Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Организационно-методические документы, распространяющиеся на конкретные однородные группы продукции и услуг и выполняемые в виде правил и порядков.

Классификаторы, перечни и номенклатуры.В работах по сертификации используются:

- "Общероссийский классификатор продукции" (ОКП) для обозначения и идентификации продукции с помощью 6-разрядного кода;

- "Общероссийский классификатор услуг населения" (ОКУН) для обозначения и идентификации с помощью 6-разраядного кода работ и услуг;

- международный классификатор "Товарная номенклатура внешней экономической деятельности (ТН ВЭД)" для обозначения и идентификации с помощью 9-разрядного кода импортной и экспортной продукции и пр.

Перечни обеспечивают участников работ по сертификации необходимыми сведениями о продукции и услугах, подлежащих обязательной сертификации (утверждаются Правительством РФ).

Номенклатура объектов разрабатывается на основе перечней и обеспечивает всех участников работ по сертификации сведениями о развернутой номенклатуре продукции, о НД, на основе которых осуществляется сертификация.

Рекомендательные документы– развивают и конкретизируют вопросы организации сертификации, методы, формы для различных процедур сертификации с целью повышения эффективности работы специалистов.

Справочные информационные материалы – содержат расширенную информацию об объектах, зарегистрированных в Госреестре (о продукции, системах сертификации, об ОС, ИЛ, экспертах). В отличие от вышеперечисленных документов, являющихся полнотекстовыми, они представляют фактографические базы данных, содержащихся в Госреестре. По любому реквизиту, касающемуся ОС, ИЛ, экспертов, стандартов, можно получить сведения в справочных информационных материалах.



Законодательством в области конкретных видов деятельности и видов продукции являются:

1. ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" № 171от 22.11.95 (в редакции Закона РФ от 29.12.2001г. N186-ФЗ).

2. Указ Президента РФ "О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольных напит-

ков";

3. Постановление Правительства России от 12 февраля 1994 года №100 "Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции услуг";

4. Правительства Российской Федерации от 16 мая 2003 г. N 287 "Об утверждении Положения об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации";

5. Порядок проведения Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора (постановление ГК РФ по стандартизации и метрологии №99 от 01.09.03);

6. Порядок ввоза на территорию РФ товаров, подлежащих обязательной сертификации (приложение к приказу ГТК РФ №217 от 23.05.94, регистр. номер Минюста 599 от 15.06.94);

7. Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 № 1036 Правила оказания услуг общественного питания;

8. Таможенный кодекс РФ (утв. Верх.Советом РФ 01.01.04).

Имеется ряд ведомственных документов, определяющих правила и порядок сертификации пищевой продукции. Главным из этих документов является "Система сертификации ГОСТ Р. Система сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья" (1993г). На её основе разработаны системы сертификации однородных групп пищевой продукции, которые являются основными рабочими документами при выполнении работ по сертификации. Более подробно можно ознакомиться у В.М.Позняковского [37].

Важное значение в координации работ по сертификации имеют документы о межведомственных взаимодействиях, подробнее можете посмотреть у В.М. Позняковского [37].

Гражданско-правовую ответственность за нарушения устанавливают:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая;

2.Закон РФ "О защите прав потребителей".

Административную ответственность за нарушения устанавливают:

1. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (см. приложение 6);

2. Закон РФ "о защите прав потребителей";

3. ФЗ РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)";

Уголовную ответственность за нарушения устанавливают:

1. Уголовный кодекс РФ, ст.238, которая гласит:

«Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности

- Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности -наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет;

- Те же деяния, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) совершены неоднократно;

в) совершены в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет;

г) повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека;

наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до шести лет с конфискацией имущества или без таковой.

- Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие неосторожности смерть двух или более лиц, - наказываются лишением свободы на срок от четырех до десяти лет».

 

Сертификация работ и услуг

Сфера услуг представляется наиболее сложным предметом переговоров в процессе вступления России в ВТО. Присоединение к Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС) затрагивает не только вопросы технических барьеров, но и правила перемещения физических лиц, инвестицией и иные проблемы внутреннего регулирования в этой области.

В соответствии с ФЗ РФ «О техническом регулировании» услуги торговли и общественного питания являются объектами добровольной сертификации.

В качестве нормативной базы применяются законы, ТР, международные, региональные и национальные стандарты, СанПиНы, СниПы, а также НД, утверждаемые органами государственного управления для конкретных видов работ и услуг (например, Правила оказания услуг общественного питания, Правила продажи отдельных видов товаров).

Классификация услуг построена по отраслевому признаку (торговля, связь, образование и т.д.). Основные виды услуг перечислены в общероссийском классификаторе услуг населения (ОКУП).

Объектами сертификации в сфере услуг являются: собственно услуга,

процесс предоставления услуги, результат услуги, подлежащие сертификации.

При проведении работ по сертификации услуг необходимо учитывать следующие специфические особенности:

- объект услуги: человек или принадлежащий ему предмет;

- непосредственное взаимодействие исполнителя и потребителя при оказании услуг;

- воздействие на потребителя услуг условий обслуживания, характеризуемых комплексом санитарно-гигиенических, эстетических, временных и других характеристик;

- совпадение во времени процессов производства и потребления ряда услуг;

- нетранспортабельность и несохраняемость услуг;

- осуществление качества услуг потребителем;

- многообразие видов услуг и большое количество предприятий;

- локальный характер оказания услуг (по месту жительства, работы и т.д.).

Указанные специфические особенности услуг влияют на определение

схемы и порядка сертификации:

- существует невозможность проведения испытаний типа с использование методов разрушающего контроля;

- необходимость проверки услуги и условий обслуживания у исполнителя услуги;

- необходимость применения социологических методов оценки качества услуг и обслуживания потребителей;

- необходимость проведения аттестации исполнителя услуги, а также аттестации предприятия в целом;

- региональность характера организации работ по сертификации услуг;

- многочисленность органов по сертификации по одним и тем же видам услуг и необходимость методического руководства и координации их работ.

Сертификация работ и услуг осуществляется в той же последовательности, что и сертификация продукции. Сущностью этапа 3 (оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям) является – оценка выполнения работ и оказания услуг; проверка, испытания результатов работ и услуг; итоги первой отражаются в актах, итоги второй – в протоколах испытаний.

При сертификации работ и услуг используют 7 схем (приложение 4), тогда как по продукции – 10 основных и 6 дополнительных схем. Выбор схемы сертификации, а также организационно-методические мероприятия по сертификации услуг и работ осуществляются в соответствии с Положением о Системе сертификации ГОСТ Р и Правилами сертификации работ и услуг в РФ.

По ИСО 9004.2-91 мастерство исполнителя включает в себя: характеристики персонала (квалификацию, качество результата услуги, культуру взаимодействия с клиентом); характеристики административной деятельности (обучение персонала, его материально-техническое и нормативное обеспечение и т.д.).

Схема 1 – предусматривает оценку мастерства исполнителя, применяется, когда качества оказания работы или услуги обусловлено квалификацией мастера.

Схема 2 – предусматривает оценку процесса выполнения работы, оказания услуги, применяется в тех случаях, когда качество работы или услуги обусловлено стабильностью технологического процесса.

Схема 3 – предусматривает оценку состояния производства, применяется при сертификации производственных услуг (работ). Данная схема не используется при сертификации услуг торговли.

Схема 4 – предусматривает оценку организации, применяется, когда необходимо установить категорию организации.

Схема 5 – предусматривает оценку системы качества, применяется при сертификации особо опасных услуг, когда важны всесторонние меры по обеспечению безопасности.

Схемы 6 и 7 - предусматривают рассмотрение декларации о соответствии, в которой исполнитель услуг в лице руководителя предприятия заявляет, что оказываемые услуги соответствуют установленным требованиям. ОСУ рассматривает документы, подтверждающие соответствие услуг установленным требованиям, акты и протоколы проверки и при положительном результате принимает решение о выдаче заявителю сертификата и лицензии на применение знака соответствия. В схеме 7, в отличие от схемы 6, предусмотрена оценка системы качества.

Также необходимо отметить, что по 4 схеме оценивают организацию (предприятие) – исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям ГОСТов. При этом оценивают не только процесс выполнения работ и оказания услуг по критериям:

- полнота и актуализация (своевременное обновление) документации, устанавливающая требования к процессу (нормативные и технические документы);

- метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, правовое и др. обеспечение процесса выполнения работ, оказания услуг;

- безопасность и стабильность процесса;

- профессионализм обслуживающего и рабочего персонала;

- безопасность реализуемых товаров;

- правильность присвоения предприятию определенной категории, используя второй специфический вид стандарта на услугу – классификацию предприятия.

По данной схеме проводят аттестацию организации (предприятия) на соответствие материально-технической базы, условий обслуживания требованиям НД по безопасности.

Как при сертификации продукции, во всех схемах могут быть использованы дополнительные документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям и полученные вне самой процедуры сертификации и которые могут служить основанием для сокращения работ по оценке, проверке и инспекционному контролю работ и услуг.

Сертификация услуг общественного питания. Услуга общественного питания – результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей потребителя в питании и проведении досуга.

Услуги ОП в настоящее время подлежат добровольному подтверждению соответствия. Центральный орган системы – Департамент государственной торговой инспекции, внутренней торговли и ОП Министерства экономического развития и торговли РФ. «Правила оказания услуг ОП» утверждены Постановлением Правительства РФ № 1036 от 15.08.97г.

При сертификации услуг ОП используются следующие стандарты: ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения»; ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования»; ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий». Данный стандарт пригоден для целей сертификации при присвоении и подтверждении типа и класса предприятиям общественного питания; ГОСТ Р 50763-95 «Общественное питание. Кулинарнаяпродукция, реализуемая населению. Общие технические условия»; ГОСТ Р 50935-96 “Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу»; ОСТ 28-1-95 «Общественное питание. Требования к производственному персоналу»; ОСТ 32.57-96 «Железнодорожный транспорт. Услуги общественного питания в пассажирских поездах. Общие требования. Классификация предприятий общественного питания в пассажирских поездах»; СанПиН 42-123-4117-86 “Санитарные правила. Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов»; СанПиН 42-123-5777-91 «Санитарные правила для предприятий ОП, включая кондитерские цехи и предприятия, вырабатывающие мягкое мороженое»; СП 2.3.6.959-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлении и обороноспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

По ГОСТ Р 50764-95 услуги, предоставляемые потребителям в ПОП всех типов и классов, а также граждан-предпринимателей подразделяются на услуги питания; услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий; услуги по организации потребления и обслуживания; услуги по реализации кулинарной продукции; услуги по организации досуга, информационно-консультативные услуги; прочие услуги.

В соответствии с ГОСТ Р 50764-95 общие требования к услугам общественного питания следующие: соответствие целевому назначению; точность и своевременность предоставления услуги; безопасность и экологичность; эргономичность и комфортность; эстетичность; культуру обслуживания; социальную адресность; информативность.

Помимо общих требований услуги ОП должны соответствовать обязательным требованиям по безопасности: санитарно-гигиеническим и технологическим требованиям (СанПиН 42-123-5777, СанПиН 42-123-4117, сборники рецептур блюд и кулинарных изделий); безопасности продовольственного сырья и продуктов (СанПиН 2.3.2.1078-01); экологической безопасности (СанПиН 42-123-5777, СНиП 2708.02) и др.

В дополнение к ГОСТам требования к услугам ОП приведены и других НД (ОСТах, ТУ, методических указаниях, инструкциях, приказах, руководствах и т.д.).

Оценку и контроль качеств услуг ПОП и граждан-предпринимателей осуществляют с помощью аналитических (физико-химических, микробиологических) и социологических методов, утвержденных в установленном порядке.

Сертификация услуг розничной торговли.Услуги розничной торговли оказывают гражданам для удовлетворения их личных бытовых нужд, поэтому они попадают под действие ФЗ РФ «О защите прав потребителей». Услуги розничной торговли (УРТ) в настоящее время подлежат добровольному подтверждению соответствия. «Правила сертификации УРТ» утверждены постановлением Госстандарта России от 22.08.00 № 61. Данный документ устанавливает правила, процедуры и порядок проведения сертификации УРТ. Центральный орган системы – Департамент государственной торговой инспекции внутренней торговли и ОП Министерства экономического развития и торговли РФ.

Для УРТ применяют следующие ГОСТы:

1. ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения». Стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области торговли:

- услуга торговли - результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров;

- розничная торговля – торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;

- предприятие розничной торговли – торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования;

- безопасность услуги торговли – комплекс свойств услуг, проявление которых при обычных условиях ее оказания не подвергает недопустимому риску жизни, здоровье и имущество потребителя.

2. ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования». Стандарт устанавливает классификацию услуг торговли, общие требования к услугам торговли. Согласно стандарту, услуги торговли включают: реализацию товаров, оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании, информационно-консультативные услуги, создание удобств покупателям.

Общие требования к услугам торговли: социального назначения, функциональной пригодности, эргономики, эстетики, технологичности, безопасности, охраны окружающей среды.

3. ГОСТ Р 51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу» Данный стандарт устанавливает обязательные требования к обслуживающему персоналу предприятий розничной торговли и к индивидуальным предпринимателям, оказывающим УРТ. Перечень УРТ, подлежащих сертификации, содержит услуги по реализации товаров: а) в магазинах разных типов; б) в мелкорозничной сети; в) через торговые автоматы.

При сертификации УРТ используются схемы 1, 2, 4, 5 (приложение 4).

Схема 1 - применяют при сертификации услуг реализации товаров в розничной торговле, качество и безопасность которых обусловлены мастерством исполнителя (обслуживающего персонала). Используют при сертификации услуг, оказываемых в мелкорозничной торговой сети (стационарной и передвижной). Мастерство исполнителя по этой схеме оценивают на соответствие требованиям ГОСТ Р 51305.

Схема 2 – применяют при сертификации услуг реализации товаров в магазинах различных типов, преимущественно для предприятий продовольственной торговли с торговой площадью до 1000 м2 включительно («Универсамы», «Гастрономы», «Продукты», специализированные продовольственные магазины), предприятия непродовольственной торговли с торговой площадью до 2500 м2 («Промтовары», «Комиссионный», специализированные непродовольственные магазины), а также для магазинов типа «товары повседневного спроса». Эта схема предусматривает оценку технологического процесса, мастерства исполнителей и условий обслуживания.

Схема 4 – применяется при сертификации услуг реализации товаров в непродовольственных магазинах с торговой площадью более 2500 м2, универмагов с торговой площадью более 3500 м2, а также универмагов с торговой площадью более 1000 м2. Данную схему применяют, когда необходимо установить категорию организации.

Схему 5 - применяют при сертификации услуг по реализации товаров в магазинах при наличии документально оформленных систем качества.

Проверку результата услуги по всем схемам сертификации проводят на соответствие действующим правилам продаж товаров.

Во всех схемах сертификации услуг розничной торговли могут использоваться документы, подтверждающие соответствие услуг установленным требованиям или полученные вне работ по сертификации, в т.ч. акты оценок соответствия услуг требованиям безопасности органов, осуществляющих контроль и надзор за качеством и безопасностью данного вида услуг, и общественных объединений потребителей; свидетельства о государственной поверке средств измерений, применяемых в торговле; результаты социологических обследований и другие документы. Эти документы могут служить основанием для сокращения объема оценок, проверок и контроля.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.