Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 2. Образование как ценность, процесс и результат. Сущность процесса обучения.

План

1. Образование как ценность, процесс и результат.

2. Понятие, сущность и движущие силы процесса обучения, его функции.

3. Структура процесса обучения, его логика.

4. Закономерности и принципы процесса обучения.

5. Концепции процесса обучения.

Основная литература:

Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие. - Санкт-Петербург: Питер, 2011 г., 304 с. - URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=21761

Дополнительная литература:

1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - М., 2013. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf

2. Александрова Е.А. Психологическое и педагогическое сопровождение: индивидуальная траектория развития // Народное образование. - 2014. - №9. - С.180-187

3. Анохина, Г.М. Ученик – субъект деятельности и собственного развития в личностно-ориентированной технологии обучения / Г.М.Анохина // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование.- 2010.- № 1. - C. 28-34. URL: http://ebiblioteka.ru/browse/doc/21998603

4. Асмолов, А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования / А.Г. Асмолов // Проблемы современного образования.- 2010.- №4.- С.4-18. URL: http://ebiblioteka.ru/browse/doc/26726430

2. Губанова М. И. Педагогическое взаимодействие: учебное пособие - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2010. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232496

3. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. вузов / В. И. Загвязинский. - 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.

4. Загвязинский, В. И. Теория обучения в вопросах и ответах: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В. И. Загвязинский. – М., 2008.

5. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. - М., 2008.



6. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010 - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56553

7. Лебединцев В.Б. Индивидуальные учебные траектории: как обеспечить системность знаний учащихся? // Народное образование. - 2014. - № 3. - С. 167-171

8. Николаева Е.И. Одарённый ребёнок и школа // Народное образование. - 2013. - №2. - С.175-180

9. Орлов, А.А. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании / А.А. Орлов, В.В. Грачев, О.А. Жукова // Педагогика. – 2009. – № 1. – С. 107-112.

10. Осмоловская, И. М. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. М. Осмоловская. - М., 2008.

11. Ситаров, В.А. Дидактика / В.А. Ситаров. Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2008.

12. Ситаров, В. А. Дидактика: Пособие для практических занятий: Учебное пособие для студ. вузов / В. А. Ситаров. – М.: Академия, 2008.

13. Усольцев А. П. Четыре четверти. Учебное пособие для учителей - М.: Флинта, 2012 - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115146

14. Хуторской А.В. Образование, сообразное человеку: технология выращивания ценностей и целей // Народное образование. - 2014. - № 4. - С. 153-159

15. Шевелева Д.Е. Развитие равноправных отношений между учащимися в условиях инклюзивного образования в России и за рубежом // Народное образование. - 2014. - № 3. - С. 207-214

16. Шустова И.Ю. Ценности и смыслы школьной жизни // Народное образование. - 2014. - № 5. - С.200-206

Задания для работы на практическом занятии:

 

1. Подумайте над следующими проблемными вопросами и дайте обоснованный ответ:

а) Образование – это то, что остаётся, когда всё, чему учили, основательно забыто. А что остаётся?

б) Что для вас гуманизация образования – человеческое отношение к ученику? Отказ от прямого воздействия на человека? Стимулирование собственной активности ученика? Или что-то другое?

в) Вот уже десятки лет идут в разговоры о необходимости гуманизации образования, формулируются новые концепции обучения, разрабатываются новые образовательные технологии, но уровень жестокости в школе только растет. В чем причина этого? Каков выход из такой ситуации? Можно ли сказать, что в современных условиях школа не может создать гуманный процесс обучения? Есть ли вина учеников в этом?

г) Можно ли говорить об образовании как ценности государственной, если учесть, что необразованным народом проще управлять? Почему образование ценно для государства?

д) Подлинная ценность - это то, что важно для меня или то, что нужно всем?

е) Процесс обучения – это процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества» Но как быть, если цели учителя и учеников не совпадают?

ж) Отразится ли на процессе и результате обучения, если для ученика образование не является ценностью?

з) А для вас образование ценность? В чем лично для вас проявляется ценностное отношение к образованию?

2.Какова основная мысль автора текста?

«Образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного к другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, неудобно. Подобный дидактический взгляд совершенно не отвечает громадному количеству фактов, не подтверждается ими и даже прямо опровергается. Громадное большинство людей суть люди самообразовавшиеся, саморазвившиеся, а не образованные и развитые кем-либо другим, воспринявшие от других культуру прежних поколений...

Известны многочисленные факты значительной малоуспешности в школах выдающихся позднее деятелей в науке, искусстве и практической деятельности, которым школа дала очень мало, а иногда противодействовала развитию их выдающихся способностей. Следовательно, все школьное учение по своему влиянию на формировку таких личностей равнялась почти нулю, такие личности почти всем обязаны лишь себе, а не школе... Не школа и образование суть основа и источник самовоспитания и самообразования, как принято думать, а наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать»

Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования / Избранные педагогические сочинения. - М., 1982. - С. 351-355.

3. Тренинг развития профессионализма

Студенты в процессе самоанализа должны выявить свои индивидуальные особенности, на основе которых формируется индивидуальный стиль их будущей профессиональной деятельности.

С этой целью на занятии проводится тренинг.

Студенты разбиваются на группы по 4-5 человек. По предложенной схеме каждый описывает особенности своей личности, предрасполагающие к формированию отдельных черт индивидуального стиля будущей деятельности. Затем аналогичную работу проделывает каждый относительно других членов своей микрогруппы. Получив анализ своей личности, выполненный товарищами, каждый сравнивает его со своим самоанализом, осмысливает и делает выводы.

Схема анализа

Личностные качества:

¾интуитивность или склонность к анализу;

¾личностная тревожность (повышенная, средняя, пониженная);

¾импульсивность или осторожность.

Личностная ориентация:

¾ на себя;

¾ на предмет;

¾ на ученика.

Уровень профессиональной готовности:

¾высокий;

¾средний;

¾низкий.

Предполагаемый индивидуальный стиль:

¾Эмоционально–импровизационный стиль:

¾Эмоционально-методический стиль;

¾Рассуждающе-импровизационный стиль;

¾Рассуждающе-методический стиль.

 

 

4. Восстановите соответствие между деятельностью учителя и ученика в рамках различных видов обучения.

1 Деятельность учителя 2 Деятельность ученика
I. Объяснительно-иллюстративное обучение.
1. Информирует о новых знаниях, дает объяснения. 1.
2. 2. Осмысливает материал.
3. Организует обобщение. 3.
4. 4. Повторяет и закрепляет изученное.
   
5. Организует применение полученных знаний на практике. 5.
II. Проблемное обучение.
1. 1. Осознает противоречия в предложенных ситуациях.
2. Организует размышление над проблемой. 2.
3. 3. Выдвигает гипотезу и обсуждает их.
4. Организует проверку гипотезы. 4.
III. Программированное обучение.
1. 1. Воспринимает информацию.
2. Объясняет первую дозу материала (1 шаг) и действия с ним. 2.
3. 3. Отвечает на контрольные вопросы.
4. Если ответ верный, переходит ко второму шагу. Если нет – возвращается к первому шагу. 4.

 

5. Какой принцип обучения иллюстрирует описанная ситуация?

Учитель истории в 5-м классе говорит, что река Нил - самая большая река в Африке, ее ши­рина составляет 12-15 км. Ребята спокойно это запомнили и от­вечали точно по учебнику. Через несколько дней мы спросили ребят, какая ширина реки Нил? Никто в классе ответить не мог. Механически заученная цифра быстро улетучилась из памяти.

Мы напомнили, что ширина 12-15 км. Ребята приняли это спокойно. Тогда мы спросили: "Какое это расстояние, ребята? Вот от нашей школы считая..." Тут посыпались десятки предпо­ложений. Оказалось, никто не представлял, что такое двенад­цать километров. Дети были буквально ошеломлены, воочию представив себе такую ширину реки. "До самого леса...?" -"Так это море...!" - "Больше нашего озера..." и "Как же древ­ние египтяне перебирались на другой берег?!"

Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Первая книга учителя. – М., 1998. – С.72

 

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Проанализируйте сайт школы № 109 г. Москвы Е.А. Ямбурга (http://www.sc109.ru/content/teachers/index.htm). Выявите компоненты структуры данной образовательной организации и постройте схему, отражающую ее структуру. Докажите, используя данную структуру, справедливость названия «Адаптивная школа» или «Школа для всех»? Аргументируйте свой ответ.

 

2. Как известно, дидактическое правило конкретизирует принцип обучения, указывает учителю, как следует в практической работе реализовать дидактический принцип. В связи с этим подумайте, к каким принципам относятся приведенные ниже правила и в каком правиле может отразиться дидактический принцип. Заполните таблицу:

 

Дидактический принцип Дидактическое правило
Строй учебный процесс так, чтобы накопление новых знаний одновременно закрепляло старые.
Принцип систематичности обучения.
Принцип наглядности
Работая с классом, помни о каждом ученике.
Не требуйте от учеников заучивать того, что всего лишь нужно понять.

 

 

3. К какому виду обучения относятся слова А. Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»?

 

4. Говорят: «Никого ничему научить нельзя, можно только помочь научиться». Верно ли это? Если да, то зачем нужна дидактика? Что значит для ребенка – помочь ему научиться? Что труднее для учителя, педагога, родителей – научить ребенка или помочь ему научиться? Что легче для вас?

 

5. Используя различные источники информации, проанализируйте подходы к определению сущности дидактики. Сделайте вывод, указав, подход, который для Вас близок.

 

6. Выстройте иерархию своих собственных мотивов учения в педагогическом вузе. Какие выводы Вы можете сделать в плане своего саморазвития?

 

Тема 3. Содержание образования.

План

1. Понятие содержания образования. Современные концепции содержания образования.

2. Понятие базовой культуры личности. Приоритетные направления развития базовой культуры – основа содержания образования.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт, образовательная программа. Учебная программа.

Основная литература:

Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие. - Санкт-Петербург: Питер, 2011 г., 304 с. - URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=21761

Дополнительная литература:

1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - М., 2013. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.). - URL: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). - URL: http://минобрнауки.рф/документы/938/файл/749/10.12.17-Приказ_1897.pdf

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.). -URL:http://минобрнауки.рф/документы/2365/файл/736/12.05.17-Приказ_413.pdf

5. Асмолов А. Г.,Карабанова О. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2013.

6. Ермаков, Д.С. Компетентностный подход в образовании / Д.С. Ермаков // Педагогика.- 2011.- №4.- С.8-15. URL: http://ebiblioteka.ru/browse/doc/24836333

7. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. вузов / В. И. Загвязинский. - 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.

8. Загвязинский, В. И. Теория обучения в вопросах и ответах: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В. И. Загвязинский. – М., 2008.

9. Ковалева, Г.С. Стандарт общего образования второго поколения: в оценке образовательных результатов / Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова // Народное образование.- 2010.- №5.- С.144-153.

10. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. - М., 2008.

11. Крылова, О.Н., Даутова, О.Б. Как разработать образовательную программу для основной школы / О.Н. Крылова, О.Б. Даутова. – М.: Каро, 2013.

12. Крылова, О.Н., Кузнецова, Т.С. Рабочая программа педагога. Методические рекомендации для разработки / О.Н. Крылова, Т.С. Кузнецова. – М.: Каро, 2013.

13. Леонтович А.В. Личностные результаты обучения можно оценивать на основе исследовательской и проектной деятельности // Народное образование. - 2014. - № 5. - С.157-163

14. Михеева, Л.Н. Культуросообразный характер современного образования / Л.Н.Михеева // Педагогическое образование и наука.- 2011.- № 4.- С.43-45. URL: http://ebiblioteka.ru/browse/doc/26472911

15. Науменко Ю.В. Универсальные учебные действия: алгоритм создания программы формирования для 5-9-х классов // Народное образование. - 2013. - № 2. - С.198-205

16. Орлов, А.А. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании / А.А. Орлов, В.В. Грачев, О.А. Жукова // Педагогика. – 2009. – № 1. – С. 107-112.

17. Осмоловская, И. М. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. М. Осмоловская. - М., 2008.

18. Поташник М.М., Левит М.В. Предметные, метапредметные и личностные результаты - оценка невозможного // Народное образование. - 2014. - № 8. - С.120-129

19. Хуторской А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта. Практический аспект // Народное образование. - 2013. - № 4. - С.157-171.

 

Задания для работы на практическом занятии:

1.Дискуссионные вопросы:

o Поможет ли внедрение Федерального государственного образовательного стандарта повысить конкурентоспособность российского образования?

o Дидактический энциклопедизм – знать как можно больше! Дидактический формализм – уметь думать важнее, чем знать! Дидактический утилитаризм – практические умения, опыт важнее всего! А что важнее для вас?

o Если в основе содержания образования лежит культура, то почему существуют различные подходы к конструированию этого содержания? Чем вызвана необходимость разных подходов?

o Если учесть, что компетентностный подход пришел на место знаниевого, то можно сделать вывод о том, что теперь учащиеся будет более осведомлены в практической деятельности, а их знания, индивидуальная культура будут снижаться? Есть ли опасность, что введение компетентностного подхода отрицательно отразится на образованности учащихся? Так ли это?

o Как будет выглядеть учебник, созданный в рамках компетентностного подхода?

o ЕГЭ проверяет компетенции учащихся?

 

2.Дебаты.

В данном задании представлены распространенные на сегодняшний день стереотипы об образовании.

Цель: связать результат образования и содержание образования (знаниецентризм – формальный результат; способность действовать, решать задачи – опыт, т.е. неформальный, личностный результат).

Результат: доказательство правдивости или несправедливости предложенных стереотипов.

Стереотип 1.Опыт работы ценится гораздо выше диплома. И потенциальный работодатель всегда отдаст предпочтение кандидату с опытом, чем выпускнику вуза, ни дня не проработавшему в данном направлении.

Стереотип 2.Диплом — дело вторичное. Сначала нужно трудоустроиться, а потом смотреть по обстоятельствам: нужен диплом или нет. Имея работу, всегда можно пойти на заочное отделение вуза, или, в крайнем случае, купить диплом.

Стереотип 3.Некоторые специальности невозможно освоить в высшем учебном заведении: например, стать хорошим переводчиком или инженером. Значит, лучше сразу идти работать, чтобы уже «в процессе» получить необходимые навыки.

3.Ознакомление с документами стандартов основного общего образования первого и второго поколения. Сравнительная характеристика ГОС ООО и ФГОС ООО.

Студенты знакомятся с основными документами, по которым строится система современного образования. Результатом работы является: сравнительная таблица Стандартов основного общего образования первого и второго поколения, общее представление о содержании и структуре стандартов (таблица заполняется в ходе совместного обсуждения).

 

ГОС ООО Критерий для сравнения ФГОС ООО
  Назначение  
  Структура  
  Цели  
  Содержание образования  
  Система оценки достижений учащихся  
  Специфика организации образовательного процесса  
     

 

Вопросы для обсуждения:

- В чем принципиальное различие Стандартов первого и второго поколения?

- Какие трудности могут возникнуть в процессе реализации ФГОС второго поколения в школе?

- Вы учитель. Представьте, что у Вас есть возможность выбора, по какому из Стандартов работать. Каким будет Ваш выбор? (аргументируйте свою точку зрения)

4. Прочитайте текст. Какова главная мысль данного текста?

Учебник по своей природе противоречив: он может быть вредным и полезным, а подчас и практически нейтральным. Полезен природосообразный, культуросообразный учебник. Вредит детям использование учебника как материала для заучивания, материала, не имеющего отношения к жизни детской души.

Природе детской души более соответствует диалог, иллюстрация, интересное задание, увлекательные способы самопроверки. Важно предусмотреть в учебнике практические задания. Способы обучения примам мышления, демонстрацию основных положений самообоарзования, мобилизацию воссоздающего воображения учащихся, варьирование заданий в соответствии со склонностями и особенностями учащихся, драматизацию, краеведческую работу, систематическое использование справочной литературы, междисциплинарные связи.

Бим-Бад, Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. / Б.М. Бим-Бад – М., 1996. – С. 27-28

 

5. В системе дополнительного образования не только успешно сосуществуют дети разных возрастов, но эта разноликость бывает просто необходима как ребятам, так и преподавателям: спортивные секции и турклубы, хор и изостудии, кружки юннатов и авиамоделистов строят свою работу на совместном творчестве, передаче опыта от старших к младшим…

Там не ставят детям отметок, нет обязательных программ, туда никто не может заставить детей ходить. Однако они продолжают заниматься с завидным упорством.

Что же не позволяет детям бросать эти занятия, заставляет потом, через много лет после окончания школы, вспоминать именно эти секции, студии, кружки как самые главные места учебы?

Дайте ответ на вопрос, используя известные Вам понятия педагогики и психологии.

Задания для самостоятельной работы студентов:

 

1.Докажите, что компонент «содержание образования» связан со всеми другими компонентами процесса обучения.

2. Как вы думаете, в чем смысл Федерального государственного образовательного стандарта, его предназначение?

3. Напишите эссе на тему «Современное образование: плюсы и минусы».

4. Проектное задание.

Педагогическая ситуация: В школе сложилось такое положение дел, при котором родителям явно не хватает информации о целях, результатах и содержании образовательного процесса, участниками которого являются их дети. Растет число мелких и крупных конфликтов, связанных с неинформированностью или недостаточной информированностью родителей. Директор вынужден решать многочисленные «мелкие вопросы» с родителями лично. Для изменения ситуации решено создать «Справочник для родителей» (по начальной, средней и основной школе, соответственно).

Задание студенту. Разработайте структуру такого справочника для одной (для каждой) ступени образования. Обоснуйте необходимость наличия там соответствующих разделов. Сформулируйте рекомендации по его общему стилю, тону. Напишите краткий план по осуществлению проекта на практике.

Критерии оценки решения задачи: четкая формулировка профессиональной задачи; теоретическое обоснование решения/предъявляемого «продукта»; широкий охват источников информации; предъявление способа решения; логика решения (как последовательность шагов, способствующих решению задачи); полноценная презентация «продукта» решения.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.