Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Развитие юридической психологии в России

 

В России в XIX веке интенсивно развивается судебная психология, после судебной реформы 1864 года. В 1874 году в Казани публикуется первая монография по судебной психологии А.А. Фрезе «Очерки судебной психологии». В 1877 году юрист Л.Е. Владимиров выступил со статьей «Психологические особенности преступников по новейшим исследованиям», в которой отмечал, что изучение индивидуальных характеров преступников обязательно для юристов.

В 80-х годах прошлого века начинается деятельность выдающегося русского юриста А.Ф. Кони, который уделял большое внимание связи уголовного права с психологией и написал ряд работ по судебной психологии. А.Ф. Кони подчеркивал, что в судебном делопроизводстве важны показания свидетелей. Чтобы адекватно трактовать показания свидетелей, юристы должны знать психологию и психопатологию.

Выдающиеся русские психиатры В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков и В.П. Сербский (XIX в. – начало XX в.) также обращают свое внимание на судебно-психологические и судебно-психиатрические проблемы, разрабатывают экспертизу участников уголовного процесса.

В начале ХХ века в России формируется психологическая школа права, родоначальником которой стал юрист и социолог Л.И. Петражицкий, в 1898-1918 гг. руководивший кафедрой истории философии права в Петербургском университете. Леон Петражицкий полагал, что наука о праве и государстве должна базироваться на анализе психических явлений. Психологическая школа права исходила из полной совместимости права и психологии. Идеи Петражицкого оказали влияние на развитие судебной психологии в начале ХХ в.

В 1902-1903 гг. вышло двухтомное исследование Г.С. Фельдштейна «Психологические основы учения о виновности». Известный юрист М.Н. Гернет в свой учебник «Уголовное право» (1913 г.) ввел параграфы «Психология преступника» и «Психология заключенного».



В 1907 году по инициативе В.М. Бехтерева и Д.А. Дриля был создан научно-учебный Психоневрологический институт, в программу которого входила и разработка курса «Судебной психологии». А в 1909 году в рамках Психоневрологического института был создан Криминологический институт.

В начале XX века судебной психологией начали заниматься профессиональные психологи (Н.Я. Грот, А.В. Завадский, А.Ф. Лазурский), и с этого времени она стала развиваться как самостоятельная прикладная отрасль психологии. Наметился круг основных проблем – изучение психики преступников, свидетелей и других участников уголовного процесса, диагностика лжи и др.

В первые годы после революции началось широкое изучение психологии различных групп преступников, психологических предпосылок преступности, психологии отдельных участников судопроизводства, проблем судебно-психологической экспертизы, психологии исправления правонарушителей.

Судебная и криминальная психология становятся общепризнанными и авторитетными отраслями знаний. Уже в 1923 году на I Всероссийском съезде по психоневрологии работала секция криминальной психологии (под руководством криминалиста С.В. Познышева). Съезд отметил необходимость подготовки криминалистов-психологов, а также целесообразность открытия кабинетов для криминально-психологических исследований. Вслед за этим во многих городах – Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе, Харькове, Минске, Баку и др. – организуются криминально-психологические кабинеты и кабинеты научно-судебной экспертизы, в составе которых были секции криминалистической психологии, которые исследовали психологию преступника и преступления. В работе этих кабинетов участвовали ведущие психологи. Их исследования стали использоваться в работе правоохранительными органами.

В 1925 году в Москве был создан Государственный институт по изучению преступности и преступника.

В 1930 году состоялся I съезд по изучению поведения человека, на котором работала секция судебной психологии. На этом съезде были намечены основные разделы судебной психологии: криминальная психология (психологическое изучение поведения преступника), процессуальная психология (психологическое исследование организации судопроизводства), пенитенциарная психология (изучение психологии исправительной деятельности).

С 30-х до середины 60-х годов проблемы юридической психологии были преданы забвению, поскольку в стране господствовал тоталитарный строй. Зародившиеся в 60-х годах тенденции к демократизации общества вызвали развитие общественных наук, также активизировались исследования и по юридической психологии.

Согласно Постановлению ЦК КПСС с 1966 г. в юридических вузах страны было введено преподавание общей и судебной психологии. Появляется ряд исследований по судебной психологии, психологии допроса, исправительной психологии.

В составе Академии МВД СССР была организована кафедра психологии. Во ВНИИ общей и судебной психиатрии им. В.П. Сербского была создана лаборатория психологии. В отдельных юридических вузах начались исследования различных проблем судебной психологии. Однако связь психологии и права осуществлялась лишь в сфере уголовного судопроизводства. Приоритетное развитие получили следующие проблемы.

1. Психологические аспекты противоправного поведения (криминальная психология) – Антонян Ю.М., Бородин С.В., Гульдан В.В., Дагель П.С., Ениколопов С.Н., Игошев К.Е., Кудрявцев В.Н., Лунеев В.В., Миньковский Г.М., Романов В.В., Столяренко А.М., Тарарухин С.А., Яковлев А.М. и др.

2. Психологические аспекты следственной тактики – Давлетов А.К., Дулов А.В., Еникеев М.И., Кэртэс И., Коновалова В.Е., Ратинов А.Р., Филонов Л.Б., Шахриманьян И.Н. и др.

3. Психология следователя – Васильев В.Л., Еникеев М.И., Котов Д.П., Шиханцов Г.Н. и др.

4. Судебно-психологическая экспертиза – Гульдан В.В., Костицкий М.В., Коченов М.М., Кудрявцев И.А., Ситковская О.Д. и др.

5. Психология исправительной деятельности – Глоточкин А.Б., Деев В.Г., Ковалев А.Г., Пирожков В.Ф., Пономарев П.Г., Стурова М.П., Туманов Г.А., Хохряков Г.Ф.

В настоящее время отечественная юридическая психология благодаря усилиям многих исследователей приобрела статус развернутой научной дисциплины. Однако многие ее направления, разделы разработаны еще не достаточно. К их числу относятся психология гражданского судопроизводства, психология частного и предпринимательского права, психология судьи, адвоката, прокурора, принятых судебных решений, индивидуализации наказания, психология правотворчества, правовой социализации личности и ресоциализации осужденных и др. В настоящее время проблемы юридической психологии в нашей стране интенсивно развиваются.

Заключение

Юридическая психология – прикладная отрасль психологии, изучающая психологические закономерности в сфере отношений, регулируемых правом. Юридическая психология имеет богатую историю развития и уходит корнями в труды древних философов. Как самостоятельный раздел науки юридическая психология сформировалась в XX веке.

Для того чтобы быть успешным в профессии юриста, только специализированных умений недостаточно, необходимо ещё и знание человеческой психологии, поскольку профессия юриста относится к типу профессий «человек – человек» и основывается на взаимодействии с людьми.

 

Список литературы

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. М.: Юридическая литература, 1998.

2. Дулов А.В. Введение в юридическую психологию. М., 1970.

3. Еникеев М.И. Юридическая психология. М.: Норма, 2002.

4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: Юриспруденция, 2000.

5. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 1998.

 

Вопросы и задания

1. Какие проблемы изучает юридическая психология?

2. Каким образом историческое развитие правосознания повлияло на формирование юридической психологии?

3. В чем специфика развития юридической психологии в России?

4. Кто из отечественных ученых способствовал развитию юридической психологии?

5. Почему в период тоталитарного режима в нашей стране юридическая психология как наука не развивалась?

6. Заполните таблицу № 1.

Таблица № 1

История развития проблем юридической психологии

Эпоха Философы, ученые, представители эпохи Развитие правосознания Взгляды на проблемы юридической психологии
Античность      
Средневековье      
Ренессанс      
Просвещение      
Новое время      
XIX-XX века дореволюционное время в России    
20-30 гг. XX века в России    
30-60 гг. XX века в России    
60-е гг. XX века - по настоящее время в России    

 

 


ТЕМА 2. ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ

 

План:

1. Понятие о внимании. Виды и свойства внимания.

2. Процессы и виды памяти.

3. Законы памяти.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.