Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 6. Социальные институты и социальные организации

1. Понятия «социальный институт» и «социальная организация».

2. Типология социальных организаций и управление.

3. Структура и типология социальных институтов.

4. Функционирование социальных институтов.

5. Семья и брак как социальный институт. Религия как социальный институт

 

1. Понятия «социальный институт» и «социальная организация»

Структурными компонентами общества являются социальные организации и социальные институты.

Социальнаяорганизация — это целостная формализованная подсистема, включающая определенное число исполнителей, нацеленных на выполнение определенных социальных функций, на достижение социально значимых целей.

Признаки социальной организации:

· каждая организация имеет цель своей деятельности;

· каждая организация характеризуется набором статусно-ролевых признаков;

· организация представляет иерархическую систему, элементами которой являются управляющая и управляемая подсистемы;

· управляющая подсистема создает свои специфические средства регулирования и контроля над деятельностью организации.

Социальные институты являются основным фактором регулирования общественной жизни. Социальные институты(от лат. institutum – устройство, установление, учреждение) — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, способы их действий и взаимодействий; это установившийся комплекс норм, правил, положений, статусов и ролей, регулирующих поведение людей в разных сферах их деятельности. Институты основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на развитом социальном контроле над их исполнением. Социальные институты упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер, обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.



Система действующих в обществе социальных институтов включает каждого индивида и различные общности (семейные, территориальные, профессиональные, религиозные и др.) в ту или иную сферу деятельности, предписывая им одновременно и нормативно регулируемый тип поведения в семье, на работе, в учебном заведении и т.д. Чем многообразнее социальные институты и масштабнее их деятельность, тем большими возможностями развития людей обладает общество, тем более зрелым оно становится в социальном отношении.

Процесс упорядочивания, стандартизации и формализации человеческой деятельности, становление социального института называется институционализацией. Институционализация – это превращение спонтанного поведения людей в организованное («борьбы без правил» в «игру по правилам»).

Процесс институционализации включает в себя следующие этапы:

1) предпосылкой появления социальных институтов является формирование определенных социальных потребностей;

2) другой предпосылкой процесса становления социального института является возникновение общих целей и мотивов, которые формируются в ответ на возникающие потребности, определяют условия совместной деятельности;

3) в процессе институционализации возникают и закрепляются социальные нормы и правила, обязательные для всех индивидов, включенных в состав социального института (например, устав вооруженных сил, устав партии). Общество также вырабатывает социальные санкции, направленные на поддержание норм и правил;

4) формирование социального института сопровождается созданием системы социальных статусов и ролей;

5) окончательное оформление социального института связано с усвоением индивидами новых стандартов поведения, определенных социальных ролей, символизацией институционализированных форм деятельности;

2. Типология социальных организаций и управление

А. Этциони, выделяет три основных вида организации по способам подчинения своих членов и утверждения внутреннего контроля: принудительные; утилитаристские; символические. Принудительные -опираются на прямое (физическое, военное) насилие над человеком или угрозу применения насилия. Утилитаристские - объединяют своих членов на базе материального интереса. Символические организации – на основе моральной, идеологической, религиозной и др. солидарности.

Можно дать другую классификацию основных организационных форм: 1) деловые организации — фирмы и учреждения, кото­рые возникают для коммерческих целей; 2) общественные союзы, массовые организации, цели ко­торых вырабатываются «изнутри» и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников. Членство в них дает удовлетворение политических, социальных, любительских и др. потребностей.

Важнейшим качеством социальной организации является синергия–организационный эффект. Суть этого эффекта — прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий. Источником синергии является одновременность и однонаправленность действий, специализация и комбинирование труда, процессы и отношения разделения труда, кооперации и управления.

Управление —набор действий, включающих целеполагание, координацию совместных действий, контроль над соблюдением стандартов группового поведения и выполнением принятых решений. Управление всегда основывается на подчинении нижестоящих вышестоящим, на явном или скрытом давлении одних в сторону других. Важную роль в управлении играет руководитель и его привычный способ решать организационные и общаться с подчиненными, так называемый стиль управления.

В упрощенном виде можно выделить три основных стиля управления: 1) авторитарный; 2) демократический; 3) либеральный.

Для авторитарного стиля характерны следующие основные черты: деловые, краткие распоряжения; дела в группе планируются заранее (во всем их объеме); запреты без снисхождения, с угрозой; определяются лишь
непосредственные цели, дальние — неизвестны; язык руководителя четкий сухой и неэмоциональный, неприветливый тон; мнение руководителя решающее; похвалы и порицания субъективны; позиция руководителя — вне группы. Для демократического: инструкции в форме предложений; мероприятия планируются не заранее, а в группе; не сухая речь, а товарищеский тон; за реализацию предложений отвечают все; похвала и порицание — с советами; все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются; распоряжения и запреты — с дискуссиями; позиция руководителя — внутри группы. Для либерального (попустительского): дела в группе идут сами собой; отсутствие похвалы, порицаний; руководитель не дает указаний; никакого сотрудничества; разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от неформального лидера; позиция руководителя— незаметно в стороне от группы.

Чем выше уровень образования членов организации, чем более творческим является содержание их деятельности, тем менее приемлем авторитарный стиль управления.

Лидер и руководитель в организации могут быть одним и тем же лицом, а могут и не представлять одно и тоже лицо. Руководитель, в отличие от лидера, назначается официально, имеет право применять официально установленные санкции, несет ответственность перед законом за состояние дел в организации.

Важной проблемой деятельности организации является легитимность. Легитимность это – положительная оценка, принятие власти, признание ее правомерности, права управлять и со­гласие ей подчиняться.

М.Вебер в своей концепции легитимного господства затрагивает проблему харизмы. Харизматическим лидером является человек, способный воздействовать на массу с большой эмоциональной силой, независимо от того, какие религиозные или политические идеи он олицетворяет. К харизматическим качествам Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Источником личной преданности харизматическому вождю является эмоционально окрашенная вера в его особый дар.

Все современные организации являются в значительной степени бюрократическими по своей природе. В обыденном сознании понятие бюрократия выражает отношение к деятельности специализированной группы (государственных) служащих, а именно упрек этой группе со стороны общества в волоките, неэффективности, расточительности, в злоупотреблении той властью над другими группами в обществе, которой она располагает. В концепции М.Вебера бюрократия понимается как образец рациональной организации. Бюрократия – это слой высококвалифицированных специалистов умственного труда, крупномасштабная организация, состоящая из чиновников различных рангов. М.Вебер считал, что бюрократия является высокоэффективным средством организации большого числа людей.

 

3. Структура и типология социальных институтов

В зависимости от регламентации деятельности социальные институты подразделяются на формальные (взаимодействие между субъектами осуществляется на основе фиксированных установлений, правил, норм, положений) и неформальные (отношения не оформлены четко в виде предписаний, установлений, уставов).

В зависимости от содержания и направленности деятельности социальные институты классифицируются следующим образом:

Экономические институты представляют собой всю систему производства, распределения, торговли и финансов.

Политические институты связаны с завоеванием, распределением, удержанием и укреплением власти в лице государства, политических партий, общественных организаций.

Социально-культурные институты заняты созданием, тиражированием и распространением определенных ценностно-нормативных образцов культурного поведения людей и ориентированы на социализацию личности.

Институт образования направлен на воспитание молодых людей, овладение знаниями, навыками, умениями. Институт религии помогает человеку обрести смысл жизни.

Институты брака и семьи регулируют самосохранение общества через воспроизводство.

Институты, действующие в духовной области (моральные нормы, массовая коммуникация, общественное мнение) способствуют осуществлению общественных связей, делая их социально осмысленными и содействуя их организации.

Американский социолог У. Г. Самнер выделяет институты самоутверждения (мода, этикет).

Выделяют главные и неглавные институты. У каждого главного института есть свои методы, процедуры, практики. Например, политический институт включает в себя институт президентства, институт права, институт по проведению выборной кампании и др. Разумеется, эти институты прошли долгий путь, прежде чем приобрели современный облик и содержание. Изменение структуры потребностей в обществе приводит к изменению социальных институтов: появляются новые институты, умирают старые, ненужные.

Кроме того, И. Гофман в своих научных трудах описал особый мир – тотальные институты – условия, в которых люди изолированы от общества и ими управляет персонал администрации. Тотальные институты отличаются тремя особенностями. Во-первых, персонал надзирает за всеми сферами повседневной жизни, включая места питания, сна и работы постояльцев (заключенных). Во-вторых, среда тотального института абсолютно стандартизирована, отличаясь единообразными питанием, формой одежды и занятиями для всех. В-третьих, официальные правила и повседневные режимы диктуют, когда, где и как заниматься заключенным своими обыденными делами. В тюрьмах и психиатрических заведениях заключенные физически изолированы за решетками, там тщательно следят за их доступом к телефону, почте и за контактами с посетителями. В тотальных институтах все устроено так, чтобы люди стали все одинаковыми и отказались от права на личную жизнь.

 

4. Функционирование социальных институтов

Институты выполняют множество функций в социальной системе:

· удовлетворение социальных потребностей;

· закрепление социального опыта, его трансляция от поколения к поколению, и тем самым, поддержание общественного равновесия;

· регулирование деятельности людей согласно общим правилам;

· интеграция и сплочение людей;

· распространение информации внутри института и между институтами.

Если социальные институты работают нормально, то они приносят огромную пользу обществу. Но социальный институт может принести обществу и большой вред. В этом случае действия института называются дисфункцией. Дисфункция социального института – нарушение нормального взаимодействия социального института с социальной средой, в качестве которой выступает общество. Основой взаимодействия служит реализация главной функции социального института – удовлетворение конкретных общественных потребностей. В условиях интенсивного протекания общественных процессов может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов и вызывают явление дисфункции в их деятельности.

Кроме явных функций у социального института имеются также скрытые функции, называемые латентными. Они указывают на возможность получения от института гораздо большей пользы, чем об этом известно из официальных источников. Латентные функции — это те последствия существования социального института, которые не входили в намерение человека или социальной группы. Когда расхождение явных и латентных функций велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальной институциональной системой формируются так называемые «теневые» институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).

 

5.Семья и брак как социальный институт. Религия как социальный институт






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.