Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Художественная роспись ткани

Набивные ткани. Среди приемов украшения тканей существует ручной способ их орнаментации путем набивки. Первоначально этим занимались иконописцы - «травщики». Узоры печатали по белому или окрашенному холсту с помощью деревянных форм. Доски с резным орнаментом изготовлялись из твердых пород дерева: березы, груши, клена, ореха. Русские набивные ткани можно разделить на белоземельные, фон которых оста­вался не закрашенным, и кубовые, название которых связано с приемом окрашивания тканей в кубах. Узор наносили мас­ляными красками вручную, с помощью кисточки и резерва. Затем ткань опускали в чан (или куб) с краской. Там, где не было резервирующего состава, ткань окрашивалась, затем просушивалась, а резервирующий состав смывали горячей водой, в результате нитками получался светлый узор на цвет­ном фоне.

В первой половине XIX в. русская набойка утратила черты самобытности. В 1828 г. в с. Иваново купцом Спири­доновым была установлена первая ситцепечатная цилиндри­ческая машина, положившая начало развитию ситцепечата­ния, которое постепенно оттеснило набойку.

Павловские платки и шали. Город Павловский Посад в Московской области является центром традиционного рус­ского текстиля. В XVIII в. крестьяне изготавливали здесь платки и сарафанные ткани, украшенные орнаментом из зо­лотых нитей. В 1812 г. зажиточный крестьянин из С.Павлова (впоследствии Павловский Посад) Семен Лабзин основал не­богатую шелкоткацкую фабрику, заложившую базу совре­менного производства платков и шалей. 1860 — 1880 гг. -время его формирования и расцвета. Изготовление и декорирование шерстяных тканей в Павловском Посаде базируется на древних традициях русской народной ручной набойки. Узорную ткань печатали при помощи досок - деревянных форм («манеры» или «цветки») с рельефным узором; для ка­ждой краски резалась своя «манера». Для платков со сложной композицией вырезали 40-60 форм, что превышало в два-три раза число использующихся красок.



Русские шали первой половины XIX века имели свои стилевые особенности. Композиционные решения были раз­нообразными; узорная кайма по краю с гирляндами цветов, чередующихся с красным, голубым и зеленым цветами. Гео-метризированные формы орнамента были лишены строгой схематичности. В узорах русских шалей мастера предпочита­ли чистые нежные тона красного, зеленого, синего, фиолето­вого, желтого цветов. Павловские мастера использовали не только белый фон, но и черный, синий, зеленый, желтый, красный. На контрастном фоне яркие цветы собирались в гирлянды или букеты, а иногда свободно размещались на пустом поле платка.

В XIX в. узорные платки и шали, которые в России но­сили и в крестьянской, и в городской среде, стали выполнять в костюме роль цветного акцента. В настоящее время в Пав­ловском Посаде применяют фотопечать, ручную набойку и набивку на плоскопечатных машинках. Ежегодно выпускает­ся более 200 видов шалей, платков, шарфов. Эту богатую коллекцию ежегодно пополняют изделия, которые создаются по новым рисункам художников.

Вышивка


Вышивка - один из древнейших видов прикладного искусства. Это искусство возникло в незапамятные времена и пере­давалось из поколения в поколение. С течением веков посте­пенно сложился традиционный круг узоров, характер рас­цветки, выработались многочисленные приемы выполнения вышивки.

Народная вышивка выполнялась без предварительного рисунка. Свои узоры вышивальщицы знали наизусть, усваи­вая их и запоминая вместе с освоением самого процесса ис­полнения. Основные традиционные узоры, характерные для каждой местности, сохранились и по сей день.

Заслуженной славой пользуется русская народная вы­шивка. Она подразделяется на северную, вышивку средне­русской полосы и южных районов. Основным материалом, на котором русские женщины - вышивальщицы исполняли свои композиции, был крестьянский домотканый холст, так назы­ваемого полотняного переплетения.

На русском Севере - в Архангельской, Вологодской, Костромской, Ярославской областях, а также в Верхнем По­волжье преобладала строгая вышивка — белая по белому или двухцветная, красная с белым. Вышивка выполнялась льня­ными, шерстяными, шелковыми нитками, а также золотым шитьем, особенно на головных уборах. В северной вышивке на одежде и предметах домашнего обихода значительное ме­сто занимали сложные тематические рисунки. На шитых се­верных подзорах, особенно в XVIII в., можно видеть сложные жанровые сцены: замки с башнями, раскидистые деревья; ка­реты, запряженные горделивыми рысаками. Во многих се­верных народных вышивках встречается изображение барса с угрожающе поднятой передней лапой.

В узорах вышивок среднерусской полосы и юга преоб­ладали геометрические формы. При общем геометрическом строе орнамента эти вышивки отличались большим многоцветием. Техника выполнения этих вышивок была счетная:

роспись, крест, набор.

Владимирская народная вышивка. Издавна бытовала вышивка на владимирских землях. Наиболее крупными вы­шивальными промыслами во второй половине XIX в. во Вла­димирской губернии были мстерский и холуйский. К концу XIX в. вышивкой во Мстере занималось около 400 мастериц Большое развитие здесь получила белая гладь. Белой гладью вышивали белье, платки, полотенца. Работа владимирских вышивальщиц отличалась большой тонкостью исполнения и ценилась очень высоко. По мере развития техники и техноло­гии качество и внешний вид вышитых изделий становились на более высокий уровень. Стремясь к сохранению традиций, мастера промысла искали свой стиль, свой орнамент, форми­ровали свой ассортимент. Удивительные произведения владимирских вышивальщиц создаются с помощью незамысло­ватого инструмента - пяльцев, иглы и вышивальных ниток. Умелые и проворные руки рукодельниц выполняют в натяну­том полотне те дивные узоры, мимо которых нельзя пройти.

Народные мастера фабрики им. Н.К.Крупской в на­стоящее время продолжают традиции мстерской гладевой вышивки. Здесь распространена вышивка белой и цветной гладью. Белой гладью вышивают на белых тонких тканях:

креп-жоржете, маркизете, батисте - белыми нитками. Анало­гична белой глади специфичная для мстерской фабрики тех­ника вышивки «русская гладь». Это вышивка белыми нитка­ми по суровому полотну.

Другой разновидностью владимирской вышивки явля­ется «владимирский шов». Сочетание растительного орна­мента, выполненного выпуклой рельефной гладью, с про­зрачным геометрическим узором посредине цветов и частич­но выстроченным пространством фона, придает особую вы­разительность мстерской вышивке.

Наиболее распространенный мотив мстерской вышивки - цветок розы в окружении листьев и разнообразных цветов. Иногда растительные узоры дополняются изображением птиц, бабочек и т.д.

Цветная перевить. Цветная перевить как самобытный вид русской народной вышивки выполняется по продернутой сетке, перевитой цветными нитками. Места бытования - Ря­занская, Смоленская, Тульская, Калужская области Традици­онные виды орнамента цветной перевити - геометрический, растительный, антропоморфный. Малиновый оттенок с вкра­плением белого, синего, зеленого, желтого цвета - преобла­дающее колористическое решение цветной перевити Калуж­ской и Тульской областей. Цветовая гамма смоленской пере­вити - белоснежный фон с четким красным узором. Синие тона - традиционный колорит рязанской цветной перевити. Основной узор дополняют мережки. Лен - традиционный ма­териал для выполнения цветной перевити.

Золотошвечная вышивка Торжка. Город Торжок Твер­ской области — единственный в России крупный центр золо­тошвейной вышивки. Эта вышивка прошла сложный путь развития, во многом отличающийся от других видов народ­ного искусства.

Золотным шитьем вышивали головные уборы, душе­греи, обувь, платки и т.д. Золотные нитки накладывают на ткань сверху и прикрепляют прочной ниткой. Такой нитью вышивают на плотных, тяжелых материалах: толстая шелко­вая ткань, бархат, сукно, шерсть, кожа, замша. Нитки - золотные и серебряные - различаются по виду и способу изго­товления (круглые, граненые, навитые на льняную, шелковую или бумажную основу). Орнамент в золотном шитье расти­тельный, геометрический и зооморфный, предельно обобщен. В настоящее время используется мишура с добавлением не­большого процента золота. В дополнение к вышивке приме­няются: канитель, блестки, бисер, искусственный жемчуг.

Литература

Алпатова И., Воронов М. Искусство керамики.-М., 1962

Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву.-М.,1970.

Афанасьев А. Ф. Резьба по дереву.-М., 1997

Барадулин В.А. Художественная обработка дерева.-М.,1986.

Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства.-М., 1971.

Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка.- Л.,1975.

Богуславская И.Я. Русская народная вышивка.- М.,1972.

Богуславская И Я., Графов Б.В. Искусство Жостова.-Л.,1979.

Василенко В.М. Искусство Хохломы.-М., 1959.

Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по де­реву ХУ11-ХХвв.-М.,1960.

Василенко В.М. Русское прикладное искусство. — М.,1977.

Вишневская М. Хохлома.- Л., 1969.

Воронов В.С. О крестьянском искусстве. Избранные тру­ды.-М., 1972.

Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера.- М.,1993.

Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. -М., 1981.

Дмитриев Н.Г. Мстера рукотворная. Рассказы об искусстве лаковой миниатюры и ее мастерах. - Л., 1986. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. - Л , 1986.

Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. — М.,1980

Коновалов А.Е. Городецкая роспись. - Горький, 1988.

Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. - М., 1977.

Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины.-М.,1987.

Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дере­ву,-М.,1974.

Маслова Г.Е. Орнамент русской народной вышивки.-М.,1978.

Народные росписи Русского Севера: методика обучения народному орнаментальному искусству. Под рук. Шпикаловой Т.Я.-Ханты-Мансийск, 1999.

Некрасова М А. Народное искусство России. Народное творчество как мир ценности.- М.,1989 Некрасова М.А. Искусство Палеха. - М.,1966.

Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры —М.,1983.

Некрасова М.А. Современное народное искусство. - Л. 1980.

Попова О.С. Русская народная керамика. - М., 1956. Рождественская С.Б. Народное искусство и народные ху­дожественные промыслы // Русские. - М., 1997.

Розова Л.К. Богородская игрушка и скульптура. - М.,1970.

Русское декоративное искусство от древнейшего периода до XVIII В.Т.1.-М, 1962.

Рысакова Б.А. Русское прикладное искусство Х-ХШ ве­ков.- Архангельск, 1971

Шпикалова Т.Я. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: учебно-наглядное пособие для 1 класса, 2 класса. (80 таблиц и ме­тодических рекомендаций для учителя).- М., 1996,1997.

Шпикалова Т.Я. Методические рекомендации к серии слайд — фильмов «Дымковская игрушка», «Гжельская ке­рамика», «Жостовские подносы»,- М.,1992.

Якунина Л.И. Русские набивные ткани ХУ1-ХУП вв.- М., 1954.

 

Глава 5. Народное зодчество

Понятие народное зодчество в русской художествен­ной культуре, прежде всего, связано с деревянным зодчест­вом. Основываясь всецело на традициях народного искусст­ва, русское деревянное зодчество достигло высокого совер­шенства и в значительной мере повлияло на все развитие рус­ской архитектуры. В нем проявились все основные черты на­родного искусства как особого типа творчества. В архитек­турных сооружениях и в архитектурном декоре сохранялось и передавалось прежде всего то, что составляло духовные цен­ности народа.

В этом проявиласьродовая сущность зодчества как области народного искусства,Природосообразность народ­ного зодчества выразилась, во-первых, в виртуозном исполь­зовании возможностей и свойств дерева как строительного материала, во-вторых, в органической связи архитектурных форм и декора с формами живой природы (в том числе и ан­тропоморфных), в-третьих, в умении сделать сооружения не­отъемлемой и органичной частью природной среды.Тради­ция в народном зодчестве означала прежде всего единство конструктивных и художественных принципов и идейно-образного содержания, передававшееся из поколения в поко­ление. Наличие самобытных региональных особенностей и многообразие форм деревянной архитектуры связано с поня­тием вариативности в народном искусстве. Кроме того, на­родное зодчество имело своюхудожественно-образную сис­тему, в которой отразились космологические и эстетические идеалы народа. Если мы говорим обансамблевом характеренародного искусства, то народное зодчество во многом вы­полняет ансамблеобразующую роль, организует духовно-пространственную среду жизни этноса.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.