгодно – невыгодно», «хорошо – плохо», в чьих это интересах, насколько целесообразны действия и т.п.; целевую установку деятельности общественных организаций, партий, лиц; преследуемые интересы (политические, экономические, партийные, национальные, личные); способ достижения цели (убеждение, насилие, экономическое давление, моральное или политическое воздействие); характер авторитетов, которые привлекаются в аргументах (деятели, организации, печатные органы, логические выводы, эмоциональные стереотипы); адресат деятельности или пропаганды (какие социальные слои, общественные группы и т.п.).

В исследовании сообщений массовых коммуникаций, где контент-анализ распространен наиболее широко, определились некоторые «стандартные» смысловые единицы.

Понятие, выраженное отдельным словом, термином или сочетанием слов. применение такой смысловой единицы весьма целесообразно при изучении стиля того или иного источника информации, а также способов, с помощью которых источник информации организует сообщение, передает свои намерения тем, кому оно направлено.

Тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых абзацах, целостных текстах. Тема является важной смысловой единицей при анализе направленности интересов, ценностных ориентаций, установок тех, кто передает сообщение. Однако определение темы часто затруднено в связи с ее неявностью в тексте. Тому, кто проводит анализ, приходится определять тему и ее границы внутри текста. Выбор темы в качестве единицы анализа подразумевает также внутреннее разделение текста на определенные части (единицы контекста), внутри которых тема может быть определена.

Имена людей, географические названия, название организаций, упоминание какого-либо события. Выделение такого рода фактов в качестве смысловой единицы обусловлено тем влиянием, которое, по мнению коммуникатора, они могут оказать на реципиента. С другой стороны, частота и длительность промежутка времени, с которыми они присутствуют в сообщении, могут послужить показателями их важности, значимости для исследуемого объекта.

Выбрав смысловую единицу и ее показатели, исследователь должен определить также и единицу счета, которая станет основанием для количественного анализа материала. Она может совпадать или не совпадать с единицей анализа или ее показателем.

Единицы счета обладают различной степенью точности измерения, различно также время, уходящее на кодировку материала, попавшего в выборку. Обычно чем выше требования к точности, тем выше затраты времени на кодировку. В то же время большая точность приводит к получению более дифференцированных результатов, что позволяет получить большую информацию об объекте. Поэтому, приступаю к исследованию, необходимо решить, какая степень точности дифференциации нужда для решения поставленных задач и как можно получить ее с минимальными затратами. В ходе практической работы были выделены некоторые общие единицы счета, отвечающие различным исследовательским требованиям.

1. Время – пространство. Подсчет в этой системе пригоден в основном при исследовании сообщений, передаваемых средствами массовой коммуникации. За единицы счета здесь принимаются числа строк, абзацев, квадратных сантиметров площади, знаков, колонок в печатных текстах, посвященных тому или иному вопросу, мнению, оценке. Для кино, радио и телевидения единицей счета будет время, отведенное освещению определенного события, или даже метраж израсходованной кино- или магнитной пленки. Измеряется, например, количество сантиметров колонок, частота упоминания тем или размер заголовка. Обычно эти способы дают сходные результаты, однако кодирование по единице пространства, как правило, занимает значительно меньшее время.

Следует отметить, что система счета «пространство- время» может выявить лишь самые общие характеристики содержания и не подходит для оценки установок, намерений и т.д.

2. Появление признаков в тексте. Такая система счета подразумевает необходимость отмечать наличие определенной характеристики содержания в любом ее проявлении (признаке) в каждой из единиц контекстов (т.е. частей, на которые разбит анализируемый текст). В этом случае иногда отмечается появление признака, а повторение данной характеристики внутри единицы контекстов не учитывается.

Например, если за единицу контекста принят абзац, то появление любого признака значимой смысловой единицы засчитывается лишь за один раз, независимо от количества повторения ее признаков в данном абзаце.

Такая система счета подразумевает допущение о том, что не существует линейной зависимости между частотой появления в тексте и значимостью смысловой единицы; важно лишь наличие или отсутствие ее в определенных частях текста.

Этот способ прост в применении; кодировщику приходится принимать самое простое решение (наличие – отсутствие), что в свою очередь обеспечивает его достаточно высокую надежность. Данные, закодированные подобным образом, могут быть представлены в числовом выражении (например, процентное отношение элементов текста, в которых данная смысловая единица появилась).

3. Частота появления. Самым распространенным способом измерения характеристик содержания является подсчет частот их употребления, когда фиксируется каждое появление любого признака данной характеристики. В зависимости от того, какие единицы счета выбираются, частота может использоваться для решения различных задач.

Частота появления темы в том или ином документе может служить показателем ее значимости с точки зрения автора документа. Подсчет оценочных характеристик текста (например, всех «за» и «против» в отношении какого-либо вопроса или события) позволяет подойти к исследованию установок автора сообщения и к выявлению намерений, которыми было продиктовано сообщение.

Учет своеобразия цели исследования является непременным условием определения специфических единиц анализа и единиц счета при разработке конкретных методик контент-анализа.

Так, А.В. Баранов[164], определив цель своего исследования как измерение удельного веса субъективного фактора в жизни общества и выявление динамики общественных оценок мотивов человеческого поведения, провел исследования газеты «Известия» за период с 1919 по 1964 г., выбрав в качестве показателей присутствия субъективного фактора на страницах газеты упоминания психологических качеств личности или группы. Конкретная процедура представляла собой подсчет частоты упоминания психологических качеств личности или группы в заголовках статей и их тексте.

Пример схожей методики описан в работе Т.В. Новиковой по контент-анализу должностных инструкций работников предприятия. Компоненты должностей деятельности фиксировались путем подсчета отдельных слов, групп слов, высказываний, соответствующих единице информации об элементе регламентации[165].

В.З. Коган и Ю.И. Скворцов[166], анализируя газету «Труд» за четыре месяца 1967 г., выделили в качестве таких единиц распределение газетной площади по темам, жанрам и по стабильности этой площади. Авторы выделили основные классы тем и жанров, а затем измерили количество строк, отведенных под эти группы тем. Анализируя степень стабильности отводимого количества строк. В результате сопоставления показателей был сделан вывод о «непрерывности воздействия» газеты на аудиторию.

Дополнительные возможности применения контент-анализа открываются с привлечением к нему лингвистики и психолингвистики, успешно объясняющих многие вопросы анализа текстов.

В лингвистике существуют методы, с помощью которых можно выделить один и тот же смысл в различных по написанию словах и целых оборотах речи (т.е. установить семантическое равенство различных форм). В контент-анализе при оценке степени совпадения смыслового содержания, заключенного в отдельных словах (или их сочетании) конкретного текста, с тем, которое интересует исследователя, в большинстве случаев полагаются на здравый смысл кодировщика. Лингвистика же дает возможность объективно выяснить совпадение смыслового содержания. Из нескольких синонимов в языке различных групп какие-то употребляются чаще, какие-то реже. Можно выделить частотные нормы употребления различных значений одного и того же слова и использовать индивидуальные отклонения от общих норм как содержательные характеристики.

3. Выборка документов и проблемы качества документальной информации

Решение каждой исследовательской задачи требует определения того, какое количество документов нужно изучить, чтобы данные об объекте были достоверными, т.е. решения вопроса о построении выборки.

При анализе документов, специально составленных для целей исследования, этот вопрос решается просто: анализируются все без исключения документы. Если же речь идет о документах, не зависимых от исследователя, то при построении выборки возникает необходимость отбора источника информации, отбора документов.

Отбор источников информации. При планировании анализа содержания документов исследователь прежде всего решает, какие источники наилучшим образом могут представить изучаемые характеристики объекта. Если считается, что все документальные источники информации одинаково важны для целей исследования, то может быть построена случайная выборка с помощью одного из стандартных методов.

Так, при изучении лекционной пропаганды может возникнуть вопрос об уровне интереса к той или иной тематике в определенный промежуток времени. Если за один из критериев интереса принять количество и характер заданных лектору вопросов, то нет нужды рассматривать все вопросы, задаваемые на каждой из прочитанных на эту тему лекций. Здесь можно построить случайную выборку и подвергнуть анализу вопросы, заданные на тех лекциях, которые в нее попадут, так как можно считать, что одинаковость темы определяет равнозначность для исследователя всех объединенных ею лекций.

Если допущение о равнозначности лишено оснований, можно обратиться к расслоенной выборке, отражающей те качественные или количественные стороны источников информации, которые ис­следователь считает важными и выбирает в качестве критериев расслоения.

Так, при исследовании эффективности деятельности организа­ции может возникнуть вопрос о том, как с этой точки зрения органи­зация оценивает самое себя. Здесь показательными документами могут стать материалы многотиражки или стенной газеты, приказы дирекции. Причем в выборку попадут не все подряд материалы названных источников, а только те, что непосредственно относятся к изучаемому явлению. При изучении процесса принятия органи­зационного решения анализу будут подвергаться только документы связанные с этим процессом, а другие материалы исследователь, рассматривать не будет.

Вопрос о, том, какого рода источники информации должны по­пасть в выборку, может решаться и с, помощью экспертной оценки. В приведенном примере характер выборки - определялся качествен­ными критериями. Для других целей исследования более важными могут оказаться количественные критерии.

Это относится прежде всего к средствам массовой коммуника­ции. Здесь выборка может строиться в соответствии с такими количественными, критериями, как тиражность газет и журналов, посе­щаемость фильмов и т. п.

Отбор документов. Часто уже сам отбор источников информации ограничивает количество документов, подлежащих обработке, до приемлемых размеров. Однако и после этого материал может быть достаточно обширным? Тогда следует провести отбор документов.

Так, если речь идет об изучении самооценки организации по материалам ее многотиражки или стенной печати, то таким эле­ментарным документом может быть любое сообщение, связанное с внутренними делами исследуемой организации.

При построении выборки следует принимать во внимание ряд факторов, которые могут оказать значительное влияние на полу­чаемые результаты.

Прежде всего следует определить, какой объем выборки позво­лит распространить полученные результаты на исследуемую гене­ральную совокупность с необходимой для данного исследования степенью точности. Размер выборки будет варьировать в зависимо­сти от целей исследования и от характера получаемых данных.

Так, если исследователю важно оценить динамику выполнения плана предприятием, например, в течение десяти лет, он может удовлетвориться анализом годовых отчетов предприятия о выполнении производственного плана по изучаемым показателям. Соответственно будет определяться и объем выборки. Если же в дополне­ние к этому будет поставлена задача определить насколько равномерно в течение каждого из рассматриваемых лет распределялось выполнение планового задания, то объем и характер выборки из­менятся. Это произойдет за счет включения дополнительных мате­риалов, содержащих данные по крайней мере о поквартальном выполнении плана.

Но каков бы ни был размер выборки, следует убедиться, что она свободна от циклических колебаний, свойственных генеральной совокупности.

Так, при оценке эффективности деятельности предприятия, где одним из источников информации становится многотиражная газета или стенная печать, важно принять во внимание, что ответы о деятельности подразделений предприятия обычно появляются здесь ближе к концу квартала и к концу года. Если- такого рода колебания не учитываются, это может привести к искажению достоверно­сти полученных данные вне зависимости от того, насколько хороша была составлена программа исследования.

Решая вопрос построения выборки, следует помнить, что нет таких процедур, которые были бы применимы к любой поставлен­ной задаче. В каждом исследовании, проводимом с помощью, ана­лиза документов, этот вопрос решается по-своему, в зависимости от целей исследования, от имеющихся в распоряжении исследова­теля документов, от необходимого уровня точности результатов. Совершенно очевидно, что любая из принятых схем построения вы­борки вносит с собой в исследование определенные допущения (на­пример, случайная выборка подразумевает допущение о равнознач­ности всех входящих в генеральную совокупность элементов). Это может оказывать влияние на получаемые результаты. Поэтому по­строения выборки по той или иной схеме следует обосновать в про­грамме исследования, а связанные с этой схемой допущения и ограничения принять во внимание при интерпретации результатов.

Необходимость критического отношения к документам. Со словом документ обычно связано представление о достоверности, проверенное, точности, непререкаемости. Однако достоверность документов, используемых в конкретно-социологическом исследова­нии, всегда должна быть подвергнута специальной проверке. Сле­пая вера в правдивость документа (особенно такая вера распро­странена по отношению к так называемым официальным докумен­там) может привести исследователя к досадным ошибкам. И потому документы, какими бы достоверными и правдивыми они на пер­вый взгляд ни казались, требуют к себе критического отношения И только после того, как последовательно перебраны и проанализи­рованы все пункты, по которым, есть основания усомниться в документе, он может быть использован в работе.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.