Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Структура социологического исследования

В структуре социологического исследования выделяют программу, представляющую собой общую концепцию (теоретико-методологические предпосылки) и методико-инструментальный аппарат исследования.

Программа социологического исследования – это документ, содержащий развёрнутое изложение её теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) с обоснованием актуальности, целей, задач, объекта, предмета и гипотез предпринимаемого исследования, а также его методико-инструментального аппарата вместе с логически обоснованной последовательностью необходимых процедур и организационным планом-графиком и стоимостью всех видов работ. Содержание программы варьируется и зависит от типа и целей исследования.

Программа состоит из двух разделов: теоретического (планового, методологического) и процедурного (методического).

В свою очередь теоретический раздел программы включает в себя следующие подразделы (этапы исследования):

1) формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования;

2) определение целей и задач исследования;

3) интерпретация и операционализация основных понятий;

4) предварительный системный анализ;

5) выдвижение (формулировка) рабочих гипотез.

Рассмотрим детально основные подразделы теоретического раздела программы социологического исследования.

Исходным пунктом любого исследования является проблема, предопределяющая выбор цели и задач исследования, и далее – объекта и предмета исследования.

Проблема выражает основное противоречие исследуемого явления, события. Она актуализирует факты несоответствия общественно значимых направлений научных исследований располагаемым обществом ресурсам. Подбор необходимой ресурсной базы и адекватного методологического инструментария позволяет решить поставленную задачу и создаёт условия для дальнейших научных исследований. Возникновению научной проблемы обычно предшествует появление в науке проблемной ситуации, которая характеризует трудное положение дел, сложившееся в той или иной отрасли деятельности. На характер этой трудности могут влиять самые разнообразные факторы и обстоятельства, начиная от ментальности и интеллектуального климата общества и заканчивая методологическими, логическими и специальными научными задачами. Проблемная ситуация свидетельствует не только о трудностях в объяснении новых фактов, установленных, в частности, в результате наблюдений и экспериментов, но и о наличии широкого спектра различных теоретических допущений, схем и упрощений, которые приходится учитывать при выдвижении проблемы.



Известный исследователь науки К.Р. Поппер, например, рассматривает проблемную ситуацию как трудность или проблемы с её фоном, в который входит не только язык науки, но и множество теоретических допущений, не поставленных ещё под сомнение. Следовательно, в рамках проблемной ситуации особое внимание обращается на предпосылки проблемы: от эмпирических фактов и до принятых теоретических схем, моделей, допущений и логических стандартов рассуждений.

Возникновение проблемной ситуации свидетельствует, прежде всего, о наличии трудности, связанной с противоречием или несоответствием старых методов объяснения новым фактам, открытым в результате экспериментов или систематических наблюдений. Такие проблемные ситуации являются типичными для опытных наук. В абстрактных науках речь идёт о противоречиях между новыми и старыми способами обоснования теоретического знания.

Проблемная ситуация имеет как бы две стороны: гносеологическую (познавательную) и предметную. Гносеологический аспект проблемной ситуации – это противоречие между имеющимся знанием о проблеме и тем, которое необходимо для её решения. Предметная сторона проблемы социологического исследования – это социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив его развития. Конкретным выражением этой (предметной) стороны проблемы является перечень действий, направленных на её разрешение. Оба этих аспекта, стороны проблемной ситуации тесно между собой взаимосвязаны.

Масштабы социальных проблем существенно разнятся между собой. Одни не выходят за рамки одного коллектива или предприятия, другие затрагивают интересы регионов, больших социальных групп. На высшем уровне социальные проблемы могут приобретать масштабы, затрагивающие всё общество, таким образом, становясь социетальными проблемами. В зависимости от этого определяется и тип исследования: оно может быть как чисто прикладным, так и теоретико-прикладным. Однако, в любом случае, проблемы должна быть сформулирована чётко, конкретно. Она должна обозначать наиболее существенные моменты и иерархию связанных с ней других проблем.

Исследователю необходимо перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу: 1) установить реальное наличие данной проблемы; 2) выявить такие существенные элементы проблемы, исследование которых входит в компетенцию и предметную сферу социологической науки; 3) вычленить уже известные из имеющегося собственного опыта, а также опыта коллег, литературы сегменты проблемной ситуации, которые имеют прецеденты успешного разрешения и не требуют специального анализа; 4) выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска; 5) проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. В целом же, решение проблем необходимо для прогресса научного знания.

Конкретизировать направление научного исследования проблемы позволяет формулировка объекта и предмета исследования. Объектом исследования выступает фрагмент действительности, заключающий источник противоречия, вызывающего проявление проблемной ситуации. Следует также отметить, что под объектом исследования понимают определённую часть окружающего мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней, но только ту часть, в которой проявляется интересующая исследователя проблема. Предметом исследования выступают наиболее значимые теоретические и практические свойства, признаки исследуемого объекта, выражающие суть выявленного социального противоречия. Предмет исследования – это конкретная трансформация формулировки проблемы, содержащая наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения её аспекты для данного объекта. Содержания объекта и предмета могут совпадать, если исследователь ставит задачу познания всей совокупности связей, характеризующих исследуемую реальность.

Цель представляет собой ожидаемый конечный результат исследования, предполагающий разрешение заявленного противоречия по основным разделам исследования. Достижение заявленной в ходе социологического исследования цели предполагает прохождение двух этапов: теоретико-методологического и практического. В ходе прохождения теоретико-методологического этапа осуществляется подбор адекватного ожидаемым результатам инструментария, тогда как практический этап предполагает интерпретацию полученных в ходе обработки информации результатов и выработку возможных предложений и рекомендаций. Цель, положенная в основу социологического исследования, должна быть конкретизирована в перечне задач, структурирующих работу исследователя в достижении поставленной цели. Задачи позволяют редуцировать степень сложности заявленной цели и перевести её в исполнение рядом операциональных действий.

Интерпретация используемых в процессе исследования понятий призвана сопоставить теоретические положения с эмпирическими данными и составить целостное представление об объекте, отображаемом с помощью перечня базовых понятий. В ходе интерпретации таких понятий исследователь уясняет для себя, по каким направлением должен осуществляться сбор социологической информации и каким должно быть качество полученного материала. Операционализация понятий означает переход от концептуальной формы представления знаний к способу их разложения на отдельные семантические единицы (термины). Получаемые в ходе этого разложения термины детализируют представленные в концепции базовые понятия. Практическая стадия социологического исследования призвана наделить термин таким содержанием, которое получит общезначимую трактовку на всех стадиях проведения исследования. Такая общезначимость достигается посредством выбора индикаторов, на основе изменения значений которых отслеживаются тенденции в развитии исследуемого феномена. Индикаторами называются относительно несложные удельные и структурные показатели, представляющие характерные свойства исследуемого явления, учёт которых позволяет отслеживать направленность и интенсивность исследуемого процесса. Благодаря операционализации происходит не только структурирование исследуемого явления, но и выявляются причины и факторы, определяющие текущее состояние и динамику этого явления.

Предварительный системный анализ предусматривает расчленение объекта на составные элементы, позволяющие рассмотреть целостный образ исследуемой проблемы. Методологически предварительный системный анализ можно изобразить в виде блок-схемы, моделирующей взаимоотношения между базовыми понятиями, представляющими объект исследования. Воспроизводство системного представления исследуемого объекта даёт возможность представить общую логику процесса исследования, структуру объекта и составляющие его содержание показатели. На основе этого представления формулируются некоторые предположения о характере взаимосвязи между составляющими объект структурными единицами, известные как рабочие гипотезы.

Гипотезам придаётся большое значение в структуре социологического исследования. Они представляют собой обоснованные предположения о возможном характере взаимосвязи между элементами в структуре исследуемого объекта и изучаемыми социальными явлениями.

Процедурная часть программы социологического исследования нацелена на то, чтобы проведённое исследование было правильно организовано, репрезентативно и релевантно в отношении используемых при обработке методов. В процедурном разделе программы можно выделить пять подразделов:

1) разработка рабочего (принципиального, стратегического) плана исследования;

2) обоснование и проектирование выборки (выборочной совокупности единиц наблюдения);

3) разработка (выбор) схемы (процедур) сбора и анализа исходных данных (эмпирической информации);

4) содержательный анализ результатов исследования;

5) оформление результатов исследования (в виде отчётов, публикаций, социальных технологий и т.д.).

Рассмотрим более подробно некоторые подразделы процедурного раздела программы социологического исследования.

Главными требованиями при разработке рабочего плана исследования являются полнота и продуманность плана, в котором должны отразиться все основные задачи и методы предпринимаемого исследования. Рабочий план исследования призван организовать процесс исследования, распределив все производственные операции между исполнителями. Все разделы рабочего плана должны располагаться в строгой логической последовательности, являясь алгоритмом решения производственной задачи. Рабочий план позволяет предварительно рассчитать объём организационных и финансовых затрат, придав процессу исследования порядок и ритмичность. В то же время план должен сохранять определённую гибкость, поскольку в ходе исследования возникают некоторые непредвиденные ситуации. Рабочий план предусматривает ряд типовых разделов: формулировку целей и задач исследования, методологический инструментарий и обоснование выборки, требования к представленному исследованию, рабочий график и смету расходов. При разработке рабочего плана исследования необходимо учитывать состояние информационной базы, задействованной в процессе достижения цели исследования.

При проведении социологического исследования особое внимание должно уделяться выборке, призванной на ограниченном множестве признаков отобразить свойства всего исследуемого множества. Главной функцией выборки является обеспечение репрезентативности исследования. Репрезентативность выборки означает, что по выделенным параметрам состав обследуемой совокупности должен максимально приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности. Мера подобия выборочной модели структуры генеральной совокупности оценивается ошибкой выборки, а пределы допустимой ошибки зависят от целей и характера исследования. Главной задачей при проведении социологического исследования является обеспечение соответствия между генеральной и выборочной совокупностями, показатель значения которой фиксирует вероятность проявляющейся по результатам исследования ошибки. Качество выборки зависит от следующих условий: мера однородности социальных объектов по наиболее существенным для исследования характеристикам; степень дробности группировок анализа, планируемых по задачам исследования; целесообразность уровня надёжности выводов из предпринимаемого исследования. Генеральной совокупностью называется совокупность социальных объектов, находящихся в сфере внимания исследователя с точки зрения целей и задач исследования. Часть объектов генеральной совокупности, выделенной на основании её свойств и признаков, выступающих в качестве объектов наблюдения, называется выборочной совокупностью. Таким образом, при проведении массовых опросов необходимо обеспечить репрезентативность выборки, суть которой состоит в том, что основные признаки генеральной совокупности, из которой извлечена выборочная совокупность, должны сохранять ту же пропорцию и частоту, с которой эти признаки представлены в генеральной совокупности.

Важнейшим требованием, предъявляемым к социологическим методам исследования, является качественный подбор шкал, используемых в вопросниках и анкетах. Шкалы являются главным инструментом обработки и фиксации информации об исследуемом объекте. Благодаря правильно подобранным шкалам экспертные решения становятся более конкретными, соразмерными задачам, которые ставятся перед экспертом. Шкала является эталоном измерения, обеспечивая качественную классификацию признаков, характеризующих объект исследования. В социологических исследованиях используются следующие виды шкал: номинальная шкала, порядковая шкала (ранговая шкала) и интервальная шкала (шкала равных интервалов). Номинальная шкала отображает перечень одноуровневых объективных признаков объекта измерения и обозначает максимально полный перечень альтернативных вариантов ответа на поставленные перед экспертом вопросы. Порядковая (ранговая) шкала используется при отсутствии объективных индикаторов и отображает стадии субъективного отношения респондентов к кому-либо или чему-либо. Позиции порядковой шкалы располагаются в направлении от более значимой к менее либо наоборот. Порядковая шкала задаёт отношение соподчинённости и последовательности между признаками исследуемого объекта. Разновидностью порядковой шкалы является ранговая шкала. Интервальная шкала предполагает выделение определённого числа свойств или признаков, расположенных по равным или неравным интервалам. Главное предназначение процедуры шкалирования заключается в обосновании возможности измерения социальных процессов.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.