Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Каким требованиям должен удовлетворять клубный работник? 4 глава

Социоматрица. Первым этапом обработки обычно является по­строение социоматрицы, т.е. сведение всех результатов опроса с индивидуальных социометрических карточек в общую таблицу.

Социоматрица — это матрица связей, с помощью которой ана­лизируются внутриколлективные отношения. Социоматрица дает возможность произвести анализ существующих связей путем пре­образования матриц.

Строится она по следующему принципу: в горизонтальных стро­пах, которых столько же, сколько членов в данном коллективе, ука­зываются выборы 7 — членов (кто выбирает), а в вертикальных столбцах — число полученных выборов теми же лицами, но в роли выбираемых членов. Социоматрица фиксирует отношения членов коллектива друг к другу по данному критерию, (табл. 3).

Путем преобразования матриц проводится анализ связей и взаи­моотношений в коллективе.

Таблица 3

Кто выбирает Кого выбирают Итого отдано выборов
А В С å+ å- å±
А В С + + + 0 … - … 0 …
å+ å- å± 1 … 1 … 1 …          

 

Социоматрица одного из коллективов представлена в табл. 4.

Из сумм в столбцах можно установить, что А является лицом, которое имеет наибольшую возможность считаться авторитетом кол­лектива, в то время как личность F коллективом полностью откло­няется. При этом сравнение сумм по столбцам и строкам показы­вает, что F, напротив, расположена ко многим членам коллектива. Личность К является, соответственно социоматрице, изолированной.

С помощью социоматриц исследователь получает возможность изучить различные социальные связи.

Таблица 4



Кто выбирает i Кого выбирают Отданные голоса Всего
A B C D E F G H I J K + -
A B C D E F G H I J K + + + + + + + + + + + + + + + + + - - - - - + + + - -
Содержит голосов + -  
Всего    
+ – отношение симпатии (выбор); - – антипатия (отклонение); 0 – безразличие
                               

 

Графический метод. Большие возможности для анализа внутри коллективной и межколлективной структуры дает графический ме­тод. Графическое изображение связей внутри коллектива, устанав­ливаемых на основании выбора, называется социограммой.

Социограмма строится по результатам опроса, занесенным в социоматрицу, и является ее наглядным графическим отображением

При анализе системы связи применяют различные социограммы, которые отражают различные качественные аспекты социаль­ных отношений: рабоче-функциональную, связей руководства, со­циально-психологических связей и т. д.

Основные формы изображения. Индивид или коллектив, являю­щиеся отдельным исследуемым элементом, изображаются следую­щим символом (рис. 3).

Связи между двумя элементами одного объекта, их действия и поступки изображаются с помощью черты между элементами (рис. 4).

В отношениях между А и В А является активным, В — пассив­ным элементом коммуникации (например, направление рабочих свя­зей). На этой основе можно соответственно квалифицировать связи элементов как активные и пассивные (рис. 5).

При этом измеряется интенсивность коммуникаций (связи) и соответственно ее характер. Так, интенсивность объединения для совместной трудовой деятельности можно определить через измерение внутренних рабочих связей между членами коллектива, сим­патию и антипатию — посредством шкалы и т. д. (рис. 6).


 

 

                                     
   
     
   
 
     
Рис. 4.
 
 
     
 
 
   
Рис. 5.Виды коммуникаций между элементами: активная, пассивная, активная и пассивная (смешанная)
 
     
 
   
 

 

 


       
 
Рис. 7.
   
Рис. 8.
 

 

 


 
 


           
     
Рис. 11.
 
Рис. 9.
 
 

 
 
Рис. 10.Социограмма взаимоотношений в группе

 

 


Рассмотрим следующие элементарные структуры, наиболее ха­рактерные для социограмм.

1. Изолированный элемент. Это индивид (для больших социальных систем —коллектив), не связанный с другими элементами Его выделение важно при изучении функциональных связей рабочего коллектива или эмоционально-психологических связей симпатий внутри коллектива.

2. Связь между двумя элементами (рис. 7) — диада. Эта структура очень часто наблюдается в небольших коллективах, например в форме совместной деятельности, а также как дружеские и дове­рительные связи между двумя людьми.

3. Триада, тетрада и другие виды связи, состоящие из большого числа элементов (рис. 8, 9).

Структуры этого вида характерны для небольших коллективов и небольших рабочих группировок внутри больших коллективов.

Триада, тетрада и другие положительно взаимосвязанной ком­бинации членов составляют ядра коллектива и встречаются во всех формах социальных общностей. Они представляют собой группировки, круги друзей, существующие и в больших социальных объединениях. В ядрах все элементы симметрично связаны между собой. Это группы в группах со своими взглядами, обязатель­ствами друг перед другом и т.и. Поведение людей в этих группи­ровках не поддается строгому регламентированию со стороны внешних, официальных норм, что повышает ценность социометрического опроса, способность выявить такие группировки.

Из социограммы на рис. 10 (связь симпатии — положительный выбор — изображается сплошными линиями, отрицание — пунктир­ными) можно заключить, что А —лидер коллектива, образующий совместно с В и С ее ядро. Члены коллектива Е и С испытывают взаимную неприязнь, F оказался вне контакта с остальными.

4. Звезда (рис. 11).

Звезда (рис. 11) также образует элементарный тип конфигу­рации различных видов социальных связей. Она применяется, как изображение специфических структурных форм, объединений в ма­териальном производстве, в процессе проектирования, планирования -и научной работы, как структурная форма жесткой связи в ма­ленькой группе, связей антипатии, симпатии и т. д.

При социометрическом анализе структуры авторитета в бригаде одного завода было исследовано, какие лица, по мнению членов коллектива, способны руководить бригадой (рис. 12).

Центральные позиции занимают А, В, С. Они являются личностями с большим авторитетом, с самым большим влиянием (осо­бенно А на основании его взаимоотношений с членами коллектива) Положение В явно слабее положений А и С.

5. Пирада, или структура дерева (рис. 13). Такого рода структура имеет место тогда, когда все ее элементы связаны с центром не непосредственно, а через другие, равнозначные элементы. Характеризует структуру руководства на пред­приятии.

Виды социограмм. По способу построения различают произволь­ные, круговые, концентрические социограммы. При построении социограмм символы членов коллектива располагаются так, чтобы обеспечить максимальное удобство восприятия (например, индиви­ды образующие ядра коллектива, располагаются в непосредствен­ной близости друг к другу). В круговых социограммах все члены коллектива располагаются по окружности, внутри которой указы­ваются выборы и отклонения. В концентрических — по концент­рическим кольцам, причем индивиды с высоким социометрическим статусом (звезды) располагаются во внутреннем округе. В сле­дующем кольце находятся лица, получившие число выборов, близ­кое к среднестатистическому, затем кольцо с изолированными, т. е.




 


Рис. 12

Рис. 13

 


почти не имеющими положительных выборов. Далее располагается кольцо с отклоненными членами коллектива, получившими только отрицательные выборы (характер заполнения колец может быть и иным, но обычно соблюдается принцип уменьшения статуса по ме­ре увеличения радиуса концентрической социограммы).

Локограммы представляют собой такие социограммы, при по­строении которых расположение символов членов коллектива изо­морфно их реальному пространственному расположению (например, размещению па рабочих местах).

На практике используются различные виды социограмм, выбор которых диктуется задачами исследования. Для большей адекват­ности в изображении структуры социограммы строятся так, чтобы расстояния между индивидами были обратно пропорциональными интенсивности связей между ними. Это правило, однако, не всегда возможно выдержать, изображая структуру коллектива в двумер­ном пространстве.

Анализ различных аспектов структуры. Метод социограмм широко применяется при социологическом анализе. Если социограммы, изображающие различные аспекты социальных связей, сходны друг с другом, можно сравнивать и различные аспекты двух изображен­ных структур. Различные аспекты социальных связей изображаются при помощи организационных схем, формалограмм, неформалограмм, специальных социограмм (коммуникограмм, проблеме грамм и т. д.).

Формалограмма — диаграмма, представляющая данные о том, как воспринимаются членами коллектива их формальные отношения. При этом различаются два типа формалограмм — вертикальная и горизонтальная. Для построения первой используются данные опроса об отчетности, ответственности и т. п. В анкетах и интервью, используемых в обследовании, содержатся вопросы ти­па: Кому Вы даете отчет?, Кто те люди, перед которыми Вы отвечаете за свою, работу? и т. д. Основанием для построения го­ризонтальной формалограммы служат данные опроса относительно того, кто из членов организации стоит на той же иерархической ступени, что и опрашиваемый. Характерными в этом случае явля­ются вопросы типа: Кто еще дает отчет тем же лицам, что и Вы?

Неформалограмма — диаграмма, представляющая структуру не­формальных отношений в коллективе. В неформалограмме показаны отношения, существующие между двумя лицами, которые, ука­зывая, например, людей, с которыми они тесно связаны по работе безотносительно к их положению в организации, одновременно от­мечают контакт друг с другом.

В формалограммах и неформалограммах отношения отмечены так, как они воспринимаются участниками работы, и здесь возмож­ны пропуски и расхождения данных.

Коммуникограмма — это диаграмма, представляющая систему связей в организации, как они воспринимаются и сообщаются чле­нами организации. Коммуникограмма позволяет составить структур­ные сети организации, проследить динамику связей членов орга­низации в процессе обмена информацией, выявить возможные на­рушения контактов и т. д.

Проблемограмма — это специальные социограммы, представля­ющие структурные отношения членов коллектива в различных про­цессах — при обмене информацией, принятии решения и т. д.

Сопоставление двух социограмм — неформалограммы и коммуникограммы, а также социограмм и организованной схемы позволяет выявить их совпадение и различие по соответствующим для каждой параметрам.

Рассмотрим, например, отношения между организационной структурой и эмоциональными связями симпатий и антипатий в одном из рабочих коллективов.

Технологически, необходимая организация рабочего коллектива тем эффективней и результативней, чем лучше личные взаимоот­ношения людей. В одном из крупных рабочих коллективов выяв­ленная структура связей дала следующую картину (рис. 14).

При внимательном рассмотрении социограммы на рис. 14 видно, что личные связи между членами бригады внутри отдельных групп не обусловлены технологической организацией. В группе А инди­вид 1 стоит в стороне, не вступая ни с кем в контакт. Индивид 6 труппы В симпатизирует личности 1, а всех других членов этой группы отвергает. Поведение личности 6 является важным факто­ром отношений между коллективами А и В. Среди членов груп­пы В нет напряженных взаимоотношений. Здесь дет и субъектив­ных препятствий для сотрудничества с С. Однако в группе С пол­нейшие разногласия. Только личности 9 и 10 тесно связаны друг

Рис. 14.Структура связей большого коллектива A, B, C, D, E – технологические группы в коллективе; 1, 2, 3 и т.д. – члены группы
с другом. Но их полностью отклоняет индивид 11 из их бригады, тесно связанный с индивидами 17 и 14 группы В. В результате связей внутри С и связей между С и В обоюдные влияния в кол­лективе нарушены. Связи между индивидами 11, 14 и 17, с одной стороны, и между лицами 9 и 10 — с другой, обусловливают раз­ногласия в общей группировке.

 

Группа Е сильно интегрирована однако не имеет сильных связей с партнерами в других группах. Она пассивна.

Социограмма показывает необходимость изменить деление на группы в данном рабочем коллективе. Это возможно, например, путем перевода индивида 6 в другую группу, а также через изме­нение группы С.

При практическом применении конкретное содержание социо­грамм направлено непосредственно на изучение качественных свя­зей. Аналогичные формы социограмм используются также для изображения и анализа связей между различными коллективами боль­шой организации.

3. Социометрические индексы

Представление результатов социометрического опроса в количественной форме осуществляется с помощью вычисления социометрических индексов.

Социометрические индексы представляют собой число выборов какого-либо определенного вида, пронумерованных {для возможности сравнения с аналогичными индексами, полученными в резуль­тате экспериментов с другими коллективами) как общее количество возможных выборов данного типа.

Различают два тип, социометрических индексов — персональ­ные и групповые. Персональные индексы можно классифицировать также на объективные (содержащие информацию о числе выборов, полученных данным членом коллектива от остальных), субъектив­ные (содержащие информацию о числе выборов, сделанных данным членом коллектива), и смешанные (сконструированные из данных характеризующих количество как отданных, так и полученные выборов).

Основными данными, характеризующими определенного инди­вида i, является структура произведенных и полученных им выборов и отклонений. Производя вычисления, можно подсчитать число выборов или отклонений отдельно или же охватить их вместе одним индексом, отнимая число отклонений от числа выборов.

Использование этих сумм для сравнения показателей различных коллективов невозможно, поскольку на величину индекса влияет; число индивидов в группе. Вместо этого можно ввести стандартизированные показатели, пригодные для сравнения коллективов различной численности путем деления этих сумм на число лиц в коллективе, к которому принадлежит i, а точнее на (N—1), так как в социометрической карточке индивид не может выбрать или отклонить самого себя.

Например, позиция индивида i (положение, место индивида i в коллективе) в соответствии с числом полученных им положительных выборов, т. е. положительный статус индивида, вычисляется следующим образом:

 

ПВi = число индивидов, выбирающих i
N – 1

 

где N означает число индивидов в исследуемом коллективе. Отри­цательный статус i-го индивида равен

 

ПОi = число индивидов, отклоняющих i
N – 1

 

Эти два показателя широко используются и без учета N — 1, т. е. фактора, введенного для того, чтобы, можно было производить сравнение между коллективами.

В зависимости от содержания критерия выбора ПВi, будет меройпозиции на шкале организаторских способностей, мерой степени социального признания, влиятельности или каких-нибудь иных ка­честв.

Если исходить из того, что ПОi является противоположностью ПВi, (как это обычно бывает), то соединение этих двух показателей дает позицию i в соответствии с числом выборов и отклонений од­новременно:

 

ПВ – Оi = ПВi – ПОi

 

Если индивид i имел право произвести неограниченное, число, выборов то можно вычислить показатель его положительной экс­пансивности.

 

ПЭi = число выборов, произведенных i-индивидом
N – 1

 

Этот показатель является мерой стремления i к установлению социальных отношений с другими лицами.

Индексы положительного статуса индивида, отрицательного статуса, общий статус, а также индекс экспансивности могут слу­жить для сравнения позиции индивида в одном и том же или в раз­ных коллективах.

Если индивид i принадлежит к одному коллективу, а инди­вид j — к другому, то можно сравнить отношения, связывающие j с его коллективом, с отношениями, связывающими i с его коллек­тивом.

Такие сравнения не могут, однако, служить основой для каких-то выводов о соотношении качеств, присущих i и j, например о том, кто из них в большей степени обладает качествами руководителя или способностью завязывать приятельские отношения. Даже если индексы, полученные i и j будут явно различными, возможно, что индивид i получил бы тот же индекс, что и j если бы принадлежал к тому же коллективу, и наоборот. Контакт индивида с данным кол­лективом зависит от структуры и функции этого коллектива.

Эти индексы могут использоваться и.для сравнения позиции одного и того же индивида в различные периоды времени при усло­вии, что каждый раз будет применяться одна и та же социометрическая карточка.

Для того чтобы охарактеризовать весь коллектив, нужно иметь все данные о количестве выборов, отклонений и оставлении без вни­мания в данном коллективе. В этом случае интерес представляют показатели, характеризующие структуру группы, такие, как число взаимных положительных выборов (i выбирает j и j выбирает i), число изолированных индивидов, оставленных без внимания, связи типа i выбирает j, j выбирает k, а k выбирает l и т. д.

Например, можно вычислить экспансивность (Э) группы

 

Э= общее число выборов, произведенных группой
N

 

Аналогичным образом вычисляется сплоченность группы как от­ношение числа пар со взаимным выбором к общему числу возмож­ных пар

 

Эn = число пар со взаимным выбором

 

где каждое лицо имеет право производить неограниченное число выборов, общее число возможных пар и равно

Связанность группы равна , где R равно числу взаимных выборов, U — числу выборов односторонних, где d — число выборов, позволенных каждому индивиду, а q = 1 — р. Интеграция группы вычисляется как отношение

 

число лиц, не получивших ни одного выбора

 

Получение стандартизированных мер, позволяющих производить сравнение коллективов между собой при неограниченном числе выборов, требует использования в качестве знаменателя числа комбинаций предметов, взятых по два, поскольку именно таким образом получается наибольшее число возможных выборов в этом случае. В случае если число выборов ограничено, максимальное число воз­можных выборов равно dN/2, где и равно числу выборов, которое позволялось произвести одному лицу. Более простым будет, вероятно, использование , а не даже в случае, если d,как и N, нечетные числа является частным случаем dN/2, где d = N – 1.

Исследователь, которому нужно произвести стандартизированными способами анализ других сторон взаимодействий внутри коллектива (так же, как и между коллективами), может с успехом скон­струировать для себя необходимые соответствующие показатели, точно установив при этом, как именно и с какими целями он их вводит.

Социометрические индексы представляют собой сильное средство анализа собранной информации, так как позволяют использовать для ее обработки количественные методы математической статистики. Однако как приведенные в качестве примера, так и другие индексы должны проявлять свою пригодность тем, что с их помощью имеется возможность формулировать важные — в теоретическом или практическом смысле — положения о зависимости. Правильная их дефиниция и вычисление еще не являются аргументами, доказывающими их пригодность в исследованиях.

Следует с большой тщательностью относиться к вопросам интер­претации полученных и обработанных данных социометрического опроса, особенно социометрических индексов, при расчете которых создается иллюзия получения точного объективного знания. Боль­шинство показателей лишёны какого-либо иного значения, кроме того, который может вложить в них здравый смысл. Другими слова­ми, не существует достаточно адекватных способов проверки досто­верности полученных значений индексов, кроме той или иной разно­видности собственно социометрической процедуры.

Понимание этого свойства социометрических индексов позволяет, с одной стороны, конструировать их практически в любом количестве согласно задачам конкретного исследования (что и наблюдается на практике), а с другой — заставляет очень внимательно относиться к обобщению полученных результатов и особенно к их интерпретации в рамках общепринятых социологических тер­минов.

В марксистско-ленинской социологии изучение структуры межличностных отношения в конкретно-социологическом исследовании использующем социометрический опрос, может быть успешно про­ведено только в тем случае, если содержание критериев выбора определено исходя из предпосылок научной методологии и органи­зовано в систему, построенную на содержательной концепции.

Для того чтобы вычислить какие-либо индексы, которые можно затем содержательно интерпретировать, необходимо разработать теоретическую концепцию интересующего явления, которое будет измеряться с помощью данного индекса операционализировать эту концепцию в терминах положительных и отрицательных выборов достроить схему, охватывающую все значимые отношения, которые могут возникнуть в коллективе данного типа; приписать этим отно­шениям определенный вес, исходя из концептуальных соображений об их сравнительной значимости; сформулировать содержательные критерии таким образом и в таком количестве, чтобы они, адекватно отражали теоретическую схему. Только при соблюдении этих усло­вий результаты социометрического опроса можно будет сопостав­лять между собой и делать из них содержательные выводы.

Пример. Проведенное ИСИ АН СССР исследование на авто­мобильном заводе имени Ленинского комсомола (АЗЛК) может слу­жить иллюстрацией к отмеченным положениям.

Цель исследования. Определить влияние автоматизации произ­водства на степень и характер сплоченности производственных кол­лективов. Гипотеза прямая: автоматизация способствует сплочению производственного коллектива; обратная: автоматизация способству­ет разобщению производственного коллектива.

Общая процедура исследования. Сопоставить два производствен­ных коллектива, выровненные по социально-демографическим пара­метрам, производящие одну и ту же продукцию и различающиеся между собой только степенью автоматизированное производствен­ного процесса (контрольный показатель).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.