Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Методика должна содержать несколько разделов.

1.Цель и задачи анализа. В первом разделе определяется конкретная цель анализа того или иного направления деятельности исследуемой организации, формулируются задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.

2.Организация анализа. В этом разделе определяются субъекты анализа (координаторы, организаторы, исполнители); периодичность, сроки и этапы его проведения.

3.Информационное обеспечение анализа. Данный раздел содержит подробный перечень информационных источников. При этом все источники могут быть разбиты на группы, например, можно выделить нормативные документы, регулирующие предметную область анализа и порядок формирования показателей в бухгалтерском учете; данные бухгалтерского учета; внутренние отчеты и т.п. Состав информационной базы в значительной степени определяется целями анализа и доступностью информации для пользователя. Как уже отмечалось, внешним пользователям доступен ограниченный объем информации, в то же время внутренние пользователи могут использовать всю информацию о деятельности организации. Кроме того, развитие информационных технологий привело к созданию во многих организациях единого информационного пространства, что существенно расширяет возможности аналитиков в отношении формирования информационной базы.

4.Расчетные аспекты анализа. Именно этот раздел иногда трактуется как собственно методика в узком смысле, так как именно в нем раскрывается последовательность действий аналитика. В этом разделе приводятся макеты аналитических таблиц, формулы расчета аналитических показателей (например, финансовых коэффициентов) с обязательной ссылкой на источники информации, факторные модели и формулы расчета влияния изменения факторов на изменение результативных показателей и т.п.



5.Контрольно-управленческий аспект. Цель анализа – выработка рекомендаций, вариантов управленческих решений, поэтому в последнем разделе методики могут быть приведены варианты решений в различных ситуациях. При этом нужно иметь в виду, что такие рекомендации имеют, как правило, достаточно общий характер, так как сформулировать конкретные предложения можно только на основе проведенного аналитического исследования, которое базировалось на информации, отражающей специфику деятельности организации на определенном этапе.

В отношении методики можно выделить два аспекта – разработку и применение. Необходимо понимать, что, не имея методики, невозможно провести качественный анализ. Поэтому, даже если методика не написана, аналитику придется продумать все те аспекты, которые отражаются в методике.

Разработка учеными и ведущими специалистами-практиками типовых методик облегчает работу аналитиков, способствует повышению ее качества. При этом, как правило, любая типовая методика требует определенной адаптации.

В процессе реализации (применения) методики происходит сбор информации и ее аналитическая обработка. И только опираясь на результаты расчетов, а также выводы, сделанные на основе применения неформализованных методов, можно обосновать управленческие решения.

Как правило, структура аналитического отчета совпадает со структурой методики. И несмотря на то что в методике последний раздел (контрольно-управленческие аспекты анализа) может отсутствовать, выводы и предложения по результатам анализа – важнейшая часть отчета.

 

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте метод экономического анализа и его характерные особенности.

2. Раскройте сущность и содержание методики экономического анализа.

3. Дайте определение показателя и назовите виды аналитических показателей.

4. Сформулируйте определение и приведите классификацию факторов.

5. Приведите классификацию методов экономического анализа.

6. Назовите и охарактеризуйте общенаучные методы познания, составляющие основу аналитического исследования экономических явлений и процессов.

7. Раскройте состав и содержание специальных методов экономического анализа.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Общая характеристика неформализованных методов

Экономического анализа

Термин «неформализованные методы» достаточно условен. Многие из этих методов хорошо проработаны, описаны в литературе. Кроме того, при реализации некоторых методов используется математический аппарат.

Неформализованные методы:

1. Разработка системы показателей.Не существует такого показателя, который мог бы дать всестороннее представление об анализируемом объекте, поэтому аналитики, как правило, работают с системой показателей. В специальной литературе сформулированы основные требования, которым должна удовлетворять система аналитических показателей (рис. 27):

 

 


Рис. 27. Основные требования, которым должна удовлетворять

система аналитических показателей

Несмотря на существование формальных требований к системе показателей, ее разработка всегда является творческим процессом.

2. Сравнение. Сравнение– общенаучный метод исследования, однако его можно рассматривать и как специальный метод экономического анализа, так как его применение в аналитических исследованиях имеет особенности.

Сравнение отчетных показателей с плановыми позволяет выявить отклонения от целевых параметров и их причины, наметить корректирующие мероприятия.

Сравнение отчетных показателей с показателями предшествующих периодов позволяет оценить динамику показателей, выявить тенденции их изменения.

Сравнение темпов роста различных показателей позволяет оценить интенсивность и эффективность использования ресурсов, рентабельность продаж, активов и т.д.

Выявить многие резервы, перенять передовой опыт возможно на основе сравнения показателей предприятия с показателями других предприятий (межхозяйственного сравнения).В рамках межхозяйственного анализа может проводиться сравнение показателей предприятия со средними и лучшими по отрасли. Особую значимость межхозяйственные сравнения приобретают в условиях конкуренции.

Существуют и другие виды сравнений.

При проведении любого вида сравнений сравниваемые объекты должны быть качественно сравнимы между собой, должна быть обеспечена сопоставимость показателей.

3. Детализация. Одним из распространенных приемов анализа является детализация, которая применяется в сочетании с другими методами. Показатели, характеризующие анализируемый объект, могут детализироваться по временному признаку, по месту совершения хозяйственных операций, центрам ответственности, составным частям (слагаемым, сомножителям).

Детализация по хронологическим периодам позволяет оценить динамику и ритмичность процессов.

Детализация по центрам ответственности позволяет дать индивидуализированную оценку работы исполнителей и руководителей. Выделение центров ответственности – один из ключевых элементов системы управленческого учета.

Детализация показателей по составным частям лежит в основе факторного анализа.

4. Построение аналитических таблицявляется одним из важнейших приемов проведения анализа, так как они используются на всех этапах проведения анализа.

На этапе подготовки в таблице систематизируются исходные данные, осуществляется предварительная их группировка, рассчитываются отдельные промежуточные итоги и аналитические показатели.

На этапе аналитической обработки данных с помощью таблиц могут осуществляться вычисления (например, исчисляться финансовые коэффициенты, проводиться факторный анализ).

На этапе представления результатов анализа в таблице осуществляется свод наиболее важных показателей, полученных в результате анализа.

Использование таблиц при проведении аналитических процедур и представлении результатов обеспечивает систематизацию данных; уменьшение объема и наглядность аналитических записок.

Таблица представляет собой комбинацию горизонтальных строк и вертикальных граф (столбцов, колонок). Таблица, в которой заполнена текстовая часть, но отсутствуют числовые данные, называется макетом таблицы (рис. 28). В подлежащемтаблицы (как правило, в крайней левой графе) приводятся наименования показателей, определяющих сущность таблицы (рис. 28), в сказуемом – их числовые значения.

Таблица 21

Показатели эффективности использования основных средств

В ЗАО «Любинский МКК» за 2012–2014 гг.

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2014 г. к 2012 г., в %
Среднегодовая стоимость ОС, тыс. руб.        
Среднегодовая численность работников, чел.        
Выручка от продажи продукции, тыс. руб.        
Прибыль от продажи продукции, тыс. руб.        
Коэффициент фондоотдачи, коэф.        
Коэффициент фондовооруженности, коэф.        
Коэффициент фондорентабельности, коэф.        

 

Рис. 28. Пример макета таблицы
К аналитическим таблицам предъявляетсяряд требований:

– целесообразно строить таблицы, размер которых на превышает 10 граф и 10–20 строк;

– таблицу следует размещать в тексте после первого упоминания (на этой же странице или на следующей);

– слово «таблица», как правило, размещается справа над заголовком таблицы, нумерация – по разделам или сквозная (рис. 28);

– таблица должна иметь заголовок (рис. 28), в котором кратко и точно отражается основное содержание таблицы, а также по возможности указывается, к какому объекту (указать организацию) и времени она относится (за какой временной период будут приведены данные в таблице – например, за 2012-2014 гг.);

– таблицу лучше располагать по ширине текста, без отступа «красной строки»;

– в таблице обязательно наличие единиц измерения; единицы измерения могут указываться в заголовке таблицы, в отдельной графе или при описании каждого показателя;

– графы иногда целесообразно нумеровать; при нумерации граф, как правило, подлежащее обозначается буквой «А», графы сказуемого нумеруются арабскими цифрами; нумерация граф обязательна при разрыве таблицы;

– в таблицах принято располагать сначала абсолютные показатели, а затем относительные; то есть исходную информацию ранее, чем расчетные показатели (рис. 28);

– если в таблице используется показатель, алгоритм расчета которого неочевиден или может трактоваться по разному, необходимо привести этот алгоритм в примечании к таблице или описать его в тексте аналитического отчета;

– любая аналитическая таблица должна сопровождаться текстовыми выводами, при формулировании которых необходимо руководствоваться правилом «от общего – к частному», то есть сначала анализировать общий итог, а затем переходить к промежуточным итогам и отдельным показателям.

Пример вывода: Проведя анализ структуры и динамики активов и пассивов в ГП «Омскоблавтотранс» можно сделать вывод, что за 2012−2014 гг. наблюдается тенденция уменьшения валюты баланса. В 2013 г. по сравнению с 2012 г. валюта баланса снизилась на 29663 тыс. руб. или на 9,63% и составила 278346 тыс. руб., а в 2014 г. по сравнению с 2013 г. валюта баланса снизилась на 1664 тыс. руб. или на 0,6% и составила 276682 тыс. руб., что является отрицательной тенденцией. Снижение валюты баланса произошло из-за того, что стоимость внеоборотных активов (основных средств − автопарк ГП «Омскоблавтотранс») за 2012−2014 гг. сократилась на 23271 тыс. руб. или на 10,84% в 2013 г. по сравнению с 2012 г., а в 2014 г. по сравнению с 2013 г. на 36769 тыс. руб. или на 19,21%. Доля основных средств в валюте баланса составила 69,70%, 68,76%, 55,89% в 2012, 2013, 2014 гг. соответственно. Стоимость оборотных активов в 2013 г. по сравнению с 2012 г. снизилась на 6919 тыс. руб. или на 7,46% , а в 2014 г. по сравнению с 2013 г. выросла на 35157 тыс. руб. или на 40,93%. Увеличение оборотных активов в 2014 г. произошло из-за роста денежных средств на 69340 тыс. руб. или на 15,52%. Так как, автопарк в ГП «Омскоблавтотранс» сократился, следовательно, и потребность в запасах (запасные части, ГСМ) снизилась в 2013 г. по сравнению с 2012 г. на 1544 тыс. руб. или на 3,78%, а в 2014 г. по сравнению с 2013 г. на 6590 тыс. руб. или на 16,75%.Долгосрочная дебиторская задолженность в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличилась на 15 тыс. руб. и составила 771 тыс. руб., а в 2014 г. по сравнению с 2013 г. снизилась на 182 тыс. руб. и составила 589 тыс. руб., что является положительной тенденцией. Краткосрочная дебиторская задолженность в 2013 г. увеличилась на 5414 тыс. руб. и составила 38896 тыс. руб., а в 2014 г. снизилась на 27409 тыс. руб. и составила 11487 тыс. руб., что так же является положительной тенденцией. В ГП «Омскоблавтотранс» большую долю оборотных активов в 2012, 2013 гг. занимали запасы − 13,27%, 14,14%, соответственно, а в 2014 г. денежные средства 27,53%.Доля внеоборотных активов в общей стоимости имущества составила 69,87%, 69,14%, 56,25% в 2012, 2013, 2014 гг. соответственно. Доля оборотных активов в общей стоимости имущества в 2012 г. составила 30,13%, в 2013 г. − 30,86% и в 2014 г. − 43,75%. Наибольший удельный вес в совокупных пассивах предприятия в 2012 и 2013 гг. занимал заемный капитал, 58,82%, 63,23% соответственно, а в 2014 г. собственный капитал − 50,80%. Доля собственного капитала в структуре пассива ГП «Омскоблавтотранс» в 2012−2014 гг. составляла 36,77%, 41,18%, 50,80% соответственно. Собственный капитал увеличился в 2013 г. по сравнению с 2012 г. на 1352 тыс. руб., а в 2014 г. по сравнению с 2013 г. на 25934 тыс. руб. − это связано с увеличением нераспределенной прибыли. Доля долгосрочных обязательств в структуре пассива составляла в 2012−2014 гг. 1%, 1,31%, 1,25% соответственно. Долгосрочные обязательства увеличились в 2013 г. по сравнению с 2012 г. на 573 тыс. руб. или на 18,65%, а в 2014 г. по сравнению с 2012 г. долгосрочные обязательства снизились на 180 тыс. руб. или на 4,94%.Доля краткосрочных обязательств в структуре пассива составляла 62,23%, 57,51%, 47,95% в 2012, 2013, 2014 гг. соответственно. Краткосрочные обязательства снизились в 2013 г. по сравнению с 2012г. на 31588 тыс. руб. или на 16,48%, а в 2014 г. по сравнению с 2013 г. 27418 тыс. руб. или на 17,13%, что является положительной тенденцией для предприятия. Кредиторская задолженность в ГП «Омскоблавтотранс» составляла 21185 тыс. руб., 30046 тыс. руб., 27034 тыс. руб. в 2012, 2013, 2014 гг. соответственно. Доходы будущих периодов в 2012 г. составили 170489 тыс. руб., в 2013 г. − 130040 тыс. руб. и в 2014 г. − 105634 тыс. руб.

Грамотное построение аналитических таблиц является составной частью общей культуры оформления отчетной документации.

5. Эвристические методы анализа(табл. 23)представляют собой группу методов сбора и обработки информации, опирающихся на профессиональное суждение и творческое мышление группы специалистов (экспертов). Название этой группы методов происходит от термина «эвристика» – наука о творческом мышлении.

 

Таблица 23






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.