Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Высшего профессионального образования

«белгородский университет кооперации, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

Курский ИНСТИТУТ КООПЕРАЦИИ (филиал)

кафедра социально-гуманитарных и юридических дисциплин

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по дисциплине «СОЦИОЛОГИЯ»

студента(ки) экономического факультета группы __________

___________________________________________________________

фамилия, имя

Курск, 2012


 

содержание

Введение………………………………………………………………...........................
Тема №1. Социология как наука………………………………………………………
Тема №2. История становления и развития социологии……………………………
Тема №3. Организация и проведение социологического исследования……………
Тема №4. Общество как социальная система………………………………………...
Тема №5. Социальные институты и организации …………………………………..
Тема №6. Социальные общности и группы………………………………………….
Тема №7. Социальная структура общества …………………………………………
Тема №8. Социальные изменения. Мировая система и процессы…………………
Тема №9. Культура как объект изучения социологии………………………………
Тема №10. Социальные взаимодействия и социальные отношения ……………….
Тема №11. Социальные конфликты ………………………………………………….
Тема №12. Социология личности……………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………………..

Дорогие друзья!

Рабочая тетрадь по курсу социологии предназначена для подготовки к зачету и текущего усвоения студентами теоретического материала. Изучение социологии невозможно без решения практических упражнений и задач.



Рабочая тетрадь включает все разделы курса и поможет сосредоточиться на ключевых моментах и идеях. При решении задач и выполнении заданий Вы можете использовать соответствующий материал в учебниках (список приведен ниже).

Правила пользования тетрадью. Материал в рабочей тетради представлен в соответствии с порядком изучаемых тем. Внимательно прочитайте задание. Отвечайте на вопрос конкретно. Если в задании указаны несколько альтернатив, укажите, на Ваш взгляд, единственно верную. В практической части ответы на задания сочетайте с практической работой по программе социологического исследования.

Систематическая работа над заданиями поможет Вам более предметно овладеть знаниями по социологии. Рабочая тетрадь – это способ Вашего взаимодействия с преподавателем. Ваш преподаватель будет консультировать Вас по выполнению заданий и окажет необходимую помощь.

После выполнения самостоятельной работы вы приобретете умения и навыки применения знаний для анализа и понимания социальной реальности и ее проблем.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«СОЦИОЛОГИЯ»

 

№п/п Наименование раздела, темы учебной дисциплины (модуля) Содержание раздела, темы (модуля) в дидактических единицах
1. ДЕ. Введение в социологическое знание
1. Социология как наука Объект и предмет социологии; место социологии в системе научных знаний; структура социологического знания, функции социологии.
2. История становления и развития социологии Научные предпосылки и социальные причины возникновения социологии; становление социологии как науки. Огюст Конт; классические социологические теории; современные социологические концепции; социология в России.
3. Организация и проведение социологического исследования Типы, виды и этапы социологического исследования; программа социологического исследования, методологическая часть программы социологического исследования; методическая часть программы социологического исследования; конкретные методы сбора информации.
2. ДЕ. Общество как объект социологического исследования
1. Общество как социальная система Основные концепции понятия общества; общество как социальная система; типология общества.
2. Социальные институты и организации Понятие социального института; функции социальных институтов; основные типы социальных институтов; понятие и типы социальных организаций.
3. Социальные общности и группы Социальные общности и их виды; массовые и групповые общности; характеристика и типология малых социальных групп; структура и функции малых социальных групп; семья как малая группа.
4. Социальная структура общества Понятие социальной структуры общества; социальное неравенство; социальная стратификация; теории классов; социальная мобильность
Социальные изменения. Мировая система и процессы Понятие социального изменения и социальный процесс; формы социальных изменений; эволюция и революция; социальный прогресс, глобализация
3. ДЕ. Социологическое исследование культуры
1. Культура как объект изучения социологии Социологическое понимание культуры; элементы культуры; структура и функции культуры; динамика культуры
4. ДЕ. Социальные взаимодействия
1. Социальные взаимодействия и социальные отношения Понятие социального действия, взаимодействия и отношения, социальное поведение; девиантное поведение; социальный контроль
2. Социальные конфликты Понятие и сущность социального конфликта; структура социального конфликта; типология конфликтов; этапы развития конфликтов.
5. ДЕ. Личность в социологии
1. Социология личности Понятие личности; социальные типы личности; социальный статус и социальная роль личности; социализация личности.

ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА.

Задание № 1. Подберите для каждой науки определение, стоящее в правой колонке. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.

наука определение
1.психология Народонаселение, процессы рождаемости и смертности, продолжительность жизни  
2.социология Производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг  
3.экономика Поведение человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания  
4.демография Прошлое человечества, события и факты  
5.история Взаимодействие социальных групп, социальная структура общества  

Задание № 2. Определите, к какой науке – социологии, психологии, экономике – относятся следующие понятия:

понятие наука, к которой относится понятие определение понятия
интровертный    
медитация    
страховка    
коммунизм    
субкультура,    
товар    
эффективность    
аномия    
рефлекс    
маргинальность    
ощущение    
община    
флегматик    
сальдо    
эмоции    
синдикат    
анкета    
социализация    
раздражение    
брокер    

Задание №3.А.И. Кравченко сформулировал универсально-исторические законы иерархии. Попробуйте заполнить недостающие фразы в формулировках законов.

А. Количество вакансий, расположенных внизу, всегда больше_____________________

Б. Количество социальных благ, которые получают те, кто находится наверху, всегда________________________________________________________________________

В. Мотивация достижения, характеризующая иерархию, присуща всем людям и не_________________________________________________________________________

Г. Иерархия представляет собой систему социальных фильтров, жесткость которых по мере продвижения наверх ______________________, а пропускная способность - ___________________________________________________________________________

Данный закон имеет несколько следствий:

1. экзамены для кандидатов, стремящихся занять более высокие вакансии, с каждым уровнем ___________________________________________________________________

2. чрезмерное ужесточение социальных фильтров препятствует обновлению _________, затрудняет доступ ___________ способным и талантливым выходцам из низших слоев общества.

3. чем жестче фильтры-барьеры в иерархии и притягательные высшие посты, тем большее количество людей, не способных идти прямо, ____________________________

Задание №4.Попытайтесь рассмотреть с позиций психологии, экономики и социологии следующие факты: а) супруги обсуждают покупку дивана, б) юноша уступает место старушке, в) контролер проверяет билеты в пригородной электричке, г) кандидат в депутаты проводит предвыборную агитацию.

а) _________________________________________________________________________

б) _________________________________________________________________________

в) _________________________________________________________________________

г)__________________________________________________________________________

 

Задание №5.Приведите примеры заимствования понятий в социологии из других областей.

 

Задание №6.Ниже приведены фрагменты из художественной литературы. Попробуйте определить, какие понятия социологии они могли бы проиллюстрировать.

 

А) Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Особенно ярко прорисованы черты российского чиновничества: взяточничество борзыми щенками Тяпкина-Ляпкина, казнокрадство (церковь, которую растащили по частям), грубый произвол городничего по отношению к купцам («придет в лавку и, что ни попадет, все берет...») и пр. ___________________

 

Б) Басня И. А. Крылова «Квартет»: «А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь». В этом выводе Соловья о попытках Мартышки, Осла, Мишки и Козла создать музыкальный коллектив отражены ____________________________________

 

В) Роман И. Тургенева «Отцы и дети». В романе противопоставляются два поколения, то есть поколение отцов и поколение детей. Рассматриваются два различных взгляда на жизнь и на то, как надо жить, один взгляд – более старшего поколения, а другой – молодежи__________________________________________________________

 

Г) Сказка А. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Когда рыбак поймал золотую рыбку, она обещала исполнить любое его желание, если он отпустит ее на волю. Сначала он попросил для старухи корыто, потом уже старуха пожелала стать барыней, а старик, соответственно, становился барином. Хотя они были бедными стариком и старухой. Он – простым рыбаком. А с помощью золотой рыбки им удалось___________________

Задание №7.Философия, история, социология и ряд других гуманитарных дисциплин изучают общество и процессы, в нем происходящие. Все они изучают общество с позиции его устройства, развития и функционирования, но каждая схватывает лишь свой ракурс.Определите, о какой науке идет речь в следующих высказываниях:

Эта наука изучает верования, обычаи и традиции отсталых племен методом наблюдения ______________________________________________________________________

Эта общественная наука изучает производство, распределение и потребление ресурсов _______________________________________________________________________

Эта наука изучает индивидуальное поведение и внутренний мир человека_________________________________________________________________________

Эта гуманитарная наука изучает проявление социальных законов и закономерностей в деятельности людей_________________________________________________________

 

Задание №8. Какие функции социологии отражены в следующих утверждениях?

 

Социология является средством познания законов и закономерностей общественной жизни, их проявлений в жизни людей___________________________________________

 

Социология способна на основе анализа современной социальной жизни предлагать варианты будущего развития событий_________________________________________

 

Социология, используя теоретические знания и изучение жизни людей, дает рекомендации по корреляции определенных социальных процессов________________________

 

Социология отражает определенные социальные запросы и выполняет определенный социальный заказ__________________________________________________________

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.