VI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Полный комплект контрольно-оценочных материалов (фонд оценочных средств по дисциплине) прилагается к рабочей программе дисциплины.
VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1 Основная литература:
1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ В.Р.Танашев.-М., Берлин: Директ-Медиа, 2015.-314с. http://biblioclub.ru.
2.Семехин Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности для гуманитариев: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. - 412 с.
3. Управление безопасностью жизнедеятельности: Учебное пособие. / Семехин Ю. Г. Ростов-на-Дону. Феникс. 2007.
7.2 Дополнительная литература:
1. Рагимов Р.Р. Аванесян, К.В., Стрелец В.Д., Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда. Основные положения законодательства о труде в Российской Федерации, Ростов н/Д, ЮФУ, 2008.
2. Рагимов Р.Р. Аванесян, К.В., Стрелец В.Д., Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда. Права и обязанности работников организаций по охране труда, Ростов н/Д, ЮФУ, 2009.
3. Рагимов Р.Р., Стрелец В.Д., Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда. Электромагнитные, лазерные, ультрафиолетовые излучения, электростатические поля и защита от них. Требования безопасности при работе с компьютерами, Ростов н/Д, ЮФУ, 2009.
4. Рагимов Р.Р., Стрелец В.Д., Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда. Опасные и вредные физические производственные факторы и защита от них, Ростов н/Д, ЮФУ, 2009.
5. Рагимов Р.Р., Стрелец В.Д., Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда. Химические, биологические и психофизиологические вредные и опасные производственные факторы и защита от них, Ростов н/Д, ЮФУ, 2008.
6. Стрелец В.Д.. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона, Ростов н/Д, РГУ, 2007.
7. Рагимов Р.Р., Стрелец В.Д., Укрытие работников организаций (предприятий, учреждений) и населения в защитных сооружениях при чрезвычайных ситуациях, Ростов н/Д, ЮФУ, 2007.
Список авторских методических разработок
1. Краткий курс лекций http://incampus.ru/.(Танашев В.Р. «Мои материалы»); http://dbs.sfedu.ru/www/umr.
2. Танашев В.Р. Основы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел: Учебное пособие / Ростов-на-Дону: РЮИ МВД РФ, 2008. – 264 с. http://dbs.sfedu.ru/www/umr.
7.4 Периодические издания:
1. Журнал «Гражданская защита».
2. Журнал «Безопасность жизнедеятельности».
3. Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»
7.5 Интернет-ресурсы:
1. Цифровой кампус ЮФУ http://incampus.ru/. (Танашев В.Р. «Мои материалы»)
2. ЮФУ, Информационный интегрирующий комплекс, безопасность жизнедеятельности http://dbs.sfedu.ru/www/umr.
3. Российское образование, федеральный портал, безопасность жизнедеятельности http://www.edu.ru.
4..Научно-практический и учебно-методический журнал «Безопасность жизнедеятельности», http://www.novtex.ru/bjd.
5. Безопасность, образование, человек, http://www.bezopasnost.edu66.ru.
6.Электронные лекции по предмету: Безопасность жизнедеятельности. http://www.prepodu.net/lec-bgd.html.
7.Сайт Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций администрации Ростовской области, http://dpchs.donland.ru.
8. Сайт МЧС РФ, http://www.mchs.gov.ru/.
9.Сайт ГУ МЧС по Ростовской области, http://www.61.mchs.gov.ru/kbzhd/.
VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Технические и электронные средства
1. Мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, интерактивная доска).
2. Средства защиты органов дыхания.
IX. УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
2 зач.ед.; ак.час. – 72, в т.ч.: лекций – 18, СЗ – 4, ПЗ - 10
Преподаватель ________________________
Кафедра охраны здоровья человека и безопасности жизнедеятельности
Курс 2 Семестр Группа
Направление подготовки (специальность)
№
| Виды
контрольных мероприятий
(КМ)
| Количество баллов на 1 КМ
| Раздел 1
Опасности и ЧС мирного и
военного времени.
| Раздел 2
Защита населения и территорий от опасностей и ЧС.
| Количество баллов по модулю
| | Текущий контроль
|
| |
| Посещение лекций
|
|
|
|
| Работа на СЗ и ПЗ
|
|
|
|
| Тематическое выступление на СЗ
|
|
|
|
| Письменный опрос
|
|
|
|
| Выполнение заданий для СР
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
| Рубежный контроль
|
|
|
| Тестирование
|
|
|
|
| Промежуточная
аттестация
|
|
|
| зачет
| не менее 60
| не менее 30
| не менее 30
|
Бонусные баллы могут быть добавлены за высокую посещаемость занятий, активное участие во всех видах занятий, проявленную инициативу и творчество при подготовке к семинарским занятиям и написании реферата.
Добор баллов по разделам проводится в виде письменной контрольной работы.
Преподаватель
(подпись) (фамилия, инициалы)
Согласовано: заведующий кафедрой
(подпись) (фамилия, инициалы)
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ СТУДЕНТУ
Раздел 1. Опасности и чрезвычайные ситуации мирного и военного времени
Комплексная цель раздела
Формирование у студентов знаний об основных опасностях мирного и военного времени, их причинах возникновения, последствий для населения, возможностях прогнозирования и предупреждения для последующей реализации основных способов защиты.
Развивать у студентов: культуру мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору пути ее достижения; умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; умение оценивать обстановку для идентификации возможных опасностей; навыки идентификации опасностей природного и техногенного характера.
Содержание раздела
Тема 1.1. Возрастание роли безопасности жизнедеятельности в современных условиях
Лекция
Цель: сформировать знание о безопасности жизнедеятельности как науке, о ее роли в подготовке специалиста, об основных понятиях и принципах.
Задачи: определить предмет и задачи дисциплины, место и роль в подготовке специалиста; познакомить с основными понятиями; сформулировать основные принципы обеспечения безопасности.
Роль и место безопасности жизнедеятельности в современных условиях. Взаимодействие человека со средой обитания. Примеры воздействия негативных факторов на человека и природную среду. Предмет и задачи дисциплины, место и роль в подготовке специалиста. Основные понятия и определения. Безопасность, деятельность, здоровье, идентификация опасности, опасность, причина, риск, система, условия деятельности, ущерб, цель, экстремальная и чрезвычайная ситуация. Общая классификация опасностей.
Законодательные и нормативно - правовые акты, регулирующие отношения в области защиты населения, территорий и объектов экономики от чрезвычайных ситуаций.
Основные положения и принципы обеспечения безопасности. Ориентирующие, организационные, технические и управленческие принципы обеспечения безопасности. Методы и средства обеспечения безопасности.
Перечень знаний и умений, которые должны освоить обучаемые в процессе изучения темы:
- иметь представление о предметной области дисциплины;
- уметь оперировать основными понятиями безопасности жизнедеятельности;
- знать сущность основных принципов обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Тема 1.2. Чрезвычайные ситуации природного характера
Практическое занятие
Цель: формировать знания о чрезвыайных ситуациях природного характера, изучить правила поведения и меры безопасности.
Задачи: познакомить с классификацией чрезвычайных ситуаций по масштабам последствий; рассмотреть природные источники чрезвычайных ситуаций, их поражающие факторы и возможные последствия; сориентировать обучаемых на изучение правил поведения и мер безопасности при чрезвычайных ситуациях природного характера.
Учебные вопросы:
Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по масштабам и последствиям, принятая в Российской Федерации. Чрезвычайные ситуации, вызванные стихийными факторами. Природные опасности: землетрясения, сели, оползни, лавины, наводнения, ураганы, смерчи, грозы. Причины, основные характеристики, поражающее (разрушительное) действие, способы предупреждения и предотвращения. Меры безопасности и правила поведения.
Занятие проводится в форме классно-группового занятия. Преподаватель объясняет учебные вопросы, использует презентацию, схемы и рисунки. Привлекает обучаемых к обсуждению вопросов, базирующихся на знаниях, полученных в общеобразовательной школе, постоянно поддерживает взаимосвязь теоретических положений с практической реализацией.
Перечень знаний и умений, которые должны освоить обучаемые в процессе изучения темы:
- знать правила поведения и меры безопасности при чрезвычайных ситуациях природного характера;
- уметь идентифицировать опасности стихийных бедствий.
|