Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Основные концепции социальных изменений.

Как известно, социальная жизнь – это непрерывный, постоянно изменяющийся процесс. Социологи называют коренные, радикальные изменения, происходящие с течением времени в обществе, социальными изменениями.

Социальные изменения – это совокупность многообразных перемен, происходящих в обществе, в его социальной структуре, в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в социальных статусах и ролях отдельных личностей и групп, в их взаимодействиях между собой и любыми структурными компонентами общества

Попытки понять природу социальных изменений неизбежно сталкиваются со следующими двумя вопросами.

(1) В чем смысл истории?

(2) Каковы законы социальных изменений?

В виде ответов на эти вопросы были предложены следующие концепции: эволюционный, циклический, функциональный, марксистский подходы.

(I) Эволюционный подход(Г.Спенсер, 1820-1903). Здесь социальная эволюция аналогична биологической. В соответствие с этой теорией мир постепенно становится все лучше и лучше. В процессах перемен общество постепенно переходит от однородных и примитивных структур ко все более разнообразным и сложным. В основе эволюции как социальных, так и природных систем лежат два дарвиновских принципа: «борьба за существование» и «выживание наиболее приспособленных». Приспособленные к изменениям окружающей среды социальные институты выживают, а неприспособленные – нет. Несмотря на определенные позитивные элементы, эволюционный подход связан со следующими недостатками:

1) именно этот подход лежит в основе идеологии колониализма, согласно которой в процессе эволюции должна восторжествовать «белая раса».



2) согласно данным современной антропологии, незападные общества, а также многие европейские страны проходили в процессе своей эволюции разные последовательности этапов. Это говорит о том, что эволюция имеет более сложный характер, чем тот, который раскрывает простая аналогия с биологией.

(II) Циклический подход (О.Шпенглер 1880-1936; А.Тойнби 1889-1975). Если эволюционный подход характеризовался безудержным оптимизмом, то сторонники циклического подхода ударились в другую крайность – в пессимизм. В книге «Закат Европы» (1918), написанной во время первой мировой войны, немецкий математик и философ Освальд Шпенглер попытался обосновать концепцию, согласно которой общество в своем развитии проходит через те же этапы, что и отдельный человек - рождение, детство, юность, зрелость, закат, смерть.

«Но у человечества нет никакой цели, никакой идеи, никакого плана, так же как нет цели у вида бабочек или орхидеи…Вместо монотонной картины линейнообразной всемирной истории, держаться за которую можно только закрывая глаза на подавляющее количество противоречащих ей фактов, я вижу феномен множества мощных культур, … и у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствования и, наконец, собственная смерть. …Во всемирной истории я вижу картину вечного образования и изменения, чудесного становления и умирания органических форм».

Шпенглер выделял восемь основных культур (хотя первоначально их было двадцать две), каждая из которых существует приблизительно по 1000 лет. Западная культура, например, зародилась где-то в 900 г. нашей эры, а первая мировая война неизбежно говорила о том, что она находится в состоянии угасания. А ведь Шпенглер ничего не знал о второй мировой войне.

Концепцию Шпенглера развил и обогатил историческим материалом английский историк и философ Арнольд Тойнби. Согласно последнему, каждая цивилизация возникает в ответ на какой-либо «вызов». Стержнем цивилизации является «образованное меньшинство», духовная элита, которая сплачивает общество вокруг какой-либо религии и ведет его к цели. Дезинтеграция цивилизации связана с дезинтеграцией религии, с потерей людьми «цели» и «смысла» жизни.

Несмотря на определенные достижения, концепция Шпенглера и Тойнби не смогла справиться с определенными трудностями, возникающими при описании и объяснении исторических данных. Существует ряд феноменов, например, наука, элементы технология, которые целыми кусками передаются от одной цивилизации к другой.

Все-таки между различными этапами человеческой истории и различными культурами в истории наблюдается определенная преемственность, позволяющая говорить о глубоких изломах и разрывах.

3. Функциональный подход(Т.Парсонс, 1902-1979). Согласно структурно-функционалистской модели, более подробно рассмотренной нами в соответствующей лекции, всякая социальная система изначально стремится к социальному равновесию. Но в нее постоянно проникают противодействующие силы, связанные с технологическими изменениями, поэтому в процессе эволюции система должна научиться постоянно к ним адаптироваться (приспосабливаться). В результате системе удается, как правило, плавно перейти от одного уровня социального равновесия к другому.

4. Теория конфликта(марксистский подход). Более подробно этот подход нами уже рассматривался в соответствующих лекциях как по марксистской социологии, так и по конфликтологической парадигме. Согласно этому подходу, источник развития общества – это противоречия, носящие или экономический характер, или отражающие столкновение политических интересов.

Каждая из рассмотренных концепций выше имеет как свои достоинства, так и недостатки, но ни одна из них не может претендовать на место единственно правильной и общепринятой. Определенным шагом в направлении создания такой концепции является модернизационный подход.

Вся совокупность социальных изменений в зависимости от их содержания можно подразделить на пять основных типов:

1) структурные социальные изменения включают в себя все перемены, происходящие в различных социально-структурных компонентах общества: в социальной, социально-территориальной, социально-культурной, этносоциальной и т.д.

2) профессиональные социальные изменения охватывают все многообразие перемен, происходящих в профессиональной деятельности людей;

3)функциональные социальные изменения происходят во всех функциях всех структурных компонентов общества – экономической, политической, социальной, социокультурной и т.д.

4) мотивационные социальные изменения охватывают изменения в сфере мотивации (побуждение) индивидуальной и групповой деятельности людей;

5) социокультурные изменения представляют собой сложный многоуровневый процесс социокультурной динамики, в ходе которого меняется система ценностей, норм, образцов поведения, основополагающие принципы культуры.

В зависимости от масштабности можно также выделить институциональные изменения, инновационные, эволюционные, революционные, циклические, трансформационные, глобальные социальные изменения.

В целом, все социальные изменения можно разделить на прогрессивные и регрессивные

Теория модернизации.

Ее создателем является американский социолог, профессор гарвардского университета Даниэлл Белл(р. в 1919), автор знаменитой книги «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования» (1973). Согласно Беллу, историю человечества можно разделить на три этапа, три «типа социальной организации»:

(1) традиционное или доиндустриальное общество;

(2) индустриальное общество;

(3) постиндустриальное или информационное общество.

В доиндустриальном(сельском) обществе преобладают добывающие виды хозяйственной деятельности: земледелие, извлечение полезных ископаемых, рыболовство, заготовка леса и т.д. Этот тип социальной организации характеризуется непрерывным взаимодействием человека с природой.

Индустриальное (городское) общество основано на фабричном производстве, состоящем в приложении энергии к машинам для массового производства товаров. Этот тип социальной организации характеризуется взаимодействием человека не с естественной, а с искусственной природой – с машинами и механизмами, «организацией ритмичной работы с высочайшей степенью координации».

Постиндустриальное общество – это деятельность, связанная с обработкой данных, управлением и информацией. Этот тип социальной организации «во все возрастающей степени сводится к взаимодействию людей друг с другом».

Именно к описанию третьего этапа человеческой истории, в который медленно, но неуклонно вступают США, Япония и страны Западной Европы сводится заслуга Д.Белла. Характеризуя свою мировоззренческую позицию, он писал: «Но я вовсе не антимарксист. Как может ученый социолог быть антимарксистом? Многое в марксистском анализе социальных и производственных структур сохранило свое значение и вошло в современные теории, как и результаты любых глубоких концептуальных обобщений. Я бы скорее назвал себя постмарксистом, в том смысле, что я воспринял достаточно много марксистских представлений о социуме. Как я уже когда-то писал, марксистский анализ дает поразительно точную картину западного капиталистического общества в период между 1950-м и 1970-м годами. Вопрос в том, где же К.Маркс все -таки заблуждался?»

Ключ к ответу – в изменениях в характере структурного роста производительных сил, отличающих XX век от XIX века. Хотя К.Маркс был одним из первых, кто осознал важнейшую роль науки в преобразовании мира, но он недооценивал роли теоретических знаний. В XX в. технологический прогресс определяется такими направлениями фундаментальной науки, как квантовая теория, теория относительности, физика твердого тела и т.д. Тогда как в XIXв. развитие техники шло преимущественно «наощупь», эмпирическим путем.

Более того, К.Маркс опирался на трудовую теорию стоимости, в которой труд рассматривался как средство создания прибавочной стоимости. Но в XX веке источником стоимости во все большей степени становится знание: создание новых товаров, повышение эффективности, увеличение объемов производства, снижение себестоимости – все это в постиндустриальной экономике является следствием применения знаний. С этим связано и изменение профессионального состава рабочей силы. Прямым фактором роста производительности оказывается расширение сферы услуг: здравоохранения, образования и профессиональных служб. Чем лучше состояние здоровья работников, чем выше уровень их образования, тем производительней их труд.

В итоге в настоящее время фундаментом передового общества является, благодаря современной технологии, знание, а не труд или другие материальные средства производства. Соответственно, наиболее динамичной составляющей производительных сил являются интеллектуалы, которые владеют информацией и создают это знание.

Предвидя критические аргументы. Белл специально отмечал, что «постиндустриальное общество, как я доказываю в этой книге, не является проекцией или экстраполяцией современных тенденций западного общества; это новый принцип социально-технической организации и новый образ жизни, вытесняющий индустриальную систему, точно так же, как она сама вытеснила когда-то аграрную. В первую очередь, оно воплощается в утрате промышленностью, организованной на основе стандартизации и массового производства, своей центральной роли…Прежде всего, понятие «постиндустриальное общество» представляет собой не эмпирическое описание, а «теоретическое построение», позволяющее увидеть главное в новых социальных формах».

Модернизация в узком смысле – это переход от традиционного общества к индустриальному, сопровождающийся индивидуализацией, специализацией и абстракцией. Но модернизация в широком смысле (как, скажем, понимает ее премьер-министр РФ Д.А.Медведев) – это обновление общества, приведение его в соответствие с последними достижениями науки и техники.

Для индустриального общества характерны:

(1) базовая единица – это индивид, а не община;

(2) высокоразвитое разделение труда;

(3) общие для всех правила и нормы.

Первоначально индустриальное общество возникло в Западной Европе в результате становления коммерческого капитализма и раскола (М.Вебер) западного христианства на два течения – католицизм и протестантизм. Но затем модернизация стала распространяться на другие страны – сначала Европы, а потом и на другие континенты. Первой попыткой в общем успешной модернизации стали петровские реформы. Известны также японская модернизация, которая началась с реформ императора Мейдзи в середине XIX в., а также турецкая модернизация, начавшаяся в 20-х годах ХХ столетия с реформ первого президента Турецкой Республики генерала Кемаля Ататюрка. В известном смысле можно также говорить и о сталинской модернизации, имевшей предельно жесткий характер.

Соответственно, принято выделять два типа модернизации – органическую модернизацию (как в Западной Европе) и неорганическую (как в остальных странах). Главное отличие: если органическаямодернизация проводится «естественно» и поддерживается как «сверху», так и снизу, то неорганическая проводится сверху при значительном сопротивлении широких народных масс. Она противоречит национальным традициям, менталитету людей и связана, как правило, с экономическими трудностями. Тем не менее, верхам политической элиты приходится ее проводить, прежде всего, перед лицом военной угрозы, для того, чтобы не отстать в военном отношении и вообще не потерять независимость.

Сегодня необходимость модернизации российской экономики, всего российского общества очевидна всем. Перед лицом различных угроз может выстоять только сильная Россия, а таковой может ее сделать только своевременная модернизация.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.