Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ЛЕКЦИЯ 17 КУЛЬТУРА РОССИИ ХХ ВЕКА

 

Культура ХХ века – это огромная тема, которая не может быть охвачена в

рамках одной лекции. Поэтому для данной лекции выбраны два вопроса:

 

1 Культура серебренного века.

2 Основные этапы советской культуры.

 

 

Культура серебряного века.

 

Эта эпоха оценивается не однозначно. Для одних это - эйфория заполнения белых пятен, знакомство с новыми именами, абсолютизация их. Для других – это век декаданса, попыток кощунственного христианского поиска. Что же характерно длясеребряного века?

Во-первых, это менталитет социокультурного человека, освобожденного от мышления, пронизанного политикой. Это век постпокаянного мышления.

Во-вторых, это религиозно-философский Ренессанс, неохристианские поиски.

В-третьих, это эпоха тотального индивидуализма, интереса к тайнам психики, господство мистического начала в культуре.

В-четвертых, противоречивую позицию занимали по отношению к новым веяниям серебренноговека писатели, чье творчество выходило к традициям Х1Х века: М.Горький, И.Бунин, Куприн, А.Толстой, А.Андреев, В.Вересаев. М.Горький возмущался господством мещанской культуры, которую принес с собой серебренный век.

В-пятых, ментальность серебряного века – это культ творчества.

В- шестых, эпоха новых направлений: символизм и акмеизм, модернизм, футуризм, авангардизм, античность.

ХХ век ни в одной национальной культуренедал такого взлета, как в России. М.Ахматовв,А.Блок, А.Белый, Н.Гумилев, О. Мандельштэм, Б.Пастернак, В.Маяковский, М.Цветава – все они взращены серебренным веком русской культуры.

Для художественной культуры характерно, во-первых, усиление взаимодействия ее и западной философии (Ф.Ницше, И.Кант, А.Шопенгауэр, Р.Штейнер);



Во-вторых, это культура сложна по форме, метафорична, иносказательна;

В-третьих, ряд новых направлений: символизм, футуризм, авангардизм, которые затем стали основой модернизма XX века.

Лидером старшего поколения символизма стал Мережковский. Его взгляды наиболее полно отразились в книгах «Гоголь и черт», «Грядущий хам», трилогии «Христос и антихрист». Русский символизм окрашен в цвета единства интеллигенции, разрыва ее с народом и появлением грядущего хама.

Прорыв к реальности совершили младосимволисты А. Блок, А. Белый.

На неантичной акмеической почве возникло целое соцветие талантов и прежде всего А. Ахматова, Н. Гумилев.

Особое место занимает русский авангард. Это прежде всего В. Кандинский, К. Малевич, П. Филонов, М. Шагал.

Серебренный век предвосхитил многие культурные искания XX века. Серебренный век – это сложный, противоречивый взлет, каких очень мало в мировой культуре. Здесь и религиозно-философские искания, и новый тип человека, стремящегося к внутренней свободе духа. Здесь начало философии ненасилия, создания культурной ауры нового типа.

 

Советская культура.

 

Сегодня в советской культуре утвердилось два подхода. Первый объявляет всю советскую культуру люмпенско - маргинальный, не представляющий никакого интереса, второй – это объемный конкретно-исторический подход.

Советская культура уничтожила культуру дворянства в результате революции и гражданской войны и культуру крестьянства в результате государственного переворота 1929 г.. выразившегося в политике разкрестьянивания деревни. Культура пролетариата к моменту уничтожения этих двух культур не сложилась. Советская культура – это явление сложное, многоплановое. Сложилось на основе культуры военных, люмпенов и культуры лагерей. Соотношение этих компонентов на разных на разных этапах развития общества было различным.

Культура 20-х годов отличалась плюрализмом. Н.Бухарин и А.Луначарский были склонны к диалогу культур. В полном расцвете находилась культура инакомыслия: А.Блок, А.Белый, И.Бунин, О.Мандельштам, А.Ахматова, Н.Гумилев, В.Короленко, В.Кандинский, М.Шагал, С.Рахманинова, Ф.Шаляпин, И.Стравинский.

Иное дело 30-50гг. Именно в этот период складывается культура тоталитаризма. Всякое инакомыслие подавлялось.

Для достижения главной цели построения социализма бы­ли пост лены следующие задачи:

1. Культурная революция, включающая ликвидацию безграмотности, создание гигантской системы высших учебных заве­дений; НИИ, библиотек, театров, подготовку кадров, обеспечи­вающих потребности системы управления и производства.

2. Создание достаточно мощного корпуса ученых, инже­неров, специалистов, обеспечивающих стране научно-техничес­кий и интеллектуальный потенциал, сопоставимый с потенциалом самых развитых индустриальных стран.

3. Технологическая модернизация, обеспечивающая возможность быстрого переоснащения Вооруженных сил и создание материально-технической базы для последующих модернизаций в ферме экономики и управлении.

В результате культурной революции и урбанизации, совершенных в рекордно-короткие сроки, и мощной перекачки на­селения из деревни в город возникла неустойчивая, динамичес­ки неравновесная гибридная культура. Её основными признаками являются черты фабричной системы: 1) стандарти­зация, 2) планомерность, 3) массовость, 4) широкая регламен­тация деятельности, 5) трудовая дисциплина, 6) организация по военному образцу, 7) тенденция к концентрации.

Таким образом, все базовые признаки культуры, которая создавалась в ЗО-50 гг., суть характерные черты фабричной сис­темы. Следовательно, признанный источник тоталитаризма - фаб­ричная система, превращающая человека в механизм, подлежащий дроблению, манипуляции, была зацементирована в России аффек­тивным преклонением перед государственностью и нетребователь­ностью к жестким правовым ограничениям деятельности общественных институтов.

В художественном отношении в 30-50 гг. была осуществле­на ликвидация различных художественных течений. В 1934 году в СССР была официально-провозглашена доктрина социалистического реализма. Все-другие направления были объявлены вне за­кона, независимые группировки художников были упразднены. Год спустя в Ленинграде умер Казимир Малевич, глава и идейный вдохновитель авангарда, картины авангардийской живописи больше не выставлялись, имена художников не упоминались. То, что к тому времени попало в музеи, было спрятано в хранилище, куда был закрыт доступ не только публике, но и большинству музейных работников. К творческому наследию авангардистов установилось официальное отношение не как к искусству, а как к хламу, не достойному внимания.

Тоталитаризм в культуре породил социокультуриую мифологию. Она стала базой советской массовой культуры. Её черты – доступность, вульгаризация любого явления истории или современности, двухмерность и двухцветность взгляда на мир, обожествление вождя героизация населения, псевдооптимизм, упрощенная форма для полуграмотной массы. Социокультурными феноменами стали массовая песня из кинофильма («Волга – Волга», «Светлый путь».)

Вместе с тем в рамках социалистического реализма создали свои М.Горький, М.Шолохов, А.Фадеев, А.Толстой, Н.Островский и др. В эти же годы широкую известность получили музыкальные произведения Д.Шостаковича, Н.Я.Мясковского, А.И.Шапорина. Подлинными шедеврами киноискусства стали фильмы Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Александра Довженко. Зачастую произведения были глубже своего жанра. Так, созданные в жанре массовой песни Исаковского «Катюша», «Враги сожгли родную хату» выражали боль, надежду и радость простого человека.

Культура 60-х гг. получила название оттепели. К этому времени фабричная система достигла предельного расширения и начала модифицировать. С другой стороны, социальное неравенство не стало нормой социальной жизни. Все это создало советского либерализма. Начало оттепели связывают с появлением в 1954 году повести И.Эренбурга с этим названием. А окончание связывают с политическими процессами над С.Синявским и Ю.Даниэлом (февраль 1966 -год).

Пьесы Розова, книги В.Аксенова и А. Гладина, стихи Евтушенко и А.Вознесенского, кинофильмы М.Хуциева «Застава Ильича» стали нравственно-политической позицией «детей - шестидесятников», отвергших Сталина и человека – винтика. Началом переворота в сознании стали рассказы А.Солженицина «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Случай на станции Кричетова». Они стали набатом, обращенным к народной совести. Центрами инакомыслия стали театральные коллективы «Современник», «Таганка».

Культурные приоритеты периода застоя составили:

1. Выход проблемы жизненных достижений личности из-под зависимости "прокормиться" или "сберечь семью" (как она стала в трудные 20-е, 30-е, 40-е, 50-е годы).

2. Продажа партийно-хозяйственной бюрократией своих властных возможностей.

3. Заметное расширение масштабов теневой экономики и ее стычки на одной стороне – с государственной бюрократией, а на другой – с торговцами-индивидуалами.

4. Установление системы двойного счета – плановых показателей, экономических интересов, социального поведения. Все это свело на нет доверие граждан к декларируемым ценностям и, как следствие, установило идеологический иммунитет к общественным ценностям.

Культура 70-80-х годов ХХ века в СССР сохранила многие черты, свойственные культуре советского периода, но приобрела и свои собственные, вытекающие из особенностей времени. Пережив хрущевскую оттепель, получив возможность ближе знакомиться с мировой культурой, многие в СССР стали задумываться над путями дальнейшего развития культуры. Реально стало существование официальной и неофициальной, диссидентской культуры. Энтузиазм несколько поубавился. Противоречивость культуры осознавалась большинством членов общества. Это находило выражение в двух противоречивых тенденциях в литературе и искусстве. С одной стороны, обращение к революционной романтике, попытки найти там моральную опору, с другой, – все больше проявлялись настроения безысходности, безнадежности, попытки найти идеал в экзотических вероучениях, увлечение христианством. Официальная культура становилась более догматичной, утрачивала стремление к поиску, обновлению. Особенно это нашло отражение в борьбе чиновников от культуры с теми произведениями, которые, по их мнению, не соответствовали эталонам.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в культуре советского периода существовало "советское" ядро, включающее в себя идеологию марксизма-ленинизма, не всегда правильно понятного и осмысленного, в то же время существовали целые пласты, практически не испытавшие влияния этого ядра, продолжавшие культурные российские традиции. К 70-м годам влияние идеологии заметно возросло, так как выросло уже несколько поколений воспитанных в советское время в советской системе образования, но при этом с середины 70-х можно проследить процесс отторжения ценностей "развитого социализма" и рядовыми гражданами, и деятелями культуры.

Вместе с тем и 70-80 гг. обогатили русскую культуру. Так называемые "деревенщики" В.Распутин, В.Астафьев, Б.Носов талантливо осмыслили проблемы русского народа. Продуктивен был диалог народов бывшего СССР. Творчество Р.Газматова,Г, Айтматова, И.Кулиева, Э.Межелайтиса олицетворяли феномен советской культуры. Советские кинофильмы занимали призовые места на престижных кинофорумах.

Современная российская культура переживает сложный период перехода к рыночным отношениям.

Реформаторы, пришедшие к власти после августовского путча, считали, и то для создания рынка достаточно осуществить всего лишь два шага: отпустить цены и предоставить людям экономическую свободу. Реформаторы практически проигнорировали особенности российской культурной традиции, стереотипы и архетипы российского сознания. Сегодня мы снова задаем уже традиционный для российской истории вопрос: куда идти? И опять сталкиваются две полярные точки зрения.

Первая исходит из принципа – нечего изобретать уже открытое, нужно учится у Запада. Согласно второй, россияне должны идти по особому пути, опыт Запада для нас чужероден. При такой постановке проблемы легко прослеживаются аналогии со старыми спорами между западниками и славянофилами, но этого мало.

Западный опыт цивилизованного рынка опирался на систему базисных ценностей, которые складывались и шлифовались в течение длительного периода, но по европейской цивилизации, начиная с эпохи-становления протестантской этики как основы проанализированного Вебером "духа капитализма". Эта система в ее современном варианте предполагает индивидуальную свободу и личную ответственность, рациональность выбора и действия, правовое государство и единое правовое пространство как условия соблюдения договорных отношений су6ъектов рынка, справедливость и равенство понимаются прежде всего как равенство возможностей; признается ценность земного бытия как установка на постоянное и хлопотливое обустройство жизни. В России другая культурная традиция. Начиная с петровских реформ и включая Советскую историю, Россия пережила несколько крупных модернизаций (реформы Петра I, Александра II, ускоренная индустриализация 30-х годов. Каждая из них осуществлялась путем насильственного преобразования сложившегося уклада русской жизни сильной государственной властью. Западный опыт не встраивался органично в традиционную русскую почву, а скорее, выглядел как трансплантация, как искусственный орган, внедряемый в чужую культуру, которую он трансформировал, сталкиваясь с противоречащими ему традициями. Сопротивление традиций обычно приводило к откату после реформ, а иногда и к смутным временам. Но новый опыт полностью не зачеркивался. Сложные процессы его ассимиляции порождали через некоторое время всплеск культурных достижений, обогощяющих европейскую и мировую культуру. Эхом петровских реформ в российской культуре стал "золотой" XIX век, эхом реформ Александра II – серебряный век (конец ХIХ-начало ХX вв. ). «Прививки» новой европейской культуры после их ассимиляции в России возвращались в мировую культуру в виде новых достижений.

Симбиоз двух противоположных структур – новоевропейского опыта и традиционной ментальности – в российской жизни был источником всех ее проблем, воспроизводимых на протяжении десятилетий и даже столетий. В частности, подобной проблемой было противостояние интеллигенции и народа. Интеллигенция как носитель западной образованности и новых идей часто не находило опоры в народных массах, которые были хранителями традиционной культуры.

В российской культурной традиции идеалы индивидуализма не занимали того приоритетного положения, которое было характерно для западной системы ценностей. Российскому духу был свойственен идеал соборности. Н.Бердяев в свое время подчеркивал, что соборность отлична от комунальности, то есть такого состояния коллективной жизнедеятельности, которое определено внешним принуждением. Соборность же предполагает объединение людей общей целью и общим делом, исходя из внутренних побуждений.

Но в реальной системе жизненных ориентаций эти идеи переплетались. Их соединение можно обнаружить как в менталитете традиционной крестьянской общины, так и в советской идеологии. Уничтожив общину, советская власть воссоздала черты общинной жизни в жизнедеятельности производственных коллективов. Эти коллективы представляли собой не только профессиональные объединения людей, но и служили особыми формами общения и повседневной человеческой коммуникации: праздники, дни рождения люди отмечали как в семье, так и в производственном коллективе, рождались традиции совместного отдыха, существовала взаимопомощь.

В условиях тоталитарного контроля и коммуникабельности те элементы соборности, которые сохранялись в жизни трудовых коллективов, становились своеобразным самозащитным механизмом для личности и специфической формой проявления ее свободы.

С идеалом соборности тесно связано и особое понимания. свободы, свойственной русскому духу. Оно больше ориентированно не на индивидуальную свободу, а на коллективные формы ее реализации. Сложная российская история в дореволюционный период не создала достаточно устойчивых предпосылок для формирования правового государства. Продвижение в. этом направлении, начатое реформами Александра II было блокировано последующим откатом реформ, а затем окончательно прервано революцией и массовым применением насилия.

Однако не следует думать, что практика решения различных жизненных вопросов неправовыми методами сложилась только в советскую эпоху. Эта практика имела в России давнюю традицию. Нелишне вспомнить, что самодержавие в России обожествлялось (царь-помазанник божий) и стояло над законами; что длительный период российской истории был эпохой крепостного бесправия крестьянских масс, что разные сословия наделялись различными правами, что взятка и произвол были характерными чертами функционирования громоздкого, чиновничьего аппарата, на который опиралась самодержавная власть.

В стране сформировалось особое понимание закона и права. В архетипах российского сознания категории "закон" и "право" не имеют самоценного значения и лишь тогда выступают ценностью, когда к ним добавлено прилагательное «справедливый». Справедливость, таким образом, всегда становилась выше права.

Само понятие справедливости включало множество смыслов. Здесь можно обнаружить и уравнительно-распределительное: понимание справедливости, имеющее своим истоком традиционно-общинную жизнь, и трансформированное в идеал коммунистического общежития в советскую эпоху. В понятие справедливый входило и стремление к идеалу сильной централизованной власти, олицетворяемой справедливым царем”.

В свое время В. Ключевский отмечал в качестве характерной черты российского самосознания его тяготение к действиям на "авось", к рационально не просчитанным поступкам. Такой тип поведения В.Ключевский связывал с особенностями российской жизни и хозяйственной деятельности, протекающей в климатической зоне неустойчивого земледелия, к которой относятся большая часть тер­ритории России. К тому же российский народ страдал от набегов, частых войн, поборов со стороны властей. Народное сознание отразило нестабильное состояние человеческой жизни в многочислен­ных поговорках, типа "от сумы и от тюрьмы не зарекайся". В этих условиях неопределенности и неустойчивости бытия снижалась ценность рациональных поступков. Таким образом, для современной российской культуры характерно столкновение западной культуры с традиционными российскими стереотипами поведения.

 

Терминологический словарь

Акмеизм - (перевод: высшая степень, цветущая сила) - течение в русской поэзии 1910 г. (М.Кузьмин, ранние Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам), провозгласило освобож­дение от символических порывов возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова. Ему однако присущи склонность к камерности, эстетизму, поэтизации чувств.

Символизм - направление в европейском и русском искусстве XIX - наличие ХХ в., художественное соображение посредством символов и таинственных идей, находящихся за пределами чувственного восприятия, элементы фантастики - в нем.

Футуризм(перевод: будущее). Футуристы призывали отвергнуть достижения прошлого и возвеличивали технику и промышленный дух нового времени, его темы и масштабы.

Модернизмкак культурное явление XX века включает в себя группу разнообразных художественных течений, различных по своим стилевым признакам. Объединяло их стремление к созданию искусства будущего, новаторство, отрицание основных принципов традиционного искусства.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1 История культуры России: Уч. пособие Добрынникова, Баланкина Т.И. и др.: Ред. Коллегия Аинхов и др. – М.: Знание, 1993. – с.222/ История и теория культуры./

2 Миженская З.Ф., Самар Р.Н. Культура и рынок // Вестник: МГУ Сер.6.- Экономика. - 1993.-№3.-С .61-70.

3 Ракитский В. Культура и интерес нации // Вопросы экономики.- 1994.- №2. – с. 26-30

4 Карпулин О. Можно ли управлять культурой // Диалог. - 1994.-

№4 с.75-81

5 Московская А.А. Взаимодействие экономики и культуры: опыт анализа // Общество и экономика. – 1994. - № 3-4. – с.16-27

6 Седов А.А. Место русской культуры среди мировых культур.// Полис.-1994.- №4.- с.97-100.

7 Рашковский Е. Россия и Юг: перекрестки культур // Мировая экономика и международные отношения.- 1995. - № 1. – с.132-141

8 Валяева М. Кто вы, пророки нашего времени? (О личности художника в современной культуре) // Социум. – 1995. -№ 4. – с. 56-59

9 Степин В. Культура и становление цивилизационного рынка в России // Вопросы экономики. – 1995. -№ 7. - с. 74-81

10 Блохин Н.С., Игнатьев Е.А. Культура и финансовая политика государства // Финансы.- 1995. - № 10. - с.29-31

11 Кефели И.Ф., Кулакова Т.А. Культура и экономическая жизнь общества // Соц. полит. журнал.- 1995. - № 5. – с. 105-112

12 Махнач В. Диагноз : Размышление историка культуры. Русское западничество: История и современность // Москва. – 1996. - № 1. – с. 144-165

 

 

ПРОВЕРОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ КУЛЬТУРОЛОГИИ

1. Формационный подход к типологии культур был разработан:

А.Марксом

Б.Шпенглером

В.Тойнби

Г.Данилевским

 

2. Цивилизационный подход к типологии культур был разработан:

А.Марсом

Б.Энгельсом

В.Шпенглером

Г.Гердером

3. Мировоззрение древних греков можно назвать:

А.мифологическим

Б.религиозным

В.научным

Г.идеологическим

4.В центре мироощущения древних греков лежит представление

А. о космосе

Б. о боге как личностном абсолюте

В.человеке как активном субъекте

Г.о разуме

5.Основной чертой римской культуры можно считать:

А.интерес к внутренней жжизни человека

Б.преклонение перед мощью государства

В. поклонение богу как личностному абсолюту

Г.всестороннее развитие личности

6.Мировоззрение средневекового человека можно считать

А. мифологическим

Б.религиозным

В.научным

Г. идеологическим

7.В центре мироощущения средневекового человека лежит представление

А.о боге

Б. о космосе

В. о человеке

Г.о разуме

8.развитие средневековой образованности связано главным образом с деятельностью

 

А.монастырей

Б.городских школ

В.феодальных замков

Г. деревенских приходов

 

9. для эпохи Возрождения был характерен интерес к

А.средневековому искусству

Б.искусству мусульманского Востока

В.искусству древнего Египта

Г.античному искусству

 

10.Что такое гуманизм эпохи Возрождения

· А. следование христианским заповедям

Б.стремление к аскетизму и духовным ценносям

В.абсолютное уважение к уникальности человеческой жизни

Г.проявление интереса собственно к человеку, а не к богу

 

11.Протестантизм считает, что

А. церковь должна быть посредником между богом и человеком

Б. между богом и человеком нет посредника

В.посредником между богом и человеком является священник

Г.между богом и человеком вообще нет связи

12. Протестантская этика отразила моральные нормы

А.крестьян, ремесленников, купцов

Б.рыцарства

В.католического священства

Г.королевской власти

13. 2Трагическим гуманизмом” принято называть мировоззрение

А. эпохи Возрождения

Б. эпохи Просвещения

В. XVII века

Г.эпохи Реформации

14. В своей борьбе с католической церковью и абсолютизмом Просвещение апеллировало

А.к богу

Б. к разуму

В. природе человека

Г.революции

15.Великая французская революция оставила в неприкосновенности такую ценность как

А.право частной слбственности

Б.сословное деление общества

В.абсолютистская королевская власть

Г.католическую церковь

 



1Лосев А.Ф.История античной эстетики (ранняя классика). - М., 1963.- С. 60

 

1 Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь./ Новый мир. – 1988.-№8.-с.249

1 Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности// Новый мир.-1988.-№7.-с.232.

1 См., например; р-ты Л. Н. Гумилева.

1 Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.У-УШ. – Тула:

Приокское издательство, 1990. с.149

 

1 Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.У-УШ. – Тула:

Приокское издательство, 1990. с.149

2 Там же.

1 Любимов Л.Д. Искусство древней Руси. - М: Просвещение, 1961. С. 239-240.

1 История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX- начала XX в. – М.: Политиздат, 1991. –с. 35.

 

1 Гачев Г.Д. Национальный космо-психо-логос.// Вопросы философии. – 1994. №12.

1 Бердяев Н.А. Русская идея. // О России и русской Философской культуре – М.: Наука, 1990

1 Соловьев В.С. Национальный вопрос в России.

 

1 Ключевский В.0. Соч.: В 9т. Т.1. - М.: 196. С.315.

2 Лосский Н.0. Условия абсолютного добра. -М.: 1991. С.209.

 

 

1 Лихачев Д.С. "Крещение Руси и государство Русь"/ Новый мир.- 1988.- № 6.- с. 258.

2 Бердяев Н. Русская идея.// Вопросы философии.-1990.-№1.с.83.

1 Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности.// Новый мир,- 1988.-№ 6.-с.235.

1 Белинский В.Г. Избранные произведения. - М., 1965. с.348.

2 Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж. с.14.

3 Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности.// Новый мир. -1988.-№6.-с.216.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.