Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Перевозки пассажиров легковыми автомобилями

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года определены следующие задачи транспорта. «Основные задачи транспорта — своевременное, ка­чественное и полное удовлетворение потребностей народ­ного хозяйства и населения в перевозках, повышение экономической эффективности его работы».

Поставлена задача пополнить автопредприятия авто­бусами большой вместимости и повышенной комфорта­бельности. Увеличить пассажирооборот автобусного пар­ка общего пользования до 1990 года на 14—16% по срав­нению с 1985 г. По-прежнему необходимо значительно улучшить обслуживание пассажиров на всех видах транс­порта; повысить безопасность движения и уменьшить вредное воздействие транспорта на окружающую среду. На автомобильном транспорте страны, выполняющем огромные объемы перевозок пассажиров, требуется улуч­шить организацию работы пассажирского автомо­бильного транспорта в городах и сельской местности, повысить регулярность и частоту движения автобусов; значительно улучшить транспортное обслуживание насе­ления, предусмотреть дальнейшее развитие городских, пригородных, междугородных и международных перево­зок пассажиров.

В учебнике в соответствии с учебной программой по дисциплине «Пассажирские автомобильные перевозки» рас­смотрены вопросы: развития автобусных и таксомоторных перевозок; технико-эксплуатационных качеств и требова­ний к подвижному составу для перевозки пассажиров; сфер целесообразного применения автомобильного транспорта в обслуживании пассажиров на городских, пригородных, междугородных и международных перевозках; технологии перевозок; организации и управления перевозками.



Объемы перевозок пассажиров автомобильным транс­портом в СССР непрерывно растут. В 1960 г., например, ав­тобусами общего пользования было перевезено 11,3 млрд. пасс., а в 1984 г. 45,8 млрд. пасс. В 1960 г. пассажирооборот, выполненный автобусами общего пользования, состав­лял 61 млрд. пасс-км, а в 1984 г. он достиг 434 млрд. пасс-км, что составило почти 44 % общего пассажирооборота всех видов пассажирского транспорта общего пользова­ния.

В ближайшие годы произойдет дальнейшее пополнение подвижного состава пассажирского автомобильного транс­порта более производительными и комфортабельными авто­бусами и автомобилями-такси, имеющими повышенную эко­номичность в расходовании топлива и смазочных материалов и обеспечивающих снижение себестоимости перевозок. Рас­ширится применение автоматизированных систем управле­ния движением автобусов на маршрутах. Получат большое развитие автобусные перевозки населения в сельской местности, а также перевозки рабочих от места жительст­ва к удаленным местам работы. Будут совершенствоваться и методы организации смешанных перевозок пассажиров с участием различных видов транспорта.

Большие задачи поставлены перед работниками авто­мобильного транспорта по обеспечению реализации Про­довольственной программы СССР и в том числе по органи­зации надежной транспортной связи колхозов и совхозов с районными административными центрами; по планомерному увеличению протяженности сельских автобусных линий с тем, чтобы к 1990 г. в основном все центральные усадьбы имели автобусное сообщение с районными центрами. Осо­бое значение имеет и организация вахтовых перевозок тру­жеников сельского хозяйства к удаленным местам времен­ного выполнения работ на полях и фермах агропромышлен­ных комплексов.


Глава 1. ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ СТРАНЫ. АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ

 

Виды пассажирских перевозок

В Советском Союзе в перевозках пассажиров участвуют следующие виды транспорта: железнодорожный, автомо­бильный, морской, речной, воздушный и городской электри­ческий транспорт.

Все перечисленные виды пассажирского транспорта вхо­дят в единую транспортную систему страны, которая преду­сматривает их рациональное взаимодействие для полного и своевременного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках.

Железнодорожный транспорт осуществляет перевозки пассажиров преимущественно на расстояния свыше 200 км. Широко распространен железнодорожный транспорт и в пригородных сообщениях населения крупных городов.

Автомобильный транспорт имеет пассажирские авто­мобили (автобусы, автомобили-такси, легковые автомобили) и используется для перевозки пассажиров на городских, пригородных, междугородных (в том числе и сельских мар­шрутах) и международных маршрутах.

Морской транспорт организует перевозки пассажиров по морям и океанам и имеет значительные объемы перевозок пассажиров на многочисленных прибрежных маршрутах.

Речной транспорт для перевозки пассажиров широко использует реки, озера, водохранилища.

Воздушный транспорт, как правило, используется пас­сажирами для передвижения на большие расстояния, учи­тывая главное его преимущество — большие скорости со­общения.

Городской пассажирский электрический транспорт ис­пользует для перевозок пассажиров трамваи, троллейбу­сы, метрополитены и обслуживает перевозками пассажиров внутри города, а иногда и на пригородных маршрутах.

В таблице 1.1. и 1.2. показаны соотношения объемов перевозок пассажиров (количество перевезенных пассажиров) и пассажирооборота (транспортная работа измеряемая в пассажиро-километрах), выполненные в СССР различными видами транспорта.

Таблица 1.1

Таблица 1.2

Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте предусмотрено выполнение сле­дующих основных задач:

полное удовлетворение потребностей населения в пас­сажирских автомобильных перевозках;

обеспечение высокой культуры обслуживания пассажиров;

обеспечение безопасности перевозок пассажиров;

эффективное использование транспортных средств, не­уклонное повышение производительности труда и снижение транспортных расходов на перевозки.

Автобусные перевозки пассажиров в большей своей ча­сти осуществляются по маршрутам.

Маршрутом называется установленный и соот­ветствующим образом оборудованный путь следования ав­тобусов между начальным и конечным пунктами. Автобус­ные маршруты подразделяются на городские, пригородные, междугородные и межреспубликанские.

К городским маршрутам относятся маршруты, проходя­щие в пределах границ города (населенного пункта).

К пригородным маршрутам относятся маршруты, про­ходящие за пределами городской черты на расстояние до 50 км включительно.

К междугородным относятся маршруты, выходящие за пределы черты города (населенного пункта) на расстояние более 50 км.

Пригородные и междугородные маршруты в свою оче­редь подразделяются на внутрирайонные (на­чинающиеся и оканчивающиеся в пределах одного админи­стративного района), внутриобластные, внутрикраевые, внутриреспубликанские (АССР), характеризующиеся по тому же принципу; и межреспубликанские маршруты, проходящие на тер­ритории двух или нескольких союзных республик.

Кроме того, среди пригородных и междугородных мар­шрутов выделяют сельские автобусные мар­шруты, связывающие сельские населенные пункты между собой, с районным центром, станциями железных дорог, аэропортами, пристанями, два или несколько районных центров между собой в случае, если один из 1них явля­ется селом. К сельским относятся также маршруты, прохо­дящие внутри сельских населенных пунктов.

В особую категорию автобусных маршрутов выделяются горные.

Все автобусные маршруты подразделяются на постоянные и сезонные (временные). Движение автобусов на постоян­ных маршрутах осуществляется круглогодично, а на се­зонных — в течение определенного периода времени (се­зона).

В последнее время получили развитие вахтовые перевоз­ки трудящихся автобусами. Для этой цели разрабатываются маршруты регулярных перевозок к местам, удаленным на значительные расстояния от места жительства работающих.

Городские пассажирские перевозки составляют большую часть пассажирских перевозок. Они выполняются в преде­лах границ городов и поселков городского типа. Городские перевозки могут выполняться следующими основными ви­дами подвижного состава: автобусами, троллейбусами, трам­ваями, электропоездами и легковыми автомобилями. Из всех видов подвижного состава автобус является наиболее распространенным, а во многих городах и единственным видом пассажирского транспорта.

Применение того или другого вида городского транспор­та зависит прежде всего от его провозной способности и се­бестоимости перевозок. В крупных городах целесообразно применять все виды городского транспорта, координируя и распределяя работу между ними в соответствии с их тех­нико-эксплуатационными качествами.

В соответствии с технико-эксплуатационными качест­вами каждый вид городского транспорта имеет следующие области наиболее рационального применения.

Метрополитен обслуживает мощные пассажи­ропотоки и разгружает магистрали города от наземного транспорта. Одна линия метро может обслуживать пасса­жиропоток мощностью до 50—60 тыс. пасс/ч. Использо­вать метро целесообразно при пассажиропотоке на одной линии не менее 60 тыс. пасс./сутки.

Трамвай обслуживает магистрали с большими пас­сажиропотоками и может быть использован так же, как продолжение линий метро в направлениях, связывающих крупные пригороды с городскими районами. Особенно пер­спективен для этой цели скоростной трамвай. Одна линия трамвая в зависимости от состава поездов может обслужить пассажиропоток мощностью до 15—18 тыс. пасс/ч. Приме­нять трамвай целесообразно при пассажиропотоке не ме­нее 5 тыс. пасс/сут.

Троллейбус заменяет трамвай и в сравнении с ним обладает большей маневренностью, а в сравнении с ав­тобусом не загрязняет воздушную среду отработавшими газами. Троллейбусная линия может обслужить 5—9 тыс. пасс/ч. Применять троллейбус Целесообразно при пассажи­ропотоке не менее 2 тыс. пасс./сут.

Автобус, обладая большой маневренностью, вы­полняет ряд разнообразных функций. Основными функция ми следует считать обслуживание самостоятельных линий в тех частях города, где отсутствуют другие виды транспорта, а также подвоз пассажиров к станциям метро из микрорайо­нов. В средних и малых городах и поселках городского типа автобус, как правило, является единственным видом мас­сового пассажирского транспорта.

Особое место занимает обслуживание пригородных сооб­щений. Автобусная линия может обслужить до 5—7 тыс., пасс/ч по одной полосе движения и до 10 тыс. пасс/ч при параллельном движении автобусов большой вместимо­сти.

Легковые автомобили используют в виде автомобилей-такси, служебных, прокатных и автомобилей индивидуального пользования. Поездка в легковом автомо­биле предоставляет пассажиру повышенный комфорт и сокращает затраты времени на передвижения.

В нашей стране придается большое значение развитию общественных видов пассажирского транспорта городов. Большинство пассажиров (в том числе и имеющих собствен­ные автомобили) для поездок по городу делает выбор в пользу общественного пассажирского транспорта.

Совокупность маршрутов различных видов транспорта, нанесенных на плане города, называется транспортной се­тью города. Соответственно автобусная сеть складывается из автобусных маршрутов.

Насыщенность города (района) средствами перевозок пассажиров характеризуется маршрутным коэф­фициентом ηм, т. е. отношением суммарной длины маршрутов ΣLм к суммарной длине улиц ΣLум, по которым проходит хотя бы один из маршрутов:

ηм = ΣLм / ΣLум ,

Некоторые пассажирские автотранспортные предприятия принимают участие и в международных перевозках пассажи­ров. Эти перевозки в СССР начали выполняться с 1961 г. по договорам со Всесоюзным акционерным обществом «Ин­турист», а с 1971 г. — по договорам с Бюро международ­ного молодежного туризма «Спутник». Перевозки эти осу­ществляются между СССР, социалистическими странами и Финляндией, носят сезонный характер (преимущественно в весенне-летний период года) и скорее относятся к туристско-экскурсионным, чем к регулярным пассажирским пере­возкам (маршруты: Будапешт—Киев, Киев—Варна, Хель­синки—Ленинград).

Перевозки пассажиров с использованием нескольких ви­дов транспорта (автомобильный, железнодорожный, реч­ной и др.) могут быть организованы в виде прямых смешан­ных перевозок. К ним относятся такие, как доставка пасса­жиров от начального до конечного пункта следования. Вы­полняются они двумя и более видами транспорта по единому транспортному документу (билету) на весь путь следования пассажира. Организация таких перевозок требует согласо­вания расписаний движения подвижного состава, участвую­щего в прямых смешанных перевозках.

Кроме перечисленных видов перевозок, автомобильный транспорт осуществляет и специфические виды перевозок пас­сажиров. Для них используются не только автобусы обще­го пользования, но и автобусы, находящиеся в распоряжении других ведомственных организаций. К таким видам перево­зок можно отнести:

туристско-экскурсионные, выполняемые либо по фиксированным (сложившимся) туристским маршру­там, либо по разовым заказам. Их выполняют АТП Цен­трального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС или по его заданиям привлеченные автобусы общего пользования;

перевозки учащихся (преимущественно в сельской местности), выполняемые автобусами, которые мо­гут принадлежать школам, колхозам и совхозам, или быть привлеченными из АТП общего пользования (проезд для учащихся бесплатный);

служебные и вахтовые, выполняемые обычно ведомственными автобусами, для доставки рабочих и служащих определенного предприятия в соответствии с режимом его работы от места жительства к месту работы и от места работы к месту жительства.

Автобусные перевозки

 

В единой транспортной системе страны автомобильный транспорт занимает важное место: только автобусами об­щего пользования он выполнил в 1982 г. 65 % объема пере­возок пассажиров к 44 % пассажирооборота страны. Если учесть перевозки, выполняемые ведомственными автобусами и легковыми автомобилями (автомобилями-такси, служебными, индивидуального пользования, прокатными), доля автомобильных пассажирских перевозок окажется еще выше.

Развитие автобусных перевозок определяется рядом ос­новных факторов. К ним относятся: рост числа городов и поселков городского типа, рост городов по площади и чис­лу жителей, увеличение выпуска автобусов промышлен­ностью, интенсивная реконструкция сети дорог и строитель­ство новых автомагистралей и автомобильных дорог.

Реконструкция дорожной сети заключается в увеличении протяженности дорог с твердым и особенно с усовершенст­вованным покрытием. Создается единая для всей страны опорная сеть дорог, в которой все областные и краевые цент­ры должны быть соединены со столицами союзных респуб­лик, а районные центры — с областными. Все крупные кол­хозные и совхозные фермы и отделения должны быть свя­заны дорогами с центральными усадьбами, а усадьбы — с районными центрами.

Развитие автобусных перевозок в нашей стране харак­теризуется не только ростом объемов перевозок, но и совершенствованием качественных показателей пассажирских перевозок.

Непрерывно увеличивается среднее расстояние поезд­ки пассажира. Это происходит из-за развития внегородских пассажирских перевозок, увеличения числа маршрутов и их протяженности. На маршруты выделяется большее число 1 автобусов, что обеспечивает регулярность перевозок и сни­жение времени пассажиров на ожидание автобусов. Совер­шенствуются конструкции новых модификаций автобусов. Благоустраиваются остановочные пункты и пассажирские павильоны на маршрутах.

В табл. 1.3 приведены данные о соотношении и изменении по годам объемов и пассажирооборота основных видов авто­бусных перевозок в нашей стране. Из приведенных данных видно, что абсолютные цифры объемов перевозок и пасса­жирооборота в автобусных перевозках быстро увеличиваются. По темпам роста выделяются пригородные и внутри­районные перевозки, т. е. перевозки в сфере, где применение автобусов наиболее целесообразно, а другие виды транс­порта практически отсутствуют (особенно это касается вну­трирайонных перевозок).

 

Таблица 1.3

 

Виды перевозок     Распределение объема и пассажирооборота между видами автобусных перевозок по годам и в процентном отношении к ним
% % % % %
  Объем перевозок, млн. пасс.
Городские Пригородные и внутрирайонные Междугородные 14400 3385   77,1 18. 1   4,8 20500 5401   74,9 19,6   5,5 26900 7716   73,7 21,2   5, 1 28570 11585   67,8 27,5   4.7 31900 11839   69,8 25,8   4,4
  Пассажирооборот, млрд. пасс-км
Городские Пригородные и внутрирайонные Междугородные 57,1 34,0   29,4 47.4 28,2   24,4 97,5 56,0   49,0 48, 1 27,6   24,3 149,7 83,6   70,3 49,3 27,5   23,2 163,0 137,5   89,3 41 ,8 35,2   23.0   95,9 42,2 36,1   21.7

 

Очевидно, что необходимо по-прежнему развивать авто­бусные перевозки в городах и поселках и развивать между­городные автобусные перевозки там, где это целесообразно, т. е. преимущественно на расстояние до 200 км. Особое внимание следует уделять развитию внутрирайонных авто­бусных перевозок.

Непрерывно растут и объемы перевозок на междугород­ных автобусных маршрутах.

Ниже приводятся некоторые показатели, характеризую­щие развитие междугородных автобусных перевозок.

1965 1970 1975 1980 1982

Среднее расстояние по­ездки

одного пассажира, км . ……………. 39,1 33,2 37,2 44,2 45,6

Общая протяженность маршрутов,

тыс. км .... …………………………... 1399 2118 2933 3204 3319

Средняя протяженность од­ного

маршрута, км.......... ………………… 114,0 123,4 144,0 146,0 150,0

 

Перевозки пассажиров легковыми автомобилями

 

Перевозки пассажиров легковыми автомобилями в СССР разделяются по видам: перевозки на автомобилях-такси (таксомоторные), на служебных, прокатных и автомобилях личного пользования. Строгому учету поддаются только пе­ревозки пассажиров автомобилями-такси. Представление о работе других видов легковых автомобилей можно полу­чить только косвенно.

Таксомоторные перевозки получают все большее развитие. В одиннадцатой пятилетке среднегодовое число перевезен­ных пассажиров достигло 1,4 млрд. чел., среднесуточный пробег легкового автомобиля-такси достиг примерно 270 км. Большинство крупных городов нашей страны в достаточной мере насыщено легковыми автомобилями-такси и в основ­ном обслуживаются удовлетворительно.

Парк служебных легковых автомобилей в СССР достаточ­но велик и имеет тенденцию к сокращению. Проводится так­же постепенная замена служебных автомобилей среднего литража на более экономичные малолитражные, в основном семейства «Москвич» и «Жигули».

Для сокращения численности водителей-профессионалов, работающих на «персональных» автомобилях, проводится работа по привлечению к вождению указанного автомобиля должностного лица, пользующегося им.

Парк прокатных автомобилей постепенно увеличивает­ся, совершенствуются и формы проката автомобилей. Орга­низуется прокат легковых автомобилей для инвалидов вой­ны и труда на период постановки в техническое обслуживание и ремонт принадлежащих им автомобилей,

В СССР в начале 70-х годов резко увеличилось производ­ство легковых автомобилей и насыщение страны легковыми автомобилями индивидуального пользования. Рассматри­вать типаж автомобилей личного пользования следует ис­ходя из основного их назначения и экономических затрат на производство и эксплуатацию (расход металла, топлива, трудовых и других ресурсов). Проявляя заботу о развитии личного автомобилепользования, направляя усилия на обеспечение оптимального сочетания индивидуального и общественного транспорта, Советское государство исходит из необходимости опережающего развития общественных видов пассажирского транспорта.

Отдается предпочтение легковому автомобилю лично­го пользования главным образом для целей отдыха, туриз­ма, поездок культурно-бытового назначения. Для передви­жения в городе следует отдавать предпочтение развитию общественного транспорта, который должен обеспечивать надежность, необходимую комфортность поездки и сравни­тельно небольшие затраты времени на передвижение.

За 10 лет (1970—1980 гг.) перевозки автомобилями личного пользования увеличились примерно в 8 раз. Проведенные в СССР исследования показали, что только 15 % владельцев автомобилей, проживающих в холодной зоне страны, 18 % в умеренной и 24 % в теплой зонах страны, пользуются автомобилем постоянно для поездок на работу. Это объясняется прежде всего тем, что во всех городах и по­селках СССР хорошо развит пассажирский транспорт об­щего пользования. Иначе говоря, уже сегодня уровень развития общественного транспорта позволяет большин­ству владельцев собственных автомобилей отдавать ему зна­чительное предпочтение.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.