Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Психологическая характеристика допроса

 

С психологической точки зрения допрос представляет собой стандартизированную или частично стандартизированную беседу[18] следователя с допрашиваемым с целью получения от него информации об интересующих следствие событиях, фактах, отношениях.

Допрос имеет ряд особенностей:

1) допрос всегда начинается с передачи следователем некоторой информации допрашиваемому;

2) следователь перед каждым допросом определяет, какую информацию он может сообщить, а о чем говорить нельзя. Следователь сообщает информацию допрашиваемому, только если это необходимо для достижения целей допроса;

3) допрос имеет принудительный характер для допрашиваемого;

4) следователь при допросе регулирует поток информации – большая часть информации исходит от допрашиваемого, меньшая – от следователя;

5) инициатива в общении в ситуации допроса всегда принадлежит следователю;

6) следователю необходимо поддерживать интерес допрашиваемого к процессу общения.

В структуре допроса выделяют три основные стадии:

1) подготовительная стадия, основными задачами которой являются:

- получение максимального объема информации о допрашиваемом,

- формирование цели допроса,

- определение места, времени и круга лиц, которые будут участвовать в данном следственном мероприятии,

- техническое обеспечение допроса,

- составление плана допроса;

2) основная стадия, которая условно может быть разделена на несколько подстадий: установление психологического контакта, свободный рассказ, корректировка показаний с помощью вопросов;

3) фиксация показаний в протоколе допроса.

 

На эффективность допроса влияют следующие психологические факторы.



1. Следователь ставит перед допрашиваемым определенную мыслительную задачу, например, вспомнить факты; дать оценку произошедшим событиям; охарактеризовать личность проходящих по делу лиц; установить взаимосвязи между фактами, явлениями и пр.

Эффективность допроса во многом зависит от того, насколько следователь сумеет облегчить ход мыслительной деятельности допрашиваемого. Поэтому следователю необходимо тщательно продумывать вопросы, которые он будет задавать допрашиваемому.

2. Достижение допрашиваемым поставленных следователем перед ним мыслительных задач (вспомнить …, опознать …, установить взаимосвязь… и пр.) во многом зависит от психического состояния допрашиваемого. Активизировать мыслительную деятельность может как положительное, так и отрицательное психическое состояние: мыслительные процессы улучшаются как в состоянии внутреннего комфорта и расслабленности, так и в состоянии легкого стресса.

Следователь должен помнить, что допрашиваемый рассказывает свое воспоминание, сохранившийся мысленный образ. Этот образ может быть деформирован (см. законы памяти, ошибки восприятия и т.д.). Также допрашиваемый может сознательно исказить информацию, если его интересы не совпадают с интересами следствия.

3. Следователю необходимо создать мотивацию у допрашиваемого, т.е. вызвать у него желание общаться и сотрудничать. Мотивация создается за счет апелляции к эмоциям допрашиваемого: к чувству справедливости (желание наказать виновных и оправдать невиновных), к чувству ответственности (как законопослушный гражданин Вы должны помочь следствию), к чувству собственной значимости (следствие нуждается в Вашей помощи), к чувству страха (Вы тоже можете стать жертвой преступления. Мы все равно узнаем, тогда Вам же будет хуже), к чувству самосохранения (Вы поможете нам – мы поможем Вам), к чувству стыда (Вы сможете спокойно спать по ночам … ?) и др.

В некоторых случаях допрашиваемый изначально мотивирован и хочет помочь следствию, а в других – следователю необходимо вызвать интерес у допрашиваемого и желание общаться. Следует помнить, что обращение к эмоциям допрашиваемого всегда значительно эффективнее, чем рациональные доводы.

Для того чтобы определить, к каким чувствам допрашиваемого следователю лучше обратиться, необходимо изучить обстоятельства дела, собрать сведения о личности допрашиваемого, о его отношениях с другими людьми, и быть внимательным к его невербальному поведению в ситуации допроса.

4. В ходе допроса следователь должен выяснить состояние, в котором находился допрашиваемый непосредственно в момент восприятия событий. Следует помнить, что многие эмоции (страх, гнев, ревность, обида и т.д.) в значительной степени снижают точность восприятия.

5. Новая информация по делу, поступившая от допрашиваемого, должна быть воспринята следователем, т.е. у него должна появиться, дополниться, измениться мысленная модель прошлого события. Облегчить взаимопонимание может как использование уточняющих вопросов, так и составление схем и макетов обстановки.

6. На эффективность допроса влияет поведение следователя. Уверенность и спокойствие следователя, его размеренная и грамотная речь, естественность мимики, жестов и телодвижений, опрятность и чистоплотность, знание до мельчайших подробностей материалов дела создает впечатление высокой профессиональной компетентности следователя и вызывает уважение у допрашиваемого.

 

Психологическое влияние

 

В ходе допроса следователь и допрашиваемый оказывают психологическое воздействие друг на друга. Эффективность допроса зависит также от того, насколько успешно следователь сможет повлиять на поведение допрашиваемого и противостоять психологическому воздействию с его стороны.

В психологии выделяют следующие основные виды психологического влияния:

· убеждение,

· внушение,

· заражение,

· формирование благосклонности,

· просьба,

· принуждение,

· деструктивная критика,

· игнорирование,

· манипуляция.

Рассмотрим каждый вид психологического воздействия подробнее.

1. Убеждение – это сознательное и аргументированное воздействие на другого человека с целью изменить его суждение, отношение к чему-либо или кому-либо, намерение или решение.

Этот вид психологического воздействия предполагает:

- предъявление собеседнику ясных, четко сформулированных аргументов в приемлемом для него темпе и в понятных для него терминах (метод развертывания аргументации);

- открытое признание как сильных, так и слабых сторон предлагаемого решения, дающее адресату понять, что инициатор влияния сам видит ограничения этого решения (метод двусторонней аргументации);

- получение согласия на каждом шаге доказательства (метод положительных ответов Сократа).

2. Внушение – это сознательное и неаргументированное воздействие на человека с целью изменить его состояние, отношение к чему-либо или кому-либо, предрасположенность к определенным действиям.

Этот вид психологического воздействия успешно используют люди, обладающие высоким личным авторитетом, личным магнетизмом; говорящие уверенно, отчетливо и размеренно; использующие условия и обстановку, усиливающее суггестивное[19] воздействие (приглушенное освещение, ритмичные звуки, ритуальные прикосновения и др.).

3. Заражение – это передача своего психического состояния или отношения другому человеку или группе людей. В результате «заражения» у человека (группы людей) изменяется психическое состояние. Заражение достигается за счет высокой энергетики собственного поведения.

4. Формирование благосклонности – это формирование у собеседника положительного отношения к себе. Достигается за счет личного обаяния и привлекательности, высказывания благоприятных суждений о собеседнике, подражания ему[20], оказания ему услуги.

5. Просьба – это обращение к собеседнику с призывом удовлетворить свою потребность или желание. Чтобы у собеседника возникло желание удовлетворить просьбу, просящему необходимо использовать ясные и вежливые формулировки, проявить уважение к праву человека отказать в просьбе, если ее выполнение неудобно ему или противоречит его собственным целям.

6. Принуждение – это требование выполнить распоряжение, подкрепленное открытыми или подразумеваемыми угрозами, шантажом, физическим насилием.

7. Деструктивная критика – это высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики состоит в том, что она не позволяет человеку «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя.

Деструктивная критика предполагает:

- наложение не подлежащих обсуждению запретов и ограничений;

- запугивание возможными последствиями;

- угроза наказанием, в наиболее грубых формах – физической расправой;

- принижение личности партнера по общению (например, по формуле: «Да что тебе объяснять, все равно ты не поймешь»). Высмеивание того, что критикуемый не в состоянии изменить: внешности, социального и национального происхождения, скорости реакций, тембра голоса и др.;

- высказывание справедливых критических замечаний адресату, который находится в состоянии ошеломленности и подавленности неудачей.

8. Игнорирование – это умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям. Чаще всего воспринимается как признак пренебрежения и неуважения, однако в некоторых случаях игнорирование выступает как тактичная форма прощения бестактности или неловкости, допущенной партнером.

Игнорирование предполагает:

- демонстративное пропускание слов партнера «мимо ушей»;

- поведение, указывающее на то, что присутствие партнера не замечается;

- невыполнение обещаний или опоздание с отсутствием попыток что-либо объяснить;

- молчание и отсутствующий взгляд в ответ на вопрос, упрек или любое другое высказывание партнера;

- внезапная смена темы разговора.

9. Манипуляция– это вид скрытого психологического воздействия манипулятора на собеседника, при котором собеседник воспринимается как объект, как средство достижения целей; манипулятор достигает своих целей за счет игры на слабостях собеседника, добиваясь выигрыша. В основе манипуляции всегда лежит некоторый обман.

К неправомерным способам психологического воздействия следователя на допрашиваемого из вышеперечисленных относятся деструктивная критика и принуждение.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.