Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 2. Общество как система

КУРС ЛЕКЦИЙ

Тема 1

Введение в дисциплину «Социология». Краткая история становления и развития социологии

1. Социология как наука, ее предмет и функции. Связь социологии с другими науками.

2. Структура социологического знания.

3. Позитивистские идеи Огюста Конта. «Социологизм» Эмиля Дюркгейма.

4. Социологическая концепция марксизма.

5. «Понимающая» социология Макса Вебера. «Интегральная» социология Питирима Сорокина.

6. Теория структурации Энтони Гидденса. Концепция Пьера Бурдье.

 

1. Социология как наука, ее предмет и функции. Связь социологии с другими науками

Каждая отрасль науки имеет свой предмет, который раскрывается в содержании (системе теорий, законов, категорий, принципов и т.д.) и выполняет особые функции по отношению к практике. Предмет науки – это диалектический синтез объективных свойств, признаков и процессов изучаемого объекта, с одной стороны, и их концептуального осмысления, с другой стороны. Между предметом, содержанием и функциями науки существует определенная взаимозависи­мость. Предмет любой науки является результатом теоретического осмысления, которое позволяет исследователю выделить те стороны и закономерности развития изучаемого объекта, которые являются спе­цифическими для данной науки. Вопросы о предмете науки – это вопросы о том, что и как изучать, чему и как учить в данной области знания и где границы компетентности специалиста. Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а предметная ее область – те стороны, связи, отношения, составляющие объект, которые подлежат изучению.

Как указано в «Социологической энциклопедии», объектом социологии выступает развитие общества и взаимодействующих в его рамках и условиях индивидов и их групп. А вот вопрос о предмете социологии не является простым. Представления о предмете социологии по мере ее становления как науки постоянно менялись и продолжают конкретизироваться в настоящее время. Сложность этой проблемы связана с тем, что ввиду множества наук, изучающих общество, нельзя признать удовлетворительным определение, связанное с происхождением термина «социология» (от латинского «societas» (об­щество) и греческого «logos» (слово, учение), т.е. социология – это наука об обществе). А также разные авторы в рамках самой социальности могут выбирать те или иные аспекты, представляя их главными при определении предмета науки. Отдельные авторы идут от личности, другие отталкиваются от группы или общности. Есть авторы, которые большее внимание обращают на характер действия и взаимодействия и т.д.



На протяжении полутора столетий в определении предмета социологии противоборствуют две тенденции. Речь о том, что в социологии существуют две области знания: макросоциологическая и микросоциологическая. На уровне макросоциологии исследователи изучают общество, культуру, социальные институты, социальные процессы. На уровне микросоциологии ученые используют понятия социального поведения, межличностного взаимодействия, мотивации и т.д.

Отсюда вытекают два разных подхода к определению социологии: один – в направлении понимания ее предмета как науки о целостности общественного организма, о социальной и социокультурной системах, другой – как науки о массовых социальных процессах и массовом поведении. При первом подходе социология сближается с демографическими, экономическими и политическими науками, при втором – с социальной психологией.

Основатель социологии, французский философ Огюст Конт, в середине 19 столетия считал, что наряду с физикой, математикой и другими науками должна существовать особенная наука о социальных явлениях и процессах. Предметом социологии является общество, идентифицируемое с человечеством; общество есть высшая реальность, которая выступает как данность по отношению к живущим в этом обществе людям. В его понимании социология была равно­значна обществознанию, которое включало в себя все, что относится к обществу, роль же ее он определял задачами наблюдения фактов и процессов общественной жизни. О. Конт, в сущности, сформулировал макросоциологический подход. Точка зрения О. Конта на социологию как науку, тождественную обществознанию господствовала в литературе до конца 19 века. В конце 19 – начале 20 веков в научных иссле­дованиях общества стал выделяться наряду с экономическим, демогра­фическим, правовым и др. аспектами также и социальный. Поэтому предмет социологии начинает сводиться именно к изучению социальных сторон общественного развития. Общество представлялось в качестве социального организма.

Е. М. Бабосов,белорусский социолог, отмечает, что предмет социологии есть выделение из многообразных аспектов общественной жизни определенного набора социальных отношений и взаимодействий, различными, но неразрывно связанными полюсами которого являются, с одной стороны, общество как многосложная и многоуровневая система, а с другой – человек, личность. И далее уточняет, что предметом социологии является исследование взаимодействия личностей и социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определенных условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе. Предметом исследования, которым занимается социология, выступает не только и не столько индивиды, сколько создающиеся и функционирующие в процессе их взаимодействия социальные структуры: семья, учебное заведение, компания сверстников, предприятие, фирма и т.д.

Основные функции социологии:

1. Теоретико-познавательная. Подразумевает, что социология – область научного знания, то есть отлична от обыденного знания, теологических представлений, идеологии и представляет знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования.

2. Практически-преобразовательная (в том числе организационно-управленческая, прогностическая, адаптационная). Подразумевает использование социологического знания в различных областях социальной практики, в том числе во взаимном приспособлении индивида и социальной среды.

3. Мировоззренческая. Подразумевает, что социологическое знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.

Уяснив, что изучает социология, необходимо рассмотреть взаимоотношение социологии с другими науками. Прежде всего, необходимо сопоставить социологию с социальной философией.

Социальная философия представляет собой раздел философского знания, посвященный осмыслению структуры общества и его развития с наиболее общей и абстрактной точки зрения. Поэтому между ней и социологией есть как общие, так и отличительные моменты. Общим является то, что и та, и другая области познания связаны с изучением структуры общества, законов его развития и функционирования. Отличие же заключается в самом подходе к этому объекту. Социальная философия представляет собой общую теорию социального устройства и развития, а социология стремится дать конкретную картину этого развития. Общество в социологии изучается не умозрительно, а на основе общенаучных методов исследования. Отличаясь друг от друга, эти две сферы социального познания дополняют друг друга. Социальная философия, обобщая достижения общественных наук, выступает по отношению к социологии как ее теоретическая основа.

Наиболее тесной является связь социологии с историей. И история, и социология имеют объектом и предметом своих исследований общество и его закономерности в их конкретных проявле­ниях, но однако между ними есть и различие, которое состоит в том, что история описывает и объясняет социальный процесс post factum (после свершившегося факта), а социология - in factum (сам факт).

Как история, так и социология сталкиваются с двумя проблемами. С одной стороны, с наличием в обществе объективных закономерностей, т.е. не зависящих от воли и познания людей, которые обусловливают характер и направление его развития, а с другой стороны, с существо­ванием индивидуальных, неповторяющихся явлений и процессов, которые не могут быть причинно объяснены, но которые носят закономерный характер, оказывают существенное влияние на «зигзаги» в развитии общества, в его истории. Первые определяют «тенденции» развития общества, но не выступают в качестве причинного объяснения вторых, которые являются предметом изучения как истории, так и социологии.

Тесно взаимодействует социология с социальной психологией. Социальная психология занимается в основном изучением психологии отдельной социальной группы, а социология изучает проблемы межличностного взаимодействия.

 

2.Структура социологического знания

Система социологического знания в качестве элементов включает:

1. Социальные факты, т.е. обоснованные знания, полученные в результате описания определенных фрагментов реальности.

2. Общие и специальные социологические теории (например теория стратификации, теория культурного релятивизма и т.д.) Задача этих теорий – решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах. Эти теории развиваются в рамках определенных теоретико-методологических направлений: макро или микро социологий, функционализма или символического интеракционизма.

3. Отраслевые социологические теории, например экономическая социология, социология семьи, социология города. Их задача – дать описание отдельных сфер жизни общества, обосновать программы конкретных социологических исследований, обеспечить истолкование эмпирических данных.

4. Методы сбора и анализа данных служат созданию эмпирической базы и первичному обобщению эмпирических данных (массовый опрос, наблюдения, анализ документов, эксперимент).

Структура социологического знания:

1. Общесоциологический уровень – общая теория общества (включает в себя проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества).

2. Теории среднего уровня Их можно разделить на три группы: теории социальных институтов (изучающие сложные социальные зависимости и отношения), теории социальных общностей (рассматривающие структурные единицы общества - от малой группы до социального класса) и теории специализированных социальных процессов (изучающие социальные изменения и процессы).

3. Эмпирический уровень: социология основывается также и на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований (опросов, наблюдений, изучения документов, экспериментов).

Кроме трех уровней в социологии выделяется две основные области изучения социума: макро и микро. Общество образовано из мно­жества различных частей и каждая оказывает влияние на функционирование всей системы, поэтому макросоциологическая область предполагает исследование взаимодействия между собой крупных социальных структур. Базовые понятия этого уровня – общество, социальная система, класс, власть и т.п. Микросоциология это – исследование особенностей межличностных взаимодействий, т.е. взаимодействий людей друг с другом, иногда в группах, иногда в парах, в различных жизненных ситуациях. Базовые понятия этого уровня – социальная группа, групповая динамика, лидерство и т.п.

3. Позитивистские идеи Огюста Конта. «Социологизм» Эмиля Дюркгейма

Возникновение социологии явилось результатом соединения интеллектуальных и социальных факторов, которые пересеклись в Западной Европе в первой половине девятнадцатого века. Соединение идейных предпосылок развития философской, исторической, религиозной мысли привело к тому, что начали определяться базовые критерии социологического знания. Многие ученые и социальные реформаторы в это время направляли свои усилия и связывали свои надежды на усовершенствование общества с появлением новой науки о нем. Эти усилия были сделаны пионерами социологической мысли и благодаря ним социология стала выделяться в самостоятельную научную дисциплину со своей собственной историей. Одним из них является француз Огюст Конт.

Огюст Конт (1798-1857) проанализировав общество, в котором он живет, делает вывод, что основным условием общественной реформы служит реформа интеллектуальная. Конт, как и многие его современники, считал, что общество находится в состоянии кризиса и обнаруживает объяснение общественных потрясений в противоречии между исчезающим религиозным (теологическим) и военным общественным строем, и рождающимся научным и индустриальным строем.

Конт сформулировал, по его мнению, два основных закона развития общества: закон трех состояний и закон классификации наук.

Согласно закону трех состояний, ум человека проходит три последовательные фазы. Первое состояние – теологическое, второе – метафизическое, третье – позитивное, В соответствии с этим законом неотвратимый прогресс ума есть главный аспект истории человечества.

Закон трех состояний в учении Конта приобретает строгое значение лишь вместе с классификацией наук. Отделение науки от метафизики и теологии было основной идеей позитивного метода Конта. Чтобы изложить позитивный метод, нужно изложить всеобъемлющую систему наук, включающую анализ их предметов, методов, законов, сходств и отличий. Конт разделил науки на абстрактные и конкретные: первые изучают законы определенных категорий явлений, вторые применяют эти законы к частным областям. Конт выделил пять абстрактных, теоретических наук: астрономию, физику, химию, биологию и социологию. Социология, как новая общественная наука, предлагаемая Контом, оказывается исследованием законов исторического развития. Она основывается на наблюдении и сравнении, а значит, на методах, сходных с теми, которые используют другие науки, особенно биология. Социология должна служить средством преодоления кризиса современного мира, то есть системой научных идей, способных определить перестройку общества.

Вначале Конт пользовался термином социальная физика для обозначения новой области науки, поэтому по аналогии с разделами физики он подразделил социологию на «социальную статику» и «социальную динамику».

Статика и динамика – две главные категории социологии Конта. Статика изучение того, что он называет общественным консенсусом. Социальная статика предполагает, с одной стороны, анатомический анализ структуры общества на конкретный момент, а с другой – анализ элемента или элементов, определяющих общественное согласие и интеграцию. В кооперации, основанной на разделении труда, он видел фактор утверждения всеобщего общественного согласия. Эти идеи Конта в последствии будут развиты учеными, представляющими структурный функционализм в социологии и изучающими главным образом институты и организации общества.

Динамика была посвящена осмыслению проблем социального развития и политики изменений и описанию последовательных этапов, которые проходят общества. Поскольку все прошлое составляет единство, по мнению Конта, социальная динамика не похожа на историю, которая просто коллекционирует факты. Социальная динамика рассматривает последовательные и необходимые этапы становления разума и человека. Социальная статика поставила в повестку дня основной порядок любого общества, социальная же динамика воспроизводит изменения, которые испытал этот фундаментальный порядок, прежде чем он вышел на конечную стадию позитивизма. Статика и динамика соотносятся с терминами порядка и прогресса. Прогресс – это развитие порядка.

Первые социологи, к которым можно отнести О. Конта, стремились к тому, чтобы создать такую науку об обществе, которая, подобно физике или биологии, могла бы открывать и обосновывать законы общественного развития. Такие законы, с его точки зрения позволили бы улучшить общественные отношения.

В конце девятнадцатого века в различных областях духовной культуры Франции заметно усилилось влияние концепции О.Конта. Постепенно стала находить поддержку идея социологии как самостоятельной науки, которая могла бы выработать основы научной реорганизации общества, что в полной мере проявилось в трудах Эмиля Дюркгейма (1858-1917).

Принципиальное отличие социологии от философии состояло в том, что новая наука была направлена на эмпирический сбор и систематизацию данных. Э. Дюркгейм не просто провозглашал эмпиризм, как это делал О. Конт, но провел конкретное эмпирическое исследование, посвященное исследованию самоубийств, и на этой основе сделал определенные теоретические выводы.

По Э. Дюркгейму, социология должна изучать социальную реальность, элементами которой являются социальные факты, в совокупности создающие общество. Главными признаками социального факта являются их независимое, объективное существование и их принудительный характер, т.е. способность оказывать на индивида внешнее давление, это коллективные представления или факты коллективного сознания. По мнению Дюркгейма, обеспечить объективный подход к социальной действительности возможно, если рассматривать социальные факты как вещи, что означает признавать их независимое от субъекта существование и исследовать их объективно.

По Дюркгейму, социальные факты могут быть двоякого рода:

1) материального характера: само общество; его социальные структуры (государство, религия, право); морфологические компоненты общества (характер территории, собственности, объем и плотность населения, его жилищные условия, способы коммуникации и т.д.;

2) нематериального, духовного характера: мораль, ценности и нормы; коллективное сознание; коллективные представления, верования.

Таким образом, по Дюркгейму, предметом социологии являются социальные факты, как материальные, так и нематериальные.

Стремление найти объективные закономерности социальных явлений определило высокую оценку возможностей применения статистики в социологии. Статистические закономерности заключения браков, колебаний рождаемости, числа самоубийств и многие другие, которые на первый взгляд зависят от индивидуальных причин, казались Дюркгейму наилучшим доказательством того, что в них проявляется некоторое коллективное сознание.

Так же как О.Конт Э. Дюркгейм пытался найти ответ на вопрос о том, какие связи объединяют людей в общество. Согласно Дюркгейму, силой, создающей общественное целое и способствующей его сохранению, является разделение труда, под которым он понимал профессиональную специализацию. Из-за усиления специализации труда индивиды вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, невольно составляя единое целое.

Дюркгейм выделял два вида солидарности:

1) механическая солидарность, она характерна для древних обществ и характеризуется сильным сходством индивидов и их общественных функций, коллективное сознание, в таком обществе целиком религиозно и регламентирует всю жизнь индивида без остатка;

2) органическая солидарность, которая присуща современному обществу, где все более возрастает разделение труда и ослабляется роль религии как коллективного сознания.

Из анализа солидарности и коллективного сознания Дюркгейм выводит центральную социологическую идею – индивид возникает из общества, а не общество из индивидов.

Нормальное состояние общества, по его мнению, должно характеризоваться развитым экономическим планированием и нормативной регуляцией трудовых отношений, осуществляемой производственными корпорациями.

Также он выделял «ненормальные формы» разделения труда. Одной из них является аномия, то есть такое состояние общества, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивидов. Дюркгейм объяснял аномию неразработанностью правил, регулирующих отношения между социальными функциями, что произошло вследствие слишком быстрого роста производства и разделения труда.

Одним из проявлений аномии является самоубийство. Дюркгейм считал, что самоубийство, прежде всего, зависит от внешних причин, т.е. определенных социальных фактов. Он пришел к выводу о том, что социальные переменные напрямую связаны с социальной изоляцией: чем больше изоляция индивида от своей социальной группы, тем более он подвержен самоубийству. И наоборот: бoльшая степень интеграции обратно пропорциональна числу самоубийств.

К числу приоритетных социологических исследований Дюркгейм относил религию и мораль. Мораль, как и религия согласно Дюркгейму – есть продукт социальной среды. Изучая современное ему состояние общества, он считал, что в основе общественного кризиса, имеющего главным образом моральную природу, лежит изменение характера и содержания общего сознания. Быстрое изменение норм и ценностей влечет за собой утрату былой дисциплины. Выход из кризиса возможен при усилении моральной регуляции, которую в состоянии осуществить только государство, должна также существовать жесткая иерархия моральных правил по степени их важности.

Вопрос о природе общества и его кризисе, об интеграции общества, о роли общественной солидарности и разделения труда, о сущности и функциях общественного сознания, методах социологического исследования и статусе социологии как науки – все эти проблемы, решаемые Дюркгеймом принадлежат к числу фундаментальных проблем теоретической социологии, которые продолжают оживленно обсуждаться и в настоящее время.

 

4. Социологическая концепция марксизма

Социология марксизма – это теория социального развития общества, созданная Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895). Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются, прежде всего, через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства.

Работы Маркса касаются множества областей социальной жизни. Сам Маркс не рассматривал себя как социолога, крупная часть его трудов посвящена экономическим темам, но поскольку он всегда стремился связать экономические проблемы с социальными институтами, его работы богаты и глубоки и в социологическом плане.

Точка зрения Маркса основывается на том, что он называлматериалистическим пониманием истории. По Марксу, источником социальных перемен являются не идеи и ценности, которых придерживаются люди, а в первую очередь экономические причины. Они в свой черед, связаны с классовыми конфликтами, представляющими собой движущую силу исторического развития.

Таким образом, принципиальный вопрос, имеющий для социологии первостепенное значение, – это вопрос о взаимодействии материальных и духовных ценностей в жизни общества. Маркс выдвинул и обосновал ту независимую переменную, которая, по его мнению, играет решающую роль, – способ материального производства. Маркс считал, что способ материального производства определяет социальный, политический и духовный процессы жизни вообще, и не сознание людей определяет их образ жизни, а, наоборот образ жизни обусловливает их сознание.

Маркс был первым социологом, который рассматривал общество как объективную саморазвивающуюся реальность. Источником этого развития являются противоречия и конфликты прежде всего в материальной жизни.

Движущей силой развития общества выступает противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Социальная революция – это не политическая случайность, а закономерное проявление исторической необходимости. Сознание людей отражает реальные жизненные противоречия. Иными словами, независимо от субъективных желаний отдельных людей, правящих верхов массы думают и действуют в зависимости от характера противоречий, прежде всего в материальной жизни. Изменяются противоречия и конфликты – соответственно изменяются формы мышления людей, происходит переоценка ценностей. Если постоянно не учитываются материальные интересы масс, если противоречия нарастают и углубляются, то возникает революционное сознание, приводящее массы в движение, и через социальную революцию происходит радикальное изменение, качественное обновление социальных отношений.

Такой взгляд на общество вошел в историю общественной мысли как диалектический материализм. Он был применен Марксом к конкретному анализу капитализма его времени. На основе этого социолог формулировал доказательства неизбежного, по его мнению, саморазрушения исторически сложившихся буржуазных общественных отношений и замены их такими отношениями, которые бы развивали гуманистическую природу людей.

Социологическая теория марксизма включает в себя системный анализ классов, социальных отношений и классовой борьбы. По Марксу принадлежность человека к классу, его социальные интересы определены, прежде всего, экономическими отношениями. Классовое деление приводило к тому, что одни группы людей благодаря своему социальному положению имели материальные, политические и иные привилегии, другие группы, наоборот, лишались необходимого для их существования и выживания. По Марксу, люди являются продуктом общества и, прежде всего объективного положения в процессе производства. Но, будучи включенными, в классовую борьбу сами становятся творцами общества.

Маркс допускал разные формы классовой борьбы. Он не отрицал значимость мирных форм борьбы в рамках профсоюзного движения, но считал, что реформистская борьба, по крайней мере, в ранний период развития капитализма, не разрешит проблему. Кардинальное решение проблемы он усматривал в социальной революции. Широко известны его слова о том, что революции – «локомотивы истории» и в то же время не востребованы его мысли о том, что революционную борьбу трудно регулировать и что конечные ее результаты часто оказываются мало похожими на декларировавшиеся революционерами цели. Главным вопросом революции Маркс считал вопрос о власти, это очень многогранная проблема, которая не сводилась социологом к идее диктатуры пролетариата, как это представлялось в советском марксизме. Подчеркивается единство гражданского общества и государства. При этом, Маркс и Энгельс отмечали, что собственно государственная власть, ее монополия никогда не обеспечит свободу, напротив, подлинная свобода возможна лишь там, где есть гражданское общество способное диктовать свою волю государству. Важное место в марксистской социологии революции занимает идея об отмирании государства, которая постоянно корректировалась и шлифовалась. По Марксу, необходимым этапом на пути к безоговорочному самоуправлению является установление политической власти рабочего класса в виде диктатуры пролетариата. Позже Маркс уточняет, что «отмирает» лишь классовая природа государства, но должен сохраняться и совершенствоваться механизм для выполнения общих дел, так как государство – это не только инструмент политического насилия экономически господствующего класса, но и механизм выполнения общих управленческих задач, вытекающих из природы всего общества.

Таким образом, если посмотреть на марксистскую социологию из разных временных координат, то в ней конечно, можно найти и противоречия и двусмысленности. Необходимо отнестись к изучению трудов Маркса непредвзято. Это нелегко, т.к. широкое влияние работ этого ученого породило значительные различия в мнениях относительно их ценности. Даже те, кто испытал сильное влияние его идей, использовали его труды неодинаковым образом — существуют серьезные различия между взглядами последователей К.Маркса и Ф. Энгельса, т.е. тех, кто называет себя «марксистами».

5.«Понимающая» социология Макса Вебера. «Интегральная» социология Питирима Сорокина

Немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) одним из первых стал проводить принципиальное различие между естественными и социальными науками. Он считал, что задача социальных – дать причинное объяснение и понимание социальных действий людей конкретного общества лишь в определенном культурном и историческом контексте, учитывая, что общие поведенческие ориентиры, обусловленные конкретными ценностями, всегда историчны и относительны

Главной идеей социологии М. Вебера является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений.

По мнению Вебера, наука должна быть свободна от оценочных суждений субъективного толка, поэтому он разграничивает отношение к ценности и оценку. Но это не означает, что ученый должен отказаться от собственных пристрастий, просто они не должны вторгаться в научные разработки. Вебер полагает, что ценность определена характером исторической эпохи, определяющей линию прогресса человеческой цивилизации, то есть ценности - выражают общие установки своего времени и, стало быть, исторически, относительны.

По Веберу, социолог должен соотнести анализируемый материал с экономическими, эстетическими, моральными ценностями, исходя из того, что служило ценностями для людей, являющихся объектом исследования. Чтобы уяснить действительные причинные связи явлений в обществе и дать осмысленное толкование человеческому поведению, необходимо сконструировать недействительное, то есть извлекаемые из эмпирической реальности идеально-типические конструкции, которые выражают то, что характерно для многих общественных явлений. Согласно Веберу, идеальный тип как методологическое средство позволяет, во-первых, сконструировать явление или человеческое действие, как если бы оно имело место в идеальных условиях; и, во-вторых, рассмотреть это явление или действие независимо от локальных условий.

Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация его на других. То есть исследователем задаются вопросы: «Действует ли этот человек согласно разработанному плану? Каков его план, каковы его мотивы? В каком контексте значений воспринимаются эти действия им самим?» Этот тип «понимания», основанный на постулате существования индивида совместно с индивидами в системе конкретных ценностей, служит основой реальных взаимодействий в жизненном мире. Социальным действием считается действие только, когда его «субъективный смысл относится к поведению других людей», поэтому нельзя считать социальным действие, если оно является чисто подражательным, когда индивид действует как элемент толпы, или когда он ориентируется на какое-либо природное явление. Вебер считал, что нельзя понять действие народа или государства, хотя вполне можно понять действие составляющих их индивидов, Понятие государство в социологическом понимании означает определенный вид совместной деятельности людей, и задача социологии в том, чтобы свести их к понятному поведению участвующих в этой деятельности отдельных людей.

Понимание по Веберу не может быть полным и всегда приблизительно. Комплексный и вместе с тем единый социальный процесс складывается лишь в ходе представления согласованного взаимодействия людей.

Вебер сконструировал идеально типическую модель действия индивида, в которой смысл действия и смысл действующего совпадают, для чего вводится понятие «целерациональное действие». В нем вышеназванные моменты совпадают: понять смысл действия - значит понять действующего, и наоборот. Разумеется, что в действительности человек не всегда знает, чего он хочет, поэтому целерациональное действие - это идеальный случай. Всего же Вебер выделяет четыре вида деятельности, ориентируясь на возможное реальное поведение людей в жизни: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное.

По Веберу, рационализация есть всемирно-исторический процесс. Рационализируется способ ведения хозяйства, управление экономикой, политикой. Рационализируется образ мышления людей, так же как и образ, их жизни в целом.

Через призму рациональности Вебер рассматривает необычайно важную проблему: почему капитализм развился на Западе и нигде больше. Фактически Европа была неразвита в то время, когда Китай, Индия и Оттоманская Империя на Ближнем Востоке представляли собой действительно могучие державы. Китай, в частности, в плане технологического и экономического развития далеко опережал Запад. Что же вызвало гигантский всплеск экономического развития Европы с семнадцатого века до наших дней?

Чтобы ответить на этот вопрос, полагает Вебер, необходимо показать, в чем состоит отличие современной промышленности от ранних форм экономической деятельности. Стремление к приобретению богатства обнаруживается во многих цивилизациях, и объяснить его нетрудно: люди ценили богатство за комфорт, безопасность, власть и наслаждение, которые оно может принести. Желая быть свободными от нужды и приобретая богатство, они обретали больший комфорт. Если обратиться к экономическому развитию Запада, говорит Вебер, то мы обнаружим нечто совершенно иное. Согласно его убеждению, на Западе существовало особенное отношение к накоплению богатств, которое мы нигде более не обнаружим. Это отношение, которое Вебер называет духом капитализма, то есть комплекс убеждений и ценностей, которых придерживались первые капиталисты – купцы и промышленники. У этих людей было сильно стремление к личному богатству. Однако, в отличие от других богатых в других обществах, они стремились приобрести состояние вовсе не для того, чтобы вести роскошный образ жизни. Фактически их жизнь была экономной и полной самоограничений, жили они скромно и тихо, избегая выставлять свое богатство напоказ. Вебер стремится показать, что это необычное сочетание качеств имело важное значение для ранних этапов экономического развития Запада. В отличие от богатых людей предыдущих эпох и иных культур, представители данной группы не расточали свои богатства, вместо этого они пускали их вновь в оборот, чем способствовали дальнейшему росту возглавляемых ими предприятий.

Центральным моментом теории Вебера является утверждение, что установки, определяющие дух капитализма, имеют религиозное происхождение. Христианство способствовало воспитанию подобного мировоззрения, но главной движущей силой оказалось влияние протестантизма.

Очень важной мысль ранних протестантов о том, что люди – инструменты бога на земле, призванные к труду на время своей земной жизни для прославления Бога. Второй важный аспект протестантизма — идея предопределения, в соответствии с которой только определенные индивиды будут среди «избранных» – вступят в царство небесное после смерти. Успех в работе на данном поприще, подчеркиваемый материальным благополучием, стал основным знаком избранности. Таким образом, в среде сторонников данных идей возник мощный импульс к экономическому успеху. Тем не менее, он сопровождался стремлением вести скромную и экономную жизнь, как и подобает верующему. Протестанты считали роскошь злом, поэтому стремление к приобретению богатства сочеталось у них со строгим стилем жизни.

Таким образом, стержнем веберовской «понимающей» социологии является идея рациональности, нашедшей свое конкретное выражение в современном ему обществе с его рациональным хозяйствованием, рациональной политической властью и рациональной религией.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.