Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Синтетические и аналитические счета и их взаимосвязь.

 

Все счета бухгалтерского учета по объему содержания или масштабу группировки делятся на два вида: синтетические и аналитические. В соответствии с делением счетов и бухгалтерский учет подразделяется на синтетический и аналитический учет. Синтетическими называются счета, в которых осуществляется обобщенный учет активов, пассивов (средств) и хозяйственных процессов, без подразделения на элементы. Они ведутся только в денежном выражении.

Аналитические счета служат для подробной характеристики объектов бухгалтерского учета, т.е. расшифровывают обобщенные данные синтетического счета. Таким образом, аналитические счета дают детальную подробную характеристику синтетического счета. Отражение хозяйственных средств и процессов в обобщенных показателях (на синтетических счетах) называется синтетическим учетом, а отражение их в детализированных показателях (на аналитических счетах) - аналитическим учетом.

Между счетами синтетического и аналитического учета существует тесная взаимосвязь, которая заключается в следующем:

1) сальдо (как начальное, так и конечное) по данному синтетическому счету равно сумме всех сальдо по аналитическим счетам, входящим в данный синтетический счет.

2) обороты по дебету и кредиту синтетического счета должны быть равны соответствующим итогам оборотов по аналитическим счетам.

Кроме синтетических и аналитических счетов на практике применяются еще субсчета. Субсчета - это промежуточное учетное звено между синтетическими и аналитическими счетами. При их помощи осуществляется дополнительная группировка данных аналитического учета с целью получения обобщенных сведений об отдельных объектах внутри данного синтетического счета. Субсчета позволяют получать нужные сведения об отдельных группах объектов, входящих в состав этой номенклатуры.



 

Обобщение данных текущего бухгалтерского учета

 

Для того чтобы проверить результаты хозяйственной деятельности, установить степень финансовой устойчивости хозяйства в целом и в его определенных частях и дать сводную экономическую информацию о состоянии финансовых ресурсов за определенный календарный период, необходимо обобщить данные текущего бухгалтерского учета. Обобщение, или сводка, данных текущего учета дает возможность сверки и взаимоконтроля произведенных учетных записей.

Способы и приемы текущего контроля различны. Они обуславливаются организацией бухгалтерского учета.

Одним из наиболее распространенных приемов контроля за правильностью записей и за взаимосвязью счетов аналитического и синтетического учета является составление ведомостей оборотов за тот или иной отчетный период, как правило, за месяц.

Оборотная ведомость по счетам синтетического учета составляется для:

- обобщения, сводки всех записей по счетам;

- контроля, проверки этих записей;

- выведения конечного сальдо и установления взаимосвязи между счетами и балансом.

В оборотную ведомость вносятся по каждому счету бухгалтерского учета сальдо на начало и конец отчетного периода, и итоги оборотов за отчетный период по дебету и кредиту каждого счета.

Рассмотрим на примере содержание оборотной ведомости по счетам синтетического учета:

Таблица 3

Наименование счетов Сальдо на начало отчетного периода (Сн) Обороты за отчетный период (До, Ко) Сальдо на конец отчетного периода (Ск)
Д-т К-т Д-т К-т Д-т К-т
Основные средства - -  
Материалы - -  
Готовая продукция - -  
Денежные средства на текущих банковских счетах - -
Объявленный капитал - - -
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) - - -
Займы банков - -
Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам - - -
ИТОГО:

Из итога оборотной ведомости видно, что получились три пары равных сумм.

Такое равенство свидетельствует о правильности записей на счетах.

Итоги сальдо на начало периода (Сн) по дебету и кредиту между собой равны (112000 и 112000); это вытекает из равенства итогам актива и пассива баланса на начало отчетного периода. Равенство оборотов по дебету и кредиту за отчетный период (67000 и 67000) вызвано методом двойной записи, так как все операции записаны в дебет одних счетов и в кредит других. Равенство итогов сальдо на конец периода (Ск) обусловлено равенством итогов актива и пассива баланса на эту дату.

Если равенство оборотов по дебету и кредиту не получается, то это означает, что имеют место ошибки в записях.

Ведомости оборотов по счетам аналитического учета составляются в том же порядке и должны соответствовать счетам синтетического учета.

Таблица 4

Оборотная ведомость по счету “Основные средства”

Наименование аналитического счета Остаток на начало периода (Сн) Обороты за отчетный период (До и Ко) Остаток на конец периода (Ск)
Дебет Кредит
1.Здания 2.Оборудо- вание - - -
Итого     -    

Для проверки данных аналитического учета требуется итоги оборотной ведомости сопоставить с итогами синтетического счета. Равенство между ними свидетельствует о правильности записей.

Таблица 5

Оборотная ведомость по счету

«Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и

Подрядчикам»

 

Наименование аналитического счета Сальдо на начало периода Обороты за отчетный период Сальдо на конец периода
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
Поставщик «А» Поставщик «Б» Итого   - - - - - -

 

Приведенный пример наглядно подтверждает различие и одновременно неразрывную связь между синтетическими и аналитическими счетами. Эти различия и связи выражаются в том, что операции, записанные в дебет или кредит синтетических счетов в общих суммах, были одновременно записаны частными суммами на те же стороны соответствующих аналитических счетов. Отсюда суммы записей по аналитическим счетам всегда должны равняться итогам записей в их синтетических счетах.

Взаимная сверка показателей синтетического и аналитического учета посредством составления оборотных ведомостей позволяет осуществлять контроль над правильностью записей, произведенных на счетах бухгалтерского учета.

 

Глава 5. Учетный цикл

Учетный цикл и его этапы

Учетный цикл - это последовательность учетных процедур от анализа хозяйственных операции до составления финансовой отчетности и закрытия счетов.

Полный учетный цикл состоит из следующих этапов:

1. Установка операции или факта совершения для регистрации (первичные документы). По юридическим и первичным документам бухгалтер устанавливает хозяйственные операции для регистрации в учете. Для этого проверяет их на соответствие требованиям документального оформления: соблюдение форм бланков, полноты заполнения реквизитов, правил и своевременности оформления хозяйственных операций. Осуществляет формальную, арифметическую, юридическую, встречную и логическую проверки. После этого производится регистрация операций в журналах проводок и фактов;

2. Разноска из журналов проводок записей в Главную книгу. На проверенные хозяйственные операции даются бухгалтерские проводки в Главном журнале.

3. Разноска из журналов в Главную книгу. Сальдо счетов в Главной книге служат основанием для формирования неоткорректированного пробного баланса. Процедуры подготовки финансовых отчетов осуществляются в трансформационной таблице.

4. Подготовка неоткорректированного пробного баланса. На основании сальдо счетов Главной книги составляется пробный баланс. Пробный баланс - это баланс до выявления финансовых результатов, то есть до закрытия временных счетов. Следовательно, на счетах доходов и расходов будут сальдо, требующие корректировки. Из Главной книги остатки на счетах вносятся в колонки трансформационной таблицы "Пробный баланс до корректировки";

5. Регистрация в Главном журнале трансформационных (корректирующих) записей. Трансформационные (корректирующие) проводки необходимы для признания доходов и расходов по методу начисления. При этом корреспондируются один временный, другой постоянный счета. Корректирующие проводки затем разносятся в одноименных колонках трансформационной таблицы;

6. Подготовка откорректированного пробного баланса. На основе данных колонок "Пробный баланс до корректировки" и "Корректирующие записи" выводятся новые остатки по счетам и вписываются в колонки "Пробный баланс после корректировки";

7. Подготовка финансовых отчетов.

8. Регистрация в главной книге закрытия счетов. Бухгалтер регистрирует в Главной книге закрывающие проводки. Данная процедура проводится для обеспечения идентичности данных в Главной книге и финансовых отчетах.

9. Подготовка баланса после закрытия счетов. Выводятся сальдо по постоянным счетам и заполняется бланк баланса на основе трансформационной таблицы.

10. Регистрация в Главной книге остатков постоянных счетов. Приводится в соответствие сальдо счетов в Главной книге и трансформационной таблице.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.