Взаимодействие света с веществом При падении светового потока Ф на освещаемое тело часть потока Фi проходит сквозь тело, часть потока отражается Фr, часть потока Фa поглощается телом (рисунок 46).
Рисунок 36 – Схема взаимодействия света с телом
| |
На основании закона сохранения энергии:
(52)
Разделив обе части этого равенства на Ф получим
(53),
где r – коэффициент отражения тела; t – коэффициент пропускания тела; a – коэффициент поглощения.
В таблице 10 приведены коэффициенты r, t, и a для различных материалов.
Таблица 10
Коэффициенты r, t, a различных материалов.
Материал
| Коэффициенты, %
| r
| t
| a
| Оконное стекло 2 – 5 мм
|
|
|
| Зеркало
| 85–90
|
| 10–15
| Бумага белая
|
|
|
| Черный бархат
|
| 0,05
| 99,5
|
Каждое тело имеет коэффициенты r, t, и a, которые характеризуются отношением соответствующей части светового потока к падающему световому потоку Ф. Для проектировщика наибольший интерес представляют явления пропускания света (в ограждающих конструкциях окон, фонарей, витражей и т.п.) и отражения.
Различают три основных вида отражения и пропускания света. Схемы пропускания света различными телами приведены на рисунке 37.
а
б
Рисунок 37 – Схема пропускания светового потока:
а – полное, б – частичное, в – диффузное.
Схемы отражения света от непрозрачных поверхностей (рисунок 38).
а
Рисунок 38 – Схема отражения светового потока:
а – зеркальное, б – направленное, в – диффузное.
Коэффициент поглощения a влияет:
1) на повышение температуры тела;
2) на фотоэффект (фотоэлемент в сети);
3) на фотохимические процессы (люминесценция);
4) на фотобиологические процессы (например, зрительные реакции).
Зрение – чрезвычайно сложный процесс. Это необходимо учитывать проектировщику, архитектору, определяющим в проекте образ бедующего здания. С учетом оптических свойств глаза человека важно знать о зрительных иллюзиях и искажениях – увеличение или уменьшение глубины пространства, искажение масштаба, пропорций и архитектоники интерьеров зданий и сооружений.
К иллюзиям, зависящим от физиологии глаза, относятся явления иррадиации (светлые предметы кажутся большими по сравнению с равными им, но темными предметами), и дифракции (проявляется в отклонении световых лучей от прямолинейного распространения при встрече с преградой).
Законы зрительного восприятия умело использовали древние архитекторы. Эффект парения купола собора св. Софии в Константинополе был достигнут подбором размеров окон и простенков в основании купола.
Полный световой поток в помещении
Представим здание, в помещении которого через светопроем поступает световой поток Ф от неба (рисунок 39). Многократно отражаясь от внутренних поверхностей, световой поток создает в помещении световую среду. При этом в помещении не должно находиться никаких предметов.
Рисунок 39 – Схема к определению полного светового потока
в помещении
Общий световой поток Ф в любой точке состоит из двух основных составляющих: прямого светового потока Фt и отраженного Фо.
(53)
При определении полного светового потока Ф в помещении следует учитывать коэффициент светопропускания t. Для заполнения светового проема с тройным остеклением (рисунок 40) световой поток Фt, прошедший в помещение, определяется по формуле:
(54)
где n – количество стекол в заполнении светопроема.
Рисунок 40 – Схема к определению светового потока, прошедшего в помещение через заполнение светового проема
Оценка световой среды
Световая среда в помещении существенно влияет на психофизиологическое состояние человека. От нее зависит производительность труда, качество выпускаемой продукции и состояние здоровья людей. Поэтому проектирование естественного освещения не должно сводиться только к выбору размеров, формы и расположения световых проемов. Необходимо учитывать ряд факторов, влияющих на световую среду.
1. Для оценки условий освещения требуется учитывать необходимый уровень освещенности на рабочей поверхности – КЕО.
Естественное освещение помещений различают: боковое – через окна в наружных стенах; верхнее – через световые фонари и проемы в покрытии и комбинированное – когда к боковому освещению добавляют верхнее.
Значение КЕО в любой точке помещения определяется по формуле:
(55)
При проектировании световой среды учитывается не только архитектурный образ здания, но и его назначения. Значение КЕО для различных помещений нормировано.
2. По степени освещенности все помещения можно разделить на три группы: помещения с хорошей и равномерной освещенностью по всей площади (производственные, учебные, спортивные и другие помещения); помещения с неравномерным освещением (музейные и выставочные залы); помещения, где допускается небольшая неравномерность освещения (жилые и конторские помещения).
3. Существенную роль играет контрастность освещения. Контраст определяется разностью яркостей между предметом и фоном:
(56)
где Lп, Lф – яркости, соответственно предмета и фона.
По величине К различают:
– контраст большой К > 0,5;
– контраст средний К = 0,2–0,5;
– контраст малый К £ 0,2;
– нюанс К < 0,2.
Благоприятные условия работы в помещении обеспечиваются при соотношениях яркости потолка, стен и пола, аналогичных природным.
4. При наличии в помещении полированных каменных или металлических, стеклянных, то есть зеркально отражающих поверхностей возможно неприятное ощущение, дискомфорт от бликов на окружающих поверхностях (отраженная блескость).
Критерием оценки отраженной блескости служит показатель дискомфорта М; а слепящего действия – показатель ослепленности Р.
Для устранения или ограничения отраженной блескости возможно определить направление света, при котором зеркально отражаемые лучи не попадали в глаза человека; увеличить размеры светящей поверхности с уменьшением ее яркости; изменить расположение бликующей поверхности.
5. Спектральный состав светового потока существенно влияет на цветность и цветопередачу. При этом цвет – одна из главных характеристик световой среды, определяющая эмоциональное воздействие среды на человека.
6. Видимый свет в результате взаимодействия с материальной средой воздействует на органы зрения. Более 80 % информации об окружающем предметном мире человеку обеспечивают информативные функции света, характеризующиеся возникновением зрительных образов.
Деление критериев оценки освещения на количественные и качественные весьма условно. Как рассмотрение их в отдельности, так как все они взаимосвязаны и взаимозависимы.
|