Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Маршрутное расписание движения автобусов

Используя расчеты потребного числа автобусов для об­служивания каждого городского маршрута, отдел эксплуа­тации автотранспортного предприятия разрабатывает ос­новной документ организации движения — сводное марш­рутное расписание движения автобусов. Составление свод­ного маршрутного расписания относится к одной из трудо­емких и ответственных задач эксплуатационной службы, так как это расписание не только основа высокого качества перевозочного процесса, но основа для четкого планирова­ния работы технической службы автотранспортного пред­приятия, обеспечивающей технически исправное состояние автобусов, равномерность загрузки постов технического об­служивания и текущего ремонта, совершенствование орга­низации труда водителей и ремонтных рабочих.

Маршрутные расписания регламентируют графики вы­хода и возврата автобусов с линии, обеденные перерывы во­дителей, время и место смены водителей автобусов. Они должны составляться и с учетом отклонений времени одно­го рейса автобуса, которые допускаются в пределах до ±2 мин.

В последние годы получает распространение разработка маршрутных расписаний с применением математических методов и использованием ЭВМ. В 1977 г была разработана усовершенствованная программа для составления маршрут­ных расписаний, которая используется в Москве. Перечень исходных данных, составляющих информационную карту маршрута, разделяют на пять массивов: 0, 1,2, 3, 4. Каж­дый вид информации записывают в заранее отведенных клет­ках того или иного массива числовыми либо буквенными значениями (кодами).

Массив 0 содержит информацию общего вида: сезон года, дни недели, вид транспорта, номер и протяженность мар­шрута, время начала проведения перерывов в работе смен, пункты проведения перерывов в работе бригад и смены бри­гад, минимально и максимально допустимая продолжитель­ность стоянки на конечных пунктах в конце рейса, номер парка (депо), признак необходимости внесения каких-либо последующих коррективов в разработанное расписание.



Массив 1 содержит информацию о нормах времени на пробег по участкам маршрута и периодам дня с указанием предпочтительного времени стоянки в каждом из периодов и на конечных пунктах.

Массив 2 содержит информацию о нулевых и парковых рейсах, их протяженности и времени, с учетом возможности назначения двух направлений следования на каждый из ко­нечных пунктов и обратно.

Массив 3 включает информацию о конкретных моментах открытия, закрытия движения и изменения интенсивности движения раздельно по каждому конечному пункту марш­рута.

Массив 4 содержит информацию, описывающую основ­ные результаты обработки материалов обследования пас­сажиропотоков на маршруте графоаналитическим методом. тип выхода с маршрута (например, с заездом в парк), чис­ло выходов в каждой группе (частный случай), признак предпочтения на начало движения, признак предпочтения пункта начала и окончания работы каждого выхода или группы выходов, минимальную продолжительность пере­рыва в каждой смене на отдых и питание водителей, описа­ние режима работы и перерывов каждого выхода или груп­пы выходов маршрутов.

По маршрутным расписаниям составляют рабочие маршрутные расписания, которые выдают вместе с путевым листом каждому водителю для работы на линии. В них в табличной форме указано время: выхода из автотранспортного предприятия, остановок на промежуточных остановочных пунктах, прибытия и отправления авто­буса с конечных пунктов (станций), прохождения контроль­ных пунктов, обеденного перерыва, возвращения в авто­транспортное предприятие.

В форме 10.1 приведен образец рабочего маршрутного расписания, выдаваемого водителю.

Расписания движения для городских автобусных марш­рутов обычно составляют на летний и осенне-зимний перио­ды года. Отдельно составляют расписания для выходных, воскресных и праздничных дней.

 

Качество обслуживания населения

Автобусными перевозками

Важнейшей задачей в организации городских автобусных перевозок является задача обеспечения высокого качества обслуживания пассажиров (обеспечение привлекательности автобусных перевозок) Показатели качества обслужива­ния пассажиров следует относить к удовлетворению следую­щих требований по обеспечению: регулярности движения автобусов на маршрутах, снижения затрат времени населе­ния на передвижение (времени на пешеходное передвижение к ближайшему остановочному пункту и от пункта выхода из автобуса к пункту назначения, времени на поездку в авто­бусе, времени на пересадки); возможности беспересадоч­ной поездки; безопасности поездки; условий, создающих комфортность поездки (умеренное, в пределах номинальной вместимости, заполнение салона автобуса, хорошая обзор­ность, мягкость подвески и т. д.); пассажира информацией (объявлением остановок, вывешиванием схемы маршрута); экспрессных и укороченных маршрутов движения автобу­сов; удобства посадки и выхода пассажиров автобуса (широ­кие двери, низко расположенная подножка, накопительные площадки в салоне автобуса).

Для повышения качества обслуживания пассажиров большое значение имеет резервирование автобусов на город­ском автобусном транспорте, которое может осуществлять­ся в виде выделения в распоряжение диспетчерской службы необходимого числа автобусов для оперативного их исполь­зования при сходах других автобусов с линии по техничес­ким причинам. В этом случае следует считаться с тем поло­жением, что резервные автобусы из-за простоя наносят ущерб предприятию, но, с другой стороны, возможность быстрой замены автобуса, со­шедшего с линии, на другой восстанавливает высокое ка­чество организации обслужи­вания пассажиров.

НИИАТом на основании проведенных научных иссле­дований разработана и реко­мендована номограмма для определения целесообразно­го числа резервных авто­бусов (рис. 10.8).


 

Рис. 10.8. Номограмма для определения числа резерв­ных автобусо-смен; d-фактическая доля потерянных рейсов

 

 


Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте предусмотрено создание ре­зерва автобусов в транспорт­ных управлениях в размере

до 5% от числа, предусмотренного расписанием. Резервные автобусы должны поступать в распоряжение центральных диспетчерских станций (пунктов). Они могут быть использованы только для подмены автобусов, сошедших с линии.

Интервалы движения автобусов в городах в часы пик не должны превышать 4—5 мин для автобусов, движущихся по основным маршрутам.

В НИИАТе также разработана методика*, позволяющая выбирать автобусы для маршрута по критерию минимум* народнохозяйственных затрат, слагаемых из приведены затрат на перевозки и стоимости оценки потерь времени пассажиров на ожидание прибытия и посадки и автобус. При этом затраты представляются как функции оптимизируемы) параметров — качества перевозок и вместимости автобуса На рис. 10.9 представлен график влияния вместимости ав­тобусов на характеристики качества обслуживания пассажи­ров и эффективности работы транспорта.

В снижении затрат на передвижение населения большое значение приобретают меры по снижению времени поездки пассажира в автобусе.

 

 


* Разработана Антошвили М. Е., Либерманом С. Ю. и Спири ным И В в работе «Оптимизация городских автобусных перевозок» вышедшей в издательства «Транспорт» в 1985 г , 104 с 150

Средняя дальность поездки жителя города в СССР из года в год растет из-за непрерывного рос та территории города, разобщения жилых районов и райо­нов сосредоточения промышленных комплексов

 

Рис. 10.9. Влияние вместимости автобусов на число обслуживаемых

пассажиров и эффективность работы:

Ротк вероятность отказа пассажиру в поездке; Тож — среднее время ожн дания поездки; Ам— число автобусов на маршруте; 3 АТП — затраты авто­транспортного предприятия на перевозки; З приведенные народнохозяйст­венные затраты

На рис. 10.10 представлено изменение средней дальности поезд­ки в городском сообщении за период с 1960 по 1980 г. Ес­тественно стремление при организации движения автобусов увеличить эксплуатационные скорости движения на марш­рутах.

За последние годы в городах средние эксплуатационные скорости автобусов в городском сообщении стабилизирова­лись на уровне около 20 км/ч. 11меются маршруты, на которых эксплуатационные ско­рости движения автобусов со­ставляют 15—25 км/ч.

К возможным мероприяти­ям по повышению эксплуата­ционных скоростей относят­ся: повышение динамических свойств подвижного состава; совершенствование дорожного строительства и содержания дорожной одежды; внедрение общегородских автоматизиро­ванных систем управления Движением, обеспечение регу­лярности движения автобусов на маршрутах; градостроительные мероприятия (пересече­ния потоков движения в разных уровнях, сооружение обо­собленных пешеходных переходов, строительство удобных площадок для выхода и посадки пассажиров); совершенст­вование организации перевозок (введение экспрессных и полуэкспрессных маршрутов, выделение приоритетных полос движения для пассажирского городского транспорта; четко действующее диспетчерское управление эксплуата­цией автобусного парка города в сочетании с другими вида­ми пассажирского городского транспорта).

 

Рис. 10.10 Изменение средней дальности поездки пассажира в городском сообщении в СССР

Каждому автобусному маршруту транспортное управле­ние присваивает определенный порядковый номер:

Городским маршрутам от № 1 до 99
Пригородным » ...» № 100 до 499

Междугородным » ...» № 500 и выше

Пассажирские автотранспортные предприятия на каж­дый городской маршрут движения транспортных средств общего пользования должны составлять Паспорт по утверж­денной форме.

 

Глава 11






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.