Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Рекомендации по написанию вторичных текстов.

В. Н. Мещеряков и Е. А. Охомуш приводят конкретные реко­мендации, которыми можно воспользоваться для написания вторичных текстов:

1. Выделим в каждом абзаце тематическое или центральное предложение. Исключив из абзацев в целом все блоки обеспече­ния (примеры, детализацию, пояснения, авторские отступления, ссылки, цитаты), получаем тезисы текста.

2. Перечислив тезисы текста и обеспечив их минимум примеров, получаем конспект текста.

3. Определив область знания, к которой относится текст, сформулировав тему текста, цель автора, выяснив структуру текста и содержание каждого из фрагментов текста, относительно самостоятельных в смысловом отношении, прояснив ход мысли автора, получаем реферат.

4. Выделив в тезисах опорные слова и словосочетания, получаем план текста.

5. Характеризуя содержание текста пунктами плана, получаем аннотацию текста.

Несмотря на некоторый схематизм данных рекомендаций, ими, несомненно, можно пользоваться, особенно при написании аннотаций и рефератов. Кроме того, авторами показана не только внутренняя общность, но и внешнее сходство между разными видами вторичных текстов.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Дайте общую характеристику первичных и вторичных жанров научной речи.

2. Расскажите о композиции научных текстов.

3. Каковы функциональные и структурные особенности плана, тезисов и аннотации?

4. Каковы функциональные и структурные особенности конспекта?

5. Каковы функциональные и структурные особенности реферата?

6. Расскажите об отличительных особенностях рецензии и отзыва.

Учебный словарь

Аннотация (лат. заметка) ‒ краткая характеристика произведения печати с точки зрения его содержания, проблематики, структуры, читательского адресата и т.д.



Библиографическое описание ‒ совокупность сведений о тексте первоисточника, оформленных в соответствии с установленными правилами.

Идиома(греч. idioma – своеобразное выражение) – то же, что фразеологическая единица.

Инверсия– (лат. inversion – перестановка, переворачивание). Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи. Инверсия относится к числу стилистических фигур. Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь...

Кодификация – фиксация в словарях и грамматике тех норм и правил, которые должны соблюдаться при создании текстов кодифицированных функциональных разновидностей.

Компрессия (речевая)(от лат. compressio ‒ сжатие) ‒ уменьшение слоговой величины исходного текста за счет избавления от единиц речи, несущих второстепенную информацию, а также за счет лексических и грамматических трансформаций.

Конспект ‒ сжа­тое, дословное изложение содержания оригинального текста.

Некодифицированная речь – к некодифицированным формам существования языка относятся диалекты, просторечные формы, жаргоны и др. Противопоставляется книжной речи как кодифицированной форме литературного языка.

Пиктограмма(от лат. pictus ‒ нарисованный и греч. γράμμα ‒ запись) ‒ знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Подстиль научно-информативный – функции этого стиля – концентрация и обработка научной информации для повышения эффективности научных исследований

Подстиль научно-популярный – разновидность научного стиля, предназначенная для распространения научных знаний среди широких общественных кругов.

Подстиль научно-справочный – разновидность научного стиля, выполняющая функцию обеспечения потребителя необходимой справочной информацией.

Подстиль собственно научный – основная разновидность научного стиля; функция – изложение новых оригинальных результатов.

Подстиль учебно-научный – подстиль, предназначенный для передачи научной информации учащимся, отличающийся формами и средствами изложения, соединением собственно научных и учебных целей.

Прагматика – такие условия общения, которые включают определенные, влияющие на языковую структуру коммуникации, характеристики адресанта (говорящий, пишущий), адресата (слушающий, читающий) и ситуации.

Реферат(лат. доказывать, сообщать) ‒ краткое изложение научной работы или нескольких научных работ.

Сарказм (греч. σαρκασμός, от σαρκάζω, буквально «разрывать [мясо]») ‒ один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого.

Эллипсис(эллипс) – (греч. ellipsis – выпадение, опущение). Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки. (А.Н. Толстой).

Литература к разделу III

1. Будильцева М.Б. Курс лекций по дисциплине «Русский язык и культура речи»: учебное пособие / М.Б. Будильцева, И.А. Пугачев, Н.Ю. Царева; под ред. проф. М.Б. Будильцевой. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 272с.

2. Ипполитова Н.А. Руский язык и культура речи в вопросах и ответах: учебное пособие / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князев, М.Р. Сасова; под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Прспект, 2006. – 344с.

3. Орлова Е.В. Русский язык и культура речи для медицинских вузов / Е.В. Орлова. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 462 с.

4. Пустовойт П.Г. Слово – стиль – образ / П.Г. Пустовойт. ‒ М.: Знание, 1980. – 64 с.

5. Радугин А.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / А.А. Радугин. – М.: Библионика, 2004. - 240 с.

6. Райская Л.М. Лекции по русскому языку и культуре речи / Л.М. Райская. – Томск: Изд-во Томского университета, 2008. – 152с.

7. Русский язык и культура речи: конспект лекций / сост.: Г.С. Артынюк. – СПб: изд-во СПбГИЭУ, 2010. – 51с.

8. Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: курс лекций для студентов-нефилологов / Г.К. Трофимова. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 160 с.


Раздел 3 РИТОРИКА

Речь, или Слово…

есть сочинение, написанное по правилам риторики,

назначенное для изустного произнесения и имеющая целью убедить слушателей в какой-либо истине, действуя на ум, воображение,

чувство и волю их всеми средствами красноречия.

Н.И.Греч

 

Лекция 1 Риторика как наука и учебный предмет

План

1. Риторика – научная дисциплина. Общая и частная риторика.

2. Рождение риторики как дисциплины.

3. Учение о культуре речи – центральная часть отечественной риторики.

4. Изучение основ красноречия.

 

1. Риторика ‒ научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина — как искусство оратора, искусство устного публичного выступления. Широкое осмысление предмета риторики является достоянием более позднего времени.

Традиционная риторика была противопоставлена грамматике, поэтике и герменевтике - науке об интерпретации текста. Предметом традиционной риторики, в отличие от поэтики, являлись только прозаическая речь и прозаические тексты.

От герменевтики риторику отличал преимущественный интерес к убедительной силе текста и лишь слабо выраженный интерес к иным, не влияющим на убедительную силу компонентам его содержания.

В древности ценностный элемент включал и морально-этическую составляющую. Риторика считалась не только наукой и искусством хорошей ораторской речи, но и наукой и искусством приведения к добру, убеждения в хорошем посредством речи.

Было бы неправильным ограничить предмет риторики какими-либо конкретными разрядами словесных произведений — только ораторской речью, проповедью, публицистикой, массовой информацией, хотя риторика изучает по преимуществу произведения именно такого рода. Аргументация содержится и в научных, и в философских, и даже в художественных произведениях. Риторика изучает любые произведения слова, в которых содержится аргументация. Особенность риторики состоит в том, что изучение произведений слова для нее не самодовлеющая цель, но средство.

Предмет риторики ‒ произведение слова, которое еще не создано, но которое предстоит создать.

Риторика изучает закономерности культурных моделей построения прозаического целесообразного высказывания в условиях исторически сложившейся системы речевых отношений в обществе.

В науке о риторике ученые выделяют две области: общую риторику и частную.

Предметом общей риторики являются общие закономерности речевого поведения в различных ситуациях и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.

Общая риторика содержит следующие разделы:

1. риторический канон

2. публичное выступление, оратория

3. ведение спора

4. ведение беседы

5. риторика повседневного общения;

6. этнориторика.

Риторический канон — это система специальных знаков и правил. Риторический канон прослеживает путь от мысли к слову, описывая три этапа: изобретение содержания, расположение изобретенного в нужном порядке и словесное выражение.

Оратория, или теория и практика публичной речи — особый раздел риторики. Ведь свободное владение словом обязательно для человека, который желает отстоять свою точку зрения публично, склонить аудиторию на свою сторону. Напомним, что риторика — дитя демократии. И большое внимание, которое уделяется ей сегодня, говорит о том, что наше общество ориентируется на демократические позиции.

Теория и искусство ведения спора ‒ это тоже область риторики. В демократическом обществе существует множество мнений по вопросам, которые касаются жизни отдельного человека и общества в целом. Научиться достойно вести себя в споре, уметь направить его так, чтобы он стал работой по достижению истины, а не пустым препирательством, важно всегда, а сегодня особенно.

Риторика повседневного общения дает знания о речевом поведении людей в их бытовой, повседневной, домашней жизни. Касаясь риторики повседневного общения, нужно сказать, что одни специалисты относят ее к частным риторикам, другие считают ее одной из областей общей риторики.

Этнориторика изучает национально-культурные различия речевого поведения людей. Риторические знания помогут избежать ситуаций непонимания между людьми разных национальностей и в сфере делового общения, и в областях, касающихся духовных ценностей. Законы эти действуют во всех сферах жизни человека.

Частная риторика содержит учение о конкретных родах и видах словесности. Специально в частной риторике изучаются те виды слова, которыми должен активно владеть всякий образованный человек: письма по предметам общежития и литературные; документы и деловая корреспонденция; диалоги, в основном литературные, но дающие представление о правилах построения и ведения дискуссии, повествовательная историческая проза; устное слово в виде политической, судебной, академической ораторики, проповеднической духовной, педагогической и пропагандистской речи; научно-философская проза.

К общей риторике относят принципы построения речи вообще, независимо от типа речи, цели выступления и сферы, в которой она произносится. Частные риторики рассматривают употребление этих принципов в тех или иных конкретных условиях общения.

Строение общей риторики отражает ход создания ритором высказывания от замысла к воплощению в тексте словесного произведения. Общая риторика содержит:

1. учение о риторе;

2. учение об аргументации, то есть об отношении аргументов к аудитории, к которой они обращены и которая принимает решение об их приемлемости;

3. учение о риторическом построении, то есть о словесном произведении в ходе его создания ритором.

Риторическое построение представляет собой учение о так называемом внутреннем слове, или внутреннем высказывании. Высказывание рассматривается на уровне общего замысла, на уровне словесной конструкции и на уровне словесного воплощения, что и проявляется в классическом разделении общей риторики на изобретение — инвенция, расположение ‒ диспозиция, словесное выражение ‒ элокуция, запоминание ‒ меморио и произнесение ‒ акцио.

Риторика — это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию.Задача риторики с древнейших времен и сегодня — обучать, радовать, вдохновлять. Воздействие может осуществляться как в устной, так и в письменной форме с помощью аргументов, доказательств для формирования новых или изменения старых стереотипов восприятия и поведения.

Красноречие, как отмечали античные философы, — это спо­соб познания, толкования сложных явлений, оно должно нести людям знания. Оно оперирует фактами, событиями, цифрами, укладывая их в определенную систему. Риторика пользуется от­крытиями и достижениями многих наук. Она опирается на психо­логию, философию, логику, этику, эстетику и другие науки. Ри­торика — это наука, которая учит рассуждать, логически мыс­лить, обобщать. Многие ораторы были крупными учеными, политическими деятелями своего времени.

Риторика — это искусство построения и публичного произне­сения речи, искусство владения живым словом. Как искусство она близка поэзии, актерскому и режиссерскому мастерству: изучает мимику и телодвижения, учит владеть голосом и чувствами. Условием появления и развития ораторского искусства является демократия, свободное участие граждан в общественно-по­литической жизни страны.

В современную эпоху риторика занимает прочное место в программе школ и университетов по всему миру. Риторика рассматривается как важная часть гуманитарного образо­вания современного человека независимо от его основной специальности. Предмет риторики по-разному понимается в разных научных традициях новейшего времени. Риторику изучают как теорию культуры речи, как историю ораторского искусства, как технику устного публичного выступления, как стилистику текста, как методику обучения эффективному обще­нию. Все эти аспекты имеют непосредственное отношение к ри­торике. Современная риторика - это теоретическая и приклад­ная филологическая наука о логических, эстетических и этичес­ких качествах нехудожественной речи (научной, деловой, пуб­личной, разговорной). Качествами художественной речи зани­мается другая филологическая наука - поэтика. Риторика опи­рается на культуру речи, но предполагает более высокий уро­вень речевого мастерства говорящего.

 

2. Рождение риторики как дисциплины связано с периодом демократии в Афинах около V века до н.э. В Элладе были распространены города-государства, в которых развивалась рабовладельческая демократия. Верховным органом в таких государствах было народное собрание. Публично проходили и суды. Количество судей, например, в Афинах составляло 500 человек. Каждый гражданин мог выступить в качестве обвиняемого и защитника. Были приняты выступления на праздниках, юбилеях, поминках. Такое красноречие становилось необходимостью.

В это время появляются платные учителя-софисты, обучавшие красноречию желающих и составлявшие для них речи. Софисты прекрасно владели всеми формами ораторского искусства, законами логики, умением воздействовать на аудиторию. По мнению софистов, цель оратора не раскрытие истины, а убедительность. Задача софиста – научить сделать слабое мнение сильным, признать малое большим. Одно и то же уметь и порицать, и восхвалять. Риторика на пер­вых этапах своего становления была не столько теорией, сколько практикой обучения речевому мастерству — ри­торической педагогикой. Древние греки хорошо понимали ценность слова как лучшего способа выражения разнообразных процессов, происходящих в душе человека, как мощного орудия подчинения своей воле других и как способа живого общения. Софисты постоянно подчеркивали силу слова. Горгий в речи «Похвала Елене» утверждал: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить».

В Древней Греции человеку приходилось довольно часто выступать с публичными речами – в народном собрании, в суде, на многолюдных праздниках и дружеских встречах. При этом слушатели обращали внимание на красоту или неловкость речи. Поэтому софисты – представители школы философов-просветителей – обучали граждан искусству спора, законам логики, составлению речей. Софисты занимались не только практикой, но и теорией красноречия. Именно они заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. По их мнению, цель оратора – не раскрытие истины, а убеждение слушателей в правоте своего мнения. Отсюда их взгляд на предмет риторики как обучение убедительным речам, тому, чтобы слабое, необоснованное мнение делать сильным, убедительным в глазах аудитории. Софисты брались за соответствующую плату научить любого искусству спора и публичной речи.

Важно иметь в виду, что в Древней Греции понятия «искусство» и «мастерство» были неразрывно связаны, неотделимы друг от друга. Сложна, захватывающе интересна и даже драматична исто­рия риторики. Каких только суждений, нередко самых противо­речивых, не вызывала эта область знания и практики! И всегда отношение к риторике было поразительно эмоционально, заря­жено чувством ‒ от безудержного восхваления, почитания и прямого обожествления этой науки, этого мастерства до страстного, уничижительного осуждения, когда риторика объяв­лялась чуть ли не главной причиной падения общественных нра­вов, а то и вовсе запрещалась. Ведь, как мы уже знаем, вла­дение словом дает человеку некую особую силу, а нередко и власть, что может сделать его опасным. Для элли­нов способность к красноречию делала человека богоравным.

Риторическая педагогика, учительство красноречию возникли, расцвели в Афинах в связи с тем, что дар слова стал восприни­маться там как признак и непременное условие полноценного, хорошего образования. Подлинно образованный человек, «наи­лучшим образом воспитанный для философии и словесности», «вдруг, в любом месте речи метнет <…>, точно могучий стрелок, какое-нибудь замечательное изречение, короткое и сжатое, и собеседник окажется ничуть не лучше ребенка»,— говорится в знаменитом диалоге Платона «Протагор».

Основателем софистической и вообще античной риторики считают знаменитого софиста Горгия. «Отцом софистики» (слова софистика и риторика в этот период могли употребляться как синонимы) называет Горгия греческий писатель, автор биографий софистов Филострат. Золотая статуя Горгия, которая была поставлена в Дельфах, подтверждает заслуги этого софиста пе­ред греческой культурой, а также заметную роль, которую Горгий сыграл в исторической судьбе Афин: своей знаменитой Олимпийской речью ему удалось сплотить греков против мидян и персов.

Вот что пишет о риторической деятельности Горгия, опираясь на античные источники, А.Ф. Лосев: «Он пер­вый ввел тот вид образования, который готовит ораторов, специ­альное обучение способности и искусству говорить и первый стал употреблять тропы, метафоры, аллегории, превратное упо­требление слов в несобственном смысле, инверсии, вторичные удвоения, повторения, апострофы и парисосы (...) Берясь обу­чать всякого прекрасно говорить и будучи, между прочим, вир­туозом краткости, Горгий обучал всех желающих риторике с тем, чтобы они умели покорять людей, «делать их своими рабами по доброй воле, а не по принуждению». Силою своего убеждения он заставлял больных пить такие горькие лекарства и претерпевать такие операции, принудить к которым их не мог­ли даже врачи». Горгий определял риторику как искусство речей и специально занимался теорией судебного и политического красноречия.

Автором же первого античного учебника по риторике называ­ют сицилийца Корака из Сиракуз, который вместе со своим учеником Тисием начал преподавание ораторского искусства в открытых им специальных школах. (Тисий впоследствии обу­чал красноречию и в Афинах.)

Под влиянием греческой культуры искусство красноречия стало развиваться и в Древнем Риме. Римляне также высоко ценили умение человека красиво и ясно излагать свои мысли. Государственные дела здесь также решались народным собранием, в сенате и суде, где мог выступать любой свободный гражданин. Владение словом было поэтому необходимым условием участия гражданина в политической жизни. В таких общественных условиях ораторское мастерство было широко распространенным явлением.

Крупным теоретиком и практиком ораторского искусства был Марк Тулий Цицерон. Он ставил перед оратором следующие задачи: дока­зать и одновременно продемонстрировать истинность приводи­мых фактов, доставить слушателям удовольствие, воздействовать на их волю и поведение, побуждать к действию. Оратор должен найти что сказать, расположить все по порядку, придать нужную словесную форму, утвердить все в памяти, произнести.

 

3. В русской филологической науке красноречие всегда занимало почетное место. В самый ранний период распространения книжности на Руси наши просветители, богословы, изучали античные риторики Аристотеля, Сокра­та, Платона и других авторов. Сочинения, посвященные красноречию, переводились на старославянский язык и привлекали внимание в первую очередь церковнослужите­лей, многие из которых прославились как замечательные проповедники, прекрасно владевшие ораторским искусст­вом.

В XVII веке российскому читателю уже были известны учебные пособия по красноречию, самые популярные из них ‒ «Риторика» и «Поэтика» Феофана Прокоповича. В нашей отечественной филологии центральной частью риторики всегда было учение о культуре речи, о словесном выражении мысли. При этом большое внимание уделялось не только устной речи оратора, но и искусству «всех родов прозаических сочинений».

Серьезная научная разработка проблем культуры речи у нас в отечестве началась благодаря М.В. Ломоносову, написавшему «Краткое руководство к красноречию» и «Риторику». С тех пор было создано немало учебных пособий по этой дисциплине, занимавшей почетное место среди «изящных искусств». Проблемам красноречия посвя­щали свои сочинения философы, общественные деятели, ученые, адвокаты, но более всех об этом заботились писате­ли, которые в своем творчестве оттачивали русский язык и давали блестящие образцы художественной речи.

В основе красноречия лежит высокая культура речи, по­этому ее требования имеют первостепенное значение для ораторов и сочинителей, а также для всех, кто стремится говорить и писать правильно, красиво и убедительно. Со­временная наука четко формулирует требования к хорошей речи: ее содержательность; точность и ясность; богатство выразительных средств, образность и в то же время доступ­ность, простота; стилистическое многообразие и соответст­вие жанрам, условиям общения; правильность, логичность.

Слово «красноречие» означает умение говорить и писать красиво, убедительно и увлекательно. Так этот тер­мин объяснил В.И. Даль в «Толковом словаре живого вели­корусского языка». Современные словари указывают еще и другое значение слова: красноречие ‒ это и «теория ораторского искусства». Действительно, чтобы научиться чему-то, и красноречию в частности, нужно изучать предмет, а для этого необходима теория.

Теория красноречия у нас еще именуется ритори­кой. Многие лингвисты не разграничивают понятия «крас­норечие» и «риторика», однако для нас важно уточнить эти термины. Современная риторика как учебная дисциплина охватывает слишком широкий круг вопросов ‒ от возни­кновения этой науки в античном мире и описания взглядов древнегреческих и римских философов до практических рекомендаций и советов ораторам, как завоевывать внима­ние слушателей. Предметом крас­норечия должно быть в первую очередь учение о красивой, правильной, действенной речи, причем не только в ее уст­ной, но и в письменной форме.

 

4. Изучение основ красноречия подчинено практической цели ‒ научить молодых людей говорить и писать правильно и выразительно, используя разнообраз­ные приемы создания эмоциональности и образности речи.

Умение говорить и писать красиво издавна считалось отличительной чертой культурного, образованного челове­ка. Не случайно мы судим о людях по их речи: владеет сло­вом ‒ значит, умен, не может правильно выразить мысль ‒ недалекий. Красноречивые люди вызывают к себе симпатию, с ними приятно вести беседу, их выступления охотно слушают, а те, кто не может связать и двух слов, неинте­ресны.

Проблемы красноречия всегда волновали филологов, ученых, общественных деятелей. Этот предмет преподавали известные русские литераторы и педагоги. Умнейшие люди прошлого века, писатели, поэты, учились красноречию по книге «Краткая риторика» А.Ф. Мерзлякова, русского поэта и переводчика, занимавшего кафедру рос­сийского красноречия и поэзии в Московском универси­тетском пансионе. Его лекции слушали А. С. Грибоедов, Ф.И. Тютчев. Мерзляков давал домашние уроки М.Ю. Лер­монтову и многим высокообразованным людям России.

На протяжении всего XIX века теория красноречия ин­тересовала передовых наших педагогов, общественных деятелей. Один из любимейших учителей А.С. Пушкина в Цар­скосельском лицее А.И. Галич написал пособие «Теория крас­норечия для всех родов прозаических сочинений», которое, несомненно, изучали А.С. Пушкин и его лицейские товари­щи, ставшие впоследствии известными литераторами.

Писатель и историк Н.М. Карамзин, оказав­ший значительное влияние на развитие русского литератур­ного языка, призывал современников учиться «писать, как говорим, и говорить, как пишем», не засоряя речь устаревшими заимствованиями, грубым просторечием. Новый слог Карамзина стал образцом для литераторов пушкинской эпо­хи и всех образованных людей того времени.

Большое значение красноречию придавал известный русский историк B.C. Ключевский. Он справед­ливо замечал, что многие педагоги не умеют выразить свою мысль и подают ее так, «что она вянет и блекнет, как цветок, попавший под тяжелую жесткую подошву». В пример бес­помощным ораторам Ключевский ставил историка С.М. Со­ловьева, у которого «слово всегда было по росту мысли». «Слушая Соловьева, мы чувствовали, — писал Ключевский, — что с нами беседует человек, много и очень много знающий и подумавший обо всем... и все свои знания сложивший в цельное миросозерцание». В этом отзыве — важнейший критерий красноречия — эрудиция оратора, глубокие зна­ния в той области, которой посвящена речь.

Выдающиеся русские ученые конца XIX — начала XX столетия восхищали современников своим красноречием. Д.И. Менделеев запомнился ученикам не толь­ко как знаменитый химик, но и как прекрасный популяри­затор научных идей, вносивший в свои лекции живую струю непосредственных наблюдений, создававший яркие, впечат­ляющие образы.

К.А. Тимирязев покорял аудиторию красно­речием, выступая с публичными лекциями «Жизнь расте­ний». Строгая научность его речи сочеталась с простотой и ясностью изложения. Слушателям казалось, что перед ними выступает вдохновенный художник, рисующий словесные образы растений. И сам Тимирязев утверждал, что в пуб­личных выступлениях всегда важна форма яркая, увлека­тельная.

Самый большой вклад в развитие красноречия — и в тео­ретическом, и в практическом плане — внесли наши заме­чательные писатели. Они неустанно трудились над совер­шенствованием художественной речи, создавая прекрасные образцы слога; обогащали русский литературный язык, рас­ширяя его пределы и показывая разнообразные приемы усиления эмоциональности, образности речи; они боролись за чистоту и правильность русского языка, оберегая его от порчи и засорения ненужными заимствованиями и неуме­лым словотворчеством. Русские писатели оставили нам мно­жество рекомендаций и советов, как следует относиться к богатейшим языковым ресурсам языка, как умело использо­вать его выразительные возможности. Все это имеет перво­степенное значение для разработки проблем красноречия.

Писатели-классики придавали важнейшее значение по­вышению культуры речи в обществе и обращали внимание на важность преподавания красноречия. А.П. Чехов назвал «хорошей новостью» известие о том, что в Московском университете ввели курс декламации — то есть, по словам писателя, стали «учить говорить красиво и выразительно». В заметке по этому поводу он писал, что обучение красно­речию следовало бы сделать обязательным, подчеркнув: «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким неприличием, как не уметь читать и пи­сать».

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что представляет собой риторика как наука и учебный предмет?

2. Что является предметом общей риторики?

3. Какое учение о родах и видах словесности содержит частная риторика?

4. С чем связано рождение риторики как дисциплины?

5. Кто является основателем античной риторики?

6. Какое место занимало красноречие в русской филологической науке?

7. Чему посвящено изучение основ красноречия?

Лекция 2 Оратор и его аудитория

 

План

1. Эффективность ораторской речи.

2. Ораторское искусство.

3. Личные качества оратора.

4. Основные навыки и умения оратора.

5. Пять основных этапов подготовки публичной речи.

6. Структура устного публичного выступления.

7. Написание и овладение текстом выступления.

 

1. Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями.По определению психологов, контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателем. В результате чего возникает эта общность? Прежде всего, на основе совместной мыслительной деятельности, т.е. оратор и слушатели должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы – оратор, излагая тему своего выступления, а слушатели, следя за развитием его мысли. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, контакта нет. Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории ученые называют интеллектуальным сопереживанием. Не случайно в народе говорят: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает». Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание, т.е. оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакцию.

Психологи подчеркивают, что необходимым условием возникновения контакта между оратором и аудиторией является искреннее, настоящее уважение к слушателям, признание в них партнеров, товарищей по общению. Возникает вопрос: как определить, удалось установить контакт или нет? Внешне контакт проявляется в поведении аудитории, а также в поведении самого оратора. Нередко во время выступления оратора в зале царит тишина. Но как различна, бывает эта тишина! Одних ораторов слушают, затаив дыхание, боясь пропустить хоть одно слово. Эта тишина регулируется самим оратором. Шутки выступающего, его юмористические замечания вызывают движение в зале, улыбку, смех слушателей, но этот смех прекращается сразу же, как только оратор вновь начнет излагать свои мысли. Во время выступления других ораторов тоже сидят молча, но не потому, что ловят каждое его слово, а потому, что не хотят мешать выступающему. Это так называемая «вежливая» тишина. Сидеть-то сидят, не нарушая порядка, не разговаривая, но не слушают, не работают вместе с оратором, а думают о своем, мысленно занимаются другими делами. Поэтому сама по себе тишина еще не говорит о контакте оратора с аудиторией.

Главные показатели взаимопонимания между говорящими и слушателями положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головы, улыбок, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале.

О наличии или отсутствии контакта свидетельствует и поведение оратора. Если оратор говорит уверенно, ведет себя естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения, значит, он нашел нужный подход к аудитории. Оратор, не умеющей установить контакт с аудиторией, как правило, говорит сбивчиво, невыразительно, он не видит своих слушателей, никак не реагирует на их поведение. Оратору порой удается установить контакт только с частью слушателей, а не со всей аудиторией. Можно сказать, что контакт – это величина переменная. Он может быть полным и неполным, устойчивым и неустойчивым, изменяться в процессе выступления оратора. Конечно, каждый выступающий должен стремиться установить со своими слушателями полный контакт, устойчивый от начала до конца речи. А для этого необходимо учитывать целый ряд факторов. На установление контакта оратора со слушателями влияют, прежде всего, актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления. Именно интересное содержание в значительной степени определяется успехом ораторской речи, является залогом установления контакта между оратором и аудиторий.

Большое влияние на установление контакта с аудиторией оказывает личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем. Если оратор известен как человек эрудированный, принципиальный, как человек, у которого слово с делом не расходится, человек, не бросающий слов на ветер, выступающий «не ради красного словца», то аудитория будет испытывать доверие к такому оратору.

Чтобы установить контакт со слушателями, важно учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступить. Рассмотрим основные особенности аудитории. Прежде всего, важно знать, однородна или неоднородна аудитория. По каким же признакам можно судить об однородности аудитории? К ним относятся такие характеристики слушателей, как возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы, настроение и т.п. Понятно, чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление, тем легче выступать. И наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями. Оратору нужно учиться управлять настроением аудитории, уметь, если надо, изменить его.

На установление контакта между оратором и аудиторией влияют и некоторые особенности психологии слушателей. Слушатели предъявляют оратору особые требования: они предоставили ему в процессе общения главную роль и хотят, чтобы он оправдал ее. Поэтому важно, чтобы слушатели почувствовали уверенность в поведении оратора, увидели спокойствие и достоинство на его лице, услышали твердость и решительность в голосе. Само появление оратора оказывает психологическое воздействие на аудиторию – оно должно настроить слушателей на успех ораторской речи, ни у кого не должно возникнуть даже тени сомнения в удаче. Но оратор ‒ такой же человек, как и все остальные. Перед выступлением у него могут возникнуть неприятности, непредвиденные осложнения, наконец, он может вдруг почувствовать недомогание. Однако аудитории нет дела до личных переживаний оратора. Зн






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.