Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

По итогам 2015 года РК заняла 123-е место, поднявшись на три пункта по сравнению с 2014 годом.

© Tengrinews

Казахстан улучшил позиции в ежегодном рейтинге восприятия коррупции Transparency International, передает Tengrinews.kz.

Как сообщается в докладе организации, по итогам 2015 года РК заняла 123-е место, поднявшись на три пункта по сравнению с 2014 годом.

При этом Казахстан делит 123-ю позицию с Гватемалой, Кыргызстаном, Мадагаскаром и Восточным Тимором.

Отметим, что индекс восприятия коррупции формируется на основе оценок ситуации с коррупционными правонарушениями страны, которые дают аналитики и предприниматели. Каждое из государств в нем получает оценку от 0 — максимальный уровень коррупции, до 100 — отсутствие коррупции. По итогам 2015 года Казахстан набрал 28 баллов. В рейтинге РК опережает Иран, Непал, Украину. Возглавляет рейтинг Дания, набравшая 91 балл. На втором месте Финляндия (90 баллов), третье у Швеции (89 баллов).

В десятку стран с низким уровнем коррупции также вошли Новая Зеландия, Нидерланды, Норвегия, Швейцария, Сингапур, Канада, а также Германия, Люксембург и Великобритания, разделившие между собой 10-е место. Россия в рейтинге оказалась на 119-м месте, в прошлому году страна занимала 136-ю строчку. Замыкают список уже четвертый год подряд КНДР и Сомали с восемью баллами.

Ибрагимова Е.М., Хамдеев А.Р. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ФУНКЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3; URL: www.science-education.ru/109-9329 (дата обращения: 11.10.2015).

 

Проблема коррупции приобрела сегодня массовый характер и затронула все сферы общественной жизни. Более того, суть коррупции заключается даже не столько в подкупе или продажности лиц из государственного сектора, сколько в разложении и распаде конкретной социальной системы, включая и систему государственной власти.



Главными причинами коррупции являются политическая нестабильность в стране, неэффективные действия властных структур; несовершенное законодательство; экономический кризис; низкое правовое сознание народа; бездействие институтов гражданского общества; отсутствие устоявшихся демократических традиций в обществе; слабая судебная система, непоследовательная в применении законодательства [5].

Тем не менее, сегодня в РК уже сформирована нормативная база антикоррупционных мер, направленных на ратификацию ряда международных соглашений, а также принято значительное число законов и подзаконных актов. Хотя большинство исследователей достаточно высоко оценивают содержащиеся в принятых нормативных актах антикоррупционные меры, результаты воплощения их в жизнь часто не адекватны масштабам коррупции в стране. Практика такова, что данные антикоррупционные меры пока еще не могут полностью решить задачу противодействия коррупции вследствие их несоответствия формам проявления коррупции, и, прежде всего, не разработанности мер, направленных против порождающих ее условий. В то время как успешность антикоррупционной деятельности зависит от фундаментальной реконструкции общественного и индивидуального сознания, изменения правил поведения как государственных и муниципальных служащих, так и всех граждан [2].

Следовательно, антикоррупционное просвещение общества должно быть неотъемлемой частью нравственного и гражданского воспитания молодежи, формирования антикоррупционной культуры, осознания своих прав и обязанностей перед обществом.

Исходя из этого, рассмотрим далее сущностно-содержательную характеристику понятия «АКК». С целью обоснования искомого понятия рассмотрим следующие понятия: «коррупция», «культура», «антикоррупционная культура».

Начнем анализ с понятия «коррупция». В международном сообществе существует множество определений понятия «коррупция». Однако полной ясности и правовой точности нет. Взгляды российских и западных правоведов на эту проблему существенно отличаются. Российские правоведы понимают коррупцию исключительно как правонарушение, ассоциируемое с общественно вредным виновным деянием, противоречащим требованиям правовых норм. В свою очередь, западные правоведы расширяют рамки К. до девиантного поведения политической элиты, то есть ведут речь в большей степени о нарушении моральных и этических норм [1].

Дж. Най, например, полагает, что коррупция включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиций долга), непотизм (покровительство на основе личных связей) и незаконное присвоение публичных средств для частного использования [8].

Наиболее полное, по нашему мнению, определение коррупции дает С.В. Максимов, понимающий под этим термином «использование гос-ми, муниципальными или иными публичными служащими своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера), либо предоставление последним таких преимуществ» [7, с. 22].

От анализа понятия «коррупция» перейдем к изучению понятия «культура». Феномен культуры относится к центральным, фундаментальным понятиям философии, так как, будучи неповторимым по своей сложности социальным явлением, она связана с наиболее важными социальными процессами. При этом «культура» является и одним из наиболее употребляемых в современном языке слов, что ведет к его многозначности и многообразию в словоупотреблении. Более того, термин «культура» нередко используется для обозначения сложных понятий в самых различных научных дисциплинах. Еще в 1871 г. английский этнограф Э.Б. Тейлор предложил классическое определение культуры как некоего комплекса, включающего знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности, и навыки, усвоенные человеком как членом общества [6].

Понятие «культура» в научном тезаурусе относительно редко применяется отдельно; обычно говорят о нац. культуре, культуре мышления, здоровья, физической культуре, культуре поведения, в нашем случае - АКК. При любом случае употребления данного понятия можно увидеть, что речь в той или иной степени идет о следовании каким-то правилам и нормам, которые, проникая в различные человеческие способы материального и духовного производства, обеспечивают, тем самым, определенный тип социальной организации данного конкретного социума, где и развиваются важнейшие элементы социального организма общества.

При этом в науке понятие культуры означает отн. индивида к миру, через которое он создает и самого себя. Данное отн. к миру определяется, прежде всего, смыслом бытия. Смысл - это содержание и внешнего, и внутреннего бытия человека, когда при определении своего отн. к чему-либо он ищет именно смысл в своей деятельности (н-р, в рассматриваемом нами контексте индивид должен четко определить для себя смысл своего коррупционного или антикоррупционного поведения). Именно такие смыслы и образуют культуру.

А еще культура в целом - это совокупность духовных и материальных достижений общества, а также может представлять собой социально-прогрессивную творческую деятельность индивида в различных сферах бытия и сознания, что явл. диалектическим единством процессов создания ценностей, норм, установок и т.д. и освоения культурного наследия, направленного на преобразование действительности и на превращение культурного общечеловеческого опыта во внутреннее богатство личности.

Итак, будучи содержательным и многогранным явлением, культура требует сохранения своей целостности и структуризации. Когда речь идет о духовной или материальной культуре (н-р, музыка, театр, религия; или растениеводство, компьютерное обеспечение производства и т.д.), то мы классифицируем различные области культуры; более того, мы относим не только культуру к различным областям действительности, но и саму действительность, и деятельность человека в этих областях.

Рассмотрим далее сущность «антикоррупционной культуры». Это качество личности, включающее знания о пагубности К. для благосостояния и безопасности общества; это состояние индивида, который не просто не желает мириться с проявлениями К., а стремится к устранению этого явления. Отсюда АКК - это определенные ценностные установки и способности, направленные на проявление активной гражданской позиции относительно К.

Следовательно, АКК предполагает и наличие компетенций, необходимых для правообусловленного поведения:

· умение распознавать коррупцию как социальное явление;

· умение критически и объективно оценивать материалы, связанные с коррупционными проявлениями;

· способность четко представлять себе, что такое борьба с К. и использовать все возможности для снижения корр-сти в тех или иных сферах жизни и деятельности; это устойчивая мотивация к антикоррупционному поведению, что должно соответствовать нравственно-правовым нормам общества [3].

Вместе с тем АККиндивида отражает степень и характер развития его личности, что и выражается в уровне правомерности (неправомерность) его деятельности. Это говорит в пользу того тезиса, что никто не бывает лишен АКК, просто она бывает либо очень низкой, либо высокой. Итак, АКК можно рассматривать в следующем алгоритме:

- правовой багаж индивида - привычка его к законопослушному поведению - правовая активность против К., т.е. способность и мотивация к использованию правовых средств к антикорр-ой деятельности. А это значит не просто стремление индивида строить свое поведение в соответствии с правовыми нормами, а готовность остановить любое правонарушение, связанное с коррупцией.

Поэтому индивид не совершает коррупционных действий, исходя не из-за страха наказания, а, прежде всего, потому, что он сам считает такие действия недостойными и противоречащими жизненным принципам. В этом заключается личностный характер ценностно-нормативной сферы индивида, кот. и проявляется в АКК.

Т. о., уровень АКК можно выразить как в степени освоения индивидом своих прав, как гражданина, так и использования их с точки зрения исполнения обязанностей. Когда мы говорим об АКК, то имеем в виду также и то, что каждый человек должен:

· уметь истолковывать те или иные положения закона и определять сферу их действия;

· уметь применять в своей жизнедеятельности правовые знания против коррупции;

· находить выход из запутанных правовых ситуаций, а значит, использовать закон для защиты своих прав и интересов.

В связи с этим можно выделить следующие функции АКК:

· познавательная функция, которая характеризуется осмыслением индивидом корр-х явлений в правовой практике. В процессе реализации данной функции происходят изучение и объяснение антикор-х процессов, протекающих в различных системах общества (н-р: образовательная, полит. и экон. системы). Познавательная функция не ограничивается только определением или объяснением причинно-следственных связей различных антик-х явлений, что нисколько не приближает нас к познанию АКК. Она нацелена на вскрытие глубинных процессов, в основе которых лежат проблемы, являющиеся сутью, первопричиной возникновения корр-х проявлений;

· функция моделирования служит средством формир. соответствующей модели антикор-го поведения. В процессе реализации данной функции происходит создание некого образа или стандарта антикор-го поведения индивида, соответствующего правовым нормам;

· регулирующая функция дает возможность сопоставлять свое антикор. поведение с правовыми требованиями.

Как показывает практика, АКК граждан может:

- оказывать серьезное влияние на регул. пр-х процессов;

- способствовать консолидации различных социал-х групп в деле поддержания и укрепления законопорядка в обществе;

- создавать предпосылки к тому, чтобы граждане уважали закон, что на деле означает способствовать эффективному функционированию правовой системы.

Действительность такова, что правовые представления о правах и обязанностях, разрешениях и запретах становятся основой мотивации поведения индивида в направлении его антикоррупционной деятельности, т.е. проявления им активной роли в установлении и отстаивании законов.

Отсюда следует вывод, что АКК индивида отражает его гражданскую активность и содействует реализации его прав, безопасности и правовой защиты. Однако в основе АКК лежит правовая культура каждого человека, что ведет, в конечном счете, к устойчивости конституционного строя, укреплению верховенства закона, доступности законодательства, уважению к демократическим правовым институтам, строгому соблюдению законности.

При этом необходимо отметить, что когда мы говорим об АКК, то культурная преемственность не осуществляется сама по себе; здесь необходима организация специальной системы образования и воспитания молодежи. Более того, усвоение культуры должно строиться с учетом всех закономерностей коммуникативной деятельности. Образование каждого индивида складывается в ходе взаимодействия его с культурой сообщества, где главная роль принадлежит образовательному институту: школам и вузам, поскольку именно они способны вывести учащуюся молодежь за узкие рамки культуры той ниши, в которой они пребывают.

Таким образом, антикоррупционное образование и воспитание является сегодня одним из важнейших факторов формирования АКК, что в свою очередь способствует противодействию коррупции в РК, уважительному отношению индивида к правам других, признанию необходимости права, сознательному соблюдению правовых норм.

Пристатейные списки литературы

1. Гараев Р.Ф., Селихов Н.В. Понятие коррупции // Следователь. - 2001. - № 2. - С. 43-50.

2. ГоликЮ.В., Карасев В.И. Коррупция как механизм социальной деградации. - СПб. : Юридический центр Пресс, 2005. - 329 с.

3. Замалетдинов Р.Р., Ибрагимова Е.М., Амирова Д.К. Формирование антикоррупционной культуры у школьников : учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - Казань : Магариф-Вакыт, 2010. - 159 с.

4. Инструменты противодействия коррупции: материалы круглого стола 3 марта 2005 г. / под ред. А. Владиславлева, В. Никонова, А. Салмина. - М.: Фонд «Единство во имя России», 2005. - 80 с.

5. Коррупция и борьба с ней: роль законодательства / под ред. М.Б. Горного. - СПб.: Норма, 2000. - 136 с.

6. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. - 4-е изд. - М.: Академический проект, Трикста, 2003. - С. 496.

7. Основы борьбы с коррупцией / науч. ред. С.В. Максимов. - М. : Спарк, 2000. - С. 22.

8. Ответственность за должностные преступления в зарубежных странах. - М., 1994.

9. Пустовалова И.Н. Формирование правосознания - основное условие деинституализации коррупционных отношений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.advokat-natarius.ru/s27 (дата обращения: 19.05.2013).

10. Ямалнеев И.М. Вопросы противодействия коррупции: учеб. пособие. - Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2010. - 56 c.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.