Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 17. Место России в мировом сообществе

 

В эпоху глобализации и международной конкуренции, принявшей тотальный характер, совершенно естественными должны быть самостоятельные усилия России за выживание и достойное место в интеграционном процессе.

Каким может быть российский проект в глобальном контексте? Россия, несмотря на тяжелейший кризис, поразивший все без исключения сферы общества, несмотря на утрату государством способности планировать и руководить, не может пребывать в положении банкрота, которого либо только терпят, либо только используют как сырьевой придаток или регион для захоронения отработанных ядерных отходов.

Место России в мировом сообществе в течение ближайших лет будет определяться, с одной стороны, ее внутренним ослаблением, а с другой – ее усилиями, направленными на преодоление этой внутренней слабости. Необходимо многомерное, всестороннее видение дальнейшего пути, а не выстраивание проблем в порядке очередности их решения.

В настоящее время внутри российской политической элиты идет ожесточенная борьба между двумя подходами выживания и развития России.

Первый проект – проект либералов. Второй – державников.

Либералы настаивают на том, что Россия должна во всем следовать примеру Запада, перестроить систему национальных интересов и внешнеполитический ориентиров, как того требуют США. При этом ничего неизвестно о том, какие шансы получит от этой перестройки Россия. Не исключено, что Россия окончательно превратится в страну-изгоя. Противники либерального подхода говорят о том, что логическим завершением такого проекта будет развал государства. Либеральный проект не придает особого значения национальному суверенитету и национальной безопасности, считая, что в условиях глобализации они утрачивают свою ценность. Либералы предполагают, что российские власти должны способствовать безболезненному освоению Западом территории и ресурсов России. Суть этого взгляда состоит в том, что Россия может быть включена в глобальное целое, в мировое сообщество только как территория и ресурсы, а не как самостоятельный субъект, не как самостоятельное государство.



Державники настаивают на особенном пути России и называют себя патриотами. Они полагают, что можно игнорировать реалии сегодняшнего мира и по-прежнему считать Россию великой державой, хотя она уже утратила продовольственную и военную безопасность. Державники говорят, что Россия – мировая держава по следующим обстоятельствам:

1. Она одна из основных мировых цивилизаций, которая либо граничит, либо пересекается со всеми остальными мировыми цивилизациями;

2. России удалось выработать государственную модель интеграции на православной основе;

3. Россия – наследница советского варианта глобализма.

Однако оба эти проекта не озвучены публично. Они неизвестны населению России.

Интересной и более конкретной выглядит идея, разрабатываемая Институтом проблем глобализации под руководством М. Г. Делягина. Идея состоит в том, чтобы гармонично связать долгосрочные интересы России со стратегическими интересами развитых стран. Формой ее воплощения может быть формирование нового евразийского экономического пространства: строительство трансъевразийской железнодорожной магистрали на базе реконструкции Транссиба. Но, чтобы выйти из изоляции, России необходимо вписаться не только в региональное, но и в отраслевое, функциональное разделение труда. Поэтому ключевая задача России – определить свое направление в системе разделения труда и создать конкретные механизмы выхода из «ловушки глобализации». Кроме решения этих стратегических задач Россия может компенсировать негативные последствия реформ другими факторами. В частности, эффективным планированием и управлением, активной внешней политикой, Россия должна изменить характер своего участия в международной жизни. Ибо новый мировой порядок, типичный для периода глобализации, компьютерных технологий, все в большей степени складывается без прямого участия России. Наконец, необходимо научиться отвечать на информационную агрессию, которую предпринимают США и другие страны.

Таким образом, перед Россией стоит проблема разработать и реализовать в кратчайшие сроки программу выживания и развития, связав в ней воедино программу создания собственных технологий производства, управления и стратегию формирования единого российского народа. Для решения этих и подобных задач Россия пройдет долгий и нелегкий путь.

 

Тема 18. Понятие и виды социальных групп

Социальная группа – объединение людей, связанных общими отношениями, которые регулируются специальными социальными институтами, и имеющих общие нормы, ценности и традиции. Социальная группа – одна из основных составляющих социальной структуры. Скрепляющим фактором для группы является общий интерес, то есть духовные, экономические или политические потребности.

Принадлежность к группе предполагает, что человек обладает некоторыми характеристиками, которые с точки зрения группы являются ценными и значимыми. С этой точки зрения выделяют «ядро» группы – тех ее членов, которые обладают данными характеристиками в наибольшей степени. Остальные члены группы формируют ее периферию.

Конкретная личность не может быть сведена к членству в одной группе, так как непременно принадлежит сразу к достаточно большому числу групп. И действительно, мы можем распределить людей на группы очень многими способами: по принадлежности к конфессии; по уровню дохода; с точки зрения их отношения к спорту, к искусству и т. д.

Группы бывают:

Формальными (формализованными) и неформальными

В формальных группах отношения и взаимодействие устанавливаются и регулируются специальными правовыми актами (законами, положениями, инструкциями и т.п.). Формальность групп проявляется не только в наличии более или менее жесткой иерархии; она обычно проявляется и в четкой специализации членов, выполняющих свои особые функции.

Неформальные группы складываются стихийно и не имеют регламентирующих правовых актов; их скрепление осуществляется главным образом за счет авторитета, а также фигуры лидера.

В то же время в любой формальной группе возникают неформальные отношения между членами, и такая группа распадается на несколько неформальных групп. Этот фактор играет важную роль в скреплении группы.

Малыми, средними и большими

Для малых групп (семья, группа друзей, спортивная команда) характерно то, что их члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, имеют общие цели и интересы: связь между членами группы сильна настолько, что изменение одной из ее частей непременно влечет изменение группы в целом. Нижний предел для малой группы – 2 человека. Существуют разные мнения о том, какую цифру считать верхним пределом для малой группы: 5–7 или примерно 20 человек; статистические исследования показывают, что размер большинства малых групп не превышает 7 человек. Если этот предел превышается, то группа распадается на подгруппы («фракции»). Очевидно, что это вызвано следующей зависимостью: чем меньше группа, тем более тесные связи устанавливаются между ее членами, а следовательно, меньше вероятность, что она распадется. Выделяют также две основные разновидности малых групп: диаду (два человека) и триаду (три человека).

Средние группы – это относительно устойчивые группы людей, также имеющих общие цели и интересы, связанных одной деятельностью, но в то же время не находящихся между собой в тесном контакте. Примером средних групп могут служить трудовой коллектив, совокупность жителей двора, улицы, района, населенного пункта.

Большие группы – это совокупности людей, которых объединяет, как правило, один социально значимый признак (например, принадлежность к вероисповеданию, профессиональная принадлежность, национальность и т.д.).

Первичными и вторичными

Первичные группы – это, как правило, малые группы, характеризующиеся тесными связями между членами и, как следствие, оказывающие большое влияние на индивида. Последний признак играет определяющую роль для определения первичной группы. Первичные группы – это обязательно малые группы.

Во вторичных группах тесных взаимоотношений между индивидами практически нет, а целостность группы обеспечивается наличием общих целей и интересов. Тесных контактов между членами вторичной группы также не наблюдается, хотя такая группа – при условии усвоения групповых ценностей индивидом – может оказывать на него сильное влияние. Ко вторичным относятся, как правило, средние и большие группы.

Реальными и социальными

Реальные группы выделяются по какому-либо признаку, реально существующему в действительности и осознаваемому самим носителем данного признака. Так, реальным признаком может служить уровень дохода, возраст, пол и т.д.

В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют три типа и называют их главными:

· Стратификационные – рабство, касты, сословия, классы;

· Этнические – расы, нации, народы, народности, племена, классы;

· Территориальные – выходцы из одной местности (земляки), горожане, селяне.

Социальные группы (социальные категории) – это группы, которые выделяются, как правило, для целей социологических исследований на основании случайных признаков, не имеющих особой социальной значимости. Например, социальной группой будет вся совокупность людей, умеющих пользоваться компьютером; вся совокупность пассажиров общественного транспорта и т. п.

5. Интерактивными и номинальными.

Интерактивными называются такие группы, члены которых взаимодействуют непосредственно и принимают участие в коллективном принятии решений. Примером интерактивных групп являются группы друзей, образования типа комиссий и т. д.

Номинальной считается группа, в которой каждый из членов действует независимо от других. Для них более характерно косвенное взаимодействие.

Особо следует остановиться на понятии референтной группы. Референтной считается группа, которая в силу авторитета для индивида способна оказывать на него сильное влияние. Другими словами, эту группу можно назвать эталонной. Индивид может стремиться стать членом этой группы, и его активность обычно направлена на то, чтобы быть более похожим на ее представителя. Такое явление называется предвосхищающей социализацией. В обычном случае социализация протекает в процессе непосредственного взаимодействия в рамках первичной группы. В данном же случае индивид перенимает характерные для группы признаки и способы действия еще до того, как вступил во взаимодействие с ее членами.

Особо в социальной коммуникации выделяются так называемые агрегаты (квазигруппы) – совокупность людей, которые объединяются на основании поведенческого признака. Агрегатом, например, является аудитория какой-либо телепрограммы (то есть люди, которые смотрят данную телепрограмму), аудитория какой-либо газеты (то есть люди, которые покупают и читают эту газету) и т.д. Обычно к агрегатам относят аудиторию, публику, а также толпу зевак.

Социальная структура нередко рассматривается как совокупность отношений между социальными группами. С этой точки зрения в качестве элементов общества выступают не социальные статусы, а малые и большие социальные группы. Совокупность социальных отношений между всеми социальными группами, точнее, общий итог всех отношений определяет общее состояние общества, то есть то, какая атмосфера в нем царит – согласие, доверие и терпимость или недоверие и нетерпимость.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.