Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Удобство использования автомобиля

 

 

Удобством использования автомобиля называется ком­плексное качество, определяемое совокупностью ряда от­дельных, взаимно не связанных свойств автомобиля и осо­бенностей его конструкции. К основным из них относятся:

удобство посадки и высадки пасса­жиров, определяемое устройством дверей и высотой под­ножек (особенно для автобусов городского типа);

комфортабельность пассажирских мест, определяемая конструктивными параметрами сиде­ний, свободным пространством и микроклиматом в салоне;

легкость управления, определяемая удоб­ством рабочего места водителя и его затратами усилий, прилагаемыми для управления автомобилем, а также микроклиматом в кабине;

плавность хода, т. е. приспособленность к движению с минимальными колебаниями кузова;

компактность, определяемая габаритными раз­мерами автомобиля;

маневренность, определяемая минимально не­обходимым пространством для поворотов и разворотов ав­томобиля;

готовность к движению, определяемая продолжительностью приведения автомобиля в движение;

запас хода по топливу, определяемый пробегом автомобиля без дополнительной заправки.

Для организации пассажирских автомобильных перево­зок наибольшую важность представляют первые три свойства.

Удобство посадки и высадки пассажиров влияет не толь­ко на удобства, создаваемые для пассажиров, но и на про­должительность простоев автобусов на остановочных пунктах. У легковых автомобилей это свойство определяется размером дверного проема и направлением открывания дверей.
Высота дверного проема должна быть не менее 800 мм над уровнем подушки. Подвеска двери обычно делается впереди сиденья, как более безопасная и удобная для водителя и сидящего на переднем сиденье пассажира.



У автобусов приспособленность к посадке и высадке пас­сажиров определяется шириной и высотой дверного прохода, направлением раскрытия створок дверей, числом сту­пенек и их высотой, удобством расположения поручней.

Для междугородных автобусов время посадки и высадки пассажиров на остановках не играет существенной роли, так как время, затрачиваемое на остановки (посадку и вы­садку пассажиров), составляет незначительную часть вре­мени поездки, а основная часть приходится на движение. Поэтому междугородные автобусы могут иметь: две и даже одну дверь, более высокое расположение пола салона и на­личие нескольких ступенек, более узкие проходы и сравни­тельно небольшие накопительные площадки.

Для городских автобусов время, затрачиваемое на по­садку и высадку пассажиров, составляет значительную часть от общего времени поездки и ощутимо влияет на среднюю скорость сообщения. Это время должно быть по возмож­ности сокращено, поэтому в конструкции городского авто­буса должно быть предусмотрено несколько дверей (не менее двух). Двери должны быть широкими, пол салона низким для того, чтобы предусмотреть минимально возмож­ное число ступенек. Вблизи дверей должны находиться боль­шие накопительные площадки.

Комфортабельность пассажирских мест в автомобиле в основном определяется устройством сидений, которые должны обеспечивать наиболее удобное положение тела че­ловека, иметь анатомофизиологическую форму, регулиро­ваться, снижать степень влияния колебаний кузова на пас­сажира, иметь Необходимые размеры и качественную обив­ку.

Комфортабельность определяется также достаточно на­дежной защищенностью пассажиров от атмосферных влия­ний, отработавших газов и паров топлива, пыли, шумов и вибраций. Для междугородных автобусов желательны устройства дополнительного комфорта: индивидуальные об­дув, освещение, радиовещание, установка в салоне телеви­зора, наличие в автобусе туалетного отделения, буфета, холодильника и т. п.

Легкость управления автомобилем определяет условия работы водителя, т. е. затраты труда и напряженность зре­ния, необходимые для управления автомобилем, и условия. в которых он работает для снижения степени утомляемости и устранения причин, влияющих на обеспечение безопас­ности движения.

Легкость управления характеризуется числом действий водителя в единицу времени, усилиями для приведения в действие органов управления и степенью автоматизации процессов управления. Легкость управления зависит также от удобства рабочего места, расположения органов управле­ния и контрольно-измерительных приборов, эффективности вентиляции и отопления салона (кабины), обзорности, средств сигнализации и освещения, уровней шума и вибра­ций.

Основным интегральным оценочным измерителем лег­кости управления автомобилем должен быть показатель утомляемости водителя.

Безопасность автомобиля

 

 

Безопасность автомобиля является одним из важнейших эксплуатационных качеств, так как от нее непосредственно зависят жизнь, здоровье людей и сохранность автомобилей.

Безопасность является комплексным качеством, опре­деляемым конструктивными свойствами автомобиля, под­разделяемыми обычно на группы активной, пассивной, послеаварийной и экологической безопасности.

Активная безопасность автомобиля — свойство автомобиля предотвращать дорожно-транс­портное происшествие (снижать вероятность его возник­новения). Активная безопасность проявляется в период, соответствующий начальной фазе ДТП, когда еще можно изменить характер движения автомобиля.

Пассивная безопасность автомоби­ля — свойство автомобиля уменьшать тяжесть последст­вий дорожно-транспортного происшествия. Пассивная безопасность проявляется в период, когда водитель, несмотря на принятые меры безопасности, не может изменить характер движения автомобиля и предотвратить ДТП (кульминацион­ная фаза). Различают внутреннюю пассивную безопасность автомобиля, снижающую степень травмирования пассажи­ров и водителя, и внешнюю безопасность, которая уменьша­ет возможность нанесения повреждений другим участни­кам движения.

Послеаварийная безопасность ав­томобиля — свойство автомобиля, позволяющее уменьшать тяжесть последствий дорожно-транспортного проис­шествия после его остановки (конечная фаза ДТП). Это свойство характеризуется возможностью быстро ликвиди­ровать последствия дорожно-транспортного происшествия и предотвращать возникновение новых аварийных ситуаций (например, пожара).

Экологическая безопасность ав­томобиля — свойство автомобиля, позволяющее умень­шать вред, наносимый участникам движения и окружающей среде в процессе его нормальной эксплуатации. Экологи­ческая безопасность, проявляющаяся во время повседнев­ной работы автомобиля, принципиально отличается от пере­численных выше трех видов безопасности, которые выяв­ляются лишь при ДТП.

Экологическая безопасность включает в себя системы и устройства, направленные на:

снижение токсичности отработавших газов — совокуп­ность устройств, снижающих загрязнение и отравление ат­мосферного воздуха автомобильным двигателем.

уменьшение шума и помех — совокупность устройств, снижающих уровень шума, радио и другие помехи при дви­жении автомобиля.

Для общей оценки, позволяющей сопоставлять эффектив­ность механизмов и устройств автомобиля, повышающих его безопасность, применяют интегральные показатели.

Для оценки активной безопасности может применяться удельный по пробегу показатель Бак определяющий число ДТП Nм, происшедших в связи с неудовлетворительной работой данного механизма за пробег L: Бак = Nм/L.

Для оценки элементов пассивной безопасности может служить показатель Бп, определяющий число и тяжесть последствий ДТП,

 

где ni — число пострадавших водителей и пассажиров в каждом ДТП; Pi — коэффициент тяжести ранения в данном ДТП. руб./ чел.; m — общее число водителей и пассажиров, участвовавших в дорожно-транспортных происшествиях.

Совершенствование транспортных средств при увеличе­нии их долговечности и надежности приводит к снижению трудоемкости перевозок. С этой целью на автомобильных заводах осуществляется широкая программа мероприятий, которая предусматривает повышение долговечности автомобилей. Вместе с тем предполагается значительное со­кращение трудоемкости технического обслуживания и ре­монта в результате увеличения межремонтных пробегов и совершенствования процесса обслуживания.

Энергоемкость перевозок оценивается количеством энер­гии, затрачиваемой на их выполнение (ккал/100 пасс-км),

 

где Qт — годовое количество расходуемого топлива; δ— плотность топлива; λ - теплотворная способность топлива; Wpr - среднего­довая производительность одного автомобиля.

Энергоемкость в значительной мере зависит от пассажировместимости подвижного состава, причем особенно резко в диапазоне малой и средней вместимости.

Повышение топливной экономичности автомобилей до­стигается:

расширением применения дизельных двигателей, надеж­но работающих на топливах с широким фракционным со­ставом;

применением двигателей с лучшей приспособляемостью к эксплуатационным условиям (с временной форсировкой наддувом, переменной степенью сжатия, стабильностью оп­тимального теплового режима и др.);

уменьшением сопротивления движению (улучшение кон­струкции шин, ходовой части, обтекаемости автомобиля).

Материалоемкость перевозок Мп оценивается количеством материалов, расходуемых при выполнении перевозок (кг/1000 пасс. -км).

Мп = 1000(Gк + Gа)/(Wpr Та η),

где Gк — масса данного материала в конструкции автомобиля (автопоезда); Ga — масса материала, расходуемого в процессе экс­плуатации за амортизационный срок службы автомобиля; Тa — амортизационный срок службы автомобиля, лет; η — отношение массы деталей к массе заготовок.

Металл является основным материалом автомобиля, по­этому металлоемкость М — важный критерий оценки расходования материалов в процессе перевозок. Металлоемкость автомобиля

 

где Go — собственная масса автомобиля в снаряженном состоя­нии без нагрузки; Gз — масса заправки; Gн — масса неметалличе­ских частей; кд — коэффициент дорожных условий; Gэ — масса агрегатов, запасных частей и металла, расходуемых за срок службы автомобиля.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.