Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Организационно-правовые формы юридических лиц.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит на праве собственности хозяйственному товариществу или обществу.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в организационно-правовой форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

Гражданский кодекс рассматривает товарищества как объединения лиц, а общества как объединение капиталов. Это означает, что члены товарищества должны лично участвовать в его деятельности. Члены общества объединяют только имущество, следовательно, могут одновременно имущественными взносами участвовать в нескольких различных обществах.

Как в обществах, так и в товариществах одновременно могут участвовать как физические, так и юридические лица.

Полные товарищества характеризуются тем, что:

во-первых, действия любого из участников признаются действиями товарищества в целом;

во-вторых, при недостатке имущества самого товарищества для покрытия образовавшихся долгов кредиторы могут потребовать обратить взыскание на иное, личное имущество участников товарищества, причем любого из них (т.е. в солидарном порядке) Возможность такой ответственности одного участника за действия другого требует установления между ними тесных лично-доверительных отношений (форма семейного предпринимательства).



К преимуществам товарищества относится:

а) простота организации: отсутствие специальных органов управления, не требуется разработка устава, а все вопросы решаются в учредительном договоре;

б) открытость коммерческих намерений, что повышает репутацию организации в глазах контрагентов.

К недостаткам относится:

а) строгая ответственность участников личным имуществом по долгам товарищества;

б) невозможность выпускать акции и облигации для привлечения дополнительного капитала.

Неразвитость такой формы свидетельствует о неуверенности самих предпринимателей в своем деле, либо сомнительность.

В коммандитном товариществе наряду с участниками с полной ответственностью (полными товарищами) появляются и коммандитисты (вкладчики), рискующие только своими имущественными взносами.

Коммандитисты вынуждены верить, доверять полным товарищам. Наличие коммандитистов позволяет полным товарищам привлекать дополнительный капитал.

Общества представляют собой более сложную организацию предпринимательства, связанную с ограничением или исключением ответственности их участников по долгам общества. Поэтому, закон содержит требование об обязательном минимальном уставном капитале общества.

Если же в ходе деятельности стоимость чистых активов оказывается меньше зарегистрированного уставного капитала, оно обязано перерегистрировать уменьшение этого капитала, либо вообще прекратить деятельность; не вправе распределять доходы между участниками, так как всё это нарушает интересы кредиторов.

 

В хозяйственных обществах создаются органы управления и разрабатывается устав.

В ООО уставный капитал поделён на вклады (доли, паи) участников, которые рискуют утратить свои вклады.

В АО уставный капитал изначально поделён на одинаковые доли, каждая из которых выражена акцией.

Выход из АО возможен только путем продажи или иной передачи права собственности на акции. Акционер получает деньги или иное имущество от нового владельца акций, а не от общества. В этом принципиальное отличие АО от ООО.

Участники ООО при выходе вправе получить от общества причитающуюся ему долю имущества или его денежный эквивалент в порядке и сроки, предусмотренные законом и учредительными документами.

Общества бывают публичные и непубличные. Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает данным признакам, признаются непубличными.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

В соответствии с ГК унитарные предприятия сохраняют специальную, целевую правоспособность, строго соответствующую их уставным задачам (в отличие от других коммерческих организаций ст. 49 ГК). Имущество унитарных предприятий находится на праве хозяйственного ведения. Небольшое количество государственных предприятий, находящихся в федеральной собственности и вынужденных работать под жестким контролем государства получили статус казенных предприятий. Они обладают имуществом на праве оперативного управления. Это означает, что такое предприятие получает на закрепленное за ним имущество ещё более узкое, ограниченное по содержанию в сравнении с хозяйственным ведением вещное право, тождественное праву бюджетных учреждений.

Для производственных кооперативов характерно личное трудовое участие в них их членов – пайщиков, в роли которых выступают граждане. Участие в управлении делами кооператива строится по принципу « один пайщик – один голос» и не зависит от размера пая. Распределение полученных доходов между членами кооператива происходит с обязательным учетом характера и степени их трудового участия.

Крестьянским (фермерским) хозяйством, в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.

 

6. Образование юридических лиц. Учредительные документы.

 

В соответствии с гражданским законодательством юридические лица могут учреждаться гражданами и юридическими лицами, в том числе государством, субъектами РФ, муниципальными образованиями в лице соответствующих органов, уполномоченных управлять государственным и муниципальным имуществом. Граждане могут быть учредителями при наличии полной дееспособности.

Способы образования юридических лиц.

 

  Названия способов и их характеристика
Распорядительный Разрешительный Договорно-правовой Явочно-нормативный
Юридическое лицо создается по распоряжению собственника или органа им уполномоченного Для создания юридического лица требуется разрешение государственного органа или организации Для создания юридического лица требуется заключение учредительного договора Для создания юридического лица не требуется чьего-либо распоряжения, разрешения, не заключается учредительный договор
  Государственные и муниципальные унитарные предприятия     Например, АО, где учредителем выступает ГУП, вносящее вклад недвижимым имуществом Хозяйственные товарищества Производственный кооператив, потребительский кооператив, религиозная организация, ООО, АО

Важное значение имеет характеристика учредительных документов. Состав и реквизиты учредительных документов обладают большим своеобразием, что определяется организационно-правовой формой.

Юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила настоящего Кодекса об уставе юридического лица.

В учредительных документах, независимо от индивидуального профиля того или иного юридического лица обязательно должны указываться: наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления. Другие сведения зависят от организационно-правовой формы организации. В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц.

Кроме того, в учредительном договоре и в решении о создании юридического лица следует явно выразить намерение создать юридическое лицо, условия передачи в его собственность того или иного имущества и участия в его деятельности, порядок распределения между учредителями (участниками) прибыли и убытков, управления деятельностью.

 

7. Государственная регистрация.

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 129 – Ф З «О государственной регистрации юридических лиц».

Регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в установленном законом порядке. Полномочия по государственной регистрации юридических лиц делегированы Федеральной налоговой службе РФ.

Регистрация осуществляется не позднее чем через пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Для регистрации, согласно ст. 12 Закона должны быть представлены следующие документы:

а) заявление о регистрации;

б) решение о создании юридического лица;

в) учредительные документы юридического лица;

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя (если у организации есть иностранные учредители);

д) документ об уплате государственной пошлины.

Регистрирующий орган не имеет права требовать представления иных документов.

Регистрирующий орган не позднее одного дня с момента регистрации выдает документ, подтверждающий факт внесения в государственный реестр (т.е. подтверждающий факт регистрации).

Регистрирующий орган не позднее чем в пятидневный срок обязан представить сведения о регистрации в государственные органы, определяемые Правительством РФ.

В едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие документы и сведения о юридическом лице:

а) наименование;

б) организационно-правовая форма;

в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа или иного органа либо лица для осуществления связи с юридическим лицом;

г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

д) сведения об учредителях;

е) копии учредительных документов;

ж) сведения о правопреемстве (в случаях реорганизации);

з) сведения об изменениях в учредительных документах (даты);

и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или путем ликвидации);

к) размер уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или др.);

л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также его паспортные данные и ИНН;

м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.

 

Экспертиза учредительных документов юридического лица не требуется. Согласно ст. 23 Закона, отказ в государственной регистрации возможен только в двух случаях: при непредставлении необходимых документов и при представлении их в ненадлежащий регистрирующий орган. Учредители в заявлении о регистрации подтверждают, что учредительные документы соответствуют установленным законодательством требованиям, все представленные сведения достоверны и соблюден порядок учреждения, в том числе относительно оплаты уставного (складочного) капитала.

За необоснованный отказ в государственной регистрации, неосуществление регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством РФ. Регистрирующий орган возмещает ущерб.

За непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений для включения в государственный реестр заявители и (или) юридические лица несут ответственность в соответствии с законодательством.

Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных актов о государственной регистрации.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.