Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Методические рекомендации проведения творческих подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста.

Творческие подвижные игры – это игры созданные (придуманные) самими детьми на основе картин, знакомых литературных произведений.

Для воспитания у детей самостоятельности творчества необходимо вооружить воспитателя соответствующей методикой. Для содержательного и эффективного проведения подвижных игр с детьми необходимо проводить большую подготовительную работу. Прежде всего, при обучении детей двигательным действиям следует формировать их творческую активность. Это обеспечит самостоятельность в применении двигательных навыков в игре. Важно также расширять знания и представления детей об окружающем. Для этого детей знакомят с действиями различных персонажей, читают соответствующую литературу, рассматривают картины.

Необходимо проводить беседы, уточнять их представление об игровых персонажах, учить выделять в прослушанных сказках, рассказах эпизод с движениями, вызывая эмоциональное переживание, желание отобразить этот эпизод в игре. Желательно предложить данный эпизод в разных вариантах, привлекая детей к импровизации. В поисках решения тех или иных задач в подвижных играх детям предлагается придумать свое действие, не похожее на действия других детей, новые правила, решить по-своему двигательную задачу. Постановка соответствующих задач, их решение способствует не только сознательному, творческому движению, но и развитию умственных способностей детей.

Выявление сформированности творческих способов действий целесообразно проводить по следующим направлениям:

1. Отношение детей к творчеству: увлеченность, способность «войти» в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний.



2. Доступное ребенку качество способов творческих действий: быстрота реакции, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, своеобразие способов действий.

3. Показатели качества детского творчества: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, предметов, персонажей и их отражение в действии, в игре.

Итак, в развитии творческой активности детей важное место отводится эмоционально-образной методике руководства воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творчески-исполнительную деятельность каждого ребенка.

Для того, чтоб проследить динамику развития двигательного творчества детей старшего дошкольного возраста целесообразно в начале и в конце запланированной работы в этом направлении продиагностировать уровень сформированности двигательного творчества в подвижной игре. Для этого мы предлагаем диагностику Натальи Николаевны Кожуховой, которая предлагает оценивать уровень по следующим критериям:

· развитие творчества при распределении ролей;

· развитие творчества в движении;

· в ролевом поведении;

· в создании и использовании условий;

· в придумывании вариантов знакомых игр.

Для оценки используется метод наблюдения. Предлагается авторская подвижная игра "Едем в зоопарк".

Цель игры: Определить уровень развития двигательного творчества, способности передавать образ животного; координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах.

Пособия: обручи, музыкальное сопровождение.

Содержание игры: Из числа играющих детей выбираются «животные для зоопарка», они занимают места в разложенных обручах – «клетках», расположенных вдоль стены зала. Не занятые в ролях дети встают за воспитателем («садятся в поезд»), образуя поезд и его вагоны и "едут" под весёлую музыку на прогулку в зоопарк. В это время дети – животные самостоятельно придумывают образ животного, которого будут изображать.

Приехав и прогуливаясь по зоопарку, дети-посетители подходят к «клеткам» и спрашивают: «Какой это зверь?» «Зверь» используя характерную для определенного животного мимику, движения, звуки, пытается представить выбранного животного. Задача остальных детей (посетителей зоопарка) отгадать его. После того как герой угадан, ребенок громко называет того кого он изображал, а дети-посетители должны убежать за "ворота зоопарка" (зрительный ориентир), а угаданный "зверь" должен их запятнать.

Отмечаются дети, которые наиболее удачно изобразили зверей. Затем игроки меняются местами.

Правила:

  • "Дети-животные" начинают показывать задуманного зверя только после вопроса: "Кто ты?"
  • "Дети-животные" догоняют "детей-посетителей" только после того как они отгаданы и громко произнесено название животного.
  • "Дети-животные" не могут ловить за "воротами зоопарка".

Результаты наблюдений фиксируются в баллах.

Далее строится план работы в трех направлениях: работа с детьми, с родителями и с педагогами.

 

Примерный план проведения работы по развитию двигательного творчества (из опыта работы).

Работа с детьми включала следующее:

1. Составили перспективный план работы, согласно которому работа проводилась по трем направлениям: с детьми, с воспитателями, с родителями (см. приложение 1).

2. Проведение знакомых подвижных игр, способствующих проявлению творчества у детей, таких как "Море волнуется", "Затейники", "Совушка».

В играх дети показывали свои творческие способности, опираясь на свой опыт. В игре «Море волнуется» - морские фигуры, морских животных, некоторые были активны, но многие копировали у других детей. В игре «Затейники» в основном показывали физические упражнения из комплекса общеразвивающих упражнений, который использовался на физкультурном занятии. В игре «Совушка» без помощи воспитателя некоторые дети не могли придумать того, кого изображают. Только после подсказки воспитателя (Бабочки летают, зайчики скачут, змеи ползают) выполняли соответствующие действия.

3. Выполнение детьми творческих игровых заданий, а именно:
А) детям было предложено побывать на сказочной полянке, где проходил конкурс для девочек "Лиса-краса". Девочкам было предложено используя мимику, жесты, движения показать красоту, грациозность "своей" лисички. Прежде чем объявить задание, воспитатель обращается к знаниям детей, предлагает вспомнить мультфильмы с героем – лисичкой.

Мальчикам было предложено показать медведя – Хозяина леса. Предлагалось изобразить всю значимость, массивность, важность этого животного. Некоторые использовали даже рычание. Мальчики хвалили девочек, обговаривали какая лисичка и почему им больше нравится, а девочки – мальчиков. Не все оценки были объективны, это обуславливается дружескими привязанностями детей.
В) Викторина «Знаток подвижных игр» («Вспомни правила игры», где нужно было по названию игры вспомнить правила для всех участников, кроссворд «Отгадай-ка!» (см. приложение 2)

4. Посещение зоопарка с целью обогащения знаний детей о повадках, внешнем виде диких животных. Дети с удовольствием наблюдали за животными. Многие из них были в зоопарке впервые и с огромным удовольствием очень эмоционально воспринимали увиденное, старались запомнить, пробовали тут же подражать, передавали образ животного в движении.

5. Придумывание считалок. Сначала детям было предложено придумать окончание знакомых считалок. Для некоторых детей это оказалось очень сложным заданием, но большинство с удовольствием придумывали разные варианты считалок. Придумывание считалок проводилось не во время занятия, а на прогулке перед проведением подвижной игры, поэтому воспринималось детьми как часть игры, они были более раскрепощены, что позволило творческой деятельности отразиться в большей степени (см. приложение 3).

6. Придумывание новых названий к знакомым играм. Некоторые дети сначала меняют просто название, и вводят в нее какой либо персонаж. Так, вместо игры «Волк во рву», предлагают поиграть в игру «Медведь во рву», «Лев во рву». Вместо игры «Охотники и зайцы» предлагают «Кошки и мышки», «Собачки и щенки» (когда мамы-собачки догоняют своих непослушных щенков); вместо «Ловишки с мячом» - «Весёлый мячик», «Мячик догони» (см. приложение 4).

7. Придумывание вариантов к знакомым подвижным играм. Важную роль в развитии двигательного творчества детей играет привлечение их к составлению вариантов игр, усложнению правил. Вначале ведущая роль в варьировании принадлежит воспитателю, но постепенно детям предоставляется все больше самостоятельности в варьировании, организации и проведении подвижных игр.

Для того чтобы проверить как дети могут самостоятельно придумывать варианты к играм использовали подвижную игру «Ловишка». Игра была хорошо знакома детям, поэтому на предложение изменить что-либо в игре дети откликнулись с большим желанием. Вариантов получилось достаточно много. (см. приложение 5). Кроме бессюжетной игры была взята сюжетная игра. Это их любимая игра «Медведи и пчёлы».

Проведённая предварительная работа во время исследования - беседы по закреплению знаний детей о диких животных, их повадках, рассматривание иллюстраций, картин, отгадывание загадок, чтение стихов, как на занятиях, так и в повседневной деятельности, развитие двигательной активности дали положительные результаты. Дети оживлённо и эмоционально изображали и медведей и пчёл, наперебой придумывали различные варианты игры, предлагали использование различного оборудования. Данные варианты можно видеть в приложении работы (см. приложение 6).

8. Далее попытались создать творческие подвижные игры по картине или произведению из детской художественной литературы. Детям были предложены 4 картины: «Кошка во дворе», «Лиса мышкует», «Хомяки и сова» и «Что там?»

В.Шмониной предложена примерная схема проведения бесед и составлению творческих подвижных игр, которой воспользовались в своей работе.

Задачи:

1. Расширять и углублять представления детей о домашних и диких животных, о внешнем виде, повадках, об изменениях в их жизни в разное время года.

2. Закреплять умение рассматривать картину, выделяя главное и замечая второстепенное составлять небольшие рассказы.

3. Учить работать творчески, активизируя умственные процессы: внимание, мышление, воображение.

4.Закреплять навыки в основных движениях, воспитывать физические и нравственные качества, совершенствовать ориентировку в пространстве.

Структура занятия:

1. Ознакомление с художественной литературой, рассматривание картин, но перед этим дается установка: сегодня мы узнаем о нелегкой жизни животного зимой. Послушайте внимательно рассказ.

2. Вопросы по содержанию, используя интересные методы и приемы, уточняющие внешний вид, повадки животных, время года.

3. Сообщение цели детям: сейчас мы попробуем сами придумать подвижную игру по картине.

4. Беседа с детьми по содержанию игры, вычленяются правила, выбирается место для игры, устанавливаются сигналы.

5. Игра детей.

Сначала рассмотрели картину «Кошка во дворе», т.к. дети хорошо знают кошку, смогут передать образ в движении. Были заданы следующие вопросы: Кто изображен на картине? Что делает кошка? Где гуляет? Кого увидела во дворе? Что хочет сделать с мышкой? Внимательно рассмотрев картину, дети придумали подвижную игру «Мышка замри!». Ее содержание: по считалке выбирается кошка, остальные дети мышки. По сигналу воспитателя «мышки гуляют» дети перемещаются по залу в разных направлениях. Бегают легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга. По сигналу «кот» - мыши убегают от кота; пойманные мышки остаются на месте, замерев и скрестив у груди лапки.

Вывод: детям было легко придумать подвижную игру т.к. у них уже был опыт игры с подобными героями.

Следующей была предложена картина «Лиса мышкует». Дополнением к рассматриванию картины был рассказ Н.Марихина «Лиса мышкует». После прочтения произведения были заданы следующие вопросы: Что изображено на картине? Что делает лиса? Кого увидела лиса? Что хочет сделать? Как ведет себя во время охоты? После прочтения рассказа движения стали более выразительными, красивыми, грациозными, хорошо передающими образ лисы.

Дети придумали игру, которая называлась «Осторожно, лиса!», также были придуманы варианты к игре: введение двух ловишек (лис); мышки замирают по сигналу "Лиса", а не убегают в свои норки; лиса ловит мышей, бросая мяч. Вывод: Дети придумали игру аналогичную первой, но варианты получились интересными.

Третьей была картина «Хомяки и сова». Также рассматривали картину, задавали вопросы. Марина С. придумала игру «Умные хомячки» - «Хомяки жили в норках, в поле, на котором росла разная трава. Они ее ели, но им всегда хотелось попробовать гороха, который рос через дорогу на другом поле. Над этой дорогой часто летала сова, она хотела поймать хомячков. Хомяки были смелыми, они быстро перебегали через дорогу, вдоль которой летала сова». По сигналу «1,2,3,4,5 – можно за горохом выбегать! – хомячки подлезают под веревочку, а сова пытается их запятнать.

Вывод: Придумывать эту игру детям было сложнее, т.к. хомяков дети могли видеть дома, в детском саду в уголке природы, но никогда не видели, как живут хомяки в естественных условиях.

Самой сложной для создания игры, на мой взгляд, была картина «Что там?» Очень интересно было узнать, смогут ли дети создать игру, если один предмет одушевленный, а другой нет. Дети придумали игру «Огородный сторож». Водящий (пугало) стоит по середине зала, "руки" в стороны, а дети должны пробежать под руками, не задев их. Игра получилась интересной и веселой.

Таким образом, создание творческих подвижных игр по картинам приносит огромную пользу в развитии творческого воображения и двигательного творчества детей. В процессе этой деятельности всем было интересно, дети с большим энтузиазмом придумывали игры и еще больше хотели в них поиграть.

Работа с воспитателями:

1. Проведено анкетирование воспитателей с целью выявления знаний педагогов о творческой подвижной игре.

2. Затем спланировали и провели консультацию для воспитателей на тему "Творческие подвижные игры в работе с детьми". По вопросам и обсуждению после консультации воспитатели отметили актуальность вопроса развития творческих способностей детей через игру. (см. приложение 7).

Работа с родителями:

1. Проведение мастер-класса на тему: "Развитие двигательного творчества у старших дошкольников". (см. приложение 8).

2. День открытых дверей: конкурс "Лиса – краса" и "Хозяин леса".

Были приглашены родители на мероприятие «День открытых дверей», где вместе с ними были проведены подвижные игры, так же родителям был показан, проведённый в ходе работы с детьми конкурс на «сказочной полянке», который закончился похвалой всех детей и «лесной дискотекой»

 

 

Приложение 1

Перспективный план развивающей работы:

Запланированная работа Задачи
  Работа с педагогами
1. Анкетирование воспитателей Выяснить вопрос о том, что педагоги знают о творческих подвижных играх.
2. Мастер - класс для воспитателей по теме исследования Выявить заинтересованность и актуальность исследуемого вопроса.
3. Изучение и анализ психологической литературы Выяснить характерные черты и особенности творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
  Работа с родителями
1. Консультация для родителей «Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста» Информировать родителей о развитии творчества у детей старшего дошкольного возраста.    
2. «День открытых дверей»
  Работа с детьми
1. Проведение знакомых подвижных игр, способствующих проявлению творчества. Развивать фантазию детей, двигательное творчество, память, ассоциативность, логическое мышление.
2. Игровые задания Определить уровень знаний детей подвижных игр.
3.   Посещение зоопарка Обратить внимание на внешние признаки, повадки зверей, для более точной передачи образа.  
4. Придумывание окончание считалкам. Развивать творческое воображение при распределении ролей.
5. Придумывание названий к знакомым подвижным играм.  
9. Придумывание вариантов к знакомым подвижным играм.
10. Создание подвижных игр на основе картин и художественных произведений. Развивать фантазию, двигательное творчество на основе наблюдательности, логического мышления и имеющихся знаний.

 

Приложение 2






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.