Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Художественный мир романа Андрея Платонова «Чевенгур»

1. Соединение высшего философского смысла и жесточайшей реальности в художественном пространстве романа.

2. Типы героев в романе. Понятие «мастерства». Мотив мастера. Мотив отцов и сыновей.

3. Коммунистическая идея и утопическое сознание в идейно-художественной структуре романа. Символический смысл Чевенгура и озера Мутево как двух организующих центров романа. Алогизм как принцип жизнеустройства в Чевенгуре. мотив вечных загадок существования.

4. Избыточный язык романа как инструмент для поиска истины о мире и освоения этого мира платоновскими героями. Понятие «речевого гротеска» (С. Г. Бочаров).

 

Литература:

1. Платонов А.П. Чевенгур / Сост., вступ. ст. и коммент. Е. А. Яблокова. [Серия “Библиотека студента-словесника”]. М., 1991. (См. в этом издании также ст. Л. А. Шубина, С. Г. Бочарова, С. Г. Семеновой).

2. Андрей Платонов: Мир творчества., 1992.

3. Гюнтер Г. Жанровые проблемы утопии и «Чевенгур» А. Платонова // Утопия и утопическое мышление. М., 1991.

4. Семенова С. Г. Мытарства идеала: к выходу в свет «Чевенгура» // Новый мир. 1988. № 4.

5. Коваленко В. А. Трудная дорога свободы: О романе А. Платонова «Чевенгур» // Философские науки. 1990. № 6.

6. Золотоносов М. Усомнившийся Платонов // Нева. 1990. № 4.

7. Васильев В. Национальная трагедия: утопия и реальность. Роман А. Платонова «Чевенгур» в контексте его времени // Наш современник. 1989. №3.

8. Чалмаев В. Утонувший колокол // Вопросы литературы. 1988. № 7.

9. Носов С. Н. О стилистике романа А. Платонова «Чевенгур» // Русская речь. 1989. № 1.

 

Проблематика романа-эпопеи «Тихий Дон». Роль «родового начала» в эпоху исторических потрясений.

1. Изображение трагических событий эпохи. Место произведения в «чистокровном реализме» (М. Шолохов).



2. Григорий Мелехов как художественный тип эпохи. Споры о трагедийности образа. Сущность трагического у Шолохова.

3. Принципы изображения характеров. Личность и история в идейно-художественной системе эпопеи. Мастерство диалога.

4. Изображение семьи, «родового человека». Роль «родового начала» в эпоху исторических потрясений. Явление катарсиса в творчестве Шолохова.

Литература:

1. Бирюков Ф. Г. Художественные открытия Михаила Шолохова. М., 1980.

2. Петелин В. Михаил Шолохов: Страницы жизни и творчества. М., 1986.

3. Хватов А. На стрежне века: Художественный мир Шолохова. М., 1978.

4. Костин Е. А. Художественный мир писателя как объект эстетики /Очерки эстетики М. А. Шолохова/. Вильнюс, 1990.

5. Оцуп Н. М. М. А. Шолохов // Шолохов и русское зарубежье. М., 2003.

6. Палиевский П. В. Мировое значение Шолохова // Его же. Шолохов и Булгаков. М., 1999.

7. Ермолаев Г. С. Михаил Шолохов и его творчество. СПб. 2000.

8. Соболенко В. Н. Жанр романа-эпопеи (Опыт сравнительного анализа «Войны и мира» Л. Толстого и «Тихого Дона М. А. Шолохова») М. 1986.

9. Семенова С. Г. Мир правды Михаила Шолохова: От поэтики к миропониманию. М., 2005. С. 83-168.

10. Кузнецов Ф. Ф. Шолохов и «Анти-Шолохов»: Конец литературной мистификации века // Наш современник. 2000. №5-7, 11; 2001, №2,4,5.

 

Эстетика М. А. Шолохова в романе-эпопее «Тихий Дон»

1.Поэтика шолоховского слова; виды метафоризации; форма проявления авторской тенденции в эпике романа.

2. Символика. Особенности поэтики пейзажа.

3. Фольклорное начало в романе.

4.Жанровые особенности «Тихого Дона».

5.Дискуссии о романе.

Литература:

 

  1. Ермолаев Г. С. Михаил Шолохов и его творчество. СПб. 2000.
  2. Костин Е. Философия и эстетика русской литературы. Вильнюс, 2010.
  3. Минакова А.М. Поэтика «Тихого Дона» М. Шолохова и литературная традиция// Проблема традиций и новаторства в русской и советской прозе и поэзии. Горький, 1987.
  4. Хорошева З. Песенно-фольклорный материал на страницах романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»// Вешенский вестник. Ростов-на-Дону, 2005.
  5. Соболенко В. Н. Жанр романа-эпопеи (Опыт сравнительного анализа «Войны и мира» Л. Толстого и «Тихого Дона М. А. Шолохова») М. 1986.
  6. Семенова С. Г. Мир правды Михаила Шолохова: От поэтики к миропониманию. М., 2005. С. 83-168.

 

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1. Творческая история «последнего закатного романа» Булгакова. Путь произведения к читателю.

2. Жанровая природа романа. Композиционные особенности: временные пласты, «роман в романе».

3. Мотивная структура и система персонажей произведения.

4. Смысл сюжетной линии Иешуа и Понтия Пилата.

5. Проблемы творчества. Образы Мастера и Маргариты. Смысл финала романа.

6. Дьяволиада Булгакова. Условность и действительность. Народ и литературная среда СССР 20-30-х гг.

Литература:

 

1. Соколов Б. В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Очерк творческой истории. М., 1991.

2. Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. М., 1996. С. 156-168, 222-225, 288-325.

3. Вулис А. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». М., 1991.

4. Творчество Михаила Булгакова. СПб., 1991-1995. Вып. 1-3.

5. Чудакова М. О.Творческая история романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вопросы литературы. 1976. № 1. С. 218-253.

6. Бэлза И. Ф. Генеалогия Мастера и Маргариты // Контекст. 1978. М., 1978. С. 156-248.

7. Бэлза И. Ф. К вопросу о пушкинских традициях в отечественной литературе (на примере М. А. Булгакова) // Контекст. 1980. М., 1981. С. 191-224.

8. Зеркалов А. Иисус из Назарета и Иешуа Га-Ноцри // Наука и религия. 1986. № 9.

9. Гаспаров Б. М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Его же. Литературные лейтмотивы. М., 1994.

10. Кораблев А. А. Тайнодействие в «Мастере и Маргарите» // Вопросы литературы. 1991. № 5. С. 35-54.

11. Лекманов О. О чем написан роман «Мастер и Маргарита» (цитаты с комментарием) // Новое литературное обозрение. 1997. № 24. С. 75-92.

12. Белобровцева И. З., Кульюс С. К. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как эзотерический текст // Блоковский сб. Тарту, 1993 Вып. 12. С. 158-178.

13.

Драматургия М. Булгакова.

1. Гражданская война в драмах "Дни Турбиных" и "Бег".

2. Булгаков - комедиограф ("Зойкина квартира").

3. Антиутопический код в пьесе «Адам и Ева»

 

Литература:

1. Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. М., 1996. С. 156-168, 222-225, 288-325.

2. Творчество Михаила Булгакова. СПб., 1991-1995. Вып. 1-3.

3. Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. — 2-е изд., доп. — М.: Книга, 1988. — 669, [2] с. — (Писатели о писателях).

4. Нинов А. О драматургии и театре Михаила Булгакова (Итоги и перспективы изучения) / А. Нинов // М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М., 1988. С. 6-39.

5. Николина 2003 — Николина Н.А. Филологический анализ текста / Н.А. Николина. -М.: Издат. центр «Академия», 2003. — 256 с.

6. ТитковаН.Е. Проблема русской литературной традиции в драматургии М.А.

Булгакова: Дисс. канд. филол. наук. / Н.Е. Титкова. Нижний Новгород, 2000.

7. Чудакова М.О. Некоторые проблемы источниковедения и рецепции пьес Булгакова о гражданской войне / М.О. Чудакова // М.А. Булгаков: драматург и художественная культура его времени. М.: СТД РСФСР, 1988. - С. 57-95.

8. Зеркалов А. Этика Михаила Булгакова / Александр Зеркалов. — М.: Текст, 2004

9. Ким Чжи Хан, Молчанова С.В. Ремарки в Пьесах М. Булгакова «Дни Турбиных»

и «Бег» / Ч.Х. Ким, С.В. Молчанова // Русская речь. - М.: 2004. - № 1. С. 28-33.

10.НалепинаМ. Судьба пьесы М.А.Булгакова «Бег» / М. Налепина // Литературная

учёба. - 2004. № 2. - С. 155-177.

 

 

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
  Посещение практ. занятий Ответы на теоретические вопросы на семинарах Участие в коллоквиумах по отдельным темам. Выполнение индивидуальных домашних заданий    

Самостоятельная работа студентов по модулю 3

3. Задания, обеспечивающие достижение студентом комплексной цели модуля

Реферат

Тематика

Повести М. Булгакова 1920-х гг.: поэтика жанра.

Система персонажей в пьесе М. Булгакова «Бег».

Антиутопический код в пьесе М. Булгакова «Адам и Ева».

Булгаков –комедиограф: «Зойкина квартира».

Пушкинские традиции в творчестве М. Булгакова

Концепция героя в «Тихом Доне» М. Шолохова.

«Донские рассказы» М. Шолохова: особенности конфликта и поэтика.

Фольклорное начало в «Тихом Доне» М. Шолохова.

Поэтика пейзажей в «Тихом Доне» М. Шолохова.

Особенности реализма М. Шолохова.

«Язык смысла» А. Платонова.

Концепция героя в повести А. Платонова «Епифанские шлюзы».

Поэтика повестей А. Платонова («Епифанские шлюзы», «Сокровенный человек», «Ямская слобода»)

Фантастика А. Платонова: «Лунная бомба», «Эфирный тракт», «Потомки солнца».

Мифологический дискурс в пьесе А. Платонова «Ноев ковчег».

Символика названия в романе А. Платонова «Счастливая Москва».

Концепция героя в романе В.Набокова «Приглашение на казнь».

Модернистская эстетика в романе В. Набокова «Приглашение на казнь».

Феномен русской прозы В. Набокова.

Советская сатира 1920-х-1930-х гг.(по произведениям В. Маяковского, М. Булгакова, А. Платонова)

3.1.2. Цель и задачи выполнения реферата - представить основные методологические принципы и методические приемы исследования данной области истории литературы;

3.1.3. Описание

Собрать необходимый литературный и критический материал ( в соответствии с темой творческого задания), произвести систематизацию и анализ художественных текстов и критики в заданном ключе. Представить в работе самостоятельный анализ литературного текста. Проанализировать особенности поэтики.

3.1.4. Требования к выполнению реферата (см. методические рекомендации)

Работа должна содержать самостоятельный анализ нескольких литературных и литературно-критических источников, на примере которых будет раскрываться заявленная тема. Их необходимо указать в конце реферата, в разделе «Список использованной литературы». Освещение выбранной темы должно быть конкретным, подтвержденным цитатами. При цитировании ссылки на источник обязательны.

Освещение выбранной темы должно быть научным, конкретным, подтвержденным цитатами. При цитировании ссылки на источник обязательны.

Отчет представляется в виде реферата объемом 10 страниц.

3.1.5. Критерии оценки творческого задания

В процессе работы над творческим заданием студент должен продемонстрировать способность ориентироваться в литературоведческом и литературно-критическом материале, но при этом вырабатывать собственный взгляд на проблему. Основные критерии – самостоятельность, научность, глубина погружения в проблему






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.