Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом

Система оплаты стоимости поездки называется тари­фами. Для пассажирских перевозок тарифы определяют плановую цену. Имеются разнообразные виды платы за поездки населения в автобусах и легковых автомобилях. В городах для пассажиров, как правило, установлен один размер оплаты за одну поездку в автобусе (трамвае, троллейбусе, метрополитене) независимо от расстояния поездки. Плата пассажира за поездку в автобусе на пригородном маршруте взимается из расчета за каждый километр пути.

Единые тарифы на перевозку пассажиров автомобиль­ным транспортом в РСФСР утверждены Государственным комитетом РСФСР по ценам. Правила применения тарифов, которые являются обязательными для автотранспортных предприятий общего пользования, ведомственных предпри­ятий, организаций и учреждений всех министерств, ведомств, кооперативных и общественных организаций, расположен­ных на территории РСФСР, имеющих автобусы, легковые и грузопассажирские автомобили-такси и легковые автомо­били, а также для всех лиц, пользующихся указанными вида­ми транспорта, утверждает Министерство автомобильного транспорта РСФСР по согласованию с Министерством финан­сов РСФСР и Государственным комитетом РСФСР по ценам. В других республиках страны порядок утверждения и со­гласования тарифов и правил их применения может иметь некоторое отличие.

Тарифы на межреспубликанские пассажирские автомо­бильные перевозки устанавливают по согласованию с со­ветами министров союзных республик.

В действующем Прейскуранте № 13—02—01 «Единые тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспор­том», введенном в действие с 1 января 1983 г., на террито­рии РСФСР имеются следующие разделы.



1. Тарифы на проезд в автобусах городских и пригород­ных сообщений.

2. Поясные тарифы на междугородные перевозки.

3. Тарифы на пассажирские перевозки автобусами по
отдельным заказам.

4. Тарифы за пользование легковыми автомобилями,
автомобилями-такси, а также грузовыми таксомоторами.

5. Плата за перевозку и хранение ручной клади и багажа.

6. Льготы на проезд в автобусах детей и отдельных категорий пассажиров.

7. Месячные, квартальные и единые билеты для граждан
и организаций.

8.Тарифы за пользование легковыми автомобилями,
предоставляемыми пунктами проката (без шоферов).

9.Тарифы за пользование служебными и дежурными легковыми автомобилями, предоставляемыми для служебных разъездов работников.

10. Тарифы за пользование санитарными автомобилями.

11. Штрафы.

12. Комиссионный сбор.

Расчетам тарифных ставок предшествует большой объем работы по выявлению среднеотраслевой себестоимости еди­ницы транспортной работы с учетом технико-эксплуатацион­ных свойств подвижного состава, условий перевозок, норма­тива плановых накоплений и т. д. Значительная часть на­селения СССР имеет права на бесплатный проезд или льгот­ные условия проезда в автобусах и других видах городского пассажирского транспорта. Размер платы за проезд в го­родском пассажирском транспорте в СССР стабильный.

За проезд пассажиров в автобусах общего пользования в городах, рабочих и курортных поселках и других населен­ных пунктах страны взимается единый размер платы в 5 коп. за одну поездку независимо от расстояния поездки. Исключения составляют города, перечисленные в приложе­ниях к Единым тарифам на перевозку пассажиров автомо­бильным транспортом, утвержденных советами министров республик, где применяется тариф в 3, 4, 6 и 8 коп.

Стоимость проезда в метрополитене в Советском Союзе на любое расстояние составляет 5 коп.

В последнее время распространяется система единого тарифа на оплату проезда пассажира в трамвае, автобусе, троллейбусе и метро, что создает определенные удобства для пассажиров. Так например, в Москве с июня 1985 года уста­новлен единый тариф за проезд пассажира в трамвае, трол­лейбусе или автобусе — 5 коп.

Плата за проезд пассажиров в автобусах общего типа пригородных сообщений взимается в зависимости от расстоя­ния перевозок из расчета 1,5 коп. за каждый километр пу­ти, а в автобусах с мягкими откидными сиденьями 2,0 коп. На территории Камчатской, Магаданской, Сахалинской областей, Якутской АССР, а также районов Красноярско­го края и Тюменской области, расположенных севернее Полярного круга, соответственно 2 и 2,67 коп.

Плата за проезд пассажиров в автобусах пригородных сообщений взимается в пределах городов и населенных пунк­тов по тарифу, установленному на автобусные перевозки в данном населенном пункте. Минимальная плата за проезд пассажиров в автобусах пригородного сообщения установ­лена в размере 5 коп. (для РСФСР).

Стоимость проезда по каждому пригородному маршруту определяется умножением числа тарифных участков на маршруте на тариф 5 коп. Число тарифных участков в пригородном сообщении определяют делением длины части маршрута, выходящего за пределы городской черты, на 3,33 км в автобусах общего типа (2,5 км в автобусах с мяг­кими откидными сидениями), а в Камчатской, Магаданской, Сахалинской областях, Якутской АССР и районах Красно­ярского края и Тюменской области, расположенных север­нее Полярного круга, соответственно на 2,5 и 1,87 км. За проезд неполного тарифного участка взимается плата как за проезд полного тарифного участка.

Плата за проезд в автобусах междугородных сообщений на регулярно действующих маршрутах взимается в зависи­мости от типа автобуса (общего типа или с откидными мягки­ми сидениями) и вида маршрутов: внутриобластных и межоб­ластных (межреспубликанских) маршрутов. Путь от 1 до 100 км разбивается на пояса через 5 км, от 100 до 300 км — через 10 км; от 300 до 1500 км —через 20 км. Плата за проезд в автобусах междугородных сообщений на регулярно дейст­вующих маршрутах на территории Камчатской, Магадан­ской, Сахалинской областей, Якутской АССР и районов Красноярского края и Тюменской области, расположенных севернее Полярного круга, взимается в зависимости от типа автобуса и расстояния проезда в размерах, указанных в отдельной таблице единых тарифов.

Плата за пользование автобусами по отдельным заказам предприятий, организаций и учреждений взимается в зави­симости от марки автобуса, общей вместимости автобуса, продолжительности пользования автобусом и за каждый километр пробега автобуса сверх 15 км. Плата за часы пользования автобусами, оборудованными кондиционера­ми, повышается на 30 %.

Размер платы по отдельным заказам населения за поль­зование автобусами туристско-экскурсионных учреждений профсоюзов и Бюро международного туризма льготный. В размер платы вводят поправочные коэффициенты (в сторону некоторого увеличения) для районов Крайнего Се­вера и местности, приравненной к районам Крайнего Севе­ра, а также для некоторых АССР, краев и областей, указан­ных в прейскуранте единых тарифов.

Плата за пользование легковыми автомобилями, предо­ставляемыми по разовым заказам учреждений, организаций, предприятий и населения, взимается из расчета за марку автомобиля и за 1 ч пользования.

За пользование грузовыми таксомоторами грузоподъем­ностью до 2,5 тонны включительно плата взимается в следующемразмере: за 1 км пробега — 30 коп., за 1 час про­стоя у клиента — 3 руб.

За пользование легковыми таксомоторами на всей тер­ритории РСФСР плата взимается в следующем размере: за 1 км пробега — 20 коп., 1 ч простоя у клиента — 2 руб., за посадку пассажира (при включении таксометра) — 20 коп.

Автомобили-такси оборудуют специальными приборами— таксометрами (счетчиками). Показания таксометра опреде­ляют сумму оплаты за поездку пассажира (пассажиров). Таксометры наиболее распространенных конструкций имеют пять счетчиков: «Плата за проезд»; «Касса» — суммирует плату нарастающим итогом (выполнение плана в денежном выражении); «Посадки» — учитывает число посадок; «Оп­лаченные километры пробега»; «Общий пробег» — фикси­рует общий пробег автомобиля-такси. По данным таксометра определяют эксплуатационные показатели: коэффициент платного пробега, среднюю скорость движения и среднее расстояние поездки пассажиров (в расчете на одну посадку).

За проезд в маршрутных легковых автомобилях-такси пригородных и междугородных сообщений плата взимается в зависимости от расстояния проезда по поясным тарифам. Тарифные участки на расстоянии 1—50 км имеют пояса че­рез 5 км; 50—150 — через 10 км; 150—300 км — через 15 км; 300 — 500 км — через 20 км. За каждые начавшиеся полные и неполные участки в 20 км после 500 км уплачи­вается дополнительно 60 коп.

За проезд пассажиров в пределах города в микроавтобу­сах — маршрутных автомобилях-такси (по числу мест для сидения) на всей территории РСФСР плата взимается в размере 15 коп. за поездку на расстояние до 8 км и 20 коп. на расстояние свыше 8 коп.

За провоз багажа, разрешенного к перевозке в автобу­сах городских сообщений, взимается плата за каждое место (в РСФСР — 10 коп.), а за провоз багажа в пригородных и междугородных автобусах — взимается плата за каждое место и в зависимости от расстояния перевозок.

Каждое место багажа массой до 30 кг в маршрутных автомобилях-такси провозится бесплатно, а сверх 30 кг оплачивается по тарифу для расстояния до 50 км и для рас­стояния свыше 50 км.

На проезд в автобусах детей и отдельных категорий пас­сажиров тарифами предусмотрены льготы.

В автобусах городских и пригородных сообщений плата за проезд одного ребенка в возрасте до 7 лет при взрослом пассажире, если он не занимает отдельного места, не взи­мается. Не взимается плата также и за одного ребенка в возрасте до 5 лет включительно в автобусах междугородных сообщений. За проезд детей в возрасте 5—10 лет включи­тельно взимается плата в размере стоимости (пониженной) детского билета.

Большая категория учащихся школ, студентов вузов, учащихся техникумов и училищ пользуется льготами и в отдельных случаях правом бесплатного проезда в автобу­сах пригородного и междугородного сообщения. Многие категории взрослого населения имеют право на бесплат­ный проезд в городских автобусах и автобусах пригородных и междугородных сообщений или им предоставляется право проезда со скидкой стоимости до 50 %.

Житель города может приобрести единый месячный би­лет на предъявителя для проезда в пределах города в метро, трамвае, троллейбусе и автобусе, или купить месяч­ный билет на предъявителя только на один вид транспорта. Это создает определенные удобства для той части населения, которая ежедневно пользуется транспортом.

Плата за пользование легковыми автомобилями, предо­ставляемыми пунктами проката (без водителей), взимается в зависимости от марки автомобиля из расчета за каждые календарные сутки и дополнительно за каждый километр пробега автомобиля. Например, за пользование автомоби­лем ГАЗ-24 «Волга» клиент выплачивает 5 р. 60 к. за пер­вые 10 сут. и по 2 р. 80 к. за каждые последующие сутки, или оплачивает абонементную плату за месяц в размере 85 руб. и дополнительно за каждый километр пробега 4,0 коп.

Бескондукторное обслуживание пассажиров, пользую­щихся городскими автобусами (трамваями, троллейбусами), получило повсеместное распространение. Эта система ока­залась для пассажира наиболее удобной, снизила трудоем­кость пассажирских перевозок, повысила их экономичес­кую эффективность.

При бескондукторной оплате за проезд в дополнение к кассам-копилкам могут устанавливаться и компостеры для погашения пассажирами купленных талонов. Зрительная связь водителя с салоном автобуса осуществляется через зеркало, установленное в кабине водителя. Водитель также пользуется громкоговорящей установкой при обращении к пассажирам автобуса.

Для участковых, дифференцированных по расстоянию тарифах билетная система усложняется, так как приходится иметь билеты различного денежного достоинства. Также усиливается контроль билетов у пассажиров.

Для пригородного и междугородного сообщения с участ­ковыми тарифами применяют системы: постанционных би­летов, основного и дополнительного билетов, одинаковых билетов и печатающихся билетов.

При системе постанционных билетов кондуктор должен иметь большое число категорий билетов различного денеж­ного достоинства. Пассажир получает только один биле-соответственно стоимости проезда. Такая система сложна. В СССР получила распространение более удобная форма основного и дополнительного билетов.

При системе основного и дополнительного билетов пас­сажир получает один основной билет и определенное число дополнительных билетов в зависимости от числа проез­жаемых им участков.

Основные билеты печатают обычно черной краской, до­полнительные — красной. Каждый билет (купюра) имеет порядковый номер и серию. Серия билета обозначена бук­вой и числом. В каждой серии печатается 1 млн. билетов, для каждой буквы установлено 100 серий. Таким образом, в каждой буквенной серии 100 млн. билетов.

По числу проданных основных билетов ведут учет числа перевезенных пассажиров. На каждом основном билете по его периметру нанесены деления с цифрами, обозначающими номера тарифных участков.

При системе одинакового билета кондуктор имеет ка­тушку или книжку билетов только одного денежного досто­инства, соответствующего стоимости проезда одного тариф­ного участка. Кондуктор выдает пассажиру такое число билетов, которое соответствует числу проезжаемых им та­рифных участков, и гасит их компостером, прокалывая но­мер тарифного участка на сложенных билетах сразу, как только вошел пассажир. Компостер кондуктора имеет спе­циальный счетный механизм, определяющий число проколов (число перевезенных пассажиров). Такая система позволяет широко пользоваться предварительной продажей билетов. В таком случае пассажир предъявляет кондуктору заранее купленный билет, который кондуктор гасит, прокалывая его компостером.

Получают распространение портативные билетно-кассовые аппараты, печатающие билеты нужного денежного достоинства. Причем на билете указывается номер тарифного участка, до которого едет пассажир. Такие аппараты имеют счетный механизм, фиксирующий число выданных билетов (число перевезенных пассажиров), и общую сумму выручки (кондуктора, водителя).

Для междугородных сообщений при поясных тарифах билеты могут быть единичные и поясные. Единичные биле­ты выпускают для поездок в автобусах и на маршрутных такси. В них указывают пояс проезда или маршрут следо­вания пассажира, номер места и время отправления авто­буса. Единичные билеты печатают на картоне и выпускают нескольких разновидностей: определенного пояса или оп­ределенного маршрута полной стоимости; детский; для про­езда на жестком или мягком месте; с включением или без включения в стоимость билета страхового сбора. Каждый билет имеет порядковый номер и серию. Единичные билеты продают в кассах автовокзалов и автостанций. При выдаче пассажиру билета указывают начальный и конечный пунк­ты поездки, время отправления автобуса и дату, которую проставляют компостером или штемпелем.

Поясные билеты выпускают для проезда на жестких или мягких местах транспортных средств четырех разновидно­стей в зависимости от расстояния поездки.

Поясные билеты каждой разновидности имеют порядко­вый номер и серию и продаются в кассах автовокзалов и автостанций, а в пути — кондуктором или водителем. При продаже билет отрезают от корешка так, чтобы стоимость проезда до конечного пункта была указана в билете, а стои­мость проезда по следующему высшему поясу — в корешке. Детский билет, кроме того, отрезают по линии, разделяю­щей стоимость полного билета от стоимости детского билета. На билете указывают пункты отправления и назначения, номер места, дату и время отправления.

Продажа билетов в автобусах, работающих без кондук­торов, производится кассами самообслуживания или полу­автоматическими кассами.

Билеты на перевозки маршрутными автобусами-такси. Для оплаты проезда в маршрутных автомобилях-такси име­ются билеты рулонного типа, имеющие буквенное и цифро­вое обозначения.

Для контроля водитель перед вручением билета надры­вает его против одного из чисел, обозначающих номер по­следнего оплаченного тарифного участка.

Билетно-кассовые операции. Автобусные билеты и би­леты для проезда в маршрутных автомобилях-такси печа­тают в централизованном порядке. Эти билеты на всех ста­диях их получения и хранения находятся на строгом учете. Билетным кассирам, кондукторам и водителям билеты выдают только через кассу под отчет. Движение билетов учи­тывается по билетной книге (получение со склада и выдача в подотчет). Число выданных билетов (по сериям и номерам) записывают на лицевой счет и в учетную книжку подотчет­ного лица. По окончании рабочей смены все вырученные деньги от продажи билетов и корешки поясных билетов вместе с билетно-учетным листом сдают в кассу автотранс­портного предприятия.

При работе без кондукторов кассиры автотранспортного предприятия вынимают кассету с деньгами из касс самооб­служивания. Перед тем как вынуть кассету, проверяют це­лость пломбы на кассе и правильность записи в билетноучетном листе по верхним номерам билетов на катушке кас­сы.

Автоматизация билетно-кассовых операций и резерви­рования пассажирских мест. Одной из сложных задач ор­ганизации междугородных автобусных перевозок является продажа билетов одновременно во многих кассах, расположенных в различных пунктах, а также резервирование мест для продажи билетов в промежуточных пунктах автобус­ных маршрутов.

Автоматизированная система продажи билетов состоит из ЭВМ, кассовых манипуляторов и информационных табло, соединенных каналами двусторонней связи. Запоминающее устройство ЭВМ может хранить в своей памяти все места автобусов, отправляющихся из данного пункта за 8—10 дней, и учитывать число свободных, проданных и зарезервиро­ванных мест в каждом автобусе.

Одновременно такая система дает информацию о напол­нении автобусов, подсчитывает выручку и выполняет необ­ходимые расчетно-учетные операции.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.