Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 5. Социальная структура и стратификация

1. Социальное неравенство. Социальная структура и социальная стратификация.

2. Теории социальной стратификации.

3. Теория элит как альтернатива стратификационным концепциям.

4. Исторические системы стратификации.

5. Стратификационные системы современных обществ.

1. Социальное неравенство. Социальная структура и социальная стратификация

Общество как целостная система структурировано, то есть обладает определенным строением и связью составляющих его частей. Социальная структура – совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними. В основе социальной структуры лежит дифференциация. Социальная дифференциация– разделение людей на категории или группы, соотносимые между собой как по горизонтальной, так и по вертикальной шкале. Основанием для дифференциации людей служат половозрастные и профессиональные различия. В основе дифференциации могут лежать и различия, зависящие от генетических факторов и не подверженные социальному изменению – цвет кожи, физические качества или черты лица.

Универсальной характеристикой любого общества и его структуры является социальное неравенство людей. Исследования антропологов говорят о том, что оно существовало уже в примитивных обществах и определялось силой, ловкостью, смелостью, религиозной осведомленностью и т. д. Неравенство порождается даже естественными различиями между людьми, но наиболее глубоко оно проявляется как следствие социальных факторов. В итоге одни индивиды, группы или слои обладают большими возможностями, или ресурсами (финансовыми, властными и т. д.), чем другие.



Дифференциация людей и их групп на социальные страты, характеризующиеся неравенством в области доходов, образования, профессии, участия во властных структурах, называется социальной стратификацией. Это процесс, в результате которого общество распределяет группы людей по иерархии. Стратификация может быть определена как структурированные неравенства между различными группами людей. Общества могут рассматриваться как состоящие из «страт» в определенной иерархии с наиболее привилегированными слоями на вершине и наименее привилегированными у основания.

Социальная страта – ранговый слой в рамках иерархической системы социальной стратификации, социальных статусных позиций и ролей. Стратификация имеет тенденцию ограничивать взаимодействие людей таким образом, что внутри одной страты люди общаются чаще, нежели между стратами.

Наличие в обществе социальной стратификации подразумевает, что имеется не только согласие общества по поводу важности, престижа и ответственности различных видов деятельности, но и наличествуют определенные напряжения и конфликты в установившейся структуре. То есть стратификация, в отличие от дифференциации, предполагает, что некоторые категории людей ранжированы как выше или нижестоящие по сравнению с другими категориями людей в терминах прав и престижа, приписанного им обществом, и при этом некоторые индивиды в данной категории хотели бы изменить свой ранг.

Методы изучения социальной стратификациидостаточно разнообразны. Один из самых распространенных называется самоклассификацией. Он заключается в том, что респонденту предлагается оценить самому свое социально-экономическое положение и отнести себя к тому или иному социальному пласту общества. Самооценка личного статуса имеет то преимущество, что ее легко использовать; невыгодна же она из-за тех недостатков, которые свойственны, всем данным, полученным в результате опросов: она сильно зависит от способности опрашиваемого давать желательную информацию.

Другой подход называется методом объективных критериев. В данном случае социолог устанавливает критерии класса: профессию, доход образование, власть и так далее, а затем наблюдает, как они распределены. Третий называется репутационным методом, при котором респондентов просят классифицировать окружающих их людей по категориям и высказать свое собственное впечатление о системе стратификации, существующей в их сообществе.

 

2. Теории социальной стратификации

Наиболее влиятельные теоретические подходы – те, которые развивались Карлом Марксом (1818—1883) и Максом Вебером (1864—1920); большинство последующих теорий стратификации во многом обязаны их идеям.

По Марксу, класс – это группа людей, находящихся в прямом отношении к средствам производства – средствам, обеспечивающим жизнь. До подъема современной промышленности средства производства включали первоначально землю и орудия труда, которые использовались для выращивания урожая или ухода за животными. В доиндустриальных обществах было два главных класса, владевших землей (аристократы, дворянство или рабовладельцы), и существовали те, кто для них активно производил (слуги, рабы, крестьянство). В современных ему индустриальных обществах офисы, оборудование и капитал, которые нужно было приобретать, становятся более важными. В таких социальных условиях существуют два главных класса – это те, кто имеет собственные новые средства производства – промышленники или капиталисты, и те, кто обеспечивает свою жизнь продажей им собственного труда – рабочий класс, или – употребим термин, который сейчас стал архаичным, но Маркс иногда любил им пользоваться – «пролетариат».

Отношения между классами, по Марксу, это отношения эксплуатации. В феодальном обществе эксплуатация часто имела форму прямого производства продукции крестьянством для аристократии. Слуги принуждались отдавать определенную часть производимого ими своим патронам, либо работать определенное количество дней ежемесячно на полях землевладельца, выращивая урожай для него и его свиты. В капиталистических обществах, современных Марксу, источник эксплуатации менее очевиден, и он уделяет много внимания попыткам прояснить его природу. В течение рабочего дня, объясняет Маркс, рабочие производят больше, чем нужно, чтобы оплатить их труд по найму. Эта прибавочная стоимость есть источник прибыли, которую капиталист присваивает. Группа рабочих на фабрике по производству одежды может, к примеру, произвести сотню мужских костюмов в день. Продажа половины костюмов обеспечивает достаточный доход владельцу, чтобы заплатить рабочим. Доход от остальной продажи составляет прибыль.

Маркс был поражен тем неравенством, которое создала капиталистическая система. Хотя в более раннее время аристократы имели блестящую жизнь, совершенно отличную от крестьянской, сельскохозяйственные общества оставались относительно бедными. Однако с развитием современной индустрии произведенное богатство было намного больше, чем виденное раньше. Все же рабочие имели мало доступа к богатству, созданному их трудом. Они оставались относительно бедными, тогда как богатство, копившееся у собственников, росло. Более того, с развитием современных фабрик и механизации производства работа часто становилась отупляющей и чрезвычайно гнетущей. Труд, являющийся источником нашего богатства, часто физически и умственно утомляет, как в случае с ручным производством, работа на котором включает рутинные задания изо дня в день, без всяких изменений.

Хотя в теории Маркса существуют два главных класса в обществе – те, кто владеет средствами производства, и те, кто их не имеет, он обнаруживает, что реально существующие классовые системы намного более сложны, чем эта предполагаемая модель. В добавление к двум главным классам есть другие, которые Маркс иногда называет «промежуточные классы». Например, крестьяне, мелкие предприниматели. Но неосновные классы также находятся в орбите классового противостояния между буржуазией и пролетариатом. Осознание своих объективных интересов приводит рабочий класс и руководимые им нижние слои к борьбе за революционное преобразование сферы производства и всей системы общественных отношений.

Концепция К. Маркса неоднократно подвергалась критике, и прежде всего за экономический детерминизм: социальное неравенство описывается на основе одного критерия – экономического (собственность на средства производства).

Данный недостаток был преодолен в подходе М. Вебера. Считая модель Маркса слишком простой для объяснения сложностей социальной структуры, хотя и заслуживающей внимания, М. Вебер положил начало многомерному стратификационному подходу, создав классово-статусную модель общества.Вебер предложил теоретическую основу для понимания класса с точки зрения рыночных возможностей, жизненных шансов и символических наград. Согласно Веберу, разделение на классы определяется не только наличием или отсутствием контроля над средствами производства, но и экономическими различиями, не связанными напрямую с собственностью. К числу таких определяющих факторов в первую очередь относятся степень доверия, мастерство и квалификация, влияющие на возможности данного индивида выполнять ту или иную работу. М. Вебер предлагал разграничивать в социально-классовой структуре «класс» и «социальный класс». Под классом он понимал социальную общность, связанную лишь сходством экономических интересов, экономическим положением данной категории субъектов. Категорией «социальный класс» М.Вебер показывал, что высшим проявлением классовой общности служит мобилизирующая и побуждающая к коллективным действиям осознанность своих классовых экономических и политических интересов и целей.Класс в концепции Вебера – совокупность людей, имеющих сходные жизненные шансы, детерминированные их властью, дающей возможность получать блага и иметь доходы. Собственность – важный, но не единственный критерий класса. Определяющий аспект классовой ситуации, несомненно, – рынок, виды возможностей индивида на рынке, то есть возможности обладания благами и получения доходов в условиях рынка товаров и труда. Таким образом, класс – люди, находящиеся в одной классовой ситуации, имеющие общее положение в экономической сфере. М. Вебер выделяет следующие типы классов: класс собственников – в нем классовый статус членов зависит прежде всего от размеров их владений; стяжательный класс – под ним Вебер понимает такой класс, в котором приоритеты отдаются возможностям индивидов эксплуатировать услуги на рынке; социальный класс, то есть класс, состоящий из разнообразного множества классовых структур Вебер выделяет помимо класса еще два важных аспекта стратификации: статус и партия. Понятие статуса связано с различной степенью социального престижа соответствующих социальных групп, при этом социальный престиж может быть как позитивным, так и негативным. К позитивно привилегированным статусным группам относятся люди, обладающие высоким престижем в рамках данной социальной системы. Группы с негативным статусом называются отверженными группами, или группами-париями. Если классовая принадлежность – характеристика объективная, то статус зависит от субъективных оценок. Классы связаны с экономическими факторами – собственностью и доходами, статус определяется различными стилями жизни соответствующих групп. В основе статусных групп (страт) лежит некоторое, разделяемое всеми, количество социально приписываемого престижа. Вебер отмечает, что статусная почесть совсем не обязательно связана с классовой ситуацией, более того, находится в оппозиции всему, что связано с собственностью.Вебер считает важным инструментом власти партии, которые оказывают влияние на стратификацию, независимо от статуса и класса. Партия определяется как группа людей, которые работают вместе, потому что у них общие истоки, цели и интересы. Вебер определяет власть как возможность личности или группы реализовать свою волю даже при сопротивлении других. Власть может быть функцией обладания ресурсами в экономических, статусных и политических системах; и класс, и статус – ресурсы обладания властью. И статус, и партийная принадлежность могут весьма существенно влиять на экономические условия жизни отдельных людей и групп, а следовательно – классов.

Особый акцент Вебер делал на том, что представители одного класса имеют обычно сходные стили поведения и жизненные шансы, определяющие стратегии действий выходцев из соответствующих классов, а также на осознании ими своей идентичности, влияющей на их социальные действия.

Признанной в социологии является концепция социальной структуры П.А.Сорокина.

Социолог рассматривает социальное расслоение с помощью термина социальное пространство. Социальное пространство – многомерное, поскольку существует более трех вариантов группировки людей по социальным признакам: по принадлежности к государству, религии, национальности, профессии, экономическому статусу, политическим партиям, происхождению, полу, возрасту и т. п.

Сорокин понимает под социальной стратификацией дифференциацию некой данной совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Социальный класс – общность людей, располагающих близкими позициями в отношении экономических, политических и профессиональных статусов.

Сорокин выделяет три формы социальной стратификации: политическую, экономическую и профессиональную. Экономическое расслоение любого общества предполагает наличие богатых и бедных слоев населения, дифференцирующих людей по уровню дохода, уровню жизни. Политическая стратификация основана на существовании иерархически различных рангов, выделяемых на основе авторитета и престижа, делении общества на управляющих и управляемых. Профессиональная стратификация подразумевает деление общества на различные группы по роду их деятельности, занятиям, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими.

Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам; и наоборот. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений. Так, к примеру, самые богатые далеко не всегда находятся у вершины политической или профессиональной пирамиды, также и не во всех случаях бедняки занимают самые низкие места в политической и профессиональной иерархии.

Наиболее подробно П. Сорокин проанализировал эконо­мическую стратификацию, изменение которой во времени описывал с помощью термина «флуктуации». Во всех обще­ствах уровень благосостояния и дохода (критерии экономи­ческой стратификации) меняется во времени. Если неравен­ство в обществе очень сильное, доходы богатых намного превышают доходы бедняков, то профиль пирамиды высо­кий, и наоборот. Таким образом, с течением времени про­исходит то уменьшение, то увеличение высоты экономичес­кой пирамиды. Это явление и называется флуктуацией. Сорокин считал, что его теория флуктуации опровергает тезис о прогрессе челове­чества – постоянного улучшения экономического положе­ния. Человечество, считает П. Сорокин, должно усвоить простую истину: либо плоская пирамида всеобщего равенства и умеренной нищеты, либо преуспевающее общество с неизбежным неравенством.

Значительное влияние на становление современной теории социальной стратификации оказала его работа «Социальная мобильность». Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. То есть социальная мобильность – изменение социального статуса.

П. Сорокин описывает общество как пространство, заполненное социальными связями и отношениями. Они образуют многомерную систему коор­динат, в которой выделяются две главные оси – ось Х (го­ризонтальная мобильность) и ось У (вертикальная мобиль­ность). Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой.

В зависимости от направлений перемещений существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск.

Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и мобильность, диктуемая структурными изменениями (например, индустриализацией и демографическими факторами). В закрытом обществе мобильность вверх ограничена не только количественно, но и качественно. В открытом обществе – гораздо меньше барьеров, мешающих продвижению вверх. Общество с открытыми границами между социальными группами дает человеку шанс подняться, но оно же порождает в нем страх социального падения.

Существуют различные каналы, по которым индивиды перемещаются вверх и вниз. По мнению П.Сорокина – это каналы вертикальной циркуляции. Важнейшими из них являются такие социальные институты, как армия, церковь, школа, семья, собственность.

Во второй половине 20 века основополагающим принципом стратификационных концепций является функционализм, предложенный Т. Парсонсом, Л. Уорнером, Б. Барбером. С точки зрения функциональной теории под стратификацией понимается неравномерное распределение материальных благ, властных функций и социального престижа в зависимости от функ­циональной важности (значимости) позиции. Важность по­зиции определяется оценкой ее, во-первых, личностью в качестве объекта социального действия, во-вторых, самого общества.

Теория Кинглея Дэвиса и Уилберта Мура объясняет функциональную необходимость и универсальное наличие стратификации в каждом обще­стве. Под стратификацией они понимали неравномерное распределение материальных благ и социального престижа, властных функций. Это неравномерное распределение определяется функциональной важностью (значимостью) позиции. В субъективном значении позиция важна потому, что люди признают ее таковой, а в объективном смысле она важна вне зависимости от того, что считают люди.

По мнению Дэвиса и Мура, каждое обще­ство независимо от того, является оно простым или слож­ным, должно дифференцировать людей по престижу и ува­жению и должно иметь определенную степень институализированного неравенства. Социальное неравенство пред­ставляет собой естественно эволюционирующий механизм, благодаря которому общество обеспечивает выдвижение на важнейшие позиции наиболее квалифицированных лиц. Функционально важные пози­ции должны вознаграждаться соответствующим образом. В этом случае общество сможет обеспечить выдвижение на важнейшие позиции квалифицированных людей. Вознаграж­дение должно быть притягательным, чтобы склонить людей к выполнению обязанностей, связанных с этими позициями. Наиболее ценными позициями считаются те, для запол­нения которых требуются: а) уникальный (редкостный) природный талант; б) очень большая подготовка и обучение. Поэтому, согласно функциональной теории – выс­шие управленческие посты в обществе должны занимать самые способные и квалифицированные люди. Чем выше место в иерархии, тем более способным и квалифицирован­ным должен быть человек. Чем выше место в иерархии, тем более качественными должны быть принимаемые управленческие решения. Чем выше качество принимаемого решения, тем выше должна быть ответственность. Чем выше ответственность за прини­маемое решение, тем больше властных полномочий для проведения в жизнь данного решения должен иметь этот человек. Чем выше качество и ответственность за принимаемое ре­шение, тем более жестким должен быть отбор кандидатов, претендующих на высокие места в иерархии. Максимально жесткими фильтры-барьеры должны быть на верхних ступе­нях пирамиды.

Рассмотрение природы различных благ, которые индивиды ставят на карту в борьбе за занятие определенной позиции в обществе, привело современного французского социолога П. Бурдье к выводу, что за всем богатством и разнообразием ставок скрываются три большие группы, три категории капиталов. Экономический капитал – обладание материальными благами, к которым, исходя из их роли всеобщего эквивалента любого товара, можно отнести деньги, помогающие занять преимущественное место в поле, а также и любой товар в широком понимании этого слова. Культурный капитал – образование (общее, профессиональное, специальное) и соответствующий диплом, а также тот культурный уровень индивида, который ему достался в наследство от его семьи и усвоен в процессе социализации. Социальный капитал – ресурсы, связанные с принадлежностью к группе: сеть мобилизующихся связей, которыми нельзя воспользоваться иначе, как через посредство группы, обладающей определенной властью и способной оказать "услугу за услугу" (семья, друзья, церковь, ассоциация, спортивный или культурный клуб и т.п.). Символический капитал – разновидность социального, связан с обладанием определенным авторитетом, репутацией; это капитал признания группой равных и внешними инстанциями (публикой). Распределение капиталов между агентами проявляется как распределение власти и влияния в этом пространстве.

Позиции агентов в социальном пространстве определяются объемом и структурой их капиталов. Экономический и культурный капиталы являются источниками власти для тех, кто ими обладает персонально, что дает агенту власть над теми, у кого этого капитала меньше или кто его лишен. Следует заметить, что обозначенные типы капиталов являются не только ставками в игре, ее выигрышем, но и условиями вхождения в саму игру.

 

3. Теория элит как альтернатива стратификационным концепциям

Теория элит выделяет в обществе «избранное» активное меньшинство (элиту), которое осуществляет в государстве власть на основе гегемонии, принимает в рамках политической системы главные решения, отдает приказы и контролирует их выполнение, осуществляет управление производством, развитие науки, культуры, техники. Некоторые исследователи под элитой понимают верхушку каждой профессиональной группы, людей, обладающих высшими позициями. Тогда выделяют политическую элиту, связанную с функциями политического управления, экономическую элиту, контролирующую основные финансово-экономические структуры страны, научную, культурную, военную и другие группы элит.

В классической социологии выработаны различные подходы к изучению элиты. Наиболее распространено понимание элиты как меньшинства, обладающего монополией на власть и принятие решений (К. Маннгейм, А. Этциони и др.). В. Парето заостряет внимание на то, что осуществление власти и политика являются функциями господствующего класса. Для поддержания своего господства он должен принимать в свои ряды тех, кто заслуживает этого, и «выбрасывать» в массы тех, кто больше не обладает требуемыми качествами. Г. Моска, Г. Дюпре определяют элиту как людей, осуществляющих наиболее важные функции в обществе. Ж. Боден, Х. Ортега-и-Гассет под элитой понимают людей, достигших наивысших показателей в своей деятельности, обладающих интеллектуальным и моральным превосходством над массой, наивысшим чувством ответственности. Элита рассматривается как необходимый элемент социальной структуры общества, которому отводится решающая роль в управлении обществом. При этом отношению элит и масс в современных обществах также придается определяющее значение.

Правящие элиты различаются по степени открытости/закрытости, то есть по возможности их пополнения за счет неэлиты (период «застоя» в СССР характеризовался фактически полной закрытостью элитных групп). Элиты также различаются по степени их интегрированности в сплоченные группы. В обществах, достаточно стабильных, формируется сплоченная «властвующая элита» (Ч.Р.Миллс), связанная многообразными отношениями, включая семейные и дружеские.

 

4.Исторические системы стратификации

В истории обществ наиболее известны следующие системы стратификации: рабство, кастовая система, сословия, классы.

Рабство – это наиболее выраженная форма неравенства, при которой часть индивидов буквально принадлежит другим как их собственность. Правовые условия рабства значительно варьируются в различных обществах. Иногда рабы законодательно лишались почти всех прав (в случае с Югом США), тогда как в других примерах их положение было сродни положению слуг.

Рабство часто вызывало сопротивление и борьбу против тех, кому было подвластно. История заполнена восстаниями рабов, причем иногда они добивались коллективного освобождения от своих хозяев. Системы насильственного рабского труда, такого, как, например, на плантациях были нестабильными; высокая производительность достигалась только за счет постоянного надсмотра и использования жестоких методов наказания. Системы рабского труда развалились отчасти из-за борьбы против них, отчасти потому, что экономические или другие стимулы побуждали людей работать более эффективно.

Кастовая система – это социальная стратификация, основанная на предписании социального положения, т.е. на происхождение. Это закрытая система, так как только происхождение определяет статус человека, вероятность изменения места в социальной структуре незначительна, или вообще отсутствует. Кастовые системы жестко распределяют людей по категориям, в рамках которых они остаются всю свою жизнь. Кастовые системы чрезвычайно продуманы, и региональные различия в их структуре таковы, что позволяют не создавать одну систему для всех, а свободно связывать разнообразие различных верований и практик. Традиционным кастовым группам соответствуют определенные профессии, поэтому на протяжении многих поколений члены одной семьи выполняют работу одного и того же типа. Человек на протяжении всей жизни должен разделять принадлежность к одной профессии независимо от того, какова она. Поддержанию жесткой социальной иерархии способствует институт брака, согласно которому супруги должны принадлежать к одной категории (так называемый эндогамный брак); «смешанные» браки запрещены, поскольку тогда возникает путаница с распределением детей по классовым категориям. Кастовые нормы также предписывают людям общаться только с представителями своей касты. Стратификационные системы с подобными признаками существовали в Индии и Южной Африке.

В 5 в.н.э. Япония также имела черты кастового общества: население разделялось на знать и простолюдинов; всеми управляла императорская семья. Император, власть которого считалась божественной, и его помощник (или сёгун) надзирали за множеством региональных военачальников на местах. Ниже аристократии в иерархии располагались самураи, каста воинов. Эта категория состояла из солдат, которые обучались военному искусству и жили согласно кодексу чести, основанному на абсолютной верности их вождям. Большинство японцев были простолюдинами, трудившимися в поте лица, чтобы обеспечить себе скудное пропитание. На самом дне были буракумины, или «изгои», контакты с которыми избегали как господа, так и простолюдины. Представители «дна» жили отдельно, выполняли самую грязную работу и, конечно же, не могли изменить свое положение.

Сословия были частью европейского феодализма, но имелись также во многих других традиционных цивилизациях. Феодальные сословия включали страты с различными обязанностями и правами. В отличие от касты, сословная система, также закрепляющая общественное разделение труда, поддерживалась не религиозными, а законодательными средствами.

В Европе сословия включали аристократию и дворянство. Духовенство составляло другое сословие, имея более низкий статус, но обладая различными привилегиями. К так называемому «третьему сословию» относились слуги, свободные крестьяне, торговцы и художники. В противоположность кастам, межсословные браки и индивидуальная мобильность воспринимались толерантно. Простые люди могли, например, стать рыцарями, купив у правителей специальное на это разрешение; торговцы могли купить титулы. Пережитки этой системы сохраняются в Британии в виде наследственных титулов, где лидеры бизнеса, государственные чиновники и другие могут быть возведены в рыцарское достоинство или получить звание пэра в подтверждение своих заслуг. Сословия имели тенденцию развиваться, когда существовала традиционная аристократия, базировавшаяся на знатности происхождения. В феодальных системах, подобных существовавшим в средневековой Европе, сословия были замкнуты на поместья и локализованы, образуя скорее локальную, чем национальную систему стратификации. В более централизованных и традиционных империях, таких как Китай, они были организованы на более выраженной национальной основе. Иногда различия между сословиями подтверждались религиозными верованиями, хотя редко так выраженно, как в индийской кастовой системе. В России до реформы 1861 года существовали следующие сословия: податные – крестьяне, мещане и купцы, неподатные – дворянство и духовенство. К тому же с 1775 г. купечество делилось согласно размеру капитала на три гильдии.

Классовая система – социальная стратификация, основанная не столько на происхождении человека, сколько на индивидуальных достижениях.

В отличие от иных типов страт, классы не создаются на основе правовых и религиозных норм; членство в них не основывается на наследственном положении или на обычаях. Классовые системы более подвижны, нежели другие системы стратификации, и границы между классами никогда не бывают ясно очерченными. Здесь также нет формальных ограничений в браках между представителями разных классов. Принадлежность индивида к классу должна быть «достигнута» им самим, а не просто быть «данной» от рождения, как в других типах систем стратификации. Социальная мобильность – движение вверх и вниз в классовой структуре – значительно проще, чем в других типах. Классовая система более открыта; для людей, получивших образование и овладевших соответствующими навыками, характерна социальная мобильность по отношению к социальным позициям родителей. Даже близкие родственники могут иметь разное социальное положение. Классовое общество стремится к меритократии – социальной стратификации, основанной на личных заслугах.

Классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами. В иных типах стратификационных систем неэкономические факторы (такие, как влияние религии в индийской системе) наиболее важны. В них неравенство выражено прежде всего на уровне межличностных отношений, касающихся обязанностей между слугой и господином, рабом и хозяином, представителями высшей и низшей каст. Классовые системы, наоборот, осуществляют в основном связи внеличностного характера. Так, например, главное основание классовых различий заключено в неравенстве между оплатой и условиями труда; оно действует применительно ко всем профессиональным группам как результат экономических обстоятельств, принадлежащих экономике в целом.

Таким образом, можно определить классы как большие группы людей, отличающиеся по своим общим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их стиля жизни. Собственное богатство вместе с занятием составляет главное основание классовых различий.

 

5. Стратификационные системы современных обществ

Обычно западные социологи отмечают три основных класса в современных обществах. Это – высший, средний и низший классы. Иногда они внутри также подразделяются на уровни. Так, американский социолог У. Л. Уорнер в своем исследовании «Город-янки» (Янки-сити) выделил 6 классов: 1) высший высший класс (наиболее богатые, знатного происхождения), 2) высший класс (богатые, но не выходцы из аристократии), 3) высший слой среднего класса (состоятельная интеллигенция), 4) низший слой среднего класса («белые воротнички»), 5) высший слой низшего класса (рабочие), б) низший слой низшего класса (люмпены и т. д.).

Высший класс обычно составляет небольшой процент населения (не более 10%). Его роль в жизни общества неоднозначна. С одной стороны, он владеет мощными средствами влияния на политическую власть. С другой – его интересы, главными из которых являются сохранение и приумножение накопленной собственности, постоянно сталкиваются с интересами остальной части общества. Не обладая при этом достаточной численностью, высший класс не является гарантом устойчивости и стабильности общества.

По всеобщему признанию социологов, подтверждаемому жизнью, центральное место в социальной структуре современного общества занимает средний класс.

Оценивая средний класс, английский историк А. Тойнби подчеркивал, что современная западная цивилизация – это прежде всего цивилизация среднего класса, и западное общество стало современным лишь после того, как ему удалось создать многочисленный и компетентный средний класс. И наоборот, там, где по разным причинам не оформился средний класс, налицо социально-экономическая и политическая нестабильность, значительно затруднен процесс модернизации общества и т. д.

Можно выделить основные признаки принадлежности к среднему классу:

– наличие собственности в виде накопленного имущества или существующего как источник дохода (средние и мелкие предприятия, магазины, мастерские и т. д.);

– высокий уровень образования (как правило, высшее или среднее специальное), что можно характеризовать как интеллектуальную собственность;

– профессиональная деятельность, имеющая достаточно высокий престиж в обществе.

К среднему классу можно отнести средних и мелких предпринимателей и бизнесменов (в общем количестве предпринимателей они составляют 80—90%), управленческих работников, государственных служащих, научную, художественную, гуманитарную, инженерно-техническую интеллигенцию, рабочих высокой квалификации, фермеров и некоторые другие категории.

Средний класс характеризуют экономическая независимость и активность. Он (прежде всего предпринимательский слой) обеспечивает занятость населения и большую часть национального дохода. Как субъект политики средний класс выступает за твердый правопорядок, законность, соблюдение прав человека, а также за стабильную устойчивую власть. Он противник анархии, произвола и экстремизма в политике, сторонник умеренных, взвешенных, продуманных реформ. Выступая оппонентом крупного капитала и сдерживая радикальные устремления низшего класса, в целом средний класс играет роль стабилизатора общества, сохраняя его равновесие и устойчивость.

Но то, что одним представляется главным достоинством среднего класса – его стабилизирующая роль в развитых странах, у других вызывает иную оценку: конформизм, инертность (а главными двигателями социального прогресса являются богатый и бедный классы – соответственно, через борьбу политических элит, во-первых, и чреватость бунтом и революцией, во-вторых).

В низшей части социальной лестницы находятся бедные слои. К нему относятся те категории населения, которые не владеют собственностью, заняты низкоквалифицированным трудом с доходом, определяющим их положение на грани бедности или ниже уровня бедности.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.