Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 9. Взаимодействие педагога с коллективом учащихся, родителями, общественными организациями.

План

1. Деятельность классного руководителя, ее сущность и функции.

2. Понятие о группе и коллективе. Структура коллектива. Этапы становления коллектива. Проблема взаимоотношений личности и коллектива.

3. Работа педагога с коллективами учащихся разных возрастных групп.

4. Семья как социальный институт и малая группа

5. Организация совместной работы школы, семьи, других социальных партнеров в воспитании детей.

Основная литература:

Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие. - Санкт-Петербург: Питер, 2011 г., 304 с. - URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=21761

Дополнительная литература:

1. Азаров, Ю. Семейная педагогика / Ю. Азаров. - СПб: Питер, 2011.

2. Болотова Е.Л. Правовое положение классного руководителя // Народное образование. - 2013. - № 4. - С.69-74

3. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособ. для студ. вузов. - 4-е изд., стер. - М: Академия, 2008.

4. Глазистова О. Н. Роль детско-взрослой общности в жизни школы //Воспитание школьников. – 2014. - № 7. – С.35-39.

5. Гудилина, О.В. Планирование воспитательной работы классного руководителя / О.В. Гудилина // Классный руководитель. – 2009. - № 1. – С. 48 – 54.

6. Дементьева И.Ф., Сопыряева С.А. Инклюзивное образование: проблемы и перспективы // Народное образование. - 2012. - № 4. - С.182-185

7. Детские общественные объединения: краткий тезаурус // Классный руководитель. – 2009. - № 6. – С. 49-56.

8. Екенина, Н.В. Алгоритм организации самоуправления в коллективе / Н.В. Екенина // Классный руководитель. – 2009. - № 6. – С. 5-8.

9. Емельянова М.Н. Факторы, определяющие отношение детей и их родителей к школе // Народное образование. - 2014. - № 3. - С. 69-74

10. Еременко, О.А. Анализ форм работы классного руководителя / О.А. Еременко // Классный руководитель. – 2009. - № 7. – С. 64-68.



11. Еремина, Р. А. Функции и основные направления деятельности классного руководителя / Р.А. Еремина. - М., 2008. - http://www.biblioclub.ru/book/58282/

12. Иванова, Г. Сотрудничество: педагогический совет с родителями школьников / Г. Иванова // Сельская школа.- 2009.- №1.- С. 46.

13. Исаева И. Ю. Досуговая педагогика: учебное пособие - М.: Флинта, 2010. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=54554

14. Караяни Н.Ф., Пикан В.В. Социальное партнёрство в сфере образования // Народное образование. - 2011. - № 5. - С.123-127

15. Тимонина, Л.И. Родительское собрание / Л.И. Тимонина // Народное образование.- 2010.- №2.- С.237-240.

16. Удалова А.С. Социальное партнёрство семьи и школы // Народное образование. - 2014. - №3. - С. 135-138

17. Челышева И. В. Подросток и экранное насилие: проблемы семейного воспитания - М.: Директ-Медиа, 2013 - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221494

18. Щуркова, Н. Е. Классное руководство: игровые методики: Методическое пособие / Н. Е. Щуркова. - 4-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2008. 19. Ямбург, Е. А. Школа и ее окрестности / Е. А. Ямбург. – М.: Центр книги Рудомино, 2011.20. Ямбург, Е. А. Педагогический декамерон / Е. А. Ямбург. - М : Дрофа, 2008.

21. Ясницкая, В.Р. Функционал классного руководителя / В.Р. Ясницкая // Народное образование.- 2010.- №2.- С.221-225.

 

Задания для работы на практическом занятии:

А. Дискуссионные вопросы:

 

1. В.А. Сухомлинский писал: «Читаю А. С. Макаренко: в случае конфликта между личностью и коллективом «предпочтение интересов коллектива должно быть доведено до конца – и только в этом случае будет настоящее воспитание коллектива и отдельной личности». Разве подобная рекомендация применительно к детскому коллективу не чревата опасными последствиями? В самой сущности она ошибочна, я бы сказал даже, как ни парадоксально это звучит рядом с именем А. С. Макаренко. ...О себе скажу, что стремлюсь так разобраться в подобных конфликтах, чтобы как раз не допускать «беспощадного конца», и часто разбор этот происходит втайне от ребят, с глазу на глаз с ребенком».

Как вы думаете, кто здесь прав – Макаренко или Сухомлинский? Почему?

2. Что важнее для педагога: формирование коллектива или отдельной личности?

3. Родительская любовь может растить, но может и поглощать, пожирать ребенка. Справедливо ли это? Приведите аргументы за и против.

4. Почему молодым не нужен опыт отцов? Конфликт между поколениями – объективная неизбежность или результат нашей общей невоспитанности? Кто виновник этих конфликтов: дети или взрослые?

5.Психологи утверждают, что мужчина в современной семье перестает быть ее главой. Эта роль переходит к женщине, что неизбежно влечет за собой изменение ее психологического облика. Нежность, чувственность, мягкость, послушность, терпеливость и многие другие высокие качества вечной женственности, по мнению многих, отходят в прошлое. Об этом говорят и одежда, и прическа современной девушки и женщины, порой почти не отличающиеся от мужских, и выполнение женщинами тяжелых видов мужского труда, их командный тон в общественной жизни. Что это: плюсы или минусы современного общества… Какой точки зрения вы придерживаетесь? Почему?

 

Б.Анализ и интерпретация результатов исследования.

Цель: выстроить системное представление о причинах возникновения конфликтов между школьниками.

Задание: ознакомьтесь с результатами исследования В. И. Журавлева по проблеме возникновения конфликтов в коллективе учащихся. О чем свидетельствуют полученные результаты?

Исследование, проведенное под руководством В.И. Журавлева в школах Московской области, позволило выявить некоторые особенности местных конфликтов и связанных с ними явлений во взаимоотношениях учащихся.

 

Конфликты «ученик — ученик» возникают в таких ситуациях:

из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов — 11%;

из-за отсутствия взаимопонимания — 7%;

в связи с борьбой за лидерство — 7%;

из-за противопоставления личности ученика коллективу — 7%;

в связи с общественной работой — 6%;

у девочек — из-за парня — 5% .

Считают, что конфликтов у учеников не было — 11%, испытывали чувство ненависти к одноклассникам 61% школьников.

Эти данные свидетельствуют, что во взаимоотношениях одноклассников в школе не все благополучно.

Основные причины ненависти к сверстникам:

подлость и предательство — 30%;

подхалимство, существование «липовых» отличников и любимчиков учителей — 27%;

личная обида — 15%;

ложь и высокомерие — 12%;

соперничество между одноклассниками — 9%.

На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них — между другими членами классного коллектива. Мнения школьников о причинах агрессии возникновении конфликтов таковы:

причина агрессии: желание выделиться среди сверстников — 12%;

источник агрессии: бессердечие и жестокость взрослых — 11%;

все зависит от взаимоотношений в классе — 9,5%;

в агрессивности ученика виновата семья — 8%;

агрессивные школьники — дети с психическими отклонениями — 4%;

агрессивность — явление возрастное, связанное с избытком энергии — 1%;

агрессивность — плохая черта характера — 1%;

в классе были агрессивные ученики — 12%;

в классе не было агрессивных учеников — 34,5%.

Конфликты между учениками в школе возникают, в том числе и из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Нормы поведения учащихся в школе выработаны в интересах всех школьников и учителей. При их соблюдении подразумевается снижение до минимума противоречий в школьных коллективах. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта. Школьники, по их собственному мнению, чаще всего допускают следующие нарушения норм поведения в школе:

курение — 50%;

употребление спиртных напитков — 44%;

грубость, хамство в общении — 31%;

употребление в речи нецензурных выражений — 26,5%;

ложь — 15% ;

неуважение учеников друг к другу — 13%;

распущенность в половой жизни — 10%;

мелкие кражи — 10%; драки—10%;

хулиганство — 10%;

наркомания — 6%;

издевательства над младшими и слабыми — 6%;

азартные игры (на деньги) — 3%.

 

В. Задания для работы в микрогруппах:

1. Кейс «Новогодний спектакль».

В школе к Новому году планировалось проведение традиционного праздничного мероприятия, на котором ученики различных классов (от 6-го до 11-го) разыгрывают небольшие спектакли для учеников начальных классов.

Классному руководителю 6-ого «А» Кире Александровне необходимо подготовить такой спектакль со своим классом. Т.к. в этом мероприятии класс участвует впервые, перед учителем стояла задача – организовать работу коллектива так, чтобы учащиеся успешно справились с выступлением и смогли продемонстрировать свои способности. При этом важно было учитывать особенности взаимоотношений в классе.

Для спектакля была выбрана сказка «Мороз Иванович». Роль Мороза Ивановича досталась Мише С., а Рукодельницы – Свете Е. Репетиции проводились под контролем Киры Александровны, ребята справлялись с ролями, разучивали танцы и песни. Родители некоторых учеников с радостью вызвались помогать с костюмами и декорациями.

За неделю до спектакля Света Е. позвонила классному руководителю и, извинившись, отказалась участвовать в спектакле, сославшись на проблемы со здоровьем. До этого девочка чувствовала себя нормально, поэтому Кира Александровна позвонила маме Светы. Из разговора с мамой выяснилось, что ученики часто смеялись над Светой после репетиций, отказывались репетировать с ней без присутствия классного руководителя. Света старалась не обращать внимания на выпады одноклассников, но последней каплей стал разговор с Мишей С. Мальчик сказал, что без нее спектакль может обойтись, что Алёна М. сыграла бы гораздо лучше и что Света только занимает чужое место. Дома девочка расплакалась и отказалась участвовать.

Задание:

1. Внимательно прочитайте ситуацию. Обозначьте возникшую проблему.

2. Какие задачи стоят перед классным руководителем?

3. Предложите варианты разрешения проблемы.

Материалы к кейсу:

 

Требования к спектаклю:

§ Продолжительность выступления: 30 минут.

§ Сценарий для выступления должен быть основан на одной из сказок (народной или авторской), связанной с зимней или новогодней тематикой.

§ Класс использует свои костюмы и декорации.

§ Приветствуется исполнение песен и танцев (во время спектакля или в финале).

§ По возможности необходимо привлечь всех учеников класса.

Характеристика класса

В классе присутствует группа активных учеников. Они проявляют большой интерес к общественным делам, выполняют общественные поручения, сознательно относятся к урочной и внеурочной деятельности. Остальные учащиеся пассивны и не проявляют интерес к активной деятельности.

Класс по количественному составу является небольшим (18 человек). В целом учащиеся относятся друг к другу положительно, но в классе присутствует «новичок-изгой». При проведении общественных мероприятий учащиеся стараются держаться вместе.

Ученики слабо владеют навыками выполнения коллективных дел, распределения между собой работы и наиболее рационального ее выполнения.

Учащиеся ещё не умеют терпеливо и внимательно выслушивать друг друга на классных собраниях, на перемене, при выполнении различных дел.

Большинство детей посещают кружки, секции, клубы, факультативы с учётом своих интересов (танцевальный кружок (6 чел.), художественный кружок (2 чел.), кружок шитья (4 чел.), музыкальная школа (5 чел.), театральный кружок (1 чел.)

Характеристика отдельных учеников

 

Алёна М.

Отличница, любознательная, много читает, увлекается рисованием и шитьем. Спокойная, тихая, в конфликты не вступает с одноклассниками и учителями не вступает. В целом с классом отношения доброжелательные. Охотно участвует в различных мероприятиях, но застенчивость мешает проявить себя. В семье доброжелательная атмосфера, родители идут на контакт с учителями.

 

Миша С.

Успеваемость средняя, ученик способный, но часто бывает невнимательным и неусидчивым.Отличается высокой двигательной активностью, общителен. Конфликты с учителями не возникают, с одноклассниками иногда. Любит быть лидером в коллективе, часто высказывает свое мнение. К участию в школьных мероприятиях относится равнодушно, в свободное время посещает театральный кружок. С родителями отношения дружелюбные.

 

Света Е.

Девочка перешла в данный класс только в этом году, затруднения в учебе испытывает незначительные. В конфликты старается не вступать, но испытывает сложности во взаимоотношении с одноклассниками. Опасается идти на контакт из-за страха быть отвергнутой. С учителями конфликтов не возникает, с родителями отношения благополучные. Учитель музыки неоднократно указывала на способности ученицы к пению.

 

Комментарий мамы Светы Е. Валерии Михайловны

Света – общительный ребенок, в «старой» школе у нее не было проблем с одноклассниками. Возможно, она просто еще не освоилась. Я придерживаюсь того мнения, что ребенок сам должен преодолевать трудности как в учебе, так и в общении. Не все же за мамину юбку держаться, правда? Что из ребенка вырастет, если родители каждый раз его проблемы решать будут? Света – девочка умная, она со всем разберется методом проб и ошибок. Если она не хочет участвовать в спектакле – это ее дело.

 

2. Рассмотрите предложенную ситуацию. Как объяснить поведение матери? В чем была идея психолога?

К психологу обратилась за помощью молодая мать. Она жаловалась на непослушание, упрямство, лень и умственную неполноценность дочери – девочки 10 лет. Психолог предложил ей для начала исследовать поведение ребенка с тем, чтобы объективно установить меру его упрямства и непослушания. Для этого матери предложили носить с собой блокнот и отмечать в нем черточкой каждый случай ее обращения к ребенку с просьбой или требованием. В случае послушания черточка вычеркивается. Перед отходом ко сну матери оставалось только подсчитать вычеркнутые черточки и вычислить их долю среди всех «зарубок», сделанных за день. Полученная цифра и есть «коэффициент послушания».

Каково же было удивление молодой женщины, когда она уже на третий день обнаружила, что ее дочь – очень хорошая и послушная девочка, и все характеристики, которые она давала ей ранее, включая «умственную неполноценность» – просто-напросто досужий вымысел.

3. Проанализируйте педагогическую ситуацию, оцените поведение участников, спрогнозируйте развитие событий.

Классный руководитель 6 А класса Галина Степановна на собрании учащихся сказала:

– Сегодня, ребята, мы должны избрать руководящий состав нашего коллектива. Начался новый учебный год, и нужно жить по-новому. У нас есть хорошие ребята-активисты, отличники. Вот Галя, изберем ее председателем ученического совета, Володю – старостой, Олю – председателем санитарной комиссии, а Люду – физоргом. Я запишу их фамилии на доске, и будем голосовать.

Галина Степановна записала «свои» кандидатуры на доске. Класс молчал. Вдруг Саша резко поднял руку:

– Можно мне сказать? Давайте предложим свои кандидатуры. Мы хотим по-настоящему, Галина Степановна.

– Как это «по-настоящему»? А то, что я предложила,– это, по-твоему, на смех? – учительница в упор посмотрела на Сашу.– Вот проголосуем, и будет демократично…

 

4. Классным руководителем 8 класса назначили молодого учителя. В сентябре он провел анкетный опрос учеников. Проанализируйте представленные ниже вопросы анкеты. С какой целью классный руководитель провел анкетный опрос? Как использовать полученный материал в воспитательной работе с классом?

- По каким предметам у вас были трудности в 8 классе и чем они вызваны?

- Были ли неудовлетворительные оценки по четвертям и почему?

- Какой учебный предмет был для вас самым интересным и почему?

- Кто из ваших учеников мог бы учиться на отлично?

- Нужна ли вам помощь товарищей в учебе?

- Какую помощь в учебе вы могли бы оказать своим товарищам и кому лично?

- Как вы можете характеризовать трудовую дисциплину в своем классе?

- На уроках каких учителей слабая дисциплина и почему?

 

5.Исполнение роли родителей в семье связано с занимаемыми родителями позициями относительно детей. Определите влияние этих позиций на способ поведения родителей и на развитие ребенка. Заполните таблицу, выбрав соответствующие положения из перечня:

 

Родительская позиция Словесные выражения Способ поведения родителей Влияние на развитие ребенка
Принятие и любовь Ребенок – центр моих интересов    
Явное отвержение Ненавижу этого ребенка, не буду тревожиться о нем    
Излишняя требовательность Не хочу ребенка такого, какой он есть    
Чрезмерная опека Все сделаю для ребенка, посвящу ему себя    

 

а) неуверенность в себе;

б) чрезмерные поблажки или ограничение свободы;

в) чувство безопасности, нормальное развитие;

г) агрессивность, эмоциональная недоразвитость;

д) нежность, занятия с ребенком;

е) невнимательность, жестокость, избегание контактов;

ж) отсутствие похвал, придирчивость, критика;

з) инфантилизм, особенно в общении с другими, неспособность к самостоятельности.

По: Казаринова Н. В. и др. Практикум по социологии.– М., 1999.– С. 196–198.

6. Проанализируйте различные сайты классных руководителей и ответьте на следующие вопросы:

- Какие функции выполняет классный руководитель?

- Какие задачи стоят перед классным руководителем?

- Влияет ли возраст учеников на деятельность классного руководителя? Если да, то как?

- Какие требования предъявляются к классному руководителю?

Обобщите ответы и сформулируйте сущность деятельности классного руководителя.

 

7. Прочитайте характеристики класса, определите этап развития коллектива и задачи, стоящие перед педагогом:

А. Класс ничем не блещет среди других в школе. Дружбы нет, дружат, а вернее общаются небольшими группами. Некоторые из них даже враждуют. В классе есть лидеры, они могут повести, но куда?.. Большинство ребят выражают недовольство тем, что и как организуется в классе, критикуют все начинания, сами же палец о палец не ударят, чтобы предложить и сделать что-то интересное.

Б. Класс средний и по учебе, и по участию в общественных делах. Ученики непоследовательны: могут с увлечением подготовиться к одному мероприятию и не принять участия в другом. Актив особенно не выделяется из общей массы. В классе действует общественное мнение, которое приобретает то позитивный, то негативный характер. Отношения с классным руководителем ровные, к его мнению прислушиваются.

 

8. Составьте список личностных качеств, которые, по вашему мнению, необходимы учителю для эффективного взаимодействия с учащимися и организации детского коллектива. Сравните ваш список со списками других студентов в группе. Выделите 5–6 качеств, на важность которых указывает большинство. Аргументируйте, почему указанные качества учителя являются значимыми в организации детского коллектива.

9.Встречались ли вы в своей жизни с подобными родительскими ди­рективами? Как вы относитесь к каждой из них? Почему они возникают? Если есть жизненные примеры, подтверждающие или опровергающие негативное влияние та­ких директив?

Родительские директивы,которые нередко неявно учат ребенка вести себя ошибочным, непродуктивным образом:

1. «Не живи» («Мне не нужна такая плохая девочка», «Поскольку я все свои силы и здоровье отдала, чтобы тебя воспитать, я так и не смогла...»). Скрытым смыслом передачи такой директивы является облегчение управления ребенком посред­ством возбуждения в нем хронического чувства вины, связан­ного с фактом самого его присутствия в жизни родителя, Взрослый как бы заставляет ребенка поверить в его (ребенка) ответственность за нерешенные задачи взрослого. Известно, что наказание смягчает чувство вины, поэтому такие дети могут искать такие ситуации, где они могут быть наказаны, при том за что-то реальное (типа драки или разбитого окна), а не за фикцию.

2. «Не будь ребенком» («Пора тебе думать своей головой», «Ну ты же не маленький, чтобы...»). Такая директива доста­ется единственным или старшим детям и соединена с подав­лением детских, невинных желаний, которые сами связаны со способностью к творчеству, самопроявлению.

3. «Не расти» («Ты еще мала, чтобы краситься», «Мама те­бя никогда не бросит», «Не торопись взрослеть»). Чаще всего достается младшим или единственным детям. Такую дирек­тиву ребенку дают родители, боящиеся взросления своего ребенка и наступления того момента, когда он, покинув их семью, оставит их опять лицом к лицу друг с другом, как в начале супружества.

4. «Не думай» (выражается в требованиях не умничать, не рассуждать). Например, желая отвлечь ребенка от травмирую­щей ситуации, мама отвечает на его вопросы так: «Не думай об этом, забудь», тем самым лишая его возможности решить вставшую перед ним проблему рациональными средствами,

5. «Не чувствуй» («Как ты смеешь злиться на учительницу, она же тебе годится в матери», «Не сахарный — не рас­таешь»). Ребенок с такой директивой, запрещающей ему проявлять агрессивность по отношению к учительнице, может начать разряжаться на младших или более слабых по отноше­нию к нему детях. Ребенок, научившийся игнорировать телес­ные ощущения, легко может утратить чувство физической безопасности и стать склонным к травматизму.

6. «Не достигай успеха» («Я сам не смог закончить ин­ститут, но отказываю себе во всем, чтобы ты смогла получить образование»). Увы, в основе подобных директив лежит бес­сознательная зависть родителя к успеху ребенка.

7. «Не будь лидером» («Будь как все», «Ну и зачем ты высо­вывался, вышло хуже для тебя»). Родители, дающие ребенку такую директиву из лучших побуждений, могут быть обеспо­коены чувством зависти, которое они, по их глубокому убеж­дению, обречены вызывать у других людей.

8. «Не принадлежи» — ее передают детям родители, сами имеющие проблемы в общении и видящие в ребенке «единственного друга». В общении с ребенком такие родители могут всячески подчеркивать его исключительность, непохожесть на других (в положительном смысле).

9. «Не будь близким». Эта директива по смыслу напоминает предыдущую, но если та проявляется в группе, то эта — в отношениях с одним близким человеком. Родители, пе­редающие эту директиву, внушают тем самым ребенку, что никому (кроме них) доверять нельзя. Вред этого подспудного указания в бессознательном убеждении, «что любая близость опасна».

10. «Не делай» — то есть не делай сам, я буду делать это за тебя. Родители дают ее ребенку, говоря: «Не делай сам, по­дожди меня». Вырастая, эти дети будут откладывать начало своих действий, попадать в цейтнот, не догадываясь, что дей­ствуют по инерции родительской директивы.

11. «Не будь самим собой». Выражается в выражениях типа «Почему Вася это может, а ты нет?», «Стремись к идеа­лу» ; бывает также, что родители хотели девочку, а получился мальчик. Скрытый смысл данной директивы — вызвать не­удовлетворенность своим нынешним состоянием и пустить его в непрерывную беготню по замкнутому кругу. Будучи посто­янно неудовлетворенным и мотивируемым завистью, человек убегает от самого себя.

12. «Не чувствуй себя хорошо» («Хоть у него была высокая температура, он написал контрольную на 5»). Ребенок, получив­ший такую директиву, приучается, с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с дру­гой — к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его действия.

(по: Лосев B.К., Лунков А.И. Психосексуальное развитие ребенка).

Г. Игра:

 

Тема. Формирование детского коллектива.

Цель. Способствовать формированию у студентов умений развивать детский коллектив.

Участники:

а) студенты - «воспитатели» (3—4);

б) студенты - «ученики» (15—16);

в) студенты - «эксперты» (2—3).

Инструкция для «воспитатели».

Представьте, что вы пришли работать в только что организованную школу, в которой учатся ребята, собранные из разных школ. Вас назначили классным руководителем 6 класса. Первое знакомство показало, что коллектив в своем развитии находится на первой стадии. Вам необходимо предъявить программу действий, направленную на более быстрое формирование и развитие коллектива, обсудить эту программу с ребятами.

Инструкция для «учащихся».

Вы ученики 6 класса. До этого учились в разные школах, только пять учеников - из одной школы (держатся вместе и особняком от других). Вы не знаете друг друга даже по имени. На вопросы учителя, что вас интересует, чем бы хотели заняться, внятного ответа не даете. Общих интересов нет. На предложение учителя пойти в туристический поход (на выставку) реагируете с интересом, на другие предложения - безразлично.

Инструкция для «экспертов».

1. Наблюдайте за ходом действий «классного руководителя».

2. Определите, действительно ли коллектив находится на первой стадии.

3. Как «воспитатель» понимает и осуществляет стратегическую линию поведения с данным коллективом?

4. Оцените, в какой степени предложенная программа «принята» или «отвергнута» учащимися? Будет ли она «работать»?

Оцените воспитательную деятельность педагога (по 10-балльной шкале).

Ролевая игра «Учитель-Родитель»

Цель:способствовать формированию у студентов умений налаживать контакт и взаимодействие.

Участники:

а) студенты - «учителя»;

б) студенты - «родители»;

в) студенты - «эксперты».

Студентам предлагается ряд условий, которых они должны придерживаться:

А) Ученик плохо ведет себя на уроках, отвлекается сам и отвлекает остальных. Такое происходит постоянно. Учитель вызывает к себе маму ученика, но она не верит словам учителя.

Б) Учитель замечает, что домашняя работа одного из учеников выполнена взрослым человеком.

В) Учитель замечает, что одна из учениц очень переживает из-за полученной оценки. Из-за четверки может заплакать, т.к. боится реакции родителей.

Г) Родители утверждают, что учитель придирается к их ребенку, занижает оценки.

Инструкция для «экспертов».

1. Наблюдайте за ходом действий «учителя».

2. Как «учитель» понимает и осуществляет стратегическую линию поведения с родителем?

3. Оцените, в какой степени эффективна предпринятая модель поведения «учителя».

Оцените действия педагога (по 10-балльной шкале).

Д. Индивидуальные задания:

1. Воспитатель разработал для беседы с учениками следующие вопросы. Для диагностики (изучения, исследования, оценки) каких характеристик коллектива можно использовать этот опросник? Перечислите эти характерные черты коллектива.

- Легко ли тебе обратиться за помощью к товарищу?

- Как ты выражаешь одобрение в адрес товарища?

- Каким образом ты выражаешь неодобрение действием (словами) товарища?

- Если при выполнении совместной работы тебе или кому-то из товарищей приходится распределять обязанности среди соучеников, какие при этом встречаются трудности?

 

2.Прокомментируйте слова П. Ларошфуко:

Пожилые люди любят давать молодым добрые советы, потому что они не в состоянии больше подавать дурные примеры.

 

3. В чем заключается мысль Марка Твена?

Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел.

4. Проанализируйте высказывание.

Мы постоянно слышим о грубости нынешней молодежи. Я старый человек и должен бы встать на сторону старших, но меня куда чаще поражает грубость родителей. Кто из нас не мучился в гостях, когда мать или отец так обращались со взрослыми детьми, что человек чужой просто ушел бы и хлопнул дверью? Они категорически говорят о вещах, которые дети знают, а они – нет; они прерывают детей, когда им вздумается, высмеивают то, что детям дорого; пренебрежительно (если не злобно) отзываются об их друзьях. А потом удивляются: «И где их носит? Всюду им хорошо, лишь бы не дома...».

Если вы спросите, почему родители так ведут себя, они ответят: «Где же побыть собой, как не дома? Не в гостях же мы! Все тут люди свои, какие могут быть обиды!».

Льюис К. С. Любовь // Вопр. философии.– 1989.– № 8.– С. 140.

А как вы ответите на вопрос, почему родители так ведут себя?

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Учитель поставил задачу – развитие интереса к творческой деятельности в коллективе. Укажите возможные пути решения этой задачи в группах разного возраста. Обоснуйте свои предположения.

 

2. Составьте тематику классных часов для учащихся (на выбор): 5 классов; 6 классов; 7 классов; 8 классов; 9 классов; 10 классов; 11 классов. Обоснуйте эту тематику.

 

3. Составьте список личностных качеств, которые, по вашему мнению, необходимы учителю для эффективного взаимодействия с учащимися и организации детского коллектива. Сравните ваш список со списками других студентов в группе. Выделите 5–6 качеств, на важность которых указывает большинство. Аргументируйте, почему указанные качества учителя являются значимыми в организации детского коллектива.

 

4. Сравните характеристики групп разного уровня развития. Подумайте, какими параметрами сравнения можно дополнить таблицу и как объяснить приведенные характеристики с точки зрения педагогики.

 

Диффузная группа Группа-коллектив
Отношение у другому
Равнодушие к судьбе другого, индивидуализм, настороженность, безразличие; успехи и неудачи переживаются каждым по отдельности Уважение, доверение, требовательность, взаимосвязь, поддержка, заинтересованность
Отношение к себе
Боязнь быть самим собой, закрытость, стремление держаться за социальную роль, тревога за свой престиж, нерешительность в проявлении себя Возможность быть самим собой, открытость, свободное выражение чувств, отсутствие «маски», свобода выражения собственного мнения
Отношение к делу
Нежелание приступать к делу, немобильность, результативность, состояние обороны, ожидание посягательства на личность, избегание любых отношений Готовность к работе, мобильность, высокое качество работы, способность работать без контроля, оптимизм, принятие ответственности за состояние дел в группе
Отношение к руководителю
Сопротивление, настороженность, сомнение в праве руководителя принимать значимые для группы решения, непризнание его авторитета Доброжелательность, признание за старшим права принимать значимые для группы решения, признание авторитета, доверие, ответственность за поручение
Отношение к социальным ценностям
Ситуативное, неопределенное Принятие, последовательность в отстаивании
Преобладающее настроение
Минор, эмоциональный дискомфорт Мажор, эмоциональный комфорт

5.Нужно помнить, что каждый ребенок имеет право на компетентное воспитание, на то, чтобы им занимались такие родители, которые в состоянии обеспечить ребенку достаточную степень защищенности и безопасности, необходимых ему для роста и развития. «Психологический Билль о правах», несомненно, должен был бы включать в себя следующие пункты:

– право быть любимым – без всяких оговорок, осуждения или неуместной критики;

– право расти в физически и психологически безопасной среде, не обремененной родительским беспокойством или чувством вины;

– право быть выслушанным и услышанным, с тем чтобы к чувствам ребенка относились серьезно;

– право на серьезное и уважительное отношение родителей и других взрослых, право на то, чтобы ребенку говорили правду;

– право устанавливать физические и психологические границы и требовать уважения к ним;

– право на невмешательство в процесс роста и развития.

Воспитание с любовью и логикой / Пер. с англ.– М., 1995.– С. 450.

Продолжите этот перечень прав, опираясь и на собственный опыт, и на мнение ваших сверстников (а может быть, и родителей).

 

6. Что бы Вы предложили включить в план лектория для родителей учащихся 5 и 10 классов? Составьте примерные тематические планы лекториев и кратко изложите аргументы в обоснование выбранного вами содержания.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.