Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 3. Культура как система ценностей и норм

1. Понятие культуры и ее функции. Основные подходы к анализу культуры.

2. Основные компоненты культуры как системы.

3. Типы культур.

4. Понятие культурного развития и культурной деградации. Теория культурного отставания.

 

1. Понятие культуры и ее функции. Основные подходы к анализу культуры

Культура – одно из фундаментальных понятий социально-гуманитарного познания и играет в нем такую же важную роль, как понятие массы в физике или наследственности в биологии. Существуют различные подходы к определению культуры.

1. Исторический подход. Культура есть продукт истории общества, и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению. С помощью этого подхода происходит накопление знаний о культурах разных народов в различные эпохи.

2. Антропологический подход. В его рамках рассматривается генезис культуры через развитие человека; значительное внимание уделяется анализу культуры первобытных племен, формированию различных этносов, их мифов, верований, попыток создания первичных социальных институтов.

3. Деятельностный подход. Культура определяется как качественная характеристика любых форм и результатов (продуктов) человеческой активности. В рамках подхода осуществляется оценка культурного потенциала индивидов и групп как через количество и качество усвоенных ими ценностей и норм, так и через их личностную, творческую деятельность, посредством которой они самореализуют себя в обществе.

4. Ценностный (аксиологический) подход. Культура – совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми. Интерес представляет то, к чему люди стремятся, на что ориентируются, в соответствии с чем организуют свою активность.



5. Технологический подход. В его рамках акцент делается на том, что культура технологична по своей природе, так как она есть особая совокупность средств и механизмов для решения проблем, с которыми сталкиваются ее носители.

6. Символический подход. В основе культурного взаимодействия – понимание символов, кодов и умение с ними работать. Символы опосредуют отношение человека с миром.

7. Текстовый подход. В соответствии с ним культура формируется и развивается в особом знаковом пространстве. Быть в культуре – это знать коды, в которых зашифрованы ее тексты.

8. Коммуникативный подход. Культура при этом подходе рассматривается как процесс коммуникации отправителей сообщений и получателей сообщений на основе знания кодов общих языков и совместного социокультурного опыта.

9. Игровой подход. В нем культура рассматривается как самоценная игра. Быть в поле культуры – это значит играть по принятым правилам внутри общества.

Итак, культура – это специфический способ организации человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений.

Можно выделить наиболее важные функции культуры.

Социализирующая функция культуры имеет большое значение, так как процесс формирования личности непосредственно связан с усвоением существующих в обществе норм и ценностей, идеалов, их творческим воспроизводством.

Духовно-нравственная функция культуры систематизирует, воспроизводит, сохраняет и передает вечные ценности в обществе — добро, красоту, истину. Ценности существуют как целостная система. Различают политические, экономические, эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные варианты взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и обществом.

Коммуникативная функция культуры связана с передачей и осмыслением сообщений по определенным правилам в ходе совместной деятельности людей.

Культура выполняет трансляционную функцию, позволяющую сохранять и передавать последующим поколениям ценности и нормы поведения.

Регулятивная функция культуры связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля над этими действиями. Выступая в качестве совокупности идеалов, ценностей и норм, культура предписывает человеку правила и стандарты поведения.

Культуре присуща интегративная функция. Члены одной социальной общности, группы имеют общие символы, традиции, нормы и ценности, в силу чего воспринимают себя как единое целое.

В исследовании культур существуют две противоположные точки зрения: культурный этноцентризм и культурный релятивизм. Культурный этноцентризм оценивает чужую культуру, сравнивая ее со своей собственной, что может привести к рассмотрению своей культуры как лучшей, а остальных — так себе. Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности миссионеров, которые стремятся обратить «варваров» в свою веру. Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям.

На основе этноцентризма возникло такое негативное явление современной культуры, как национализм – теория и практика превосходства одной нации над другой. С этноцентризмом связаны и такие явления современной культуры, как европоцентризм, американоцентризм, африканоценризм. Так, в 60-е гг.20 века создана концепцию негритюда – теория превосходства негритянской расы над европейской. Еще раньше, в 19 в., был популярен индеанизм, согласно которому индейцы – самая лучшая раса. В Мексике в рамках этого движения возникло общество «каскенес», члены которого требовали изгнания из страны всех европейцев. Мессианская роль Америки – американоценризм.

По мнению американского социолога Уильяма Грема Самнера культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей, в ее собственном контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом. Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между близкими культурами. Это признание возможности существования иной системы ценностей, свойственной другой культуре, и уважительное отношение к ней.

 

2. Основные компоненты культуры как системы

Культура – это весьма сложная система, представляющая взаимосвязь множества ее компонентов.

В соответствии с двумя типами деятельности, соотношением материальных и духовных начал в них, можно выделить две основные сферы существования и развития культуры — материальную и духовную. Материальную культуру можно понимать как совокупность всех созданных человеческим трудом материальных предметов конкретного общества, которые служат жизнеобеспечению, удовлетворению витальных потребностей человека.

Материальная культура имеет сложную структуру:

Материальная культура имеет сложную структуру:

v производственная культура – орудия труда, машины, технические системы и транспортные средства.

v вооружение и военная техника.

v культура жизнеобеспечения – постройки, предметы быта, одежда, одомашненные животные, окультуренные растения, садово-парковая культура.

Духовная культура представляет собой совокупность духовных ценностей и социально обусловленной творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Например, идеи, образы, идеалы. Человек стремится облечь их в материальную оболочку (выразить в литературной и эстетической форме переживания).

Материально оформленные, овеществленные продукты и результаты человеческой деятельности называются артефактами – это элементарная структурная единица культуры. Любой артефакт может быть охарактеризован с точки зрения материальной формы и духовного содержания.

К базисным элементам духовной культуры относят язык, ценности, нормы, обряды, обычаи, традиции.

Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система, служащая средством человеческого общения и мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, средством хранения и передачи информации от поколения к поколению. Ценности – определяющий элемент культуры, ее ядро. Ценности – это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать.

Многообразие систем ценностей можно свести к ограниченному числу. Питирим Сорокин выделил три последовательно чередующихся типа ценностных систем.

Идеациональная (религиозная) культура базируется на признании в качестве высшей ценности Бога и сверхъестественного мира. Например, культура запада средних веков. В это время высшие религиозные ценности определяющим образом воздействовали на остальные виды ценностей. Литература, музыка, живопись, скульптура были насквозь пронизаны религией и христианской верой. Другим примером является культура брахманской Индии, буддийская.

Идеалистическая культура сохраняет Бога как высшую ценность, но и земной, чувственный мир со своими атрибутами также получает наивысшую оценку (западноевропейская культура 13-14 веков).

Чувственная культура (современный тип) – высшая ценность – реальный мир, повседневная жизнь.

Нормы – это формы регуляции поведения в социальной системе; это предписания, служащие общими указаниями для социального действия и выражающие социальные ожидания «правильного» или «надлежащего» поведения. Определенная упорядоченность поведения людей в обществе как раз и является результатом следования общим ожиданиям или нормам, система которых называется нормативным порядком, обеспечивающим сохранение и воспроизводство образца. Социальная норма не обязательно выражает реальное поведение – это скорее «ожидаемое» поведение.

Обряд – это совокупность символических коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы поведения и вызывающие определенные коллективные чувства (например, свадебный обряд). Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. Обычай – воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений между людьми, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов (поминки, калым, кровная месть).

Обычаи очень устойчивы и консервативны, даже большевики, при всей их радикальности и жесткости, провозглашении окончательного и бесповоротного разрыва со старым укладом жизни не смогли изжить массу древних обычаев.

Традиции – социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и сохраняющееся в течение длительного времени.

Верования – это способ и форма восприятия социальной информации, которая принимается как очевидные факты или характеристики объективного мира, не являясь при этом результатом собственного практического или познавательного опыта.

 

3. Типы культур

Существует множество культур, реализовавшихся в человеческой истории. Каждая культура порождает свою специфическую свою нравственность, свое искусство и выражается в соответствующих себе символических формах.Можно выделять мировую и национальную культуры. Мировая культура складывается из множества локальных культур, а также из различных видовых разделений (литература и искусство, философия, наука, техника и т.д.). Национальная культура – синтез культур различных классов, социальных групп. Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами убеждает, что различиям между ними нет числа. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем культурам, – культурные универсалии. Дж. Мердок к ним относит такие поведенческие категории, как одежда, имущество, изобразительное искусство, совместный труд, спорт, образование, система родства, язык, шутки и многое другое.

Американский антрополог Ф.Бок ввел в оборот и обосновал понятие «культурный шок», которое получило широкое распространение, выйдя за пределы социальных наук и войдя в повседневный лексикон образованных людей. Культурный шок – это реакция индивида, оказавшегося в чужом обществе и испытывающего бесчисленные трудности в общении, потреблении, ощущающего себя беспомощным и дезориентированным.

Сложность понимания феномена культуры заключается в том, что в любой культуре имеются разные ее пласты, ответвления, срезы. Поэтому в социологии принято говорить о разнообразии культур, выделяя три ее формы: народная, элитарная, массовая и две ее разновидности: субкультура и контркультура.

Народная культура создается в повседневной трудовой деятельности, бытовом общении анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она развивается как коллективное творчество, тесно связана с породившим ее этнонациональным укладом жизни, с творчеством народных умельцев (гончаров, резчиков по дереву и камню, кружевниц) и передается из поколения в поколение.

Элитарная (высокая) культура ориентирована на небольшую группу избранных людей, обладающих повышенной и хорошо развитой художественной восприимчивостью, в силу чего они претендуют расцениваться как элита. Целью такой культуры становится самовыражение художника (творца). Круг потребителей высокой культуры представлен, как правило, высокообразованной частью общества: критиками, литературоведами, театралами, художниками, писателями, музыкантами. Формула элитарной культуры – искусство для искусства. Отличительная черта – высокий уровень инноваций.

С середины 20 века широкое распространение получил термин «массовая культура» (популярная культура, индустрия развлечений, коммерческая культура). Распространение массовой культуры связано с проникновением в большинство стран мира средств массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись) и их доступностью представителям всех социальных слоев. Массовая культура ориентирована на усредненный уровень развития массовых потребителей, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культуры, является авторской и имеет самую широкую аудиторию слушателей, читателей, зрителей. Массовая культура выполняет в обществе развлекательную функцию и преследует коммерческие цели. Ее главный принцип: «Публика желает – публика получит». Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть занимательность, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы ее покупали и деньги, затраченные на нее, давали прибыль. Массовая культура снимает стрессы, слоев и групп конкретного общества, стандартизирует чувства, внушает определенные идеи, навязывает стереотипы мышления. Массовая культура внутренне противоречива. С одной стороны, она делает доступным для масс ценности элитарной культуры, с другой – подменяет подлинность копийностью, делает общение с искусством, наукой заурядным, порождает конформизм, усредненность. Разновидностью массовой культуры является кич, проявляющийся в ярком, но часто безвкусном оформлении журналов, в бульварной литературе, в значительной части кино-и-телепродукции. Кич – это искусная подделка под искусство, в нем нет художественных подлинных открытий.

В результате развития информационных технологий происходят качественные преобразования всех сфер общественной жизни, в том числе и в культуре. Культуру нового общества О.Тоффлер назвал блип-культурой, которая является средством передачи и приема какой-либо информации (например, двадцатистраничный пересказ романа Л.Толстого «Война и мир»).

Любое общество неоднородно, состоит из разных социальных групп – национальных, демографических, профессиональных и др. Несмотря на существующие между ними различия, у них есть некоторые общие ценности и нормы, обусловленные общими условиями жизни. Эта объединяющая большинство членов система ценностей и норм называется доминирующей культурой.

Для социологического изучения культуры важно рассмотреть понятие субкультуры. В противоположность доминирующей культуре, принимаемой и разделяемой большинством членов общества, субкультура представляет собой систему ценностей, стилей жизни, групповых норм, стереотипов поведения, создаваемых социальной группой. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, который может принимать форму жаргона, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды и прически, но не противостоит ей. Субкультура в главных чертах согласуется и продолжает доминирующую культуру. Наличие субкультур – показатель многообразия культуры общества, ее способности к адаптации, развитию. Существуют воинская, врачебная, студенческая, крестьянская, казачья субкультуры. Однако могут возникать и девиантные субкультуры. Это системы специфических ценностных ориентаций, нравов, привычек, социальных стереотипов и особенностей образа жизни личностей и социальных групп, имеющих деструктивный и асоциальный характер. Для девиантных субкультур характерно доминирование ориентаций на материальное благополучие, получение в жизни удовольствий (гедонизм), потребительство, склонность к применению насилия, эгоизм. Формирование приверженности личности девиантной субкультуры происходит в процессе ее искаженной социализации, общения и взаимодействия с неблагополучным социальным окружением, собственной аморальной и противоправной активности и образа жизни.

Контркультура – это такая система ценностей, норм, стандартов поведения определенной социальной группы, которая не только отличается от доминирующих в обществе образцов, но и прямо им противоположна, враждебна, бросает вызов и может вступить с ними в открытый конфликт.

Впервые термин был введен для обозначения молодежных субкультур, появившихся в 1960-е годы и проявившие официальной культуре тенденции: от хиппи и битников до радикально-революционных выступлений «новых левых» (молодежная революция в Европе и «культурная революция» в Китае). Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, идеология большевиков в начале 20 века.

 

4.Понятие культурного развития и культурной деградации. Теория культурного отставания

Культурное развитие может проявляться как саморазвитие и как изменения, связанные с контактами с другими культурами. Саморазвитие культуры осуществляется как стихийно, спонтанно, например, могут создаваться народные разговорные языки, так и планомерно, а также методом проб и ошибок.

Изменение культур, связанное с их взаимодействием, культурными контактами связано с таким процессом, как заимствование. Оно бывает добровольным (торговля), вынужденным (миграция) и насильственным (завоевание). Процессы изменений в культуре всегда сочетают спонтанные и планомерные формы, часто связаны с деятельностью индивидуальных творцов и всегда включены в контекст широких социальных изменений.

Ю.Г. Волков: «Развитие культуры зависит от способности к научению и передаче знаний следующим поколениям».

А.С. Пушкин: «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».

Для анализа культурной динамики выработаны две основные теоретические модели – эволюционная (линейная) и циклическая. Эволюционизм, у истоков которого стояли Г.Спенсер, Э.Тейлор, Дж. Фрезер, Л. Морган, исходил из идеи единства человеческого рода и единообразия развития культура. Процесс культурного развития представлялся линейным, общим по содержанию, проходящим общие этапы. Поэтому возможным представлялось и сравнение различных культур как более или менее развитых, и выделение «эталонных» культур (европоцентризм и позже – американоцентризм). Циклические теории представляют культурную динамику как последовательность определенных фаз (этапов) изменения и развития культур, которые закономерно следуют одна за другой (по аналогии с человеческой жизнью – рождение, детство и т.д.). Каждая культура рассматривается как уникальная. Некоторые из них уже завершили свой цикл, другие существуют, находясь на разных фазах развития. Поэтому нельзя говорить об общей, универсальной истории человечества, нельзя сравнивать и оценивать культуры как примитивные или высокоразвитые – они просто другие. В современной науке родоначальником циклических теорий, возникших еще в античности, стал Н.Я.Данилевский. Затем эти идеи получили развитие в творчестве О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина, Л. Гумилева и др. Как эволюционные, так и циклические теории акцентируют и абсолютизирует лишь одну из сторон реального процесса культурной динамики и не могут дать его исчерпывающего описания.

Современная наука предлагает принципиально новые подходы (к примеру, волновая теория культуры, выдвинутая О.Тоффлером). Сейчас человечество переживает, возможно, самую глубокую по содержанию и глобальную по своим масштабам технологическую, социальную и культурную трансформацию. И именно культура оказалась в центре этого процесса.

Культурное отставание – термин для обозначения временного интервала, существующего между происходящими в экономике общества изменениями и более поздним «реагированием» на них со стороны культурной системы. Теория культурного отставания разработана американским социологом У.Ф. Огборном. Кроме того, что изменения в культуре в целом могут запаздывать по отношению к экономическим и технологическим изменениям, и в самой сфере культуры одни элементы могут развиваться быстрее, нежели другие. Культурное отставание имеет место тогда, когда речь идет о рассогласовании в действиях двух и более переменных, между которыми раньше существовало согласие и взаимодополнение. По мере расхождения скоростей их изменений становится все сложнее удерживать баланс в обществе между более быстро развивающейся материальной культурой и менее приспособленной к изменениям культуры нематериальной.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.