Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Объекты, уровни и субъекты стандартизации

Объект стандартизации – предмет, подлежащий или подвергшийся стандартизации. Предметом может быть продукция, работа (процесс), услуга.

Продукция - результат деятельности, представленный в материально - вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Процесс – совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельность, которая преобразует входящие элементы в выходящие. К ресурсам относятся персонал, средства обслуживания, оборудование, технология и методология.

Определить понятия «работа» и «услуга» нам помогает Гражданский кодекс Российской Федерации.

В соответствии со ст. 702, 730 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» под работами понимается деятельность (работа) исполнителя, осуществляемая за плату по заданию потребителя, имеющая материальный результат (строительство жилого дома, ремонт обуви и т. д.), который передается гражданину для удовлетворения личных (бытовых) нужд.

С учетом положений ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Закона «О защите прав потребителей», услуга - это совершение за плату определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию гражданина для удовлетворения личных (бытовых) нужд (услуги по перевозке, связи, консультационные, образовательные и т. д.).

Согласно ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения» услуга - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.



По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные.

Материальная услуга - услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг. Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и т.д.

Социально-культурная услуга - услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя. Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуга, услуги культуры, туризма, образования и т.д.

Область стандартизации - это совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации.

Так, например, пищевая промышленностью является областью стандартизации, а объектами стандартизации в ней могут быть технологические процессы, сырье, качество продукции и т.д.

Стандартизация осуществляется на разных уровнях.

Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт.

Если участие в стандартизации открыто для соответствующих органов любой страны, то это международная стандартизация.

Региональная стандартизация – это деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира. Региональная и международная стандартизация осуществляется специалистами стран, представленных в соответствующих и международных организациях, задачи которых рассмотрим позже.

Национальная стандартизация – это стандартизация в одном конкретном государстве. При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом уровне, в том или ином секторе экономики (например, на уровне министерств), на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий (фабрик, заводов) и учреждений.

Стандартизацию, которая проводится в административно-территориальной единице (провинции, крае и т.д.), принято называть административно-территориальной стандартизацией.

Субъектами стандартизации являются организации, которые можно объединить в три группы:

1. Международные (например, ИСО, МЭК, ЕОК);

2. Региональные (например, Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации);

3. Национальные (например, в России – был Госкомитет по стандартизации и метрологии РФ – Госстандарт РФ который Указом Президента РФ № 314 от 09.03.04 преобразован в Федеральную службу по техническому регулированию РФ, а Указом Президента РФ № 649 от 20.05.04 Федеральная служба преобразована в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Далее по тексту мы будем использовать прежнее его название - Госстандарт).

Международные и региональные организации по стандартизации более подробно у Л.С. Кудряшова, Г.В. Гуринович, Т.В. Рензяевой [36, стр. 255-264], а сейчас рассмотрим национальный уровень стандартизации, и её органы и службы.

Правительством РФ (согласно Закону РФ «О техническом регулировании», ст.14) национальным органом по стандартизации в России является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (бывший Госстандарт РФ, далее Госстандарт РФ), который:

1) утверждает национальные стандарты;

2) принимает программу разработки национальных стандартов;

3) организует экспертизу проектов национальных стандартов;

4) обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально - технической базы и научно - техническому прогрессу;

5) осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

6) создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;

7) организует опубликование национальных стандартов и их распространение;

8) участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;

9) утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;

10) представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Все полномочия этого органа могут быть разделены на две группы. К первой группе относятся полномочия, связанные с непосредственным воздействием государства на субъекты рынка, а ко второй — полномочия, связанные с удовлетворением нерыночного спроса граждан и юридических лиц на специальные услуги в области стандартизации. Ко второй группе относится подавляющее большинство полномочий национального органа по стандартизации, ведь область деятельности Госстандарта России – защита прав потребителей и соблюдение технического законодательства.

Госстандарт в своей деятельности руководствуется Конституцией, законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, другими нормативными актами и Положением о Комитете РФ по стандартизации, метрологии и сертификации.

Госстандарт России несет ответственность за состояние, направление и совершенствование системы стандартизации.

В системе Госстандарта России 19 НИИ, 13 опытных заводов, издательство стандартов, 2 типографии, 3 учебных заведения (Московская инженерная школа метрологии и качества, Уральский колледж метрологии и качества, Академия стандартизации, метрологии и сертификации (Москва)), 96 государственных ФГУ ЦСМ подведомственных Госстандарту федеральных органов исполнительной власти по техническому регулированию (носят название - центр стандартизации, метрологии и сертификации - ЦСМ).

Госстандарт России – хранитель и собиратель, издатель и распространитель ГОСТов и др. НД по стандартизации, метрологии, сертификации и качеству.

При Госстандарте работает главный информационный центр, который имеет автоматизированные банки данных, в том числе:

- по отечественным и зарубежным НД – "НОРМБОК";

- по стандартизированным терминам определениям – "РОСТЕРМ";

- по классификаторам технико-экономической информации – "КЛАССИФИКАТОР";

- по средствам измерений и другим.

Информация передается по Российским и Международным телекоммуни

кационным сетям.

"Издательство стандартов" выпускает межгосударственные стандарты и стандарты РФ, информационные указатели, научно-техническую, специальную, справочную и учебную литературу, периодические издания (ж. "Стандарты и качество", "Измерительная техника", "Надежность и контроль качества", "Сертификация", "Законодательная и прикладная метрология" и т.д.).

Госстандарт возглавляет председатель, назначаемый Председателем Правительства РФ.

Для рассмотрения научно-технических проблем стандартизации, метрологии, сертификации и качества в Госстандарте образуется научно-технический Совет. Положение о нем и состав этого совета утверждаются также председателем Госстандарта.

Для организации и осуществления экспертизы разрабатываемых стандартов, подготовки мотивированного заключения об утверждении или отклонении проекта стандарта, а также для работ по международной стандартизации созданы комитеты (ТК) по стандартизации.

ТК создаются на базе предприятий (организаций), специализирующихся по определенным видам продукции и обладающих в данной области наиболее высоким научно-техническим потенциалом. К работе в ТК привлекаются на добровольной основе представители заинтересованных предприятий и организаций, разработчиков, изготовителей продукции, органов по стандартизации, метрологии и сертификации, общественных организаций потребителей, научно-технических обществ, ведущие ученые и специалисты.

В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.

Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждается национальным органом по стандартизации.

Заседания технических комитетов по стандартизации являются открытыми.

Возглавляет ТК председатель из числа руководителей, их заместителей, генеральных конструкторов, главных технологов предприятий, других ведущих специалистов и ученых. Представляя интересы ТК во всех государственных, кооперативных, общественных и международных организациях, председатель комитета несет ответственность по вопросам, входящим в его компетенцию.

Финансирование ТК осуществляется за счет внесения членских взносов и долевого участия в разработке проектов стандартов.

Научное обоснование работ по стандартизации в стране осуществляют научно-исследовательские институты системы Госстандарта РФ, конструкторское бюро, опытные производства и научно-производственные объединения.

Научно-исследовательские институты (центры) Госстандарта выполняют роль головных организаций в области стандартизации, сертификации и метрологии.

Более подробно у Л.С. Кудряшова, Г.В. Гуринович, Т.В. Рензяевой [36, стр. 269-271].

Для осуществления государственного контроля и надзора создаются территориальные органы Агентства и подведомственные организации (ФГУ) – это государственные органы с правами исполнительной власти; тесно взаимодействуют с местными органами власти и администрации.

Главная задача ФГУ – проведение в стране единой политики Федерального агентства РФ в области стандартизации, контроль за выпуском и реализацией продукции высокого качества.

Основные функции федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии (до 01.09.04, в связи с выходом в свет Постановления Правительства №294 от 17.06.04):

- проверка внедрения и соблюдения стандартов;

- контроль за соблюдением правил экспертизы качества продукции;

- сертификация продукции, услуг, производства;

- контроль за соблюдением метрологических правил и норм, состоянием средств измерений;

- испытания, поверка и аттестация методик выполнения измерений;

- внесение предложений о пересмотре, отмене или ограничении срока действия стандартов.

Для выполнения всех этих и других функций ФГУ могут быть оснащены испытательными лабораториями, поверочным и испытательным оборудовани-

ем, фондом нормативной документации.

Территориальные государственные органы периодически переаккредитуются на предмет соответствия их деятельности установленным требованиям.

Для организации работ по стандартизации на предприятиях создаются конструкторско-технологические и научно-исследовательские отделы (бюро, лаборатории) – КТОС или НИОС, которые осуществляют организационно-методическое руководство работами по стандартизации на предприятии, контроль за соблюдением отделов и цехов необходимой нормативной документацией. В составе отделов могут быть организованы группы: стандартизация изделий основного производства; вспомогательного производства; учета и регистрации; нормативной документации и т.д.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.