Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Рекомендации «Как правильно беседовать»

I. Использовать «Вы-подход». Этот подход подразумевает интерес к личности собеседника, постановку себя на место собеседника. В словесном плане он реализуется в виде отказа от формулировок от первого лица. Например, вместо «Я бы хотел...» — «Не хотите ли Вы ...»; «Мне представляется...» — «Ваша проблема, похоже, заключается в том...», или: «Вероятно, тебе интереснее говорить о...». То же относится к констатации и передаче фактов. Например, вместо: «Хоть Вам и не известно» — «Как Вы знаете...»; «Вероятно, ты не слышал...» — «Ты, наверное, уже об этом слышал...». Любой человек охотнее говорит о собственных проблемах и желаниях, и ни один собеседник не является исключением из этого правила.

II. Поощрить собеседника к высказыванию своих мыслей можно посредством «минимизации ответов». Наиболее употребительными минимальными ответами являются следующие: «Да?»; «Продолжайте, продолжайте, это интересно»; «Понимаю»; «Можно ли поподробнее». Важно, чтобы подобные ответы возникали естественно, высказывались свободно и непринужденно. Эти реплики нейтральны, их иногда называют «открывающими», т.е. такими, которые способствуют развитию беседы, особенно в самом ее начале. Они снимают напряжение у говорящего, возникающую из боязни быть непонятым, получить отказ, т.к. молчание слушающего может быть неправильно истолковано как незаинтересованность или несогласие.

III. Принципиальное значение в проведении беседы имеют вопросы. Известно, что между вопросом и ответом существует достаточно строгая смысловая и формальная координация. (Другими словами, как спросишь – так и ответят). Вопрос строится в зависимости от потенциального ответа. Существует несколько классификаций типов вопросов, используемых в беседе.



1.По широте предстоящего ответа выделяются вопросы:

А. Закрытые вопросы - это вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет». Примеры: «Любите ли Вы бродить осенним вечером под теплым и негромким дождем?»; «Это все, что Вы хотели сказать?»; «Это трудно?»; «Предпочли бы Вы это сделать сами?». Закрытые вопросы ведут к созданию напряженной атмосферы в беседе, поскольку резко сужают «пространство для маневра» у собеседника, легко могут нарушить ход мыслей говорящего. Использование такого типа вопросов осуществляется только со строго определенной целью - расширить или сузить первоначальное сообщение говорящего, нацелить непосредственно на принятие решения.

Б. Открытые вопросы - это вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет», они требуют какого-то объяснения. Это так называемые вопросы «кто», «что», «как», «сколько», «почему». Например: «Каково Ваше мнение по данному вопросу?»; «Почему Вы считаете такой взгляд недостаточным?»; «Что Вы собираетесь делать летом?». Вопросы такого типа позволяют общению перейти в разновидность диалога-монолога с упором на монолог собеседника. Благодаря их использованию собеседник находится в более активном состоянии, он имеет возможность без подготовки, по своему усмотрению, строить содержание ответов.

В. Выясняющие вопросы - являются обращением к говорящему за уточнением. Они вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что уже было сказано. Например: «В этом ли состоит проблема, как Вы ее понимаете?»; «Что Вы имеете в виду?».

Для выяснения содержания ответа собеседника используется прием перефразирования, когда говорящему передают его же сообщение, но словами слушающего. Это делается для проверки точности понимания слов говорящего. Перефразирование можно начать следующими словами: «Как я понял Вас»; «Как я понимаю, Вы говорите...»; «Другими словами, Вы считаете...»; «По Вашему мнению...», «Правильно ли я понял, что Вы…». При перефразировании выбираются только главные, существенные моменты сообщения, иначе ответ вместо уточнения понимания может стать причиной путаницы.

 

2. По смыслу предстоящего ответа выделяют вопросы:

А. «Да-нет» вопросы, т.е. закрытые.

Б. Альтернативные вопросы. Вопрос содержит в себе самом тот возможный выбор, который предстоит сделать собеседнику. Например, «Это была женщина или мужчина?»

В. Избирательные вопросы. Вопрос задает некоторый круг «предметов», не называя их конкретно, из которых можно сделать выбор. Этот выбор содержится в ответе на избирательный вопрос. Например: «Чем он болен?» - «Гриппом».

Г. Иксовые вопросы, не подсказывающие ответа. Например: «Что он сказал?»; «Что Вы собираетесь делать летом?». На вопрос такого типа могут последовать любые ответы.

 

3. По функциональной роли вопроса выделяют:

А. Подспудные вопросы - это вопросы, которые задает себе сам проводящий беседу. Подспудный вопрос рождает целую последовательность конкретных вопросов.

Б. Прямые вопросы - это средство реализации подспудного вопроса - Прямые вопросы могут быть сформулированы в личной форме: «Знаете ли Вы...»; «Что Вы думаете о..?»; «Каково Ваше мнение по поводу...?» Они также могут быть сформулированы в безличной или полубезличной форме: «Некоторые люди считают, что...», «А как с Вашей точки зрения?».

В. Фильтрующие вопросы - выполняют функцию контрольных. Положительный или отрицательный ответ, полученный на них, должен быть повторен на связанные с ними по смыслу вопросы. Это делается для изобличения ложных ответов.

 

IV. Неприемлемые в беседе вопросы и высказывания:

a) наводящие вопросы, которые самой своей формулировкой подсказывают ответ: «Вы, конечно, любите читать книги?»;

b) вопросы, первая часть которых содержит оценочную позицию или точку зрения экспериментатора: «Я знаю, что такие уверенные в себе люди, как Вы, легко общаются. Не так ли?»;

c) вопросы, носящие произвольный, непроверенный, альтернативный характер: «Вам легко знакомиться с другими людьми или Вам это трудно сделать?» (испытуемый может придерживаться третьей точки зрения, которая вовсе не задана этим вопросом и потому может остаться невысказанной);

d) вопросы, слишком широко сформулированные относительно предмета обсуждения: «Как Вы относитесь к другим людям?»;

e) некоторые реплики могут быть восприняты собеседником как принуждение к беседе. Это высказывания следующего типа: «Это почему же?»; «Приведите мне хоть одну на то причину…»; «Почему бы и нет?»; «Ну, не может быть, чтобы так уж плохо...». Они скорее приведут к прекращению разговора, чем к его продолжению;

f) не рекомендуется задавать вопросы, содержащие отрицание, например, вопрос: «Не видели ли Вы…?», «Не знаете ли Вы…?», поскольку подобные вопросы подразумевают ответ: «Нет, не видел», «Нет, не знаю».

 

V. Если вопросы экспериментатора начинают затрагивать болезненную для собеседника область, то можно смягчить это общими фразами, преуменьшающими неблагоприятное впечатление: «Всем иногда приходится переживать неприятности, разочарования»; «Родители не всегда правильно понимают своих детей» и т.п. Иногда такие фразы облегчают испытуемому сообщение о важных для него событиях, ситуациях, оценках. Следует, однако, не злоупотреблять комментариями и высказывать их как можно реже, осторожнее и всегда продуманно.

 

Заключение

В психологии личностью называют совокупность социально значимых качеств индивида, которые проявляются в общественных связях и отношениях. Изучать личность можно с помощью следующих методов: эксперимент, беседа, наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности и биографии человека, проективные методы.

Юрист в своей профессиональной деятельности может исследовать личность клиента с помощью методов: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности и биографии (ни тестирование, ни психологический эксперимент, ни проективные методы юрист не использует). Умение психологически грамотно «наблюдать» и «беседовать» со своим клиентом может значительно повысить эффективность профессиональной деятельности юриста и является составляющей его профессиональной компетентности.

 

Список литературы и источников

1. Аверин В.А. Психология личности. М., 2001. 192 с.

2. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев: Выща школа, 1978.

3. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.

4. Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Г. Роршаха). Киев, 1989.

5. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13.

6. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М.: Медицина, 1970. С. 160-171.

7. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во МГУ, 1987.

8. Метод беседы в исследовании личности [электронный ресурс] http://www.psychology-online.net/articles/doc-1010.html

9. Михалевская М.Б., Корнилова Т.В.. Метод наблюдения в психологии [электронный ресурс] http://www.psychology-online.net/articles/doc-1211.html

 

Вопросы

1. Какими характеристиками должен обладать индивид, чтобы можно было назвать его личностью?

2. Каждый ли человек является личностью? Каждый ли человек является индивидом? Аргументируйте ответ.

3. Какие психологические методы используются для исследования личности человека?

4. Какие психологические методы исследования личности используются для решения правовых вопросов?

5. Какими психологическими методами может пользоваться юрист в ситуации, когда необходимо изучить психологические особенности личности своего клиента?

6. В каких ситуациях юристу необходимо знание личностных особенностей своего клиента?

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.