Пиши Дома Нужные Работы


Национально-культурное строительство

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С обретением

Украиной незави­симости реформирование системы образования, на­чавшееся в 80-е годы, вступило в качественно новый этап. В соответствии с разработанной Государственной национальной программой «Образование» (Украина XXI века) вектор реформ ориентирован на формиро­вание национальной системы образования, концепту­альные и структурные преобразования его основных элементов, демократизацию народного образования, украинизацию учебного процесса.

В Донецкой области в 1990/91 учебном году в сис­теме образования была задействована 1281 государ­ственная общеобразовательная школа. К 1995/96учебному году их число увеличилось до 1325. Числен­ность учащихся в них за указанные годы сократилась с 666 тысяч до 665 тысяч человек.

Среди качественных показателей необходимо отме­тить успешную деятельность учебных заведений ново­го типа — гимназий, лицеев, колледжей, которые возникли на территории области совсем недавно. На основе углубленного изучения отдельных предметов, широкой дифференциации обучения в нашем регионе открыты 10 гимназий, 16 лицеев, 12 учебно-воспита­тельных комплексов различного типа, 3 специализиро­ванные и 18 профильных школ, более 100 профильных классов. Это дает возможность ученикам развивать свои творческие способности и наиболее ярко проявлять при­родные данные каждого в отдельности.


Эффективность работы учебных заведений нового типа наглядно можно проследить на опыте образова­тельной деятельности национального лицея, создан­ного при Донецком государственном университете. Ректор ДонГУ, доктор физико-математических наук, профессор Шевченко В. П., принимая решение о со­здании лицея в 1990 г., четко сформулировал его за­дачи: искать и развивать таланты, воспитывать будущего студента, формировать личность.

Реализация этих задач осуществлялась в результа­те переориентации образования на личность ученика в соответствии с такими важнейшими принципами, как гуманизация и гуманитаризация; единство наци­онального и общечеловеческого, развивающий харак­тер обучения; совместное творчество учителя и лицеиста; индивидуализация и дифференциация, оп­тимизация, открытость и динамичность системы обу­чения. Лицей действительно стал источником формирования национальной научной элиты. Сегодня в нем обучаются 250 талантливых, творчески и интел­лектуально одаренных учеников 10—11 классов из различных городов и сел Донецкой области.

Лицеисты — постоянные участники и победители областных, государственных и международных олим­пиад. Именно в лицее воспитан лучший юный химик мира Дмитрий Денисенко. В 1994 г. он получил золо­тую медаль в Норвегии. Бронзовым призером Всемир­ной олимпиады юных биологов стала Оксана Бреус (Болгария, 1994 г.). Два лицеиста занесены в книгу ЮНЕСКО «Одаренные дети».

Ученики лицея признаны лучшими в Украине по истории, украинской филологии, химии, биологии. В целом, ежегодно каждый третий ученик становится победителем или призером олимпиад, конкурсов, тур­ниров не ниже областного уровня.


С успехами лицеистов, равно как и с тревогами их воспитателей о судьбе интеллектуальной элиты обще­ства, была ознакомлена во время своего пребывания на Донетчине почетная гостья, организатор благотво­рительной акции «Супруга Президента Украины — детям Украины» Л. Н. Кучма. Дав высокую оценку работе, которая ведется в стенах этой школы нового типа, Л. Н. Кучма охотно приняла предложение ли­цеистов стать берегиней их учебного заведения.

ВЫСШАЯ ШКОЛА Глубокие преобразования охва-

тили высшую школу. Социально-экономические и политические изменения в обществе требовали повышения роли вузов в решении фунда­ментальных задач образования: подготовка квалифи­цированных кадров и создание национальной творческой интеллектуальной элиты. В то же время глубокий экономический кризис в стране усложнил проблему материального обеспечения высшего обра­зования, поставил многие вузовские научные коллек­тивы на грань выживания.

В первой половине 90-х годов многие институты Донецкой области были преобразованы в университе­ты или академии. В итоге были образованы Донецкий государственный технический университет, Донецкий государственный медицинский университет, Приазов­ский государственный технический университет, Дон­басская государственная машиностроительная академия, Донбасская государственная академия строительства и архитектуры.

Став университетами и академиями, вузы присту­пили к наполнению учебно-воспитательного процесса новым содержанием. Обучение стало осуществляться по планам, соответствующим их новому статусу.


С каждым годом нарастала потребность в стабили­зации сети высших учебных заведений, адаптации их к потребностям рыночной экономики. На Донетчине имелась избыточная численность инженеров и одно­временно наблюдался дефицит экономистов, менед­жеров, юристов, психологов, социологов.

Реакцией на необходимость подготовки таких спе­циалистов стало создание Донецкой государственной академии управления. В Донецком государственном университете были открыты новые специальности, ко­торые отвечают потребностям времени: «Экономика и управление производством», «Метрология, стандарти­зация и управление качеством», «Радиофизика, элект­роника» , «Информационная система в менеджменте», «Маркетинг», «Биофизика», «Биоэкология» и другие.

Ухудшение криминальной ситуации в нашем ре­гионе обострило вопросы подготовки квалифициро­ванных кадров для системы Министерства внутренних дел (МВД). В связи с этим в 1993 г. на базе училища МВД был открыт институт внутренних дел при Донецком государственном университете.

Новым явлением стал бурный рост негосударствен­ного сектора в сфере образования. В области создано более 10-ти высших учебных заведений, основанных на внебюджетном финансировании. Это прежде всего донецкие вузы: институт социального образования, экономико-гуманитарный институт, институт рынка и социальной политики, институт предприниматель­ства и другие.

Негосударственное образование переживает слож­ный и противоречивый период становления. У мно­гих вузов пока еще слабая материально-техническая база, не хватает высококвалифицированных педаго­гических кадров. Слабую помощь им пока оказывает Министерство образования Украины.


Преодолевая эти и другие трудности, негосудар­ственные вузы с каждым годом все тверже становятся на ноги, внедряют в учебный процесс прогрессивные методы. К примеру, Краматорский экономико-гумани­тарный институт с первых дней своей работы поставил задачу выпускать не просто специалистов, а людей, со­ответствующих времени. Руководство института на­стойчиво проводит идею непрерывного обучения. Сегодня в вузе обучается 1,5 тыс. студентов, более 130 юношей и девушек — в лицее при институте, 50 — в школе юных менеджеров, 60 детей посещают детсад, ассоциированный при высшем учебном заведении. В ближайшее время намечено открыть при детсаде на­чальную школу, а при лицее — гимназию. Тогда будет в наличии полная цепочка.

В этой системе основное внимание будет уделять­ся изучению иностранных языков, в том числе вос­точных, основ мировой культуры, экономики, компьютерных систем. Целенаправленный труд кол­лектива Краматорского экономико-гуманитарного института стал приносить первые успехи. На третьем всеукраинском конкурсе студентов, изучающих ки­тайский язык, питомцы молодого вуза завоевали одно из трех первых мест, одно- из пяти вторых и три из семи третьих.

Экономические трудности последних лет усилили процесс коммерциализации и в стенах государствен­ных вузов, где вначале был введен 20 процентный платный прием на обучение, а затем он с каждым го­дом стал увеличиваться. Ассигнования на образование приобрели устойчивую тенденцию к сокращению. По­ступающие средства расходуются в основном на вып­лату заработной платы и стипендий.

Между тем материальная база большинства вузов пришла в упадок. Ухудшаются жилищно-бытовые ус-


ловия в студенческих общежитиях. Профессорско-пре­подавательскому составу прекратили выделять квар­тиры. Начался отток высококвалифицированных кадров. За 5 лет только из 3-х вузов (ДонГУ, ДГТУ, ДГМА) ушло более 250 докторов и кандидатов наук. С уходом ученых исчезают и научные школы, свертыва­ют исследовательскую работу кафедры и лаборатории. В библиотеках ощущается острый дефицит научной, учебной и методической литературы, в 3 раза сократи­лась подписка на периодические издания.

Социологические исследования, проведенные в До­нецкой области, показывают, что привлекательность профессии преподавателя вуза катастрофически пада­ет. Эта негативная тенденция может быть преодолена только при условии гарантированного финансирова­ния образования в необходимых объемах.

Реформирование украинского общества выявило сложные проблемы в сфере функционирования язы­ков. К числу наиболее острых проблем в нашем реги­оне относятся две: возрождение и развитие украинского языка как государственного; функцио­нирование на территории области русского языка на­ряду с государственным во всех сферах жизни.

Положение с украинским языком к концу 80-х го­дов на Донетчине стало весьма печальным: он был в огромной степени вытеснен из школ, вузов, государ­ственных учреждений, деловой документации, произ­водственной сферы, общественных организаций. В таких городах, как Донецк, Макеевка и некоторых других вообще не было украинских школ. Многие ук­раинцы, жившие в Донецкой области и желавшие обу­чать своих детей в школах на родном языке, фактически утратили эту возможность.

После принятия Закона УССР «О языках в Укра­инской ССР» в 1989 г., который придал украинскому


языку статус государственного, положение стало ме­няться к лучшему. В области начали открываться дет­ские сады, где воспитание ведется на украинском языке, создаваться украинские школы, лицеи и дру­гие учебные заведения. Значительную работу, направ­ленную йа расширение функционирования государственного языка, проводят вузы.

Особо следует сказать о Донецком государственном университете, где ведется целенаправленная работа по практическому осуществлению основных положений Закона о языках. Важнейшими позитивными резуль­татами этой работы являются обязательное изучение студентами всех факультетов курсов «Современный украинский деловой язык», «Украинская литерату­ра и культура», «История Украины», изучение аспи­рантами курса украинского языка; введение обязательного вступительного экзамена по украинс­кому языку для абитуриентов; создание кафедры ук­раинской филологии и культуры, которая обеспечивает преподавание украинского языка, лите­ратуры и культуры на неспециальных факультетах; функционирование параллельных групп с украинс­ким языком обучения на факультетах; стажировка преподавателей вузов Донетчины на кафедре украин­ского языка как опорной; оформление наглядной аги­тации на украинском языке.

В ходе практического осуществления перевода высших учебных заведений на преподавание на укра­инском языке выявились различные подходы. Так кое-где в вузах пытались решить эту задачу админис­тративными методами: путем обязательного введения преподавания на украинском языке отдельных пред­метов. Однако этот путь оказался довольно болезнен­ным и малоэффективным.

Более продуктивным стало создание параллель-


ных потоков и групп (русскоязычных и украиноя­зычных) уже в ходе приема студентов на первый курс. Конечно, этому предшествует огромная подго­товительная работа: агитация в районах области с тем, чтобы абитуриенты поступали на украиноязыч­ные потоки; овладение пре- подавателями украинс­ким языком на специальных курсах; комплектование библиотеками фонда литературы (учебной, художе­ственной), изданной на украинском языке, подготов­ка преподавателями учебно-методических пособий для студентов. Хорошей базой для формирования ук­раиноязычных групп стал созданный при ДонГУ ук­раинский лицей.

В театрах Донетчины появляется все больше спек­таклей на украинском языке. Донецкий театр кукол, в частности, поставил несколько украинских спектак­лей, что имеет очень большое значение: ребята уже с детства приучаются к языку своей родной земли.

Заботясь о всестороннем развитии и функциони­ровании украинского языка во всех сферах обще­ственной жизни, необходимо в то же время создавать условия для развития и использования языков дру­гих национальностей в Украине. Конституция гаран­тирует свободное развитие, использование и защиту русского, других языков национальных меньшинств Украины. В Законе Украины о национальных мень­шинствах говорится, что государство гарантирует всем национальным меньшинствам право обучения на родном языке. В нем также определена и возмож­ность функционирования наряду с государственным языка, приемлемого для всего населения данной ме­стности. Поэтому при выработке и реализации язы­ковой политики важно учитывать особенности национального состава того или иного региона Укра­ины.


КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ Переход к рыночным отно-

шениям стал тяжелым испыта­нием для культуры. Ей предстояло выдержать экзамен на выживание в условиях, когда практичес­ки прекратилось государственное финансирование.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что куль­тура выдержала это испытание, хотя и понесла зна­чительные потери. Отсутствие необходимых средств стало одной из основных причин закрытия в области 79 клубных учреждений, 98 массовых библиотек.

Падение жизненного уровня населения сделало для многих семей невозможным посещение театра, кино, концертов, цирка. По данным Областного управления статистики, число посещений театров в области сокра­тилось с 911 тыс. в 1990 г. до 547 тыс. в 1995 г., кино­сеансов — соответственно с 45 млн. до 8 млн.

Любимых занятий в кружках и спортивных сек­циях лишились тысячи школьников. Увеличилось число бесцельно шатающихся детей, пополняющих ряды юных бомжей и резерв криминала.

Однако культурная жизнь не замирала ни на один день. Основные культурно-просветительные учрежде­ния нашего края продолжали действовать. Работают все театры. В1994 г. были завершены ремонт и рестав­рация здания Донецкого государственного академи­ческого театра оперы и балета. Несмотря на серьезные экономические трудности и социальные проблемы, ру­ководство области и города сумело найти средства и возможности для быстрейшего завершения этой поис­тине народной стройки. Активное участие в восстанов­лении здания театра принимали более 100 предприятий области и 70 предприятий Украины.

В 1995 г. в театре прошел второй Международный фестиваль «Звезды мирового балета», а в 1996 г. — третий. Фестивали стали значительными событиями


в театральной жизни не только нашей области, но и всей страны.

В театре работает всемирно известный артист ба­лета, народный артист Украины Вадим Писарев. На­шему прославленному земляку, носящему звание лучшего танцора Европы, всего 32 года. Несмотря на свою молодость, он уже проявил себя не только как артист, но и как режиссер, создал школу хореографи­ческого мастерства, в которой обучаются ребятишки. Среди тех, кого Украина увенчала титулом «Человек года-96», и Вадим Писарев: он стал лауреатом конкур­са в номинации «Деятель культуры и искусства».

Большим успехом у зрителей пользуются спектак­ли Донецкого областного музыкально-драматическо­го театра имени Артема. Не случайно на съезде Союза театральных деятелей его называли одним из лучших

театров Украины. В пос­леднее время театр по­полнился талантливой творческой молодежью, уже заявившей о себе исполнением главных ролей в спектаклях.

Подлинный героизм
проявляет творческий
коллектив Донецкого
областного драматичес­
кого театра в Мариупо­
ле. Не получая зарплату
по нескольку месяцев,
не говоря уже о сред­
ствах на костюмы, деко­
рации и другое, он тем
не менее радует зрите-
В. Писарев и И. Дорофеева. лей премьерами. Одна


 

из них — постановка пьесы классика русской драма­тургии А. Н. Островского «Прекрасный Иосиф, или Невольницы» (февраль 1997 г.).

Большую плодотворную работу по эстетическому воспитанию детей и юношей проводят Донецкий те­атр кукол и Донецкий областной ТЮЗ (г. Макеевка).

Центром музыкальной инфраструктуры края явля­ется Донецкая государственная консерватория имени Прокофьева. Ее выпускники составили костяк симфо­нического и камерного оркестров Донецкой областной ► филармонии, театра оперы и балета, хореографичес­ких и вокальных ансамблей. Показателем между­народного авторитета консерватории в области музыковедения стало присвоение профессору кафедры истории музыки и фольклора О. Журавлевой титула «Женщина года-96» Американским биографическим институтом при Конгрессе США и диплома Междуна­родного центра культуры.

Традиционным стало проведение в нашей области праздников музыки в честь выдающегося композито­ра XX столетия Сергея Прокофьева. В мае 1997 г., когда отмечалась 106-я годовщина со дня рождения нашего великого земляка, в Донецке был проведен Первый международный мемориальный фестиваль «На родине Сергея Прокофьева». Много удивитель­ных вечеров подарил он почитателям музыкального и балетного искусства.

Во второй половине 90-х гг. стали проводиться спортивные праздники «Звезды мирового шеста», инициатором которых был чемпион мира по прыжкам с шестом Сергей Бубка.

Донетчину прославила своими достижениями аб­солютная чемпионка Европы, мира и Олимпийских игр Лилия Подкопаева.

По приглашению Донецкой областной филармо-


нии, других учреждений культуры и фирм в Донец­кой области постоянно выступают известные масте­ра искусства Украины, бтран СНГ и мира. Об этом свидетельствует следующий беглый перечень наших гостей только в течение нескольких месяцев 1997 г. В концертном зале имени С.Прокофьева прошел твор­ческий вечер народной артистки СССР и народной артистки Украины Ады Роговцевой. В помещении театра оперы и балета прошла незабываемая встреча с уникальной певицей, лауреатом четырех междуна­родных фестивалей музыки Тамарой Гвердцители. На сцене музыкально-драматического театра имени Артема в течение двух недель свои лучшие спектак­ли ставил Московский театр драмы и комедии («Та­ганка»).

Жителей Донецка и области порадовали народный артист Украины Анатолий Литвинов, народный ар­тист России Геннадий Хазанов, наш знаменитый зем­ляк Иосиф Кобзон, артистка украинской эстрады Ирина Билык, артистки российской эстрады Наташа Королева, Анжелика Варум, органистка соборов свя-



Сергей Вубка.


той Софии и святого Эммануила Габриэлла Честрем из Стокгольма и многие другие.

Несмотря на трудности, удалось сохранить кадровый и творческий потенциал областному Дворцу детского и юношеского творчества. При поддержке облгосадмини-страции была укреплена его материальная база и обес­печены все необходимые условия для активного творчества детей. Более двух с половиной тысяч детей занимаются в кружках декоративно-прикладным твор­чеством, журналистикой, археологией, осваивают ком­пьютеры, исследуют мир животных и птиц, участвуют в художественной самодеятельности. Во Дворце работа­ют 4 танцевальных коллектива разных жанров, 2 теат­ра, 3 вокальных ансамбля, хоровая капелла мальчиков, первая и единственная в Украине авторская школа ака­демического пения. Уровень детского творчества благо­даря профессионализму руководителей коллективов весьма высок. Сегодня 6 коллективов имеют звание «об­разцовых» и 2 — «народных». Их концерты и театраль­ные представления даже на сценах донецких профессиональных театров проходят при аншлаге.

Дворец детского и юношеского творчества являет­ся также организатором областных смотров, конкур­сов, сборов, фестивалей учащейся молодежи, включая детей-сирот, инвалидов, одаренных и талантли­вых ребят. По масштабам и результатам работы он входит в группу крупней­ших внешкольных уч­реждений Украины.

Приспосабливаясь к
новым условиям, продол­
жают работать крупней- Донецкая областная
шие библиотеки нашего библиотека им. Н. К. Крупской.


региона. Донецкая областная библиотека имени Крупс­кой установила связи с украинской диаспорой в США и Канаде, которая помогает ей пополнять книжный фонд.

Заметно оживило культурную жизнь Донетчины объединение творческих усилий Донецкой областной библиотеки имени Крупской и Донецкого областного научно-методического центра народного творчества и культурной работы. Они уже более трех лет совмест­но проводят вернисажи, презентации книг, сборников поэзии, выставки работ мастеров нашего края.

Культурная жизнь области продолжается в основном благодаря энтузиазму преданных культуре работников. Однако только на энтузиазме сохранить учреждения культуры и их творческие коллективы в течение дли­тельного времени не удастся. Материальная база сферы культуры требует постоянного укрепления. Здания До­нецкого областного музыкально-драматического театра им. Артема, Донецкой государственной консерватории имени Прокофьева и многих других учреждений куль­туры срочно нуждаются в капитальном ремонте. К это­му добавим, что почти в 400 населенных пунктах области вообще нет ни одного центра культуры.

Отсюда становится совершенно ясным, что для со­хранения и дальнейшего развития культуры необхо­димы средства, достаточные для обеспечения ее материально-технической базы и нормальной оплаты работников. Найти эти средства — обязанность руко­водителей страны и области.

ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУР По данным пере-

НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ писи 1989 г., в До­нецкой области проживают представители 116 национальностей. Та­кой многонациональный состав населения края тре-


бует внимательного изучения образовательных и культурно-просветительских потребностей всех этно­сов и выработки соответствующей этнополитики.

Донецкая областная государственная администра­ция оказывает содействие национально-культурным обществам, которые объединяют греков, евреев, нем­цев и представителей других национальностей, про­живающих в нашем крае. Главным направлением своей деятельности в этой сфере она определила осу­ществление заботы об удовлетворении национальных нужд всех этносов.

Одним из важных факторов возрождения нацио­нальных культур является образование. С обретени­ем Украиной независимости, принятием важных правовых документов по развитию национальных меньшинств в республике стала развиваться система школ, где обучение ведется на родном языке или изу­чается родной язык.

Из национальных меньшинств особенно активно отреагировали на открывшиеся возможности греки, которых в нашей области проживает более 120 тыс. человек. Это третья по численности национальность в регионе. Если в 1990 году только в одной школе Ма­риуполя изучался новогреческий язык, то в настоя­щее время в городе он преподается в 15 школах, техническом и педагогическом лицеях, Александров­ской гимназии. Несколько воскресных греческих школ действует в Донецке. В лицее при Донецком го­сударственном университете создана группа с углуб­ленным изучением новогреческого языка.

С целью подготовки специалистов-гуманитариев, кадров греческой и украинской интеллигенции, в 1991 г. был открыт Мариупольский гуманитарный институт Донецкого государственного университета. Он является единственным не только в Украине, но в


странах СНГ высшим учебным заведением, где в та­ком большом объеме и на таком качественном уровне изучается новогреческий язык, история и культура Греции. Студенты 8 специальностей из 9 изучают но­вогреческий язык, что позволяет выпускникам полу­чить другую специальность — преподавателя новогреческого языка.

Повышению качества преподавания новогречес­кого языка способствовало открытие в 1995 г. в ин­ституте кафедры новогреческой филологии. Новогреческий язык преподают специалисты-филоло­ги, прошедшие годичную стажировку в вузах Греции. Кроме того, в институте работают опытные греческие преподаватели, которых направило Министерство об­разования Греции.

Возрождению языка, культуры, традиций гречес­кого народа способствуют созданные в последние годы национально-культурные общества греков: Федера­ция греческих обществ Украины, Союз греков Укра­ины, Донецкое городское общество греков, Мариупольское городское общество греков, Греческий национальный общественно-политический клуб «Эл­лины Приазовья» и другие. Своеобразным итогом их деятельности стало создание художественных коллек­тивов в Донецке — ансамбля греческой песни «Асте-ри», танцевального — «Панаир», в Мариуполе — греческого вокально-инструментального ансамбля, детского хора греческой песни, в поселке Сартана — фольклорного ансамбля «Сартанские самоцветы». В селе Малый Янисоль Володарского района открыт па­мятник основателю возрождения греческой культуры в Приазовье поэту Георгию Костоправу.

По инициативе национально-культурных обществ греческим селам возвращены их исторические назва­ния — Сартана (бывшее Приморское), Бугае (Макси-


мовка), Малый Янисоль (Куйбышево), Мангуш (Пер-шотравневое). Изданы книги греческих авторов, на­ших земляков, в том числе сборник произведений греческих поэтов Приазовья «Чабрец». Традицион­ным стало проведение праздников «Мега юрты» («Большой праздник»), «Охи» («Нет») — дня отрица­ния фашизма, Дня независимости Греции.

В последние годы в Донецкой области создан ряд еврейских национально-культурных обществ: Облас­тной Еврейский культурно-просветительский центр «Алеф», Донецкое городское общество «Тхия», До­нецкая областная организация Еврейского общества эстетики, физической культуры и спорта «Маккаби» и другие. Они проводят значительную работу по воз­рождению культуры, истории, языка, традиций, об­рядов и самосознания еврейского населения Донбасса.

Большое внимание еврейские национально-куль­турные общества уделяют изучению иврита. С этой целью организованы специальные курсы. В Донецке открыта воскресная школа, которую посещают дети, желающие овладеть основами иврита. В клубе ученых проводятся лекции по вопросам истории и культуры еврейского народа; организуются концерты, музы­кальные вечера.

Областному Еврейскому культурно-просветительс­кому центру «Алеф» передано здание бывшей синаго­ги, закрытой в 30-е годы. Здесь теперь ведутся религиозные службы.

В 1990—1992 годы были созданы Донецкое облас­тное национально-культурное общество немцев «Воз­рождение», Донецкая областная организация Общества малых народов Кавказа и Донецкое област­ное отделение Украинского республиканского Обще­ства русской культуры «Русь». Их деятельность направлена на решение задач развития национальных


языков, культур, традиций; защиту политических, социально-экономических и гражданских прав своих членов; реализацию их национально-культурных зап­росов в сфере образования, общения, народного твор­чества; издание и распространение литературы; организацию конкурсов, фестивалей, выставок и дру­гих культурных мероприятий.

Таким образом, движение по национально-куль­турному возрождению в Донецкой области набирает силу, обогащается опытом, приносит первые позитив­ные результаты. Однако остается еще и немало про­блем, касающихся как численного охвата граждан, изучающих родные языки, так и качества преподава­ния последних. К тому же жизнь ставит все новые и новые задачи. Их успешное решение невозможно без действенной помощи и всесторонней поддержки обла­стной, городских и районных госадминистраций, по­литических партий и общественных организаций нашего края.

Вопросы:

1. Охарактеризуйте деятельность учебных заведений но­вого типа, которые возникли на территории области в последние годы.

2. Какие преобразования произошли в высшей школе?

3. Охарактеризуйте развитие негосударственного образо­вания в нашем крае.

4. Каковы особенности национального состава Донецкой области?

5. Почему вопрос о функционировании на территории об­ласти русского языка наряду с государственным при­обрел такую остроту?

6. Почему в последние годы сократилось число посещений театров, киносеансов, концертов?

7. Охарактеризуйте работу театров нашей области.

8. Подготовьте рассказ о некоторых наиболее известных мастерах искусства, наших знаменитых земляках.


9. Охарактеризуйте работу областного Дворца детского и
юношеского творчества.

10. Подготовьте рассказ о проведении фестивалей «Звез­ды мирового балета» и праздников музыки в честь вы­дающегося композитора XX столетия С. Прокофьева.

11. Охарактеризуйте положение с украинским языком на Донетчине.

12. Какие национально-культурные общества созданы в нашем регионе в последнее десятилетие? Охарактери­зуйте их цели и задачи.

Документы:

1. Письмо в газету «Вечерний Донецк». «Пойте для нас хоть иногда!»

«Здравствуйте, дорогая редакция! 29 марта во Двор­це молодежи «Юность» состоялся концерт Н. Кадышевой. Мы очень любим эту артистку и певицу. Узнав о ее при­езде, поспешили во дворец. Билеты стоили от 30 до 50 гри-вень, а у нас, естественно, такой суммы не было, так как это наш прожиточный месячный заработок. По нашим наблюдениям, на концерт пришло немало господ по при­гласительным билетам, явно с достатком и возможнос­тью самостоятельно купить билеты.

Нас же с зажатыми в кулаке крохами денег никто по­нять не хотел. Мы понимаем, концерты ныне организуют­ся определенными структурами, это бизнес, а там свои законы, там никому нет дела до малоимущих, нищих. Но что же делать тем, кто не утратил любви к красоте, ис­кусству, тяги к духовности, но не имеет для этого денег? Ведь можно что-то придумать, скажем, продавать после третьего звонка нереализованные билеты по доступным ценам, или входным, чтобы артисты пели для народа, для людей. Хорошо бы, если бы такие концерты показывали в записи, как это было с выступлениями И. Кобзона. Арти­сты стали недоступны людям, только для элиты. Пойте для нас хоть иногда! Возможно, руководители города и об­ласти что-то придумают в этом плане?»

Л. Антипова, Д. Шумова, Л. Кулакова, Р. Ртищева, В. Клепач.

«Вечерний Донецк». — 7 мая 1997 г.


Общественно-политическая жизнь

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЛАСТНЫХ Донецкая область

ОРГАНИЗАЦИЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ — один из наиболее
ПАРТИЙ УКРАИНЫ политически актив-

ных регионов Укра­ины. Она оказывает огромное влияние на общественно-политическую жизнь всей страны. Это обусловлено прежде всего ее колоссальной индустри­альной мощью, наличием сотен тысяч квалифициро­ванных работников, их умением сплотиться в борьбе за преодоление трудностей, за вывод общества на путь цивилизованного развития.

В 90-е гг. здесь шел процесс размежевания левых, центристских и правых сил, формирования област­ных организаций политических партий Украины. Если в 1991 г. в области действовали 7 таких органи­заций, то в 1994 г. — уже 14, а в 1998 г. — более 30-ти. Сегодня в политическом спектре Донетчины можно увидеть областную организацию любого на­правления и оттенка: демокра- тическую, народно-демократическую, национально-демократическую, христианско-демократическую, социал-демократи­ческую, социалистическую, коммунисти- ческую, либеральную, консервативную, аграрную, экологи­ческую, религиозную и др.

Несмотря на столь обширный спектр областных организаций политических партий их можно свести к трем основным группам: 1) левые, 2) центристские, 3) правые.


Левое крыло политических сил в нашем регионе представлено Донецкими областными организациями Коммунистической партии Украины (ДОО КПУ), Про­грессивной Социалистической партии Украины (ДОО ПСПУ), Селянской партии Украины (ДОО СелПУ), Со­циалистической партии Украины (ДОО СПУ). Про­должающийся экономический кризис в стране, тяжелое материальное положение основной массы населения способствуют сохранению влияния регио­нальных организаций левых партий, которые объяв­ляют себя защитниками интересов людей труда.

Весьма представительной в нашем крае является группа центристских партий. Это — Донецкие облас­тные организации Народно-демократической партии (ДОО НДП), Либеральной партии Украины (ДОО ЛПУ), Партии труда Украины (ДОО ПТУ), Народно­го Руха Украины (ДОО НРУ), Партии регионального возрождения Украины (ДОО ПРВУ), Аграрной партии Украины (ДОО АПУ), Гражданский Конгресс Украи­ны (ДОО ГКУ), Демократической партии Украины (ДОО ДемПУ), Партии зеленых Украины (ДОО ПЗУ), Социал-демократической партии Украины (объеди­ненной) (ДОО СДПУ (О) и другие.

Центристские организации провозглашают себя сто­ронниками подлинной демократии, рыночной экономи­ки, социальной справедливости и духовного расцвета. Они стремятся оказывать влияние прежде всего на сред­ний класс общества, который, по некоторым прогнозам, может составлять до 50% населения страны.

Правые силы Донетчины объединяются вокруг До­нецких областных организаций Конгресса украинских националистов (ДОО КУН), Украинской националь­ной ассамблеи (ДОО УНА), Украинской Национальной консервативной партии (ДОО УНКП), Республиканс­кой Христианской партии (ДОО РХП), Христианско-


го народного союза (ДОО ХНС). Эти организации, яв­ляясь представителями национал-радикальных партий страны, постоянно подчеркивают приоритет украинской нации и борются за наполнение Украинс­кой державы сугубо национальным содержанием.

ВЫБОРЫ В ВЕРХОВНУЮ РАДУ Донецкие област-

И МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ ные организации по-
В 1994 и 1998 гг. литических партий

активно участвуют в подготовке и проведении избирательных кампаний, в выдвижении кандидатов в депутаты. Так, в пред­выборной кампании 1994 г. по выборам Верховной Рады Украины в Донецкой области было выдвинуто от ДОО ЛПУ 47 кандидатов в народные депутаты, от ДОО КПУ — 35, от ДОО СПУ — 23, от ДОО КУН — 18, от ДОО ПТУ и ДОО ИДУ — по 12, от ДОО СелПУ и ДОО ДемПУ — по 8 кандидатов.

Партийные организации на областных конферен­циях вырабатывают позиции, утверждают платфор­мы и на выборах в местные органы власти выдвигают своих кандидатов. На выборах 1998 г. в Донецкий областной Совет народных депутатов были избраны представители от КПУ, ЛПУ, АПУ, НДПУ и других политических партий.

Донецкие областные организации политических партий, которые являются однородными по своим ба­зисным ценностям, стремятся объединиться в блоки. В 1992 г. была организационно оформлена Донецкая региональная организация "Нова Украша". Ее коллективными членами стали областные отделения Партии демократического возрождения Украины, Со­циал-демократической партии Украины, Народного Руха Украины, Украинского студенческого союза. В


1993 г. Донецкая региональная организация приня­ла участие в создании блока антикоммунистических и антиимперских сил Донбасса.

В октябре 1993 г. по инициативе областных орга­низаций Украинской республиканской партии и Де­мократической партии Украины был создан Народный Конгресс Донетчины (НКД) — обществен­но-политическое объединение политических партий и общественных организаций Донецкой области. В НКД помимо указанных партий вошли ассоциация журна­листов и работников просвещения, городская органи­зация Партии демократического возрождения Украины, областная организация Союза офицеров Украины, братство ветеранов УПА и ряд других об­щественных организаций области. Народный Конг­ресс Донетчины обратился с Заявлением к гражданам края, в котором призв






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.